Дважды враг народа

Я – дважды враг народа. Правда, тут трудно понять, на каком языке записано это утверждение. Скорее всего, на официальном, большевистском. Ибо, по большевистским понятиям, я действительно являюсь врагом народа, поскольку имею СОБСТВЕННОЕ, отличное от официального мнение по любым вопросам.

Теперь что я единожды враг народа и дураку понятно. Но почему дважды? А потому, что и среди врагов народа – инакомыслящих – я тоже имею СОБСТВЕННОЕ, отличное почти по любым вопросам мнение. Между большевиками и инакими есть, конечно, существенная разница: первые меня, как и всех инакомыслящих, за это гнобят, а вторые просто не обращают внимания (на что имеют полное моральное право!).

Впрочем, в подобном положении находятся почти все инакие, ибо все они РАЗНЫЕ. По этой причине они не могут объединиться и реализовать хоть какую-нибудь общественную акцию, ну окромя попытки ее реализовать. Отсюда и невероятный вывод: общественный прогресс осуществляют те идеи инакомыслящих, которые получили массовую активную поддержку у серой массы! И вот тогда нет такой силы, которая могла бы серых остановить. И, увы, выходит, что все прекрасные идеи практически всех диссидентов (а уж мои тем более!) коту под хвост! Хотя на самом деле не совсем так: они служат удобрением для выработки тех неведомых идей, которые когда-нибудь овладеют серой массой.

Замечу, что «серая масса» – это не оскорбительное название какой-то части общества, а всего лишь констатация, что все элементы этой части общества поведенчески одинаковы. Обладая обостренным самолюбием, серая масса требует, чтобы ее называли народом. Но это будет неверно, ибо в народ (народонаселение) входят и инакие, и поэтому термин «народ» скрывает сущность серой массы – ее одинаковость. А в силу исключительной важности ее функции серую массу требуется отличать от инаких: это принципиально иной народ!

Но в любом случае, как серую массу ни назови, ее представители мозжечком чувствуют в каком-то смысле (понятно, в каком – в духовном!) униженное, оскорбительное положение: ведь инакие смотрят на серую массу как на недочеловеков. И справедливо, ибо у серой массы отсутствует ум (способность мыслить) и в большинстве случаев и нравственность. И что смешное: любой представитель серой массы имеет и моральное право, и реальную возможность приобрести и ум, и нравственность, но... НЕ хочет!!! Он хочет, чтобы его такого, туповато-хамоватого, инакие считали пупом земли. (Будет возможность, посмотрите, как надрывается С.Кургинян на Болотном митинге 2012 года! Это поистине исторический шедевр!)

Однако у большинства инаких нет ни малейшего желания оскорбить и унизить серого человека, хотя митинги 2-7 марта 2014 года, где серая масса (82% населения) потребовала от президента начать войну с Украиной, дали для этого повод убедительный – тогда серая масса фактически с научной точностью доказала, что у ее представителей разум отсутствует заведомо, а в большинстве случаев и нравственность! Позже в связи с другими событиями и социологическими исследованиями указанный процент с 82-х вырос до 86 и до сих пор на это отметке сохраняется.

Таким образом, в РФ живут ДВА народа: 86% и 14%. Первых я называю большевиками или патриотами (на что они обижаются как-то смутно, ибо не понимают почему), вторых – меньшевиками или либералами, к которым большинство питает лютую ненависть, обвиняя их (по науськиванию сверху) во всех грехах и бедах и применяя (вместе с властью) против них один за другим все более жесткие законы. По существу вся законотворческая деятельность в стране говорит о том, что в стране есть единственная проблема – инакомыслие, а по существу – просто мыслие (ибо попугаи, как известно, не мыслят, а повторяют).

Ну да мои отношения с большинством меня волнуют мало, ибо от своей инакости я отказаться уже не могу (горбатого только могила исправит!). А вот что мне делать с себе подобными?! Интересно, что поставив этот вопрос и взявшись за написание этой заметки, я, кажется, нашел причину моего кардинального расхождения со всеми мыслящими людьми: оно состоит в том, что лет с 33-х и наверняка с 40 все мое поведение подчинено системному, тотальному научному самоуправлению. С написанием книги «Z-мир» я стал немощным рабом своей СИСТЕМЫ ценностей.

Вообще-то говоря, каждый человек является рабом своей системы ценностей. Вот только принципиальная разница между мною и (похоже) всеми остальными людьми состоит в том, что я свою систему ценностей создал САМ, а у всех остальных людей она досталась от родителей, школы, улицы, государства. Все люди даже как бы гордятся этим: жить в обществе и быть от него независимым НЕВОЗМОЖНО! Я же уже в 14 лет положил на этот закон аргумент. И вообще на все законы природы: каждый закон я перепроверял жестким СОМНЕНИЕМ! (Потому и открыл много такого, что для большинства людей останется тайной еще многие сотни лет.)

Однако СВОЯ система ценностей – это полдела. Вторая половина дела – это научно-научное управление процессом реализации целей. Подчеркиваю: научно-научное, а не просто научное. Ибо просто наука во многих случаях – бред сивой кобылы. В просто науке за истину принимается утверждение, которое нравится Хозяину (в частности, авторитету). Причем не только в тоталитарном обществе, но и в либеральном тоже. Отсутствие сомнения как гносеологической субстанции оставляет право на истину лишь за научным авторитетом, как правило страдающим беспредельной самоуверенностью в непогрешимости имеющегося у него знания.

И потому вся современная наука – даже математика, о физике не говорю – насыщена бредовыми «истинами». (Самый массовый бред: утверждение Маркса о том, что цена на товар не зависит от спроса и предложения; см. стр. 7 «Капитала». Да и в физике: существующий 200 лет феномен Конгрева объявляется вечным двигателем и потому не существующим!) Тем не менее, научная наука существует, за что в сфере социологии и экономики мы должны быть благодарны ученым австрийской экономической школы, а в естественных – Побиску Кузнецову (возможно, не только ему), сформулировавшему четкие критерии научного знания. И теперь истина – это утверждение, которое находится в логическом соответствии с накопленным истинным знанием. И при это любая истина все равно вероятностна! Это, в частности, означает, что вы должны не верить ни одному моему слову и САМИ принимать решение об истинности. Ибо абсолютная истина – не более, чем красивая философская сказка. А жить приходится по СВОЕЙ истине. И последние сорок лет моя истинаа меня не подводила...

Вопросы «Что делать?» и «Быть ли не быть?» простые, а вопрос же вопросов это «Ну и что?»! А вот НИЧЕГО! Ровным счетом ни-че-го! Такие темы, как организация целеполагания, организация эффективного мышления, метод решения особо трудных изобретательских и научных задач, кибернетическая модель личности, наилучшая организация своей жизни за полвека не заинтересовали ни-ко-го (не считая одного друга)! Я не встретил ни одного человека, который с жадностью интересовался бы наукой, хоть какой-нибудь!

Конечно, мы судим о мире по себе. А я с десяти лет полагал, что все вокруг меня просто бредят научными чудесами, что это я один такой недотепа, которому всё надо! Теперь-то я о том недотепе другого мнения, но это уже ничего не меняет. Лично я прожил потрясающую жизнь в мире фантастических открытий в физике, математике, кибернетике, экономике, социологии, философии, технике... И вот весь этот багаж вскоре унесу с собой на тот свет! Ибо никому ничего не нужно! Ну разве что деньги. Но как это скучно, господа!

И единственное, что я еще, может быть, успею сделать перед уходом туда, это еще раз отредактировать суперкибернетическую систему «Z-мир». Но это капля в море. Самую великую радость в жизни я испытал во время двух случаев коллективных научных разработок по темам «Организация фундаментальной науки в СССР» и «Оптимальная перевозка нефтепродуктов в национальном масштабе». Но в самых интересных темах – сверхдешевые источники энергии, идеальные транспортные средства, защита от любой военной угрозы, освоение дальнего космоса – я остаюсь одиночкой...

Однако у меня нет никаких претензий к миру, ибо претензии можно продъявлять лишь к разумным решениям. А с точки зрения научной науки, практически все существующие решения идиотские. Тем более, что в половине случаев они еще и безнравственны. Так что пойду работать над книгой. «Делай что должно, а там будь что будет!» – так завещал великий Данте.


Рецензии
Здравствуйте, Виктор!

Если позволите, выскажу несколько слов по поводу Вашей публикации.
Начну с забавного. Описка прямо "по Фрейду": "...социоЛГИческими исследованиями..."
По существу. Для многих проживающих вне России авторов цифра 86% (возможны близкие варианты) давно стала неким непреложным догматом. Каждый раз хочется спросить: неужели никого из вас не посещают сомнения относительно неё? И не только в количественном смысле, но и в качественном. Не слишком ли примитивен используемый способ селекции? Оставлю за рамками некоторые соображения, касающиеся термина "народ", а также упомянутые мной в статье, опубликованной в феврале с.г., за что многими т.н. "либералами" был обруган (впрочем, ожидаемо).

Комментировать наличие у Вас САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ системы ценностей не вижу особого смысла, так как не считаю, что она принципиально отлична по базовым параметрам от того, что важно многим людям. Подчёркиваю: речь именно о системе ценностей, а не о способах их внедрения в действительность и отношении к ней.
Не могу пройти мимо такого утверждения: "...абсолютная истина – не более, чем красивая философская сказка." В своё время (о-о-очень давно) пришёл к такому заключению: "Абсолютных истин нет, кроме той, что абсолютных истин нет." Представляется, что налицо если не тождественность, то близость взглядов.

Теперь "о насущном": "...общественный прогресс осуществляют те идеи инакомыслящих, которые получили массовую активную поддержку у серой массы". На мой взгляд, такое утверждение лежит в русле идей обруганного всеми кому не лень марксизма-ленинизма в том виде, как они преподносились нам в советской школе.
С поправкой на нынешнее время приходится признать, что "активную поддержку у серой массы" могут получить АБСОЛЮТНО ЛЮБЫЕ идеи (касательно экономики, политики, нравственности - значения не имеет). Вопрос лишь в интенсивности обработки со стороны СМИ, которым будет поставлена такая задача и выделены соответствующие средства.
Можно взглянуть и по-другому, с коммерческой стороны. Во имя экономических интересов т.н. "элиты" в головы могут внедряться какие угодно идеи, причём номинально экономические интересы никак не будут выпячиваться, а всё будет прикрыто какими-нибудь благородными лозунгами и призывами.
(Однако тут же вопрос: в других странах - иначе?)

Та же ситуация и с научно-техническим прогрессом. Любые революционные достижения востребованы по-настоящему в двух случаях: либо когда речь идёт о разработках, имеющих важное военное значение, либо когда крупные финансовые структуры находят свой интерес именно во внедрении таких разработок, а не в замалчивании их и ожесточённом противодействии.
Относительно конкретных упомянутых в этой публикации предложений высказываться воздержусь, поскольку не знаком с ними подробно. Речь о сверхдешёвых источниках энергии, идеальных транспортных средствах, защите от любой военной угрозы, освоении дальнего космоса... Поверхностный же взгляд не позволил выхватить те принципиальные преимущества и особенности, которые могли бы реализоваться в виде новых технических решений (как сейчас модно говорить, инновационными).

С уважением и наилучшими пожеланиями,

Андрей Девин   21.08.2016 00:59     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Андрей!
Мои тексты начинаются с тире.

«Описка».
– За указание ошибок и описок всегда благодарен.

«Для многих проживающих вне России авторов цифра 86% (возможны близкие варианты) давно стала неким непреложным догматом. Каждый раз хочется спросить: неужели никого из вас не посещают сомнения относительно неё? И не только в количественном смысле, но и в качественном. Не слишком ли примитивен используемый способ селекции?»
– Мне представляется, что цифра 86% близка к истине, что подтверждается массой косвенной информации. Даже если социологи и соврали по поводу отношения россиян к войне в Украине.

«Оставлю за рамками некоторые соображения, касающиеся термина "народ"».
– И зря – это очень важный вопрос.

«Комментировать наличие у Вас САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ системы ценностей не вижу особого смысла, так как не считаю, что она принципиально отлична по базовым параметрам от того, что важно многим людям. Подчёркиваю: речь именно о системе ценностей... ».
– Я говорю не о структуре ценностей (хотя и она кардинально отличается от бытующей в либеральной среде), а лишь о факте ее самостоятельного выбора.

«Не могу пройти мимо такого утверждения: "...абсолютная истина – не более, чем красивая философская сказка." В своё время (о-о-очень давно) пришёл к такому заключению: "Абсолютных истин нет, кроме той, что абсолютных истин нет." Представляется, что налицо если не тождественность, то близость взглядов».
– Да.

«Теперь "о насущном": "...общественный прогресс осуществляют те идеи инакомыслящих, которые получили массовую активную поддержку у серой массы". На мой взгляд, такое утверждение лежит в русле идей обруганного всеми кому не лень марксизма-ленинизма в том виде, как они преподносились нам в советской школе».
– Этот свой взгляд с марксизмом я не сопоставлял. Возможно, сходство есть. Но это не повод от него отказываться.

«С поправкой на нынешнее время приходится признать, что "активную поддержку у серой массы" могут получить АБСОЛЮТНО ЛЮБЫЕ идеи (касательно экономики, политики, нравственности - значения не имеет). Вопрос лишь в интенсивности обработки со стороны СМИ, которым будет поставлена такая задача и выделены соответствующие средства».
– Да, у власти возможности абсолютные. Я же рассматриваю вопрос, в каком случае серая масса пойдет против преступной власти.

«Можно взглянуть и по-другому, с коммерческой стороны. Во имя экономических интересов т.н. "элиты" в головы могут внедряться какие угодно идеи, причём номинально экономические интересы никак не будут выпячиваться, а всё будет прикрыто какими-нибудь благородными лозунгами и призывами».
– Да.

«(Однако тут же вопрос: в других странах - иначе?) ».
– Иначе. Такая возможность есть, но она НЕ используется, поскольку власть не совсем безнравственна.

«Та же ситуация и с научно-техническим прогрессом. Любые революционные достижения востребованы по-настоящему в двух случаях: либо когда речь идёт о разработках, имеющих важное военное значение... ».
– Над этой востребованностью стоит еще неведомый дьявол. В 1987 году я послал в сотню военных ведомств США характеристики о 500 имеющихся у меня изобретениях, в которых военные нуждаются. Ни одно из 500 изобретений запрошено не было! Похожее случилось и во Франции, в период войны в Ираке.

Виктор Сорокин   21.08.2016 12:09   Заявить о нарушении
Виктор, приветствую ещё раз!

Подискутирую с Вами совсем чуть-чуть.

Сначала о пресловутых 86%. Полагаю, дело тут не столько в конкретной цифре, сколько в значении, которое ей придают. И опять-таки, дело даже не в самом показателе, а в подходе: чересчур большая роль, которую ему отводят, не позволяет взглянуть на реальность более взвешенно. В данном случае я лишь высказываю собственный взгляд "изнутри".
Относительно Украины, Крыма и многих других современных проблем высказывался неоднократно. Тут у меня не много точек соприкосновения с "зарубежными авторами", но я не связываю сей факт исключительно с воздействием российской пропаганды. Полагаю, у меня не меньше оснований считать, что оппоненты сами являются жертвами пропаганды, только противоположной направленности. Вряд ли сведение различий во взглядах исключительно к воздействию пропаганды будет продуктивно.

Касательно термина "народ", тут, как мне представляется, и специалисты до конца не разобрались, что есть народ, нация, какие между этими словами смысловые различия, так что дилетанту тем более следует высказываться с осторожностью. Иначе можно спорить, имея в виду совсем разные понятия.
К слову, я вообще склонен использовать для определения некие статистические и вероятностные характеристики, а не простое словесное описание.

Не хотелось бы вдаваться в полемику по поводу уровня нравственности власти в разных странах, однако только из регулярно появляющихся сообщений СМИ можно заключить, что эти уровни не слишком отличаются. Мог бы даже добавить: ещё неизвестно, в чью сторону отклонения больше, тут очень важны критерии, а они субъективны и не отличаются всеохватностью.

Что до направленных и невостребованных изобретений, как раз имеем классический случай: кому нужны хоть самые распрекрасные идеи, если не выстроена схема, как на них можно "навариться"? Возможно, они и были использованы втихую под другим соусом или с изменениями, позволяющими зарегистрировать как бы новое изобретение, только об этом если и станет известно, то очень не скоро.
Единственный реальный шанс, на мой взгляд, - это найти "инвестора", поверившего в коммерческий успех от внедрения того или иного изобретения. Либо посредством привлечения кредитных ресурсов стать таким "инвестором" самому (вариант: в компании единомышленников).
(Сразу вспоминается наш премьер Дмитрий Медведев, посоветовавший недавно учителям, не удовлетворённым низкой зарплатой, уходить в бизнес).
Вообще, давно установленный факт: самый лучший бизнес - бизнес на страхе. Но это уже подсказка для маркетинговой стратегии.

Андрей Девин   21.08.2016 13:34   Заявить о нарушении
Еще порция:

«Сначала о пресловутых 86%. Полагаю, дело тут не столько в конкретной цифре, сколько в значении, которое ей придают. И опять-таки, дело даже не в самом показателе, а в подходе: чересчур большая роль, которую ему отводят, не позволяет взглянуть на реальность более взвешенно. В данном случае я лишь высказываю собственный взгляд "изнутри"».
– Качество истины определяется ее способностью к прогнозированию. А цифра 86% (даже при ее снижении до 30%) показывает довольно высокую степень надежности прогноза. Самые существенные характеристики личности – ум и нравственность. 40% россиян считают, что Земля плоская, а 82% – что за несколько минут 150 000 русских в Украине САМООРГАНИЗОВАЛИСЬ и за считанные часы в ночь с 1 на 2 марта 2014 года бежали из Украины в РФ.

«Относительно Украины,... Вряд ли сведение различий во взглядах исключительно к воздействию пропаганды будет продуктивно».
– Нет, конечно. Но кибернетическая модель личности многое позволяет понять.

«Касательно термина "народ", тут, как мне представляется, и специалисты до конца не разобрались, что есть народ, нация, какие между этими словами смысловые различия, так что дилетанту тем более следует высказываться с осторожностью. Иначе можно спорить, имея в виду совсем разные понятия».
– Вот поэтому и нужно эту тему не замалчивать.

«К слову, я вообще склонен использовать для определения некие статистические и вероятностные характеристики, а не простое словесное описание».
– Лично мне кибернетические модели оказывают большую помощь.

«Не хотелось бы вдаваться в полемику по поводу уровня нравственности власти в разных странах, однако только из регулярно появляющихся сообщений СМИ можно заключить, что эти уровни не слишком отличаются. Мог бы даже добавить: ещё неизвестно, в чью сторону отклонения больше, тут очень важны критерии, а они субъективны и не отличаются всеохватностью».
– Да, соизмерение нравственности – не гладкая тема. Но вот что важно: за западе власть находится под жестким контролем всех институтов, а в РФ она никому не подконтрольна.

«Что до направленных и невостребованных изобретений... ».
– Я этим уже долго не занимаюсь.

Виктор Сорокин   23.08.2016 00:42   Заявить о нарушении
А можно полюбопытствовать: что в данном случае подразумевается под кибернетической моделью личности и чем именно она здесь помогает? Описания этого термина в интернете не сильно прояснили.

Андрей Девин   23.08.2016 09:28   Заявить о нарушении
Она делает почти визуальными все причинно-следственные связи в поведении личности. Чтобы прогнозировать поведение человека, нужно знать совсем немногое: его цели и ценности, основные психические характеристики, уровень знания и трудовые навыки.

Виктор Сорокин   24.08.2016 00:15   Заявить о нарушении
Но для того, чтобы это знать, нужно провести несколько тестов. А если человек, особенно знающий методики, будет давать недостоверные, но правдоподобные ответы?
Однако, говоря о вероятностном подходе к понятию "народ", я имел нечто близкое. Каждый человек обладает совокупностью упомянутых характеристик (психофизиологических, ценностных, связанных с уровнем образования и профессиональной подготовки и т.д.). Соответственно, "народ" - это некий набор интегральных характеристик, когда в той или иной ситуации можно спрогнозировать поведение представителя того или иного народа. Парадокс в том, что такой "усреднённый" интегральный набор может оказаться практически неприменим к конкретному представителю этого народа, и тогда могут возникнуть недоразумения. Да и вообще развитие цивилизации определяют не массы, а гении. Массы лишь с разной степенью успеха пользуются результатами их озарений, не забывая при случае поспекулировать на тему своей роли в истории.

Андрей Девин   24.08.2016 09:24   Заявить о нарушении
Человек (и его система ценостей и целей) определяется его поведением.

Российский народ отличается от всех прочих тем, что его усредненная характеристика просто лишена смысла, ибо он состоит из двух противоположных народов (условно либералов и патриотов). Культуру производят либералы, а хвастают ею как своим результатом патриоты. Можно говорить о типичом еврее, чеченце, французе... Вот типичный патриот есть. А типичного либерала (и россиянина вообще) нет. И у западных людей каша в голове: они не знают, как различать путинского патриота от представителя русской культуры.

Виктор Сорокин   28.08.2016 17:40   Заявить о нарушении
"И у западных людей каша в голове..." Так это трудности западных людей, которым хочется всё непременно подробно классифицировать. А про Россию ещё давным давно Тютчев писал, что умом [читай: "западным"] её не понять.
"Можно говорить о типичном еврее, чеченце, французе..." Можно о представителе любого народа так говорить, только когда столкнёшься с конкретным человеком, эта "типичность" может совсем не проявиться. И чем многочисленней народ, и расселён на большей территории, тем выше такая вероятность. Это не достоинство и не недостаток, просто "научный факт".
Сводить к "типичности" и строить на этой основе далеко идущие выводы опасно - можно сильно промахнуться, что, кстати, со стороны Запада происходило с завидной регулярностью. В настоящее время, похоже, наблюдаем очередное обострение, ну да это не наша забота.

"Российский народ ... состоит из двух противоположных народов (условно либералов и патриотов). Культуру производят либералы, а хвастают ею как своим результатом патриоты."
Не вижу противоречия между либеральными ценностями и патриотизмом (возможно, опять разногласия в терминологии). Хвастовство же - признак не патриотизма, а глупости. Среди "либералов" тоже попадаются не особо отягощённые интеллектом, хотя, безусловно, гораздо реже по понятным причинам.

Андрей Девин   28.08.2016 19:15   Заявить о нарушении
Идеология патриотизма была сформулирована на Поклонном митинге 2012 года: ПОЛНОЕ отрицание западных ценностей (в первую очередь соблюдения прав человека). И этого в принципе достаточно, чтобы считать идеология патриотизма едва ли не самой чудовищной в истории цивилизации.

Виктор Сорокин   01.09.2016 23:22   Заявить о нарушении
Вот скажите на милость, почему эту глупость нужно называть идеологией патриотизма? Лишь на том основании, что её так обозначил кто-нибудь из ушибленных на голову авторов? Это уже сильно похоже на "приватизацию" терминов и символов, против чего я выступаю категорически. С какого перепугу мне навязывается та или иная трактовка термина, многие годы имевшего совсем иную смысловую окраску? Или обязательная ассоциация прекрасного небесного цвета и радуги с сексуально озабоченным меньшинством? Этот "толерастический" список можно долго продолжать.

Андрей Девин   01.09.2016 23:53   Заявить о нарушении
Эту глупость идеологией патриотизма называют авторитетные патриоты, владеющие идологической и ПОЛИТИЧЕСКОЙ властью. 100 лет приказано считать ДИКТАТУРУ (пролетариата) высшей формой развития гуманизма. И ничего, ВСЕ были с этим СОГЛАСНЫ! Не исключено, что и Вы. И так по любой категории марксизма-ленинизма-путинизма. ПАРТИЙНОСТЬ науки в России еще никто не отменял!

Виктор Сорокин   06.09.2016 16:32   Заявить о нарушении
"...авторитетные патриоты, владеющие...властью"
Сильно сказано. Только опять-таки, о терминологии. В данном случае у слова "авторитет" явно просматривается криминальная интерпретация, которую разделяют далеко не все.
Власть и авторитет совсем необязательно совмещаются, нередко бывает ровно наоборот. Тут уже зависит от человека: кого (или что) он выбирает для себя в качестве авторитета. Зачем же обобщать?

По поводу марксизма-ленинизма.
Этот термин довлел многие десятилетия, но по понятным причинам не поднимался вопрос о его правомерности. Никто не знает, как бы Маркс отнёсся к тому, что потом стало называться ленинизмом, и никогда уже не узнает, а мы всё копья ломаем на эту тему.
Наконец, о партийности. Тут очень легко перепутать партийность с продажностью. Особенно в среде идеологических работников, откуда многие наши нынешние "олигархи" и повылазили.

Андрей Девин   06.09.2016 17:18   Заявить о нарушении
Думаю, что, в отличие от Ленина, Маркс был человеком нравственным.

Виктор Сорокин   12.10.2016 23:37   Заявить о нарушении
Обсуждать чужую нравственность - чрезвычайно рискованное занятие. Особенно когда речь о совсем другой эпохе, очень отдалённой во времени.

Андрей Девин   13.10.2016 07:55   Заявить о нарушении