Страна друзей. Часть 1

  Когда мы возвращаемся из путешествия, то в памяти остаются яркие воспоминания, необычные для нас ландшафты, исторические факты, новые знакомства. Это то неповторимое и колоритное впечатление, что не даёт угаснуть чувству сопричастности к нашему миру, а воспоминания будут согревать долгие годы жизни.
   Недавно возвратилась из поездки в Болгарию. В обратной дороге невольно вспомнила своё путешествие в Абхазию. Эти совершенно разные поездки, удивительным образом оказались связаны той, непостижимой для меня вязью, которая подвластна только высшим силам и Божьему проведению.
    Абхазия – райский уголок с плодоносящими садами, солнцем, морем, горами и святыми местами. Когда мы подъезжали к Новому Афону я задремала и увидела во сне апельсиновую рощу, а за ней залитое солнцем море. А по прибытии на место, удивилась, ведь, окно моей комнаты было как раз над апельсиновым садом, а за ним простиралось Чёрное море. Не забуду день Успения Пресвятой Богородицы 28 августа 2014 года. Проснувшись я выглянула в окошко и увидела над морем одно лёгкое облачко в виде крыла птицы. Моя сестра тогда ещё пошутила, что это ангел ко мне прилетел. В этот день мы пошли в Ново-Афонский монастырь на праздничную службу. Войдя в храм я увидела над алтарём Богородицу, а чуть ниже, двух ангелов, именно с таким взмахом крыла, что явилось мне белым облачком. Не забываемая прогулка у водопадов. Это место в 1888 году посещал император Александр III с супругой, императрицей Марией Фёдоровной и сыном Николаем. Обогащённые впечатлениями и приуставшие мы только к вечеру возвратились в своё новое жилище. В оставленном мной мобильном телефоне обнаружила множество пропущенных вызовов от Всеволода Михайловича Кузнецова (руководителя ЛИТО «Ладога») и Евгении Рафаиловны Титовой (ответственного секретаря ЛИТО). Меня охватило щемящее предчувствие какой-то трагедии. Связавшись с Всеволодом Михайловичем, с прискорбием узнала, что ушли из жизни два наших болгарских друга – поэт Георгий Чичаров, который много лет проработал в Советской России строителем и был близким другом Кузнецова, и Веселин Георгиев, благодаря которому завязались наши творческие связи с плевенскими литераторами. Мои мысли уносились в Москву, к нашим друзьям и, в неведомую ещё для меня, страну Болгарию, в незнакомое село Тополи, в опечаленный утратой дом Чичаровых. Кто эти люди, какие они? Я их не знала, да и представить себе не могла, что не пройдёт и года, как я навещу эту гостеприимную семью. Меня с подругой Надеждой Константиновной, радушно встретит вдова Людмила вместе со всем своим семейством. К нам придёт поэт, прозаик и художник Веселин Асенов, подарит свои книги и картины на добрую память! Мы будем оживлённо общаться, читать стихи, вспоминать. Здесь отведаем настоящую болгарскую кухню, ведь, Людмила первоклассная повариха. А ещё сфотографируемся с хозяйкой и её куклой, которую она одела, ещё в молодости, в национальный свадебный наряд. Это фото дорого мне, так как и я, тоже занимаюсь народными куклами, и даже открыла у себя в детском саду, где я работаю, мини-музей «Кукольная страна». Ещё сделаем снимки на память – со всей семьей Чичаровых и со Станиславом Пеневым, близким другом Георгия, главным редактором газеты «Литература и Общество», и его супругой Веской. Замечательные люди! По дороге в Албену, где мы отдыхали, у меня родится стихотворение «Болгарские Дали»:

Есть в Болгарии Дали,
Le Topoli de Paris.
Здесь Асенов Веселин
Подарил нам мир картин.

В них и море, и земля,
И далёкие края.
Он поэт и гуманист,
Слог его ритмичен, чист.

Долгих лет желаем, сил,
Краски что б в картины лил,
Руку другу подавал,
Не хандрил и не хворал!

  Всех этих событий я и не могла себе представить в тот погожий, тёплый и печальный абхазский вечер. Чем ещё мне запомнилась та поездка? Никогда не забуду, как ранним утром 30 августа, перед поездкой в Сухум, мы с сестрой пошли на море. Безлюдный тихий пляж, спокойное, прозрачное и тёплое море, а вдали, в небе, со стороны России, стая летящих птиц. Я засмеялась и сказала сестре: «Смотри, вот и птицы на юг прилетели»! Какое было у нас удивление, когда над нами, стоящими в море, низко пролетали, вытянув шеи и выстроившись парами, как бы в шахматном порядке, тяжело взмахивая усталыми крыльями, молчаливые журавли. Не забываемое зрелище! Восторг и грусть одновременно. Эти птицы похожи были на скитальцев, вынужденных покинуть отчий край, что бы временно обрести пристанище на чужбине. Потом был разбитый войной Сухум, удручающее впечатление. А ведь, прошло уже двадцать лет после войны! Поездки на озеро Рица, которым когда-то восхищался и наш отец, живший под Сухумом у друзей, экскурсия в Ново-Афонские пещеры, где я почувствовала себя песчинкой в утробе мироздания, паломническая поездка в незабываемый Иллорский монастырь, с мироточащими иконами, и, наконец, восхождение на гору Иверской Божьей Матери, которое увенчало наше путешествие и оставило ещё одно незабываемое впечатление. Дело в том, что к концу нашего отдыха пошли ливневые, практически тропические дожди, которые нарушили наши планы и подпортили отдых. И вот, буквально в последний день, опять проглянуло солнышко, порадовав своим теплом и мы, уже ближе к вечеру, рискнули пойти по следам Святых Апостолов Симона Кананита и Андрея Первозванного. Добравшись практически до цели, нас уставших, стали пугать, неизвестно откуда взявшиеся, тучи и накрапывание дождя. Тучи надвигались со всех сторон и начался сильный дождь, как только мы подошли к часовне. Постояв в очереди, так как она очень маленькая и может вместить всего несколько человек, а там в это время шла ежевечерняя служба, немного помолившись и приложившись к святыням, мы укрылись под выступом скалы. Быстро темнело и дождь не прекращался, это сподвигло нас на обратную дорогу. Спуск нам предстоял не из лёгких, шёл дождь, потоки воды несли камни, которые больно били по ногам. Бездорожье, тёмный лес, шум воды и вдруг… пение. Сначала я подумала, что мне почудилось, переглянувшись с сестрой, мы обернулись назад. За нами, на фоне горного леса и силуэтов разрушенной Анакопийской крепости, спускался монах в окружении нескольких сестёр, и они пели, прославляя Богородицу. И вдруг показалось, что нас отбросило время на тысячелетие назад, в прошлое. Наконец, добравшись до асфальта, фонарей и цивилизации, мы ощутили себя в нашем времени. Именно эти картины древней Анакопии с поющим монахом вспомнились мне, когда я путешествовуя по Болгарии, оказалась на чудесном
 полуострове-музеее   Несебр. Ведь, и здесь, тоже когда-то, пролегал путь Андрея Первозванного.
   Так, всё таки, чем мне ещё запомнилась Болгария?

  В самом начале поездки, когда мы приземлились и отъехали от аэропорта Варна, прочитала указатель «Аксаково». Детство моё прошло в Подмосковной деревне Сухарево, недалеко от местечка Аксаково. Вот и первая неожиданность. В аэропорту мы должны были встретится со Станиславом Пеневым, повторюсь, главным редактором газеты «Литература и Общество», но встреча перенеслась на дневное время. Болгары любезно предоставили мне возможность связаться со Станиславом по телефону. То, что Пенев приехал в Албену, в гостиницу «Добруджа», где мы разместились с моей подругой Надеждой, в окружении поэта Георгия Ковачева и международного арбитра ФИДЕ по шахматам Левона Ованезова, произвело на меня впечатление, и говорило о значимости нашей встречи. Самые приятные воспоминания сохранила я в своей душе. В памяти осталось улыбающееся лицо Станислава, внимательные глаза Георгия, с тёплым рукопожатием, и образ маленького светлого и мудрого Левона Ованезова.  Я передала подарки и приветы из  России, от Всеволода Кузнецова, Галины Мамонтовой, Евгении Титовой и сборники наших «литовцев» со своей статьей о пребывании плевенской делегации в Лобне. Мы условились встретиться через несколько дней, Станислав запланировал для нас поездку в Варну. А я посвятила ему стихи:

Привет от Кузнецова передать я рада,
И поцелуй воздушный от Галины*.
Примите, Стас, объятья и корзины!
Приветы от друзей для Вас награда,
Была у нас серьёзная преграда**,
Но Громовник*** сменил свой гнев на милость.
Сегодня скорбь немного отдалилась,
И я в улыбке Вашей растворилась…
О «Ладоге» друзьям хочу поведать,
Славянской рифмы, здесь, у вас, отведать,
Чтоб вязью слов скрепилась наша встреча,
И нежно лёг на плечи в Варне вечер.



*Галины – Мамонтова Г.В.

**преграда – стихийное бедствие в Варне, когда в районе Аспарухово погибли люди

***Громовник (в славянской миф.) – дед Перуна, вещий кузнец, кующий судьбы человеческие, мастерская его устроена в грозовых тучах.

   В Албене, где мы остановились, летом проходит множество детских фестивалей и конкурсов, сюда съезжаются ребята из многих стран. В тот день, когда мы уезжали в Варну, проходил танцевальный конкурс. Спускаясь в лифте с нашими девчатами, державшими в руках свои конкурсные платья, мы пожелали им одержать победу. А когда вечером вернулись в гостиницу, увидев над «Добруджей» салют и услышав, как над Албеной разносятся русские песни, то поняли, что наши победили! И это было приятно и незабываемо. Для нас этот день прошёл в спокойной, дружественной обстановке. Любезный Станислав сделал нам обзор по Варне, провёл по улице Македонская, где я с восхищением могла наблюдать барельеф Мадарского всадника. Этот образ дорог моему сердцу, он вдохновил меня на написание стихотворения, которое перевёл Станислав Пенев и опубликовал в приложении своей газеты «Есенинский бульвар»:

Я слышу звук рожков               
                трубят, трубят.       
И кони, кони, кони мчатся.               
Поверх седых веков глаза глядят, 
Когда фракийцы возвратятся.

Сквозь дымку синих гор -               
                Балкан, Балкан,            
С Понтийским морем  чистым ,          
Мадарский конник – талисман,               
Спешит с копьём своим лучистым.            

И цифры семь, ноль, пять –               
                кружат, кружат,               
Планеты выстроились в ряд,               
Пал Лев, а Конь с Собакой говорят               
О том, что о победе возвестят.               

Мощь Льва  копьём своим               
                пронзив, пронзив            
Болгарский всадник на скале  застыл,
И голову пред ним свою склонив,               
Его потомок в ордене отлил.               


   В этот день мы имели честь посетить легендарный дом Левона Ованезова, где бывали в разное время прославленные шахматисты с мировой известностью. Хозяин любезно встречал нас в увитом виноградной лозой дворике, в котором проходят шахматные баталии. Членом «Шахматного клуба», который он основал в Варне, является и Станислав Пенев. В доме Левона были сделаны памятные снимки.
   Невольно, вспомнилось стихотворение Всеволода Кузнецова, посвящённое гостеприимному хозяину дома:
 



Я РАД, – МЫ С ВАМИ ПОДРУЖИЛИСЬ…


                Левону Ованезову, Международному арбитру ФИДЕ,
                создателю и руководителю шахматного дома
                «Левон Ованезов», поэту.

Вы, – мудрый человек, Левон,
Интеллигентный, благородный.
А мудрость, – творчества закон, –
Где выбор наш, – вполне свободный!

Игра, – поэзии сродни, –
Где каждый шаг, – подобен слову.
Где спешка, – строит западни,
И нас ведёт, – к концу иному…

Вы, – мудрый человек, Левон…
Я рад, – мы с Вами подружились!
И наш словесный перезвон –
Рождает рифмы в наших жилах!

              17.11. – 18.11.2010, село Тополи – София.


Куролеся по Варне и рассматривая достопримечательности, мы с интересом внимали рассказам сторожила этих мест Станислава. Варна произвела на нас приятное впечатление, за исключением одного момента. Когда мы проезжали мимо Журавлиной горы, на которой расположен мемориал болгаро-советской дружбы, увидели его запустение. Станислав обронил: «Кое-кто хочет, что бы этого памятника не было». А я подумала, разве можно Шипку стереть с лица земли, ту память и дружбу, которые крепли веками? Заросла бурьяном надпись «Дружба – на века вперёд», но не зарастёт память и дружба в нашей душе, в наших сердцах и в нашем творчестве!
   В этот день мы побывали в детском саду №8 «Имени Христо Ботева», которым заведует супруга Станислава Веска. Мне было интересно пройтись по группам и посмотреть, как работают мои коллеги, что у них нового. Здесь я познакомилась с Румяной Димитровой Кировой, которая на нашей литературной встрече в Варне, подарила мне свою детскую книжку «Пролет в гората»( «Весна в лесу»). Я с удовольствием почитала строки о кукле, зайке, море и перевела первое стихотворение «Весенний лес»:

Весною проснулись
Мишки в лесу,
И с мамой резвились
На свежем лугу.

Она там купала
Ушастых детишек,
Уроки давала
В строю шалунишкам.

  Такие простые незатейливые зарисовки обычно нравятся детям…
  Затем, мы с подругой совершили морское путешествие на Балчик. Там мы побывали во дворце румынской королевы.  Жалко на Ботанический сад времени не хватило, но розарий посмотрели. Тихое, спокойное и живописное место. Осталось в памяти приветливое лицо капитана судна и его забота, так как, в прохладную погоду, он предложил нам куртки и включил русские песни. Нам нравилось простое и доброжелательное отношение болгар.
   С интересом совершили путешествие на полуостров Несебр. Старинные церкви IX века, времён распространения христианства из Византии в славянские государства, напомнили мне прошлогоднюю поездку на Кавказ, а именно в Архыз. Это, наверное, одно из немногих мест у нас в стране, где сохранились первые христианские храмы. На Несебре нас удивили маленькие старинные улочки, они строились с учётом проезда повозки, и с тех древних времён не перестраивались. Памятным осталось посещение церкви Успения Божьей Матери. Здесь я приобрела образ иконы «Троеручница» (в Москве, в Таганке.. с 17 века, красуется Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах, который, вот уже, почти 70 лет, является подворьем Болгарской православной церкви. А основная её святыня – как раз, икона «Троеручица»). Удивительно, но сама Богородица покровительствовала нам на обратном пути в Россию, одиннадцатого июля, в день почитания образа. Возвращение было лёгким, несмотря на тяжёлую поклажу!
   Потом новая поездка к друзьям, в село Тополи, в семью поэта Георгия Чичарова. Посещение церкви, во имя Святой блаженной Ксении Петербургской. Приветливые, улыбчивые лица друзей. Дом в окружении груш и виноградника. На воротах поминальный листок… Когда я возвращусь домой, то напишу стихотворение посвящённое светлой памяти Георгия, которое, непременно, переведёт Станислав Пенев и прочтёт в этом доме  –  в День памяти друга: 28 августа , или в День его рождения – 22 сентября (ему бы исполнилось 70).

Тоскуют у дома груши
О том, кто не обнимет рукой,
О том, кто не пройдёт по суше
Ни в летний зной, ни зимой.

А он, всё ж, идёт, шагает,
По облакам родной Планины,
      С ветром шаловливым играет,
 У Камчии,  – пенной стремнины.

Любимой слагает оду,
Скрывшись за виноградной лозою,
И смотрит на горы и воды,
Любуясь земной красою.

Парит над полями толга,
И тает в дали птичий крик.
В молитве за нас он у Бога,
И светел как прежде лик.

   Девятого июля была наша последняя поездка в Варну. Здесь в Литературном салоне, Станислав Пенев организовал мою встречу с болгарскими литераторами.
  На этой встрече я представила литературное объединение «Ладога», рассказала об основателе ЛИТО в Лобне, замечательном поэте Юрии Васильевиче Петрове, представила авторские сборники земляков. Особый интерес проявили наши варненские товарищи к двуязычному сборнику «Плевенские мотивы». Идея такого плана сборника пришлась по душе нашим друзьям, и они тоже выразили желание продолжить начатую нами работу по переводам. На встрече я читала свои стихи, а Станислав Пенев прочитал перевод моего стихотворения «Есенин», сделанный им к этой творческой встрече.
   Многие наши болгарские друзья ранее учились и работали в Советском Союзе, в России, и поэтому мы хорошо понимали друг друга. В литературном салоне исполнялись болгарские, итальянские и русские песни, которые украсили нашу встречу и оставили добрый след в нашей душе. Особенно трогательно было исполнение болгарской народной песни маленькой девочкой с аккомпанированием на национальном инструменте гайда и аккордионе. В особую атмосферу погружали звуки гитары и голос Георгия Ковачева, участника фестиваля в Сопоте. Георгий подарил свой диск ладожцам, который я продемонстрировала на нашем занятии. Так же, как и у нас, читались стихи по кругу. Костадин Коручев, ранее окончивший  Военноморскую академию в Ленинграде, и бывший командиром противолодочной авиационной эскадрильи в Калининграде, а затем и в Варне, не только прочитал свои замечательные стихи, но и исполнил песню «Любимый город», которую подхватили все участники встречи, а затем прозвучала песня его родного края «Родопская», и мы мысленно унеслись к вершинам Рилы и Пирина. Вдохновлённая пением Костадина, по приезде домой, я перевела его стихотворение «Родопское утро»:

Царит прохлада в горном королевстве.
Луна бледна, тревожен каждый стук.
Растает лик её в оранжевом рассвете,
И обессилев, лопнет хладный круг…

Заря смолистая, что яркая царица,
Под Карлуком расстелет тихо тень.
Лучи кристальные-небесная светлица,
В родопском утре вновь затеплят день…

Светлеют лики, но пока дремота.
Чудесную картину явит миру Сын,
Здесь колокольным звуком провожает нота,
Разбуженное утро в Рила и Пирин…

  Представитель армянской диаспоры Масис Хаджолян очень подробно охарактерезовал творчество ладожцев, которое было представлено переводами Станислава Пенева в «Есенинском бульваре». Он сказал, что произведения каждого из представленных тринадцати авторов «имеют свой сюжет, свою образность и жизненный опыт, присущий каждому поэту. Между тем, отмечается и нечто общее, характерное для литературной русской традиции, так часто описываемой, и всё ещё не разгаданной, «русской души», «русской народопсихологии». Одна из этих сторон представленных стихов – их головокружительная оптимистичность. От них не просто веет верой в жизнь, в них бушует – сама жизнь!» В заключении своего выступления Масис Хаджолян поблагодарил Станислава Пенева за предоставленную возможность «почувствовать волнующее русское поэтическое слово – одного из изумительных источников мировой литературной культуры»…
   На встрече присутствовала заместитель главы муниципалитета села Долни (Долина) Чифлик по культуре госпожа Марияна Станчева. Станислав Пенев зачитал предварительный, примерный Договор о литературном творческом сотрудничестве между городами Варна и Лобня, который поддержали все собравшиеся литераторы. Творческая связь между нашими странами продолжает расти и крепнуть!
  Последние памятные штрихи моей поездки – это чемпионат мира по футболу, матч Бразилия – Германия со счётом 1:7 и ликование немцев у мониторов в «Добруджи», которые своими овациями взрывали тихую ночь в Албене; поля подсолнухов, раскинувшиеся по побережью и уходящие к подножью гор; опьяняющий и убаюкивающий морской воздух, смешанный с ароматами роз и цветущей липы; по раннему утру крики парящих над Побережьем гларусов в распахнутом окне…
 
Хочу проститься с суетой и шумом,
И улететь к резвящейся волне,
Там ранним утром насладиться гулом,
Кричащих чаек, в распахнутом окне.

Душа мятущаяся рвётся на просторы,
Что б бороздить воздушный океан,
В полёте славить море, солнце, горы,
И красоту далёких, милых стран.

Вершины гор мне хочется погладить,
И с гларусом* качаться на волне.
С поэтами балканскими поладить,
И насладиться розой в тишине.

Друзья, друзья, как хочется мне снова,
Увидеть вас, обняться и мечтать…
Поэзия для нас есть сущность и основа,
Что б узы братства крепче нам связать!

30 сентября – 18 октября 2014 г., Лобня



*морская чайка


Рецензии