Парадный женский портрет

      В любую эпоху в обществе существовал парадный женский портрет.  Во времена Данте это был портрет его возлюбленной Беатриче Портинари, воспетой им.  Во времена Пушкина – портреты красавиц, с которыми он танцевал на балах, шутил, в которых влюблялся.  Однако мало кто знает, что у Данте была жена Джема Донати и несколько детей. Жена Данте делила с ним «изгнанья чёрствый хлеб, она огонь весёлый разжигала ему в чужом жилище. И не раз его рука, ища себе опоры, ей на плечо с надеждой опускалась». Эти строки из стихотворения Леси Украинки «Забытая тень» о жене Данте, вероятно, дают почувствовать различие между парадным и непарадным портретом, между Прекрасной Дамой и Забытой Тенью.
    Женщина в красной косынке, кормящая ребёнка грудью, с картины Петрова-Водкина – выступает перед глазами современников как символ эпохи Октября.
    Хотя историю больше всего делают другие, маленькие великие люди.  Маленькие они потому, что не знамениты, а великие – потому, что героически изо дня в день выполняют свои жизненные обязанности, выкладывая мозаику Истории.
Сегодня, когда представления о красоте несколько необычны, нам пытаются худосочную модель выставить эталоном.
Мир изменился.


Рецензии