Романтика романса

«Романса камерная стать…»,
«Романса звук прелестный».

1. Теоретическая часть.
Если спросить современную среднестатистическую молодёжь, что она может рассказать об этом виде музыкального искусства или хотя бы вспомнить названия популярных романсов, их создателей – композиторов и поэтов, то, наверняка, ответ придётся долго ждать. Да и откуда ему взяться, когда интернет переполнен другими «более интересными», с их точки зрения, шлягерами.
Хотелось бы в начале статьи задаться такими вопросами: «А что вообще означает это слово – «романс»? Где он возник? Какие известные композиторы и поэты создавали их? Кто остались в памяти народной, как великие исполнители?» И многое другое, в том числе и собственные воспоминания ранних лет.
Вспоминается послевоенное детство, школьные годы. Было всё, «как у всех»: часто встречались неполные семьи из-за лихих 40-ых годов, простой быт, нужда, горе, болезни, потеря близких… Но существовало и другое: доброта, товарищество, подлинная дружба, забота друг о друге, тепло музыкальных вечеров, когда открывались патефоны и коробки с пластинками, а там… - такое чудо в исполнении Л. Руслановой, Изабеллы Юрьевой, К. Шульженко, Вл. Нечаева, Н. Обуховой, Михаила Александровича, Георгия Виноградова, Сергея Лемешева и многих других великих исполнителей 20 века.
А какие чудные мелодии неслись из полуоткрытой музыкальной шкатулки – патефона! Сколько замечательных романсов, песен и не только на русском, но и на итальянском, испанском языках. «…Приезжайте, генацвали, на-ни, на-ни-на, посидим за цинандали…», - неслось на грузинском.
В нашем доме была «подруга семиструнная» - гитара ленинградского завода. Моя мама не имела музыкального образования, но прекрасно играла на этом инструменте. Это были вальсы, песни послевоенных и фронтовых лет и, конечно же, романсы. Последних большинство не помню, возможно, это были какие-то собственные сочинения, потому что впоследствии она написала много стихов в толстой общей тетради. Как-то по-особенному не спеша и негромко перебирала она струны и пела также негромко, как говорят в таких случаях, «не голосом, а душой и сердцем».
Сейчас же, слушая некоторых солистов-гитаристов, замечаешь, что бьют они с размаху по гитаре так, что это и не гитара вовсе, а деревяшка со струнами и издаёт она фанерный гул-стон. Мне особенно нравилось, когда мама ставила корпус гитары на твёрдое основание, на краешек стола или табуретки, а меня просила часто-часто потрясти гриф гитары у колок. Гитара начинала издавать звук, сравнимый со звуком так называемой гавайской гитары. Звук этот был восхитительный, мелодия как бы плыла по комнате волнами. Настраивала она её тоже сама, по слуху.
Термин «романс» возник в Испании и означал «песнь, исполненную по-романски», то есть по-испански, в отличие от латинских песнопений. Рассеявшись по свету, романс принял форму сольной песни с обязательным инструментальным сопровождением. Существует много определений романса, из которых трудно что-либо понять: музыкально-литературное произведение, художественная песнь и т.д. Но когда романс звучит, вы узнаёте его из тысячи других песен.
В России романс означает то же, что и шансон во Франции или серенада в Италии. Своеобразие русского романса признано во всём мире, и по сей день он остаётся одной из самых поэтических страниц в истории русской культуры. Он увлекателен и всегда отличается от всех других жанров одним своим свойством – доступностью.
Расцвет романса приходится в России на начало 19 века, век интеллекта русского дворянства, когда чувство становится прекрасной тайной и требует не эпикурейские гимны, а интимную лирику. Местом, где отныне живёт любовь, становится сердце. Уже не «ночи безумные», а печаль сомнений, хрупкое течение чувств, всплески ревности, готовность жертвовать собой, - вот что заставляет трепетать слушателя. Больные любовью сердца, зашнурованные в корсет, жаждали песни – признания. Её слагали поэты, и клали на музыку композиторы и самые видные музыканты эпохи.
Постоянно идёт спор: что главное в романсе – слово или музыка… Казалось бы, любой пятиклассник скажет, что важно и то и другое. И правильно скажет. Но важно ещё одно: романс – это, прежде всего, богатство поэтического слова, самые высокие образцы поэзии. И это самое важное в наши дни!
Важно ещё и потому, что на полюсе новейшей эстрады мы обнаруживаем группу певцов (некоторые из них известны и знамениты), для которых слово является не более чем звуком, и, хуже того, лишённым всякого смысла. «Люби меня» или «я жду», «скучаю по тебе» и другие подобные фразы на протяжении всего музыкального опуса повторяют в разных тонах много-много раз и будут скандировать это до тех пор, пока не кончится музыка. Тут уж не до высшего пилотажа: «Я Вас любил, любовь ещё, быть может…»
Но, вернёмся к романсам… Их сочиняли, обычно, мужчины, а исполняли женщины. Хотя сейчас, пожалуй, 50 на 50. Всё-таки это гимн прекрасному полу. Любимая, к которой обращён романс, соткана из недоступной мечты. А эта мечта всегда прекрасна. Не это ли разгадка в романсе, в котором воплощено всё самое лучшее, что когда-либо оживало под солнцем: «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты», «Я Вас люблю, я думаю о Вас и повторяю в мыслях Ваше имя»?
С любовным романсом случались странные превращения. Он всегда был песней молодых. Но песни, которые мы поём в юности, потом куда-то уходят, как правило, навсегда… А романс уходит и возвращается. И те, кто слушал его в далёкой юности, точно так же тянутся к нему, как и их внуки.
Отцветающие морщинистые светские львицы и юные дебютантки любви одинаково трепещут, услышав: «Я так любила Вас!» - слова, которым сотни лет. Вот в чём секрет вечности романса! Он объединяет вкусы всех поколений. И спросить, почему живёт старинный романс с его старинным поэтическим словарём, всё равно, что спросить, почему живёт Пушкин.
Романс театрален. Недаром его исполняют драматические актрисы. Среди них популярная Лариса Голубкина, снявшаяся в музыкальном фильме «Гусарская баллада», в котором она исполняет несколько прекраснейших романсов Тихона Хренникова. Мария Максакова, у которой Голубкина училась пению, советовала ей «не зарывать в землю свой голос…» Слушая романсы в исполнении Голубкиной, вы сразу чувствуете, что это поёт человек театральный, умеющий перевоплощаться в своего картинного героя.
Романс академичен и требует высокого профессионализма, недаром его часто исполняли и исполняют по сей день оперные певцы. Романс требует особой атмосферы, поэтому такие знаменитости, как Галина Вишневская, Елена Образцова, Борис Штоколов, Галина Карева и многие другие, обычно никогда не пели и не поют романсы в сборном эстрадном представлении, а признают только сольные выступления не только в камерной замкнутости, но и в больших залах, выбрав в союзники микрофон. Среди романсов часто звучат такие, как: «Утро туманное» Абаза, «Вернись, я всё прощу» Прозоровского, «Ночь светла» Пригожева, а иногда и целые пласты романсов великих композиторов: П. Чайковского, С. Рахманинова, зарубежных классиков.
Из замкнутых пространств маленьких комнат и светских салонов романс уже давно царствует в самых престижных залах мира, где стал поистине интернационален. В стихах и в музыке осталась традиционно лишь та же постоянная тема: вечность неразделённой любви, её слёзы. Однако в этих небольших музыкальных произведениях столько чувств, что их с лихвой хватило бы на целую оперу. И это ещё одна из загадок романса.
Скажем и о другой странной загадке. Во многие времена среди лучших исполнительниц русского романса оказывались грузинские певицы: например, Тамара Гвердцетели или Кэто Джапаридзе, победившая на Первом конкурсе артистов эстрады. По настоящее время грузинскую школу в романсе представляет выдающаяся исполнительница Нани Брегвадзе. Достаточно только начать ведущему произносить её имя, и зал взрывается горячими аплодисментами. Это ли не самое высокое признание любви народа к Артисту?!
«Её яркий талант, красивый голос, эмоциональность, сценическое обаяние и артистизм покорили парижан» (из газеты «Юманите»). Шарль Азнавур назвал её пение «чудом». Газеты Парижа писали: «Грузинская артистка переносит нас в волшебный мир чарующей музыки». Мне посчастливилось в 70-ые годы, оказавшись в Ленинграде (так тогда назывался «город на Неве»), быть на сольном концерте Нани Брегвадзе. Аккомпанировала же ей за роялем Медея Гонглиашвили. Прозвучали неизменные «Ах, эта красная рябина», «Снежинка», «Снова пою», «Песня о Тбилиси» и многие другие.
Чарующая музыка, в которой слышатся звуковые пейзажи, сны наяву, грусть любовного веселья. Это песни, посвящённые добру, они ведают печаль, но не гнев, в них профильтрованная временем поэзия прошлого. В этих романсах скрыт какой-то чудный подтекст или образ русских женщин, литературных героев Наташи Ростовой, Анны Карениной, тургеневских девушек. И какая-то щемяще-радостная грусть проникает в душу слушателей на протяжении всего концерта. Отчего бы это? Безусловно, от таланта исполнителя, но, наверное, ещё и потому, что не удалось забыть тот идеал женщины, на котором воспитаны были прошлые поколения русских интеллигентов и которого сейчас так не хватает…
 
ПРИЛОЖЕНИЕ
Эпиграфы и высказывания о романсе:
1. Искусство романса – это состояние Души, самое сокровенное, самое тайное, что вкладывает композитор в произведение.
2. Романс академичен; требует особого профессионализма, особого состояния души.
3. Романс – это высшая форма творческого содружества композитора и поэта.
4. Романс – музыкально-литературное произведение.
5. Не хлебом единым жив человек: питайте Душу искусством, в частности, слушайте романтику романса.
6. В романсах переданы всё многообразие настроений, вся глубина чувств, всё богатство мелодических линий, задушевная естественность и теплота, которая присуща русскому романсу, как никакой другой музыке.
7. Необыкновенное своеобразие русского романса признано во всём мире, и он по сей день остаётся одной из самых поэтических страниц в истории русской культуры. Он увлекателен и всегда отличается от всех других жанров одним своим свойством – доступностью.
8. Романс – это, прежде всего, богатство поэтического слова, самые высокие образцы поэзии. И это самое важное в наши дни.
9. Потребность в музыке, лирической песне, в романсе сейчас не иссякла, и, вопреки бытующему мнению, духовная жажда молодых ничуть не меньше, чем у старшего поколения.

2. Практическая часть.

Советую людям всех возрастов
слушать настоящее классическое искусство,
каковым и является романтика романса.

О романсе можно писать и говорить бесконечно много и долго, но есть, на мой взгляд, наиболее важные детали. Романс стал чаще звучать в кино, на эстраде в крупных столичных городах и на периферии. Телевизионный канал «Культура» по выходным дням регулярно транслирует передачу «Романтика романса» с прекрасными артистами-телеведущими. Говорю от себя и всех любителей и знатоков классической музыки: «Огромное Вам спасибо!»
Убеждён, что в каждом городе, даже самом маленьком, можно проводить такие любительские концерты – вечера с хорошей лирической песней и многоцветьем романсов. Продумать нужно всё до мелочей: место и время проведения, подобрать репертуар, найти музыкантов и исполнителей, инструменты, костюмы и другие очень важные мелочи, поскольку вечер должен нести образовательные и воспитательные цели, высокую культуру, эстетику, а не халтуру.
Здесь не выйдешь на сцену в «модной» одежде из рваных джинсов. А из музыкального вечера, если постараться, а не подойти формально, можно, как говорят, сделать «конфетку».
Начнём с места проведения. Поскольку искусство романса – это «камерная стать», то и помещение должно быть небольшим, вмещающим 30 - 50 человек. Один из залов картинной галереи подошёл бы идеально! Такие небольшие залы не нуждаются в больших концертных роялях, подойдёт и кабинетный, и даже пианино. Оркестры большие тоже не потребуются. Обычные инструменты для музыкальных исполнителей романсов – это гитары, фортепиано, реже – скрипка, виолончель, флейта.
В зале, где будут проходить такие вечера, лучше подобрать картины с пейзажной лирикой средней полосы России, бытовые, но выразительные портреты дам 19-го столетия, картины Саврасова, Левитана, Крамского, Серова, Кустодиева или тщательно отобрать картины местных художников, тем самым продвигая их творчество в массы.
Особая роль принадлежит ведущему весь концерт. Он должен нравиться всем. Успех концерта во многом зависит именно от находчивости, выдумки или, как говорят, харизмы ведущего. Высокое и старинное искусство романса предполагает особый академичный стиль поведения на сцене. Ведущий должен быть не случайно выхваченный и согласившийся на эту роль человек, а образованный музыкант, а ещё лучше – солист «с огоньком в глазах и на устах».
Проводить такие вечера – встречи со слушателями резонно один раз в месяц, особенно в небольших городках, где есть хоть какие-то очаги культуры, чтобы успеть обновить репертуар, приурочить к какой-то дате, времени года и т.д.
В перспективе можно подготовить доступные абонементы для учащихся школ, студентов, пенсионеров и вообще для всех желающих, чтобы стрелки указателей и шагов вели не только в бутики за товаром и в супермаркеты, но и в очаги культуры. Работать есть над чем. На формализм люди не потянутся, и хорошо организованный с помощью рекламы вечер романса, уверен, затронет душу каждого пришедшего в зал.
В том, что залы часто полупусты, виноваты мы все, значит, не в полную меру работают организации культуры. Проблема известна: нехватка средств. Вот почему-то в послевоенные годы, когда люди жили материально гораздо хуже, в кинотеатрах не всегда можно было купить билетик. Реклама на одних только афишах чего стоила! Сначала надо вложить средства во всё прекрасное и талантливое, а затем уже думать о цене билета за посещение. Народ на халтуру можно заманить, только накачав его так называемым «безалкогольным» пивом. На каждой улице обычно таких «очагов культуры» предостаточно.
Романтика романса… Как притягательно это словосочетание. Есть в нём что-то таинственное, загадочное, своеобразное волшебство музыки и поэзии. Разгадываешь это музыкальное чудо от концерта к концерту, и нет, кажется, конца этой прекрасной разгадке, и ловишь себя на том, что точки здесь и не может быть, сплошное многоточие. И в этом вся прелесть романса!
А может быть она в негромком исполнении его, особенно под «гитарную струну», когда нет нужды кричать всему миру о своих чувствах, хотя в некоторых романсах страсти зашкаливают через край? Сравните тишину и интимность в романсе на слова Пушкина «Я Вас любил» и бурный «В крови горит огонь желанья». А уж в романсах «Сомнение» Глинки или «Я помню чудное мгновенье» целая палитра всевозможных чувств: от затаённого скромного «piano» до бурного «forte».
Для концерта можно без особого труда в плане репертуара подобрать 15 – 20 популярных в народе романсов. Вот приблизительный список:
1. «Утро туманное» (Абаза).
2. «Звёзды на небе» (В. Борисов, ст. Е. Дитерихс).
3. «Побудь со мной!» (муз. Н. Зубова).
4. «В крови горит огонь желанья» (М. Глинка).
5. «И нет в мире очей» (автор неизвестен).
6. «Тихо всё…» (Т. Толстой).
7. «Тёмно-вишнёвая шаль».
8. «Тихо, как тихо…» (автор неизвестен).
9. «На заре ты её не буди» (муз. А. Варламова).
10. «Я помню вальса звук прелестный» (Н. Листов).
11. «Под чарующей лаской твоею» (Н. Зубов).
12. «Снова пою» (Д. Ботари).
13. «Нет, не люблю я Вас!» (сл. Зименко).
14. «Что это сердце» (цыганский романс).
15. «Что ж ты опустила глаза» (Ц. Бикеио).
16. «Вечерняя серенада» (Ф. Шуберт).
17. «Приходи на меня посмотреть» (В. Биберган).
Это мои одни из самых любимых романсов. Во-первых, они очень популярны и красивы по своим музыкальным и вокальным данным. Во-вторых, в этом концерте представлена наглядная картина интернационализма романса (старинный русский, цыганский, итальянский, немецкий).
Романсы прекрасны ещё и тем, что в них много простых, понятных каждому человеку, свойственных ему чувств. В них любовь и разлука, доброта и печаль, невзгоды и надежды, красота ранней весны и поздней осени, дерзкий вызов жизни, то есть все аспекты человеческого бытия.
В предлагаемом концерте всё это есть. Из концерта человек должен вынести хорошее чувство бытия, защищённости от одиночества, безысходности, уставшего от политики, шума, повседневных разговоров о бизнесе, телевизионных шоу, напичканных убогими бездарными шлягерами.
Попутно хочется дать совет начинающим музыкантам, которые без специального музыкального образования хотят научиться играть на популярном молодёжном инструменте – гитаре. Сейчас по высоким технологиям предлагаются всевозможные диски, брошюрки для обучения игре на том или ином инструменте, приспособления для самостоятельной настройки гитар, когда, освоив несколько пар аккордов, считается, что можно сыграть любую песню.
Ничего толкового из этого не получится. Побренчав в лучшем случае 2 – 3 месяца на инструменте, он потом остаётся пылиться, забытый всеми, в дальнем углу или продаётся за бесценок, а то и отдаётся даром, потому что такое самостоятельное «искусство» никто серьёзно слушать не хочет.
О романсе можно писать и говорить бесконечно долго и много. Это как полноводная река самой жизни. Каждый концерт должен отличаться какими-то «изюминками». А что, если и предлагаемый здесь концерт «закольцевать» инструментальными произведениями. Скажем, в начале сыграть на фортепиано «Романс» из кинофильма «Овод» Дмитрия Шостаковича, а в самом конце – «Романс» Георгия Свиридова из музыкальной иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»? А после исполнения певцом романса «Я помню вальса звук прелестный» сыграть пианисту «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского, как подсказку и дополнение к предыдущему вокальному выступлению?
Тогда бы все были в выигрыше: слушатели, вокалисты и инструменталисты. Никто не оказался бы на втором плане или в тени.
«Творите, выдумывайте, пробуйте, дерзайте!», как сказал известный поэт, отбирайте для прослушивания великую классическую музыку, в частности, романтику романса.

Подготовил к печати Павел АФАНАСЬЕВ
 


Рецензии