Понесу тяготу благую

 На Преображение в небольшом сельском храме, как водится, яблоку было негде упасть, но что-то непривычное глазу беспокоило фельдшера Наташу. А где же Надежда Ивановна? У иконы Иоанна Крестителя, где она приметила её с первого своего появления в храме, старушки не было. Не видел её сегодня и никто из постоянных прихожан. Что-то случилось.
 Надежда Ивановна не пропускала ни воскресных, ни праздничных служб: в любую погоду в свои 80 лет добиралась она пешочком от дома до церкви. На любые предложения подвезти (километра три идти!) всегда благодарила и отвечала: «Недостойна я, чтоб меня в храм, как барыню, везли. Понесу хоть эту тяготу благую … Как мне ещё грех мой искупить… Я ведь учительницей начальных классов была, детишек учила, что Бога нет. Милостив Господь, при жизни земной вразумил: в 70 лет впервые Евангелие в руки взяла».
 
  Учительствовать приехала она в деревню восемнадцатилетней девчонкой, ещё в сорок шестом, да так тут и осталась. В соседнем селе в советское время всегда 7 июля отмечали Иванов день: гости на гулянье съезжались со всей округи, вино и водка лились рекой, танцы в клубе устраивали, гадания у реки, костёр жгли, удало прыгая парами сквозь огонь. А и невдомёк многим было, почему праздник этот именно в их селе отмечался: только Ангел Хранитель храма Пророка Иоанна Предтечи, сгоревшего дотла незадолго до войны, взирал с болью и надеждой с заросшего бурьяном пепелища на утративших веру и угорающих в пьянстве сельчан.
  Опомнились, и Святое Крещение Надежда Ивановна приняла на восьмом десятке в заново отстроенной деревянной церкви Пророка Иоанна Предтечи. «Крестителю Спасов Иоанне, Чистоты учителю, обнови душу мою покаянием»,– слёзно молила она Пророка и все службы стояла не отходя от его иконы.
Здесь-то и приметила её Наташа и со временем взяла одинокую старушку под своё крылышко. Обратила внимание однажды, что та не подходит к причастию.
– Надежда Ивановна, почему не идёте к причастию?
– Да вот переживаю, не слишком ли часто причащаюсь?
– Ведь потом жалеть будете.
– Буду.
– Так причаститесь.
– Хорошо.
 Не дождавшись своей подопечной в храме, встревоженная Наташа отправилась к ней домой.
Оказалось, что Надежда Ивановна утром обварилась кипятком. Несколько дней, стоически терпя жгучую боль, особенно при перевязках, провела она в медпункте, а чуть отпустило, засобиралась: «Пора мне домой».
Попросила старушка Наташу принести водички. Когда Наташа через минуту вернулась с водой, увидела, что Надежда Ивановна мирно уснула – навеки…
 Батюшка на отпевании сказал, что Господь дал ей пострадать по её молитвам ещё три дня после Преображения и принял мирно почившую Успенским постом рабу свою Надежду в обители Небесные.
 Каждый год, на третий день после праздника Преображения Господня, молится Наташа об упокоении приснопоминаемой учительницы начальных классов Надежды Ивановны, приняв в сердце главный её урок – искреннего, глубокого покаяния.
 
 


Рецензии