Ты лети, лети, ласточка моя

Не прошла зима, снег ещё лежит, 
Но уже домой ласточка спешит. 

На её пути горы и моря, 
Ты лети, лети, ласточка моя. 

Нет порою сил, труден перелёт, 
Только как весна без неё придёт. 

На её пути горы и моря, 
Ты лети, лети, ласточка моя. 

Будь её гнездо трижды золотым, 
Тот далекий край не назвать родным. 

На её пути горы и моря, 
Ты лети, лети, ласточка моя. 
 
Не прошла зима, и земля бела, 
Но уже вдали машут два крыла. 

На её пути горы и моря, 
Ты лети, лети, ласточка моя. 


   Сегодня утром занималась по хозяйству под Большой детский хор. Года три назад купила их диск, на который поместились десять виниловых пластинок.

  Когда я собирала виниловые пластинки, то ли ни разу не попалась мне запись БДХ, то ли просто не купила. Этот диск за три года я никак не могу до конца дослушать, обычно включаю сразу с четвёртой пластинки, "Песни из мульфильмов и кино", с Серёжи Парамонова.

   Хотя иногда и с начала слушаю, с "Русской классики", там первым "Жаворонок" записан. На обложке ужасно мелко всё напечатано, без лупы ничего не разобрать, и обычно я просто "листаю" все 230 записей, не нравится - "перелистываю".

  Чувствуется, в хоре два состава было, часть репертуара старшие пели, часть - младшие. И, как ни странно, у старших более ангельские голоса, у младших слишком и явно детские.

   В "Ласточке" солирует девочка, хотелось бы на неё посмотреть, но пока не нашла, кто она, в перечне самых известных солистов БДХ и их репертуара нет её. А на обложке диска общее фото хора: дети в белых блузах и довольно строгих костюмах, у девочек юбки до колена, головы без бантов, стриженые или гладко зачёсанные волосы.

   Серьёзные, но ещё по-детски круглые лица... Так больно читать про их судьбы...
Собственно, хор до сих пор существует, но "чего нет в сми - нет вообще". Я эту фразу сначала в "Мерзейшей мощи" у Льюиса прочла, а уж потом услышала от одного миссионера. 

   Сейчас и подумать странно, что это не простой был детский хор (ну вот, опять "был"), а "комитета по телевидению и радиовещанию", то есть изначально создавался для присутствия в сми.

   У меня никогда не получается додумать до конца эту тему, ни про детскую советскую литературу, ни про советское детское кино, ни про хор вот этот. Сразу начинают тесниться и кружиться в голове сонмы образов, и упорядочить не получается.

   Повела недавно в кино детей, на фильм про дракона. Дракон такой большой, пушистый, сильный и добрый, сидишь в очках - словно у него на спине летаешь, здорово, одним словом.

   Мальчик потерял родителей в аварии на лесной дороге, думал, сожрёт его дракон, а он добрым оказался. А злыми - лесорубы, которые и лес убивают, и дракона чуть не убили.

   В моём детстве меньше было таких перевёртышей, была, конечно, и в советской детской культуре игра с традиционными смыслами, но меньше, факультативно, традиционная культура живее была ещё, ну а на неё уж наслаивалось "покорение природы" и прочая индустриализация.

   "Что такое хорошо и что такое плохо"? С одной стороны, я как горожанка обожаю (издалека) дикую природу, а с другой - помню всё-таки по северу, по экспедициям и "картошкам", а также по отпускам, в монастырях проведённым, как это всё тяжело: ручной труд, грязь и холод или, наоборот, жара на покосе, гнус...

   Советская культура, в том числе и песенная, была ещё близка к традиционной народной, вот хотя бы русского "Жаворонка" с советской "Ласточкой" сравнить: "На её пути горы и моря ты лети, лети, ласточка моя", - и слова простые, и рефрен этот, но это же песня, пока звонкий детский голос выводит рулады, столько всего всплывает...

   Под стрехой бабушкиного дома долго вили ласточки  гнездо, по детству помню. Ни разу не вываливались у них птенцы, а сейчас каждое лето таскают мне дети стрижат, и я с переменным успехом их выкармливаю: вставать нужно на рассвете и целый день насекомых им ловить, сейгод сдалась и переправила в Минск волонтёрам "Аховы птушак бацькаушчыны" двоих птенцов, бо никаких уже не было сил.

   А в прошлом году выкормили с соседкой напару, полетел наш стрижик, и я часто вспоминаю его: как ему далась дорога в дальние края, жив ли. Тёплый маленький невесомый комочек, в чём и душа держится, одни перья, крылья да хвост...

   Если уж есть на свете живые символы, то это скорей стрижи с ласточками и прочие малые птахи, а не огромные драконы, поскольку в малых птахах больше символизма в пересчёте на грамм веса.

   И выходит, что ласточка за окном - ничуть не меньшее чудо, чем дракон. Сама она меньше, а чуда в ней больше, раз уж такая малая птаха приносит на крыльях весну.

   Вот и всё про ласточку и детский хор. Сейгод уже улетели они, не слышно по вечерам и на рассвете, вроде и солнце ещё греет, и плоды зреют - а всё без них не то, сразу ясно, что "осень, ясная, как знаменье, к себе притягивает взоры".

   Читала, что церковный год, от сотворения мира, начинается с сентября, потому что это самое совершенное время года и именно таким Господь сотворил мир, с созревшими плодами...

   Хотя ведь не всегда так было, раньше с весеннего равноденствия начинался год, с прилёта птиц.

   В любом случае - без птиц не обошлось, и осень - просто напоминание о том, что вслед за ними и мы все улетим далеко, далеко...


Рецензии
Спасибо, симпатичный рассказ. А посмотрите мой о ласточке
http://www.proza.ru/2008/06/13/420 С уважением

Александр Багмет   23.08.2016 11:10     Заявить о нарушении