Гимн Элизе Гелия Клейменова

 Произведения Г. Клейменова интересны нам.
 В них обязательно, присутствуют даты событий. Те самые даты, которые,- по мнению самого  автора, Г. Клейменова, и придают событиям достоверность.
 В них есть, в обязательном порядке, и ссылки на первоисточник, если приводятся
цитаты других авторов.
 Он снискал  у читателей себе славу добропорядочного исследователя истории и литературоведа.
 Но в этой его статье,  важной   точностью биографий исторических личностей, Г. Клейменов тратит свой талант для того, чтобы погрешить против истины, оклеветав и Елизавету Ксаверьевну, и графа Воронцова,
и, самое главное, самого А. С. Пушкина.

 В первую очередь, цель его: опорочить, оклеветать Поэта, очернив жену графа Воронцова. И нам бы хотелось в этой нашей статье показать, к каким неприглядным
методам он прибегает для достижения  цели,  недостойной его таланта.

 Ему даже приходится опровергать самого себя, "сводить на нет" свои собственные
выводы, которые он утверждал в предыдущих своих  статьях, игнорируя и самим им найденные даты:"Елизавета Ксаверьевна" и "Пушкин в Одессе"- где ему удалось доказать, что увлечение Пушкина графиней Воронцовой не выходило за рамки увлечения идеалом поэзии.
 А её увлечение поэзией Пушкина помогало ей беззаветно любить своего мужа и своих детей, разделяя заботы,  наравне с супругом, по управлению огромной
"Новороссией".
 В этом и состоит высокое назначение Поэзии Поэта.
 
 

Сентябрь-октябрь 1823 года

Долженкова Римма

Гелий Клейменов
 Гимн Элизе. Продолжение. Третий абзац.
  Гелий Клейменов:
  "В сентябре он был поглощен нахлынувшими чувствами к Амалии, которая выделила его среди множества поклонников. Она была полу-итальянкой, полу-немкой, русский язык не знала, и, конечно, не читала стихов поэта, и о его славе, может быть, что-то и слышала, но  была  так далека от всей этой тонкой материи чувств, что на информацию о его таланте не реагировала. Но ей было приятно находиться с ним, ее забавляли его прекрасные рассказы и смешили анекдоты. Его восторженные речи будоражили кровь, она легко поддавалась этому влечению и не желала отказываться от сладостных минут блаженства. Пушкин чувствовал себя на вершине райского счастья, и все же при встрече с Елизаветой Ксаверьевной был сразу поражен ее особой душевной красотой."
  Ремарка.
-Был ли А.С. Пушкин "...сразу поражен ее особой душевной красотой". В сентябре?
  Если, по многим свидетельствам, он увидел её только в ноябре, после рождения её сына Семёна. А весь сентябрь-октябрь Е. К. была у матери в Белой Церкви, где и был рождён её сын.

  4 и 5 абзацы статьи Г. Клейменов:
 
  "Но вскоре Пушкин обнаружил, что его  Амалия также влюбленно смотрит на иных кавалеров, позволяет им ухаживать за ней и удаляется с ними. Ревность к соперникам затмила все возвышенные чувства, он ненавидел ее, поклонников, готов был с ними рассчитаться,  безмерно страдал.

Окружена поклонников толпой,
Зачем для всех казаться хочешь милой,
И всех дарит надеждою пустой
 Твой чудный взор, то нежный, то унылый?
Мной овладев, мне разум омрачив,
Уверена в любви моей несчастной,
Не видишь ты, когда в толпе их страстной,
Беседы чужд, один и молчалив,
Терзаюсь я досадой одинокой;
Ни слова мне, ни взгляда.,, друг жестокой!

В нескромный час меж вечера и света.
Без матери, одна, полуодета,
Зачем его должна ты принимать?
Но я любим... Наедине со мною
 Ты так нежна! Лобзания твои
 Так пламенны! Слова твоей любви
 Так искренно полны твоей душою!
Тебе смешны мучения мои;
Но я любим, тебя я понимаю.
Мой милый друг, не мучь меня, молю:
Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.

 
Измены столь скорой после таких пылких речей и такой страсти он простить Амалии не мог. И позже в Михайловском,  когда он узнал о ее смерти, его сердце не вздрогнуло, оно осталось равнодушным. Боль тех переживаний ушла, но рубцы остались.
  Абзац 6.Г. Клейменов.

Надо полагать, что к середине октября волнения угасли, ушла и ревность, но пришло необычное желание видеть и общаться с Елизаветой, которая притягивала своим душевным теплом и добротой.
 
Прошла любовь; явилась Муза,
И прояснился темный ум.
Свободен - вновь ищу союза
 Волшебных звуков, чувств и дум.
  Ремарка.
- Приведенное  стихотворение Поэта  не могут относиться к Илизавете Ксаверьевне.
   Особенно,- подчёркиваю,- в октябре.
-Здесь Пушкин ясно говорит, что он "Свободен" и "... вновь ищу союза"
-Но ещё его не нашёл. Как всё оказалось здесь перевёрнуто, точнее сказать,
-"переврано" у автора.
-Г.К. старается "сплющить" события, накладывая их одно на другое.
-Елизавета К. Воронцова здесь "притянута за уши": её "выход" ещё впереди.

  Абзац 7. Г Клейменов:

 "В сентябре-октябре Пушкин общался только с графом М. С. Воронцовым - за это время он нарисовал 5 портретов генерал-губернатора. По приглашению Александра I в начале октября граф  присутствовал на маневрах и смотре дивизий 2-й армии в районе Тульчина.  Из рассказа извозчика по прозвищу Береза узнаем, что Пушкин ездил к хутору Рено  три раза: «Посидит, походит по берегу час, полтора, потом назад».
  Н а д  о   п о л а г а т ь, что речь в рассказе идет о поездках Пушкина в октябре 1823 г., когда он был без денег, и когда жила на хуторе Рено графиня Елизавета Ксаверьевна."
-Можно предположить, что эти поездки относились к июлю 1824 года.
- Пушкин снова был без денег, лишился работы, Е.К. не было в Одессе,чета отправилась в Крым.
-Поэт был один и, как неприкаянный, бродил по берегу моря; дач или хуторов на берегу моря близ Одессы, известных Поэту, было не так уж и много.

Ремарка.
-В сентябре-октябре  Е . К. Воронцовой не было на даче.
-Сколько можно говорить читателям одно и то же, через 2 строки.
-Чтобы отбить у них желание продолжить чтение несусветных вымыслов?

  Г.Клейменов:" Мечтал ее увидеть. Новые чувства, были непохожими на все иное, что вызывали в нем милые женщины - в них не было страсти,  они согревали, и душа наполнялась нежностью и светом. "
-Такое настроение

 Продолжение следует.
 
 Стремясь угодить всем своим читателям, Г. Клейменов превзошёл сам себя.
 
И тем, кто уверен в измене Елизаветы Ксаверьевны графу Воронцову.
И тем, кто достоверно знает, что этого просто не могло быть из-за известной всем
исключительной порядочности самой графини Воронцовой, из-за преданности её делам своего мужа и преклонению перед  его талантами,
 А ,главное, из-за щепетильности самого Пушкина в личной жизни.
 В данной статье Г. Клейменов повёл себя по принципу: "и нашим, и вашим,давайте спляшем!



Глава 6.             ГИМН   ЭЛИЗЕ.
 
Портрет Пушкина  О.А. Кипренский 1827

Портрет Е.К. Воронцовой. Соколов П.Ф. около 1823
«Преданья той эпохи упоминают еще о женщине, превосходившей всех других по власти, с которой управляла мыслью и существованием поэта. Пушкин о ней нигде не упоминает, как бы желая сохранить про себя одного тайну этой любви. Она обнаруживается у него только многочисленными профилями прекрасной женской головы, спокойного, благородного, величавого типа, которые идут по всем бумагам из одесского периода его жизни».
П.В. Анненков «Жизнь и труды Пушкина»





 В начале своей статьи Г. Клейменов приводит цитату П. В. Анненкова, чтобы,
опираясь ещё  и на его авторитет, создать образ действительно незаурядной женщины, "превосходившей всех других  п о  в л а с т и..."
 
 На какую  "власть" здесь намекает нам А.В. Анненков?

 Эта женщина действительно обладает всемогуществом в прямом смысле этого слова:
она- жена губернатора огромной по своим масштабам губернии.
 И она очень хорошо сознаёт свою силу. Она  только что поднялась на высоту, и
очень хотела бы там оставаться, и знает, что это не так-то просто: интриги двора, "вольнодумцы" могут ей помешать.
 Она могла бы воспринимать Поэта, как своего злейшего врага, раз её муж видит А. С. Пушкина именно в этой роли.
 Она не может не замечать, что граф Воронцов боится А.С. Пушкина, его вольнолюбия.

 Она сознаёт, что в её "власти" управлять всем "...существованием поэта", но она хотела бы управлять ещё и его "...мыслью...".
 Сделать его послушным воли её мужа, направить его вольнодумие в нужное ей и её мужу русло.
 
 Эта схватка двух умов длилась всего не более полугода. Стало ясно, что ей не удалось "покорить" мысль Поэта, и его отправили из Одессы.
 Оба: жена и муж, или муж и жена, или чета Воронцовых- они  оба "потерпели фиаско". Он не справился с одним-единственным "ссыльным" поэтом, и признавался
в этом в своих убогих "докладных".
 Она своей  неуклюжей "помощью" мужу лишь навредила им обоим.

   3. П.В. Анненков: " Она обнаруживается... по многочисленным профилями прекрасной женской головы, спокойного, благородного, величавого типа,.."
   Вот какую высокую оценку даёт Анненков этой необыкновенной личности.
   В зарисовках Пушкина можно увидеть преклонение, уважение к графине, но от этих чувств до любви очень -очень далеко.
   К тому же, в некоторых рисунках проскальзывает и шарж, и насмешка.
   Когда ему пришлось, может, разочароваться в ней, или увидеть её вероломство.
   Они настолько разные, иногда находят один на другой, что создаётся впечатление, что были нарисованы две или три особы, а не только графиня, как это принято считать теперь.


   4.В этом отрывке всё неопределенно, слишком предположительно, начиная с первого слова:" Преданья той эпохи..." Всё построено именно на предании... и далеко не "той эпохи", не времени А.С. Пушкина, а гораздо более позднего времени.
 Возможно, после Революции кому-то захотелось приподнять юбки и у графинь, чтобы пощекотать своё сластолюбивое воображение.
   Во времен Пушкина никому бы это и в голову не пришло.
   5. Цитата Анненкова несколько абстрактна, слишком схематична, чтобы ставить
 её в начале статьи. Ведь только что, Г. Клейменов в прежних своих статьях с помощью дат расставил все точки над " i ", реабилитировав и графиню Воронцову,
и А.С. Пушкина: они не прелюбодеи.
 Эта роль-не для них.
 Этой цитатой он возвращает читателей как бы в исходное положение : "на колу
 мочало-начинай сначала!"
   Напустить побольше тумана, в отрыве от дат, на основе "расхожих мнений" нашего времени.



 Г. Клейменов пишет далее:"Как большинство знатных людей,  генерал-губернатор М.С. Воронцов «держал открытый стол», демонстрируя для своих подчиненных радушие и гостеприимство. Каждый чиновник, одетый в соответствии с правилами дома, мог без приглашения прийти на обед к начальнику.
 Ремарка.
 -Вот они, знаменитые даты Г. Клейменова: "25 августа 1823 г. Пушкин написал   брату Льву, что Воронцов принял его «очень ласково», но при этом добавил, что «на хлебах у Воронцова я не стану жить - не хочу и полно».
 Ремарка.
- Что заставило Пушкина изменить своё решение и он решил посещать обеды в доме графа?
-Ответ опять находим у Клейменова.
 
 Г. Клейменов:
" 6 сентября 1823 г. приехала в Одессу супруга генерал-губернатора Елизавета  Ксаверьевна Воронцова  с дочерью Александр(ин)ой (р.1822).
 Действительный статский советник Николай  Михайлович  Лонгинов записал: «Вчера к позднему обеду Ее Сиятельство сюда пожаловали, и все мы вместе кушали в собственном графском доме у моря. В доме же, нанятом от города, где граф всегда будет жить, многое еще не готово, и надобно недели две времени, чтобы хорошенько учредиться. Графиня между тем будет жить на даче г. Рено, которая нанята на месяц и которая весьма красива. Все дачи здесь иного названия не имеют, как хутор. Все говорят: я живу на хуторе. Маленькая графиня [Александра] весьма в добром здравии».
 Ремарка.
- Из-за приезда графини Пушкину пришлось изменить своё решение.
-Возможно, его  должны были представить графине.
- А, может, это было и не  обязательно, учитывая положение графини
 Г.Клейменов:"Елизавета Ксаверьевна, которая была  на восьмом месяце беременности, уехала с дочерью на дачу в хутор Рено, который стоял на высоком берегу, на обрыве.
 "Пушкин во время одного из первых обедов с участием графини,  в е р о я т н о, находился среди гостей и был представлен губернаторше. "
 Г. Клейменов верен себе: он не утверждает, что Пушкин был на приёме у графини-
он вполне мог бы, в данном случае, манкировать своими обязанностями, тем более, что посещение "обедов" не было обязательным, но каждый, может, считал за честь
посещать графа, когда его двери были открыты "для всех".
 Ремарка.
-Это слово "... в е р о я т н о..." оставляет вопрос открытым: был ли Поэт представлен графини сразу после приезда, или их встреча произошла позднее.
 Г. Клейменов: "
Косвенным подтверждением встречи Пушкина с графиней  служит нарисованный им в с к о р е  на листе рукописи ее портрет." Г. Клейменов:" Рядом он  изобразил Воронцова"
 Ремарка.
-В предыдущей главе Клейменов пишет об этом более определённо. Первый набросок
 графини на страницах  рукописи "Евгения Онегина" появился 3 ноября. А графа
 Воронцова он рисовал весь сентябрь и октябрь. На плацу.
 Её же  изобразил в вечернем туалете, с вырезом на спине.
 Так увидел её Пушкин на крещении  сына, куда он был приглашён, и это зафиксировали все современники.
- Скорее всего, Пушкина не было на "обеде" у Воронцова 6 сентября.
-Заявить, что он не будет в дом Воронцовым ходить 25 августа, а 6 сентября-
 прийти, не логично.
- Тем более, как далее свидетельствует сам  Клейменов, в сентябре Пушкин был увлечён  Амалией, и был частым гостем в её семье.

  Вывод.
  В этой графе, посвящённой "Элизе",- можно ли более невежливо обратиться к графине?
  Оторвавшись от дат, Клейменов даёт своему воспалённому воображению переходить все границы.
  В своих" исследованиях" Г. Клейменов ,к сожалению, ходит по кругу. Делает "хлёсткий" заголовок,-но потом ничем не подтверждает его.
  Например, заголовок: тайная любовь Поэта в Одессе. И затем, перечисляет известные имена, слишком известные,- где найти хоть какую-нибудь тайну невозможно. Их жизни были слишком на виду, чтобы найти хотя бы минутку для видимости "тайны". Собенская, Амалия, Воронцова. Женщинам, оклеветавшим Поэта,
он уделяет особое внимание. Ведь они-то и наводили  "тень на плетень", стараясь создать миф, что Поэт был влюблён в них, но безответно.
  Г. Клейменов трактует, однако, несколько иначе. Он хочет создать у своих читателей иллюзию, что все они были влюблены в Поэта и пользовались взаимностью.
  Это нужно ему,-просто необходимо,-чтобы в дальнейшем удлинять список "потомков
Поэта там, где их не могло быть.

Вот она,-злостная  клевета,- Гелия Клейменова на Поэта, вынесенная в заголовок.

Глава 8. Потомки Пушкина и Элизы за границей. - история и политика, 28.04.2016 15:32
Глава 7. Потомки Пушкина и графини Элизы в России.

 А уж за границей потомков Элизы,- но не Пушкина,- много можно отыскать.
 Г. Клейменов, похоже, заплутал среди трёх сосен, а "тайную" любовь Поэта так и не нашёл. Или и не искал? Брал то, что лежит на поверхности; то, что повторяют все?
 Хотя ему известна истина: не было связи у Элизы с Поэтом.
 Владимиру Конюхову удалось отыскать и тайную любовь А.С. Пушкина и любовницу
Веру Вяземскую, которая пользуясь своим привилегированным положением, пускала злобную клевету на Поэта.
 Владимир Конюков:
"Отступление в ХХ век. Проблески в самиздате сведений, в том числе изданий заграничных религиозных центров. Пример идеологических забросов литературной информации через границу:
- жёны «декабристов» следовали за своими мужьями на каторгу, в ссылку в Сибирь за наказание восстания в 1825 году по примеру жены Пушкина католички Ангелики, которая до этого уже 10 лет – куда он, туда и она! Из них шесть лет в ссылках вдали от столиц империи.
Надо отдать должное «забугорным» изданиям в объективности некоторых сторон идеологической войны прошлого века, кое в чём откровенничали довольно дружелюбно".
    "Вторая животрепещущая тема была со скандальным оттенком, опровержение «пушкинистов» об их ошибке с графиней Воронцовой. Касалось истории города, оговора гения Пушкина.
Шум был не шуточный, радио «голоса» зарубежные вещали, с них самиздат копировался ещё до  70 - х. Был самиздат «родной» о сотнях самозванцах Пушкина только по Одессе, незаконнорожденных детях поэта, уныло бродящих в поисках угла, а они прославят уж,  пожалевших их приютить граждан…  Печатались мнения сторон в городской прессе."

 А вот что известно о Вере Вяземской:" роковой любовницы" Пушкина.
Своё интриганство эта женщина проявила во время подготовки Поэта к дуэли.

     "Вера Федоровна играла чувствами, любила нравиться, отдаваться порывам, любила рассказывать о похождениях мужу…, женское мстительное? Может быть, а может и по принципу, «и мы не лыком шиты».
     В письмах жене  Вяземский откровенничал, что возникало у него во время увлечений за чужими, другими женщинами.
     Такие нравы были в отношениях «свободной» супружеской независимости, проповедываемой  движением «вольных каменщиков» - масонами.
Примечание. Выражение, «деловые» супружеские отношения…», не современное понятие, из прошлых веков масонского влияния."
      Произведения Владимира Конюкова о пребывании А.С.ПУшкина в Одессе можно прочесть на Прозе.ру. Его исследования, на мой взгляд, кажутся более достоверными.
 Ему удалось отразить не только то, что говорили о Пушкине в России, но и учесть мнения о Поэте за рубежом. Это ценный материал.
 Многих наших современников, например, В. Великого,да и меня тоже удивляло, как Поэт мог упрямо называть свою жену Наталью "Ангелом".
 Но после прочтения Владимира Конюкова становится ясно, что Пушкин
ассоциировал Наталью Гончарову со своей первой любовью Ангеликой Поли.
 Он называл свою юную жену именем своей первой возлюбленной.
 Владимир  Конюков:
 "Предназначение – ПОЭТ!
     Живым талисманом  УДАЧИ…, была его спутница по жизни в теении 10 лет, до продолжения ссылки в Михайловском, до запрета ей быть с ним,
гражданская жена, итальянка Ангел Поли. «Утаённая любовь» по определению «пушкинистов». Тщательно «спрятанная», по моему определению."
 P.S.
 Сначала мною была прочитана статья Гелия Клейменова, и не одна.
 Были замечены не состыковки в его повествовании: где автор сам себе противоречит.
 А потом статьи Владимира Конюкова подтвердили несостоятельность того, что Г. Клейменов написал о Поэте. Стихотворения Поэта были неправильно адресованы Г Клейменовым другим женщинам. Сразу возникала ложь.
 О Вере Вяземской у меня было двойственное чувство. Мне нравилось, что она с уверенностью утверждала, что Воронцова не увлекалась Поэтом, а видела в нём лишь
человека, которых находится под надзором её мужа, графа Воронцова.
 Она могла так уверена говорить о не любви Элизы, если  "две ночи "или даже "одна"
о которых любит рассуждать Г. Клейменов, были проведены с ней,с Верой.
 Настораживало меня в Вере то, что она появлялась в Одессе, когда назревали там какие-то события, или её появление и провоцировало эти события.
 
 
 
 


Рецензии