Ч. 2 Набег на Констанцу
В первый день войны командование Черноморским флотом направило три подводные лодки к румынскому побережью, две выставило в дозор у Севастополя и одну отправило в дозор у Поти.
Затем ещё семь подводных лодок направили к Феодосии, Керченскому проливу, Новороссийску и Синопу.
Севастополь атаковали пять немецких самолётов. Они сбросили четыре парашютные мины. Один из самолётов удалось сбить огнём зенитной артиллерии. Он попал в лучи прожекторов и по нему стреляли все. Позже каждая батарея на берегу и корабли в бухте имели свой сектор стрельбы.
Одна из мин опустилась недалеко от Памятника затопленным кораблям, другая – в непосредственной близости от входа в Севастопольскую бухту. Две вообще не попали в бухту. Замысел немцев закупорить корабли в главной базе остался нереализованным.
Флотские минёры, исследовав мины, определили, что они относятся к донным неконтактным минам, которых наши тральщики ещё не умели тралить. Сначала для уничтожения этих мин применяли глубинные бомбы.
Их сбрасывали с быстроходных катеров, затем появились трал-плотики, трал-баржи и, наконец, неконтактные тралы.
Проблему уменьшения магнитных полей, и создание размагничивающих устройств решила группа инженеров, которую специально прислали из Москвы. Руководили группой, будущие знаменитости, выдающиеся учёные Анатолий Петрович Александров и Игорь Васильевич Курчатов.
По приказу главного морского штаба корабли флота приступили к постановке минных заграждений по заранее утверждённому плану прикрытия военно-морских баз. В течение месяца выставили 8678 мин и минных защитников для защиты Одессы, Новороссийска, Туапсе, Батуми и Керченского пролива.
Эти минные заграждения не причинили во время войны никакого вреда противнику, но зато на них погибли наши собственные корабли: два эсминца, один торпедный и два сторожевых катера, три транспорта и один танкер.
Это объясняется отчасти и несовершенством тогдашних мин, которые всплывали, срывались штормом с якорей, после чего их носило по волнам. Сведения о минных постановках рассекречены относительно недавно.
По приказу наркома ВМФ мины выставлялись на выходах из баз противника. Их ставили с самолётов и с подводных лодок.
Верховное главнокомандование приказало Черноморскому флоту разрушить нефтепромыслы Плоешти, нарушить перевозки нефти морским и речным путями, а так же пресечь перевозки между Констанцой и Босфором.
Это была исключительно важная задача, поскольку Румыния была главным источником топлива для фашистской армии и флота. Для выполнения приказа бросили почти всю бомбардировочную авиацию флота, две бригады подводных лодок и отряд лёгких сил.
82 бомбардировщика произвели три налёта на единственную базу румынского флота Констанцу, а 25 бомбардировщиков – два налёта на Сулин. Противнику ущерб нанесли, но поставленную задачу полностью не выполнили.
До сих пор в открытой печати не сообщаются наши потери, только говорится о том, что бомбардировщики действовали без истребительного прикрытия. Надо полагать, их сбивали истребители противника.
Сколько наших самолётов вернулось на аэродромы, остаётся неизвестным. Неизвестен и результат действий подводных лодок.
Отряду лёгких сил предстояло уничтожить нефтехранилища близ Констанцы, разрушить портовые учреждения и железнодорожный узел, и осуществить разведку боем обороны базы противника.
Немцы уже постарались прикрыть подходы к базе минными заграждениями. Серьёзную угрозу представляла двухорудийная 280-мм батарея «Тирпиц», которую обслуживали немецкие артиллеристы. В гавани находились два румынских эсминца типа «Реджеле Фердинанд I» и два эсминца типа «Марешти».
Прикрытие кораблей истребителями предусматривалось только в радиусе 10 миль от Севастополя. Переход занимал порядка 9 часов, значит, тёмного времени суток не хватало. Поэтому авиация должна была нанести удары по аэродромам противника, уничтожить его самолёты. Принимались и меры дезинформации.
Непосредственный обстрел Констанцы возложили на ударную группу в составе лидеров «Харьков» и «Москва». Их поддерживали крейсер «Ворошилов», эсминцы «Сообразительный» и «Смышлёный» (эсминцы обычно называют именами прилагательными, начинающимися с буквы данной серии).
Для ударов по базе и последующей аэрофотосъёмки результатов набега и бомбардировки выделили 13 бомбардировщиков. 25 июня в 20 часов 10 минут ударная группа вышла из Севастополя, и взяла курс на Одессу, чтобы запутать шпионов в Севастополе и воздушную разведку противника.
Когда стемнело, группа изменила курс на Констанцу. Группа поддержки из-за плохой сплаванности разъединилась, эсминцы сразу потеряли в темноте крейсер, и тот шёл без охранения всю ночь. Встретились в районе развёртывания, который находился в пятидесяти милях восточнее Констанцы.
В районе развёртывания выяснилось, что авиации не было. Решили действовать без неё. Снаряды с лидеров не доставали до цели, поэтому пошли на риск, поставили параваны и подошли к кромке минного заграждения, чтобы поразить цель своей артиллерией.
Когда я читал об этом, то задумался, чьё же это было минное заграждение, наше или румынское? Откуда наше командование могло знать границы установки мин? Оказалось, что румыны ещё до начала войны объявили, что поставили минное заграждение на расстоянии 170 кабельтовых от берега.
Но, как написал в своих воспоминаниях вице-адмирал Борис Фёдорович Петров, который участвовал в том походе, в штабе флота посчитали, что это преувеличение, и корабли могут подойти на расстояние 110-120 кабельтовых.
На фотографии: часть экипажа лидера "Харьков" (до войны).
Продолжение http://www.proza.ru/2016/08/22/1293
Свидетельство о публикации №216082101733