Экскурсия в Кронштадт

   На белом виртуальном листе бумаги сейчас опишу вам мою первую в этом году поездку-экскурсию. Экскурсию в город морской славы, в город, в котором я не была больше полувека и который находится так близко от меня (всего в часе езды), в город — Кронштадт.
 
   Это не будет обычный рассказ и фильм, это будут комментарии к моим фотографиям.
 
   В огромном экскурсионном автобусе на 50 мест собрались те, кто жил когда-то в этом городе, кто бывал в нем раньше и те, кому предстояло впервые познакомиться с ним. Но всех объединяло одно — желание узнавать новое, увидеть прекрасное, пообщаться с друзьями и незнакомыми, но интересными людьми.

    Дело в том, что поездку организовали депутаты (не забываем, что скоро выборы)) для обществ ветеранов, блокадников, инвалидов и нас, слабовидящих. Атмосфера самой экскурсии в таком составе отличается от атмосферы экскурсии случайных людей. Отличается большей доброжелательностью, пониманием, выдержкой, взаимовыручкой. И темп экскурсии такой, что каждый успевает насладиться увиденным, посмотреть желаемое, фотографировать не на лету, а спокойно, и при всём при этом еще и слышать ВСЁ, что говорит экскурсовод, который, учитывая контингент и уважительно относясь к этому контингенту, ведет экскурсию так, чтобы ВСЕ всё узнали и увидели. Часто такие экскурсии проходят дольше обычных, но зато довольны все.

   Пока мы выезжали из города, чтобы попасть на кольцевую дорогу, ведущую нас к цели путешествия, опытный экскурсовод рассказывала нам об исторических и современных объектах, которые находились то слева, то справа от нас. Но когда наш автобус выехал на кольцевую дорогу, ведущую по прямой к цели нашего путешествия, то разговор пошел об истории самого города Кронштадта и об острове, на котором он расположен. Вот с этого момента и я начну свой рассказ.


   Остров в Финском заливе длиной 11 километров и шириной 2 километра, и ряд мелких, едва выступающих из воды островов, принадлежал шведам. Этот остров находился близко от русских земель и от того места, где Петр Первый собирался и уже начал возводить город. Наш город — Санкт-Петербург. Шведы же хотели завладеть богатыми Новгородскими землями и вели войну за эти земли и с суши, с севера, и с моря. У шведов был прекрасный флот. В России еще не было своего флота, но зато в России был очень энергичный и умный царь — Петр Первый, который боролся за могущество России. Он понимал, чтобы России стать великой державой, надо, иметь выход к морю. И, создавая российский флот, новый город, в котором мы живем, он вел ожесточенную войну со шведами за владение северными землями и укреплял границы завоеванных земель. Эта война так и называется в истории — Северная война. Мы ведь с вами учили историю в школе и хорошо об этом помним.


   Так вот, пока на Заячьем острове в дельте Невы строилась крепость Адмиралтейства, а рядом на острове Петроградской стороны стоял маленький домик Петра, и флота Российского пока не было, а на острове в Финском заливе, которым владели шведы... наступила зима. Шведы отвели свои корабли из замерзающего зимой Финского залива к своим берегам, туда, где море не замерзает из-за теплого морского течения. Осталось на острове совсем мало воинов-шведов. Да и те не особо боялись русского коварства, а преспокойно варили, на одном из участков острова, кашу на ужин в большом котле, чтобы на всех хватило. И котел-то у них был, как и положено в Западный и Северных странах, вытянутый и зауженный к верху. Наверное, чтобы каша на морозе дольше не остывала. Это на Юге и на Востоке котлы и казаны широкие и открытые. Там жарко.


   Вот зимним вечером Царь Петр с солдатами (ведь флота не было и матросов, соответственно, не было), где по льду, где на лодках подобрались к острову с другой стороны. Атаковали шведов так, что те сдались почти без боя, даже не успев съесть свою кашу. И, как гласит, легенда, в честь завоеванного котла с кашей)), остров назвали Котлин. Благодарные современные жители острова поставили на центральной площади города памятник в виде огромного котла.


   Когда по весне шведский флот вернулся, как думал, к своим берегам, то увидел на острове уже построенную за зиму русскую оборонительную крепость. И называлась эта крепость — Кроншлот — Коронный замок. Петр Первый позаботился об укреплении не только центрального острова, но и маленьких островов, построив там военные форты. Мало этого, он еще приказал создать насыпные дополнительные форты.

 
   Прорубался лед, делались огромные проруби. Строился из соснового леса огромный короб, в который загружали камни. Короб под своей тяжестью опускался на дно и служил основанием острова. В итоге остров и форты были так надежно укреплены, что ни одно судно не могло подойти к русским берегам незамеченным. Это было весной, в мае 1704 года. А уже в 1723 году на острове построили большую крепость, в которую входил и сам город, который назвали Кронштадт — Город-корона. Заселили его дворянами, мещанами и простым людом. Много там было, как тогда говорили, - иноверцев, то есть немцев и англичан. До сих пор там живут люди самых разных национальностей. В городе и в старые времена было более 30 культовых сооружений (церквей и соборов православных и католических, кирх, синагог...), а сейчас их 50.


   К рассказу о городе я еще вернусь, а сейчас хотелось бы рассказать про дорогу к острову.


   В былые времена добраться до острова можно было только на лодке. Потом из города  Ораниенбаум была сделана паромная переправа. Зато теперь с 2011 года, с окончанием постройки защитных сооружений нашего города от наводнений, к городу Кронштадту можно добраться на машине по дороге, которая проходит по защитным сооружениям и иногда кажется, что она идет прямо по водам Финского залива. А в одном месте, ближе к Кронштадту дорога забирается в туннель. Этот туннель длиной всего 2 километра, но он проходит под водой. Над ним как раз фарватер для прохода судов и глубина воды там 30 метров. А когда едешь по нему, то даже не замечаешь и не ощущаешь этого.


   С правой стороны дороги уже видны форты. А вот темное прямоугольное здание как бы вырастает из воды. Это бывшая еще при царе инфекционная больница. Потом там была ни то биологическая, ни то химическая лаборатория. И уже издали виден сам город, над которым золотым куполом возвышается морской собор святителя Николая.


   Мы съехали с основной дороги направо и попали на остров — город Кронштадт. Город военных моряков, город подводных лодок. Пусть и не самой первой подлодки, самая первая была построена крестьянином-плотником Ефимом Никоновым в 1721 году в Сестрорецке. И называлась она «Потаённое судно». Когда экскурсовод упомянула про первую подлодку, я задумалась, где же могли проводиться испытания в Сестрорецке. Оказалось, что на озере Разлив. Даже Петр Первый присутствовал на испытаниях этой бочки-лодки и самолично помогал спасать изобретателя).


   Кронштадт — это город первых противолодочных мин, город, который подарил Миру радио. Именно в этом городе Попов создал радио. В этом городе служило много известных русских адмиралов. Памятник одному из них — адмиралу Макарову мы видели. Он поставлен на большой площади справа от входа в Морской Собор.

   Не далеко от памятника красивый мостик, названный Макаровским.

   В Кронштадте проживало и родилось много известных людей. Мы все знаем композитора Римского-Корсакова, а ведь он в первую очередь был военным офицером. И все свои музыкальные произведения исполнял сначала в Кронштадте, где служил, вместе с созданным им оркестром, состоящим из матросов. Но как говорят критики, исполнения этого оркестра были на очень высоком уровне, не уступающими исполнению профессиональных музыкальных оркестров.


   И, наверное, Кронштадту повезло, что Светлана Медведева, жена Дмитрия Медведева, родилась в этом городе, так как она очень посодействовала реконструкции, восстановлению и развитию города.


   Мы проехали по новой части города, застроенной красивыми не однотипными домами. Почему-то местные жители прозвали этот район «Простоквашино»). В этом районе на высоченном постаменте был поставлен настоящий противолодочный катер. Поставлен катер так, как будто его носом вверх подняла огромная волна. Сфотографировать не удалось, так как здесь автобус не делал остановку. Еще несколько интересных памятников из-за этого не смогла сфотографировать, а хотелось бы. Например, орудие с подводной лодки Маринеско. Древняя история — это интересно, но история Великой Отечественной Войны задевает за живое...


   Первая остановка была сделана около первой верфи. По каналу, глубина которого 11 метров, суда могли подходить к зданию верфи, где их разгружали и загружали сразу с двух этажей здания. Так сделаны двери, на первом и втором этажах, а ступенек вниз нет. Если бы человек вздумал выйти в эти двери из здания, когда не было судна рядом, то он бы упал в воду, в канал.

   Напротив верфи довоенное здание Сталинской постройки.

   В городе очень много красивых кованных решеток. Ими огражден и канал и сады и парки. Так же много скульптур из чугуна и металла. Дело в том, что когда шла Северная война в крепости находился чугунолитейный завод. Ядра для пушок, да и сами пушки делали из чугуна. И так как город находился на острове и мог попасть в осаду, то чтобы обеспечить себя необходимым оружейным запасом, придумали украшения в городе — решетки, ограды, памятники, фонарные столбы и даже мостовую, делать из чугуна. То есть в случае необходимости всю эту красоту можно было переплавить в снаряды.


   Вот один из таких современных памятников. Это дерево желаний. На стволе в виде сучка — нос. И приделано огромное ухо, в которое надо сказать свое желание. А на стволе, между веток, свито гнездо, в которое загадавшие желание должны забросить монетку, чтобы желание сбылось) . К веткам еще прикреплены совы с кошелками в клювах. Совы довольно высоко. Но народ даже на них умудрился прицепить так называемые «замки счастья».
 
   С каким-то облегчением узнала, что в Париже обрушились перила мостика к Лувру из-за таких художественных изысков, как замки. Наконец-то в Париже запретили вешать «народные украшения» на исторические! Возможно и у нас одумаются. Судя по увиденному в Выборге, поняла, что эти замки счастья семьям мало прибавляют, а вид города существенно портят. Ну, это мое мнение и видение этой ситуации...


   Хотелось бы отметить еще одно украшение, которое оживляет город и говорит о большой человеческой любви горожан к своему городу. Это цветы. Самые простые — анютины глазки и бархатцы. Но как трогательно они смотрятся в этом суровом городе. С его низким серо-свинцовым небом, суровыми людьми в военной форме и военными кораблями в заливе.


   Потом мы сделали остановку около сквера, на месте которого раньше был Собор Апостола Андрея Первозванного. На месте собора стоит большой камень с мемориальной доской. В этом соборе 53 года служил Иоанн Кронштадтский. Недалеко от этого места захоронена его жена. А останки самого священника покоятся в женском монастыре на Петроградской стороне.

   А потом мы поехали к Морскому Никольскому Собору. Честно скажу — такой красоты я никогда не видела!

   Я видела этот собор лет через 12 — 15 после войны. Он был темным и грязным. Что снаружи, что внутри. Тогда я красоту не заметила. Только величина поразила. Но тогда мне всё казалось большим.

   Отлично помню пригородные дворцы в развалинах и вижу, какие они красивые стали после реконструкции.
 
   А с собором просто чудо какое-то произошло. Весь белый, украшен декором, который раньше вообще был не виден. Кованные, необыкновенной красоты, решетки на окнах внизу и у входа. Величина собора до сих пор поражает. Ощущаешь себя настолько мелким перед этим величием.


   А в самом соборе вообще теряешься. Понимаешь, что это храм, но так же понимаешь, что это и музей.
 
   Мраморные полы выложены рисунком. Опор нет, всё держится за счет арок. В боковых полукруглых отсеках все стены завешены мраморными досками, на которых золотом написаны имена погибших кораблей и моряков.
 
   Поражает всё — полы, люстры, хоры с ажурной решеткой. Огромные иконы красиво оформленные.

   В реставрации самого собора принимали участие все, даже местные жители. А внутри работы вели московские мастера.
 
   От всей этой огромности и святости я даже фотографировать не могла. Но не удержалась и сделала всего два снимка.

   На площади перед собором плитками выложен огромный-преогромный якорь. Якоря в городе везде. И около памятников и просто, как памятники сами.


   Напротив собора на другом краю площади горит вечный огонь погибшим героям. Так как в городе всегда сильные ветра, то, видимо, чтобы огонь не задувало его заключили в очень интересную форму, в пирамиду.


   Где-то перед собором еще сохранился один квадратный метр чугунной мостовой. Но я его не нашла. Я увидела чугунную мостовую в другом районе города уже из автобуса и не смогла сфотографировать, чтобы показать вам. Я думала, что чугунная мостовая, это просто металлический лист, размером с квадратный метр. Оказалось, что не всё так просто). На заводе отливали чугунные цилиндры диаметром сантиметров 15. Причем поверхность у них была не гладкая, а рельефные лучи расходились от центра цилиндра к его краям. Вот такими цилиндрами и укладывали мостовые в этом военном городе, чтобы в случае необходимости и мостовую переплавить в снаряды.


   Дальше мы поехали к зданию водокачки. Само здание на водокачку совсем не похоже. Светлое, с белыми колоннами. Сейчас там какой-то музей. Ограда вокруг сквера музея завешена картинами. Внутри сквера фонтаны. Один обычный
Еще фонтан изображает водовоза. Всё сделано из металла.
И фонтан в виде водопадов

   Рядом со зданием музея на свободной площадке разместилась выставка под открытым небом «Экологического Фестиваля Искусств». Из различных отходов с большой фантазией сделаны разные скульптуры и портреты. Здесь и деревянная рыба, и Пегас, и ангел хранитель, птицы, портреты и другие персонажи.

   А за зданием находилась еще одна достопримечательность города. Это солнечные часы. Но так как солнца в этот день не было видно, как часто бывает над Балтикой, небо было затянуто серыми облаками, то и время мы узнать не могли. А, вообще-то, по тем часам можно узнавать время не только местное, но и в любом уголке земли. Рядом с каждой цифрой имелся еще небольшой циферблат, который показывал время в перечисленных на нем городах.

   И последней нашей остановкой была остановка у Петровского парка. Деревья в парке разрослись и, несмотря на всю ухоженность парка, он скорее был похож на английский парк. На центральной аллее, напротив входа была огромная скульптура Петра. Как всегда величавый и почти сердитый. Он не смотрел на входящих, а повернулся к ним спиной. Взгляд его был устремлен в конец парка на Финский залив.

   Там на заливе в порту стояли военные суда.

   Мы погуляли по набережной, надышались морским воздухом и поехали домой.

   Вот таким долгим (шесть часов) и интересным (в этом вы сами могли убедиться) было мое первое путешествие в этом сезоне.


Рецензии
Татьяна, спасибо за такую полную экскурсию по легендарному Кронштадту!
Была там в середине 70-х, тогда можно было добраться рейсовым или туристическим катером. Город поразил своей нестандартной красотой. Поразили чугунная мостовая, набережная, украшенная решётками, Морской собор. Помнится, впервые увидела так близко пришвартованные подводные лодки. А в городе прогуливались матросы с военных кораблей, которые останавливали взгляды на девушках, проходящих мимо. Истосковались, видимо, в дальних переходах по женской ласке. И уже тогда город отличался от других чистотой, умытостью, что ли.
Кстати, уроженкой Кронштадта является и Галина Вишневская.
Спасибо, было очень приятно прогуляться с Вами по современному Кронштадту.

Татьяна Сергеевна Дмитриева   04.11.2017 01:29     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Татьяна, за комментарий и за такой добрый отзыв о моем рассказе.
Особая благодарность, что напомнили про Галину Вишневскую.
К сожалению, в небольшом рассказе не всё удается упомянуть. А на этом сайте, даже нельзя показать фотографии этого замечательного города.

С благодарностью и уважением к Вам, Татьяна.

Иванова Татьяна 99   04.11.2017 17:40   Заявить о нарушении
Татьяна, это литературный сайт, и образы создаются словом.
Спасибо хозяевам ресурса и на том, что можно ещё, хоть и схематично, вставить фото или рисунок. Ещё раз спасибо за Кронштадт!

Татьяна Сергеевна Дмитриева   05.11.2017 02:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.