Старый рояль. глава первая

     Звонок был какой-то робкий, нерешительный. Посмотрев на часы, Вера Наумовна недоуменно пожала плечами : кому она понадобилась в такое позднее  время ? Позвонили снова.
     - Иду, иду! Кто ?
     - Не бойтесь! Откройте, пожалуйста !- послышался мужской голос.- Посмотрите в глазок. Вот мой паспорт. Я- Дымов Анатолий Борисович.
     - И что же вы хотите, Анатолий Борисович ? Для визита в гости поздновато.
     - Понимаю. Днем никак не мог вырваться, а завтра уезжаю из вашего города. Моя семья когда-то жила в этой квартире и мне очень хотелось взглянуть еще раз на наше жилище..
     Перед ней с букетом поздних хризантем стоял седовласый импозантный мужчина среднего роста.
     - Проходите. Только имейте ввиду: если вы решили меня ограбить, то самое ценное, что есть в этом доме- старый рояль. Расстроенный донельзя, потому что к нему уже давно не прикасались руки музыканта.
     - Рояль ?! Наш рояль еще жив ?!- с дрожью в голосе произнес гость, входя в большую, освещенную торшером комнату. - Боже мой ! Боже мой ! Это же он ! Именно на нем я учился играть.
      Он гладил инструмент ,  а на глазах блестели слезы.
     - Вы позволите ?
     - Пожалуйста.
     Уверенно взял несколько аккордов. Рояль жалобно всхлипнул вместе с прежним хозяином.
     - Милейшая Вера Наумовна , я не уеду завтра. Я должен пригласить настройщика. Я хочу, чтобы этот инструмент ожил заново.
     - Так ведь на нем играть некому ! Для кого же его настраивать ?
     - Для него самого. Инструмент всегда должен быть в постоянном рабочем режиме.
     - Да вы присаживайтесь. В какие годы вы здесь жили ?
     - Родители приехали сразу после войны. Отец работал на военном заводе и ему выделили вот эту самую квартиру. Папа был главным  конструктором по производству танков и, безусловно, заслужил такой почет и уважение. А мама работала в ателье мод. Она была художником- модельером, создавала новые силуэты для женщин всех возрастов. Потом родились мы. Первым я, затем мой брат Валентин. Мама решила заниматься исключительно нашим воспитанием. Отец не возражал, так как по тем временам он достаточно хорошо зарабатывал. Мне исполнилось почти пять лет, когда мама решила отвести меня в музыкальную школу. Почему- не знаю, видимо, сработало материнское чутье. Но я и сам очень хорошо, можно сказать, не по годам, чувствовал музыку. А  младший брат был увлечен конструированием оружия: автоматов, пулеметов, словом, уверенно шел по стопам отца. В школе сразу же предложили зачислить в подготовительную группу, так как у меня оказался абсолютный музыкальный слух. Я начал постигать азы музыкальной грамоты. Своего инструмента у нас, конечно же, не было, но однажды, в разгар рабочего дня приехал папа и сказал,чтобы мама освободила угол в самой большой комнате, через час привезут рояль.
     - Но зачем нам рояль ? Вполне достаточно пианино,- возразила мама.
     - Пусть будет рояль. Мой сын будет музыкантом.
     И вот в этом самом углу поставили инструмент, к которому я боялся подходить, такой он был пугающе внушительный и громкий.
     Мама радостно хлопала в ладоши, Валька тут же  полез пристраивать свой оружейный склад под ножками рояля, а я стоял столбом и от растерянности не знал что  сказать отцу. Пока соображал, папа уехал на завод, не забыв предупредить, что вечером придет настройщик.
     Занятия в музыкальном училище отнимали очень много времени, но я этого не замечал.
     - Ах да, простите, Вера Наумовна, заговорил я вас.
     Гость резко поднялся и стал прощаться.
     - Спасибо за доверие, любезнейшая. С вашего разрешения я завтра приеду с настройщиком. Вы позволите вам позвонить ?
     - Записывайте номер.
     На этой ноте расстались. Вера Наумовна медленно подошла к роялю.
     "Надо же, как поворачивает жизнь. Сколько лет к тебе никто не прикасался, не считая внучки Аленки и вот, пожалуйста.  Нашелся хозяин. Может быть захочет тебя забрать. Хотя, о чем я... Этих роялей сейчас в каждом городе каких хочешь."
    Ворочаясь в постели, вспомнилось, как они въезжали в эту самую квартиру. Папа, ветеран войны, тоже работал на военном заводе. Жена, двое детей и старенькая мама - почитай четверо, вот директор и профсоюзный комитет и решили отдать ему освободившуюся квартиру главного конструктора, уехавшего в другой город. Когда увидели рояль, одиноко стоявший в углу комнаты, удивлению не было предела.
     - Но почему же его не забрали прежние хозяева ? - недоумевала мама.
     - Бог его знает. Им виднее, вот только нам-то что с этой громадиной делать ?
     - Отдадим Веру в музыкальную школу. Пусть учится.
     Но учить Веру не пришлось. Возраст не позволил. Разве что нанять преподавателя и заниматься частным образом. Но в то время с деньгами было трудно: старшая сестра уже училась в техникуме, Вера заканчивала школу, мама не работала, а одному папе тяжеловато всех тянуть. Так и остался у новых хозяев рояль без дела. На него поставили настольную лампу. А пыль вытирать со временем вошло в обязанность Веры.
     На следующий день Анатолий Борисович приехал вместе с настройщиком. Этот щупленький старичок ,  увидев инструмент, бросился к нему и, припав к крышке, едва
 не зарыдал :
     - Такая роскошь и в таком плачевном состоянии. Господа, вы свободны. Мне нужна тишина и сосредоточенность ! Вы мне мешаете ! Идите прочь !
     Они сидели в уютной кухоньке и разговаривали. Сегодня Анатолий Борисович был более сдержан, изредка задумчиво смотрел по сторонам и ронял:
      - А в этом углу стоял шкаф. Еще бабушкино приданое. Отец не хотел с ним расстаться и забрал с собой. А вот на этой стене висела репродукция Васнецова.
     Настройщик вместо обещанных трех часов провозился почти четыре. Выйдя из комнаты, торжественно произнес :
    - Прошу ! Останетесь довольны, маэстро !
     - Вы позволите ? - как и вчера вечером, спросил разрешения у хозяйки .
     Играл он божественно. Вера Наумовна, далекая от классической музыки, была потрясена.
     - Что это было ?
     - Бетховен. "Лунная соната".
     - Завораживающая музыка. За душу берет. Спасибо вам большое.
     - Вам спасибо, Вера Наумовна! Вы вернули меня в детство и мою юность.
     - Так может быть вы заберете инструмент себе ?
     - Ну, во-первых, рояль у меня есть, а во-вторых, я теперь частый гость в вашем городе и, если вы не против, буду изредка устраивать для вас лично музыкальные вечера,- улыбаясь хозяйке дома, продолжал Анатолий Борисович.
     - Конечно, конечно. Непременно заходите. Буду ждать.
     На том и расстались.

Лана Ковалева. Все права защищены.


Рецензии