Записки частного лица. автобиография. часть 45

                О ЛЮДЯХ, С КОТОРЫМИ СУДЬБА СВЕЛА МЕНЯ ПО ЖИЗНИ.

 
     Человек есть субъект социальный. Он живет, трудится и развивается в обществе себе подобных, а значит, соприкасается с другими людьми, подвергаясь (хочет он этого или нет) их воздействию на протяжении всей своей жизни. Я благодарен своей судьбе, что она свела меня со многими замечательными людьми, которые своим положительным влиянием на мои дела и поступки способствовали преодолевать сложные барьеры жизненного пути. У одних я учился уму-разуму, у других перенимал положительный опыт работы с людьми, третьих ставил себе в пример и так всю жизнь…

       В заключительной главе своих записок постараюсь вкратце рассказать о людях, которых помню и которым благодарен за доброе, терпеливое, справедливое отношение ко мне, человеку неоднозначного характера и поведения, но абсолютно порядочного и справедливого.
            
       БЕЛЕНЬКИЙ АЛЬБЕРТ БОРИСОВИЧ – командир взвода в училище все 4 года моей учебы.

       Это был справедливый, честный интеллигентный, бескорыстный человек с мягким характером, вежливый в отношениях с людьми. Особой карьеры в армии не сделал. Видимо, он сам понимал это, но оставался в ней по призванию, что не мешало ему оставаться человеком с большой буквы.

       
   ВЫСЛОЦКИЙ АНАТОЛИЙ ПЕТРОВИЧ – мой первый командир роты после окончания училища.

         В 1971 году, когда я пришел в войска в парашютно-десантный полк, он командовал 9 пдр уже 6 лет (тогда это считалось нормой). От него научился таким качествам, необходимых офицеру ротного звена, как единство слова и дела, свои обязанности не перекладывать на подчиненных, в службе доходить до мелочей, ибо они (эти мелочи) и есть порой ключ к успеху.

         Он не был педантом, но боготворил конспекты, которые необходимы офицеру взводного и ротного звена для проведения занятий. На каждый день у него всегда были полные свежие конспекты по дисциплинам военного дела. Он преподал мне урок работы с сержантами. Я расстался с ним в июне 1975 года, когда поехал поступать в академию.

   ЛАВРИЕНКО СЕРГЕЙ ЛЕОНИДРВИЧ – мой первый замполит полка 1971 года.

           После окончания академии судьба еще не раз сведет меня с ним. Он будет работать в политотделе ВДВ в должности заместителя начальника политотдела по идеологической работе и часто инспектировать части и соединения, передавая нам, молодым политработникам, свои знания и опыт в организации идеологической работы с личным составом.

         От него унаследовал индивидуальную работу с людьми, умение выслушать их и если возможно помочь и словом, и делом, а если нет – дать дельный совет и способствовать решению проблемы. Он принял нас по-отечески, обеспечил жильем, поверил в наши возможности работать на любом участке с максимальной отдачей сил. Многому научился в своей дальнейшей работе я от Сергея Леонидовича, профессионала с большой буквы и открытой для людей душой.
   
   ЗДУНОВ ВАСИЛИЙ ФЕДОРОВИЧ – генерал-майор, Герой Советского Союза, участник водружения Знамени Победы на куполе фашистского Рейхстага в мае 1945 года, начальник общевойскового факультета ВПА им. Ленина.

          С ним близко познакомился в период поступления в академию. Сдав на «отлично» положенный мне вступительный экзамен, я был вызван к начальнику факультета генерал-майору Здунову В. Ф. в кабинет учебного академического центра «Кубинка». После моего представления Василий Федорович предложил мне присесть на стул и начал вести беседу.

         Среди вопросов, которые он мне задал, были обычные – где родился, кто родители, где служил, какие планы на будущее? Оказалось, что Василий Федорович в определенные годы проходил службу в дивизии, которая дислоцировалась в моем родном городе Урюпинске в должности начальника политического отдела.

        Ему было приятно встретить человека (в данном случае меня), с которым можно было поговорить о городе, где прошли его зрелые армейские годы. Затем он, неожиданно для меня, предложил мне стать его секретарем на период проведения вступительных экзаменов абитуриентов (кандидатов) в академию и объяснил, что нужно делать, пребывая в этой должности.
 
        Я согласился и с этого момента и до окончания академии у нас с ним установились теплые, я бы даже сказал отеческие отношения людей разных поколений. Василий Федорович научил меня работе с людьми, (с нами, слушателями факультета) неустанной заботой об устройстве жилья для слушателей, со здания в общежитии на ул. Пироговской нормальных условий для проживания своих подчиненных.

       У него была цепкая память на события и людей, он помнил то, о чем его подчиненный мог забыть. Он и курсовых офицеров факультета подбирал по подобию себе. Это были грамотные, тактичные начальники, не унижающие достоинство и честь слушателей академии.
 
   ЛЕБЕДЕВ ВИТАЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ – генерал-майор, мой второй командир полка и  командир дивизии в разные годы нашей совместной службы.

        Он пришел в полк, сменив подполковника Василенко Василия Наумовича, при котором началась моя офицерская служба в 1971 году в городе Алитус Литовской ССР. Виталий Михайлович всегда отличался вежливостью в поведении и общении с людьми.

       При разговоре с человеком голоса никогда не повышал, обращался исключительно на «Вы». Был корректен и лаконичен, строил свою речь так, чтобы собеседнику она была понятна и не возникало лишних вопросов.

       В военном отношении он был подготовлен превосходно. Был образцом в ношении формы для всех своих подчиненных. Понимал, что партийно-политическая и идеологическая работа – важный участок в деятельности командира любого звена, строил ровные, товарищеские отношения с политработниками.

        Был сторонником комплексного подхода в организации боевой и политической подготовки. Уделял большое внимание семьям офицерского состава и прапорщиков. Был хорошим и заботливым отцом и мужем.

       Умер от полученной радиации при ликвидации ЧАЭС, где был руководителем одного из ответственнейших участков – сбрасывание с вертолетов мешков с песком на поврежденный реактор.

       ЯЦЕНКО НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ– мой второй командир полка в 98 гв. вдд.

      С ним я проработал с декабря 1978 года по ноябрь 1981 года. Это был прежде всего хозяйственник. Т.е. он обладал такой природной хваткой хозяйственного человека, которая в соединении с его командирской должностью давала потрясающие результаты в тыловом обеспечении личного состава, что в свою очередь влияло и на результаты боевой подготовки и боевой готовности полка.

       В 1982 году его назначили с повышением на должность командира ДШБр, дислоцируемой во Львовской области в городе Хыров. В том же году я побывал у него в гостях. За полгода Николай Сергеевич качественно преобразил только что созданную десантную бригаду в вопросах тылового обеспечения. На командном поприще он также снискал уважение у своих подчиненных.

        Бригада под его руководством занимала передовые позиции в Прикарпатском военном округе. После бригады он командовал мотострелковой дивизией в Ивано-Франковске, был главным военным советником (от СССР) в республике Мали. Сейчас проживает в городе Кременчуге Полтавской области, занимается бизнесом. У него прекрасная семья, дети и внуки.
 
       ПИКАУСКАС ОСВАЛЬД МИКОЛОВИЧ – командир 98 гв.вдд. сменил на этом посту Лебедева В. М., ушедшего в управление ВДВ на должность заместителя командующего по ВДП.

      Я помню его еще по службе в Литве в 7 гв. вдд. Он в 1967– 1968 гг. командовал отдельной разведротой дивизии. Высокий, красивый, он в то же время был вдумчивым, грамотным и культурным командиром. Нецензурной брани от него никто никогда не слышал.

      Характерной чертой этого замечательного человека было доверие к тем, с кем ему приходилось иметь дело. Он и сам был человеком слова и дела. Его манера общения с людьми подчиненными ему по службе поражала многих, кто первый раз соприкасался с ним. Исполнительность при нем в частях и подразделениях была доведена до высшего уровня.

      Он пользовался уважением и любовью своих сослуживцев. При нем мне довелось стать начальником политотдела, он способствовал этому моему назначению. В сентябре–октябре 1985 года он ушел в аппарат командующего – заместителем командующего ВДВ–начальником управления боевой подготовки войск.

       После развала СССР имел от новой власти Литвы предложение возглавить Министерство Обороны республики, но Освальдас Миколович отказался и остался верен своей присяге, данной им раз и навсегда. Умер от заболевания раком.
 
       ЧИНДАРОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ – командир дивизии, сменивший на этом посту Пикаускаса О. М.

       С ним мы вывели нашу 98 гв. вдд на передовые рубежи в ВДВ. О нашей работе и успехах я рассказал в главе выше. Мы были практически одногодки, он был старше меня на 2 месяца и этот фактор стал, видимо, определяющим в нашем сближении, переросшем в дружбу двух руководителей войскового соединения.

       Характерной чертой его командования была постановка задач, организация работы и действенный контроль за исполнением принятых решений. Он мог быть резким, порой суровым, но справедливым командиром.

       Зла не держал на людей из-за их промахов в работе. Новатор в вопросах боевой подготовки, тылового обеспечения, сподвижник в организации партийно-политической работы в частях дивизии, активный сторонник экспериментов, направленных на улучшение и повышение качества учебы и жизни военнослужащих.

        В 1989 году поступил в академию Генерального штаба ВС СССР, после окончания которой был направлен в аппарат управления Командующего ВДВ, был первым заместителем командующего войсками. Ныне в запасе, проживает в г. Москва, занимается большой общественной работой.

       ПЛЕХАНОВ ВАЛЕНТИН ФИЛИППОВИЧ– в бытность мою начальником политотдела 98 гв. вдд, дислоцируемой на территории Одесского военного округа, был начальником Политического управления–членом Военного Совета данного округа.

       Территориально дивизия наша округу подчинялась, поэтому нас всегда ежемесячно приглашали на заседание Военного Совета Округа, решавшего неотложные и насущные вопросы боевой готовности, жизни и учебы войск округа. Валентин Филиппович баллотировался в Верховный Совет УССР по нашему Болградскому избирательному округу и часто посещал наш гарнизон.

       В дальнейшем судьба свела меня с ним в Одессе в новой для меня должности – начальника политотдела–заместителя Одесского областного военного комиссариата. Он был прирожденным организатором любого дела, за которое брался. Убежденный сторонник единства слова и дела, прекрасный полемист и оратор, Валентин Филиппович был открытым для людей человеком.

       Я благодарен ему за то, что он оценил нашу с командиром деятельность в дивизии и способствовал распространению положительного опыта в войсках Одесского военного округа. И когда встал вопрос моего дальнейшего назначения на новую (после дивизии) должность, то командующий округом генерал-полковник Морозов И. П. и член Военного Совета Плеханов В. Ф. дали свое согласие на областной военкомат.

       Валентина Филипповича отличала от других руководителей округа высочайшая эрудиция и оптимизм в правоту дела, которому он служил. Сын простых крестьян из Саратовской области он прошел сложный, но яркий жизненный путь от рядового до генерал-лейтенанта.

        К сожалению Валентина Филипповича уже нет в живых, болезнь унесла сначала из жизни его жену, которую он горячо и нежно любил всю жизнь. Разлука с любимой женщиной подорвала здоровье и он сам покинул земной мир, оставив у людей, кто его знал, светлую память, как о человеке, коммунисте, руководителе и товарище с большой буквы.
 
      Говоря о людях, с которыми меня свела судьба по жизни, не могу не отметить моего школьного товарища, одноклассника с 1956 по 1964 годы – АЛЕКСАНДРА КОРОЛЕВА.

      К большому сожалению его уже нет в живых. В январе 2008 года перестало биться сердце моего земляка, страдающего почти всю жизнь физической немощью. Не стало самобытного, талантливого, скромного (по отношению к людям) журналиста, публициста, непревзойденного знатока киноискусства и книголюба.

      В семье у Александра было всегда много книг, эдакая домашняя библиотека. Вся детвора близлежащих к его дому улиц Апарухи пользовалась книгами его домашней библиотеки. Он притягивал к себе людей творческого склада на протяжении всей своей жизни.

     С 1989 года по его непосредственной инициативе начинает регулярно выходить альманах «Литературное Прихоперье». В этом газетном приложении печатались стихи и произведения прозы начинающих авторов словесного мастерства. Именно Саша разглядел во мне задатки творческой личности и благословил на издание моих произведений для читателя.

                Он бескорыстно подставлял плечо
                Всем тем, кто в помощи его нуждался.
                Боль обжигает сердце горячо.
                Таким он в нашей памяти остался.

      Прежде чем завершить свои воспоминания о прошлом, мне бы хотелось сказать с особой теплотой о своих земляках, проживающих в моем родном городе Урюпинске.
                .   .   .   .   .
      
       Теплые отношения установились у меня за последние годы с моими земляками и одноклассниками – Обьедковой Надеждой и ее мужем Иваном, Замятиной Тамарой, Федоровым Михаилом, Ламновой Анной, Морозовой Людмилой, Захаровой Верой, Росляковой Любой, Козловым Николаем, Скугаревым Владимиром и другими.

       С одними я состою в переписке, с другими общаюсь, когда приезжаю на Родину в свой родной Урюпинск. Своим одноклассникам я посвятил стихотворение
«Не унывать!», два четверостишья из которого привожу в своей книге:
 
                Друзья мои, урюпинцы родные,
                Созвездие фамилий и имен
                Живые соучастники простые,
                Наследники прославленных времен.
 
                Как говорят: тряхнем- ка сединою
                Брюзжать по-старчески не время нам.
                Не унывать, не пасовать душою
                Полезным посвятить себя делам!
 
      Я рад, что судьба свела меня однажды с женщиной большой и доброй души – Стояновой Евгенией Леонидовной. Первоклассный педагог, организатор учебных процессов в школе и педагогического училища города Одесса, заслуженный учитель Украины – это все она.

      Ее обаятельность и приветливость, в то же время умение жестко отстаивать свои взгляды в интересах дела, ее тактичность и культура поведения и общения с собеседником – образцы проявления высокого долга и чести служения своему Отечеству и гражданскому обществу. Пример для подражания молодого поколения педагогов нашего времени.
   
      Выражаю глубокую признательность Боровлеву Евгению Михайловичу, юнге флота фронтовых лет, в прошлом капитану дальнего плавания.

      Житейская мудрость, энциклопедические знания, большой практический опыт в сочетании с фанатической преданностью морской профессии ставят его в один ряд со многими известными мореплавателями конца XX века.

      Он автор нескольких учебных пособий для тех, кто решил овладеть профессией моряка 1-го класса, а также морской крейсерской яхты «Каролина». Его художественная книга «Рассказы капитана» – это исповедальный дневник настоящего и сильного человека.
   
      Слова особой благодарности хочу сказать своей семье. Моей любимой жене ГАЛИНЕ АНАТОЛЬЕВНЕ, с которой 22.06.2018 году прожили в любви и согласии 47 счастливых лет. Свою любовь и юридический союз мы  закрепили  7 лет назад в церкви венчанием перед алтарем.

      Юле Выходцевской (Горбуновой) – моему первенцу, талантливому педагогу, любительнице путешествовать по странам ближнего зарубежья, заботливой и требовательной матери моего пока единственного внука – Даниила. Кажется, совсем недавно я водил его в выходной день гулять по городу, а сегодня дипломированный магистр компьютерных технологий.
 
        Слова благодарности выражаю своему сыну Дмитрию. Именно по его настоятельной просьбе написаны «Записки частного лица». Удачи тебе, Сын, по жизни.
 
        8 лет назад обрела семью и свое счастье моя дочь Галина (третий ребенок). Она унаследовала от нас, родителей, упорство в достижении цели, трудолюбие, прилежность в учебе и преданность своей семье и мужу Дмитрию. Счастья им по жизни, любви да совета.

        Вот и заканчивается моя одиссея, которую я изложил в своих воспоминаниях о прошлом, о тех днях, когда мы были молодыми и время было другое. Они не столько хроника, сколько осмысление того, свидетелем и участником которого мне довелось быть. Это рассказы о моем детстве и юности, о моей последующей жизни, о моих учителях, друзьях и товарищах, наставниках, сослуживцах.
 
        Человек и его современники являются носителями всех характерных черт времени и эпохи, в которой они проживают, воспитываются и формируются как личности. Мое поколение – это люди, которые впитали в себя с молоком матери все положительные и негативные явления того государства и общества, в котором нам пришлось жить и работать. Чем больше времени проходит с момента распада СССР, тем внимательней, заинтересованней и критичней мы всматриваемся в наше прошлое, сравнивая его с сегодняшним днем.
 
       Отбрасывая все политические свои пристрастия, сделал для себя один непреложный вывод – нынешняя жизнь в странах бывшего СОЮЗА - не для простого человека труда.

       Большинство государств, возникших на постсоветском пространстве, по уровню своей социальной поляризации, по характеру своей политической системы напоминают наиболее отсталые страны третьего мира.

       Мы все родом из Советского Союза, из страны, в которой родились родители, бабушки, дедушки современной молодежи, а также мое поколение людей, которые гордились своей страной так же, как гордятся своими странами молодые люди России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Армении и других стран. Для меня СССР – это мое прошлое, и, как всякий нормальный человек, я отношусь к прошлому особенно трепетно и ранимо, не позволяя себе опошлять его.
 
     Крайне поражаюсь теми людьми, которые, достигнув положения в обществе в наши дни за счет ушедшего в историю СССР, очерняют его, навязывая свое субъективное и необъективное мнение молодому поколению людей. Народ, стыдящийся своего прошлого, – беден душой, а народ, не знающий своего прошлого, обречен на забвение, вымирание, исчезновение как этнос.
 
     А политикам, националистам, продажным либералам, олигархам, разъединяющим наши народы (бывшего СССР), я говорю следующее: «Не много нужно времени, чтобы превратиться в скотину, но и всей жизни порой не хватает, чтобы стать человеком!».

                Меняется власть и сменяются троны,
                Меняются быт, обустройства людей.
                У семени память – обширные кроны
                Достойней династий мелькнувших вождей.
 
                История учит, где с памятью плохо,
                Народом всегда управляет толпа,
                От криков которой сознанье оглохло,
                А значит, и память о прошлом мертва.
 
                О памяти чтя, молодым я потомкам
                Пытаюсь душевную боль передать.
                От прошлого нужно – умело и тонко,
                Достойно наносную ложь отметать.
 
       Свои записки я сознательно заканчиваю временем моего увольнения из рядов ВС стран СНГ (Содружество Независимых Государств).

        С 1992 года жизнь моя продолжается. Смысл жизни я вижу в активной творческой деятельности. За эти годы на «гражданке» мною подготовлено и издано 10 книг. В своих произведениях посредством поэтического и прозаического повествования отражаю всю глубину своих внутренних переживаний. Это дает силы жить, любить и надеяться на лучшие времена.

                Конец рассказам 1 книги.


Рецензии