Жить бы да радоваться

         Жить бы да радоваться - министр образования получает учёные степени за исследование вопроса о роли церкви в сталинском государстве и победе в войне. Не удивлюсь, если там получили освещение спорные вопросы о вере товарища Сталина, о вкладе верующих в победу над фашистами. Если автор утверждает, что товарищ Сталин был верующим человеком и с его благословения иконы облетали на самолётах Москву и Ленинград, то это - одна ситуация в стране. Если автор стоит на точке зрения военных и священства, которые не подтверждают даже возможность таких событий, то это совсем другая ситуация в стране.
          Не имея сведений о содержании диссертации, воздержусь от прогнозов и оценок назначенного министра. Для осмысления ситуации уточню лишь некоторые базовые различия в основополагающих понятиях образования и воспитания: совесть, закон, вера, патриотизм, знания, воспитанность - культура поведения. Посмотрю глазами бабушки (покойной с 1975 года), рождённой в крестьянской глубинке при царе и Боге, получившей начальное четырёхклассное образование церковно-приходской школы (где учили грамоте по Псалтири), узнавшей в тринадцать лет, что царь и духовенство - кровопийцы и Бог - опиум для народа, а есть заступник бедных - Ленин, в тридцать семь лет с четырьмя детьми проводила мужа на войну за родину, за Сталина (который сменил Ленина), уехавшей в Ленинград в 1947 году помогать сыну-инвалиду учиться в Университете, принявшей в 1948 году мою маму, которая получила образование культ-просвет работника и убеждение, что веры нет. 
          Почему бабушки, потому что она, тёмная женщина, родила в глухой деревне сына с ясной математической головой. Он закончил деревенскую школу с золотой медалью, поступил в Ленинградский университет, выучился, помогал учиться родным, поддерживал, будучи инвалидом на костылях, всех в семье. Не осудил отца, когда тот оставил семью. Не ходил в церковь и не вступал в партию, но получил кафедру и уехал в другой город с новой семьёй. Другой сын после встречи с Берией выехал на партработу в Сибирь, выучил сына на врача, теперь ездит к нему в Германию погостить. Третий сын проработал всю жизнь в успешной провинции на железных дорогах и дети пошли по его стопам.  Дочь, неудачно вышедшая замуж в Ленинграде,  и внучка, рождённая в этом браке, ухаживали за ней, парализованной, одиннадцать лет. Родная её сестра, посещающая церковь и в те годы в Ленинграде, не послужила примером для семьи, но несла молитвенный подвиг, как могла.
          Теперь она бы увидела, что Бог, есть Он или нет Его, приветствуется - храмы строятся, дети в них крестятся, ходят в воскресные школы, знают факультативно церковно-славянский язык. И учителя из атеистов превращаются чудесным образом в теистов. Детям внушается, что Бог есть, что Его надо слушаться и соблюдать таинства Церкви.
          Добавлю и от себя. По словам апостола Павла, "верим в то, что слышим". Но как же должна быть сильна наша вера, чтобы верить в прямо противоположные вещи. Каким должны могучим авторитетам обладать учителя, чтобы их слову верили, хотя оно полностью подчинено идеологическим запросам государства. И вера - уже не весть о Боге в сердце человека, а рычаг управления его сознанием. Скажу очевидные вещи - дать знания может только умный и знающий учитель (как тот учитель из деревенской глубинки, где он был пришлым и, возможно, ссыльным, выучивший на золотую медаль моего дядю); научить благочестивой жизни может лишь пример благочестивой жизни в семье, подкреплённый словом молитвы, молитву и веру может дать только Бог. Что ждёт людей, которых в очередной раз пытаются научить вере в государство и его благое влияние на судьбу семей. Я в это не верю. Я не могу верить детям тех, кто учредил вседозволенность членам партии коммунистов, кто отобрал у моей семьи собственность, кто умучил прадеда в тюрьме по лжедоносу. Я не могу поверить, что их дети будут думать о счастье кого-нибудь, кроме себя, что они без притворства будут исповедывать главенство совести. Я не удивлюсь, если они оставят народ в холоде и голоде с лозунгами и призывами молиться богу, а сами будут умело пользоваться служебным креслом для получения "благодарности" в конвертах и без от бизнес-населения, и одновременно будут бороться с теми, кто получает "благодарность" и не делится ею.
          Я не верю в пользу лозунга о здоровье для тех, у кого нет здоровья, я не верю в пользу лозунга о вере для тех у кого нет веры, я не верю в пользу лозунга об образовании для тех, кто не способен к образованию, я не верю в пользу лозунга о семье для тех, кто не имеет возможности построить в государстве крепкую семью. Хотите верьте, хотите нет.    


Рецензии