Зубров скоро не будет?..

Художественный фильм «За Маркса…» снят в 2012 году режиссером Светланой Басковой.
Фильм повествует о борьбе рабочих за свои права.

Создатели фильма позиционируют его как «новое советское кино», и адресуют, по собственному признанию режиссера, прежде всего, рабочей, в частности, профсоюзной, аудитории. 

«Мне всегда казалось, что смотреть кино — это значит некоторым образом напрягать мозги и думать о том, что ты смотришь. Метод, как вы говорите, отстранения необходим для того, чтобы у человека, который смотрит твой фильм, все-таки была своя точка зрения. Он должен сам согласиться с тем, что да, вот так все происходит; надо, чтобы он мог вспомнить примеры из своей жизни или, наоборот, удивиться — неужели у нас есть люди, которые пытаются что-то изменить на своих маленьких местах и поодиночке выходят на какую-то тропу?» -- размышляет Светлана Баскова в одном из интервью.

Это острое кино авангардного режиссера критика сравнивает и со «Стачкой» Эйзенштейна (1925), и с радикальными фильмами французской новой волны 1960-х годов… Вспоминают и эпический театр Брехта, и своего рода «первоисточник» -- манифест французского философа-неомарксиста Луи Альтюссера «За Маркса» (1965)…

Да, «За Маркса…», но с некоторым сомнительно-нерешительным многоточием. Этот фильм – не манифест, не агитплакат, не пособие по организации профсоюза… Должно быть, в первую очередь это – размышление о времени и о себе. Размышление резкого социального плана, с позиций человека общественного и гражданственного.

Временем действия фильма «За Маркса…» обозначен 2010 год – экономический кризис. Местом – некий сталелитейный завод, градообразующее предприятие, где сокращается заработная плата и проводятся увольнения. В связи с этим группа активистов организует независимый профсоюз. Среди его требований к руководству – повышение заработной платы, аттестация рабочих мест, доплата за вредные условия труда, обеспечение экологической безопасности…

Сначала кажется, что ничего особенного не происходит. Люди – рабочие – «мужики» -- собираются на площади, ждут служебный автобус. Приходит старший, бригадир (Сергей Пахомов), все занимают свои места, едут. По дороге к ним подсаживается человек в белом свитере и кепке (Лаврентий Светличный). Оказывается, профсоюзный активист – один из организаторов созданного на заводе независимого профсоюза. Бытовые разговоры, в которых, однако, просвечивает второй, символический смысл («зубров скоро не будет»…) сменяются озвученными профсоюзными лозунгами («профсоюз сегодня – единственная сила»… и т.д.).

О профсоюзе говорят так, как будто все о нем сказано, и член профсоюза не имеет права добавить к «каноническим» текстам своего слова. Ну, примерно так, как верующий человек знает назубок Библию… Действительно, профсоюзные организаторы представляются почти как первые христиане-мученики. Пусть они собираются не в катакомбах, а, напротив, на верхотуре – в маленьком подсобном помещении на заводе. Они хотят добиться того, что им причитается, того, что они заработали. Они верят в закон о профсоюзах… Но почему-то уже с первых, вполне обыденных, кадров за них страшно, ждешь трагедии.

Между прочим, закон о профсоюзах небезынтересен и «другой стороне» нашего общества, показанной в фильме. Пусть этот закон не особо «принимается во внимание», но, чем черт не шутит, все же обезопасить себя от по-настоящему независимого профсоюза надо.

Мир, где живут рабочие, и мир, где живет работодатель, существуют параллельно – они редко пересекаются, но едва ли не на каждое событие из мира одних есть сходное из мира других. 200 рублей за баночку малинового варенья и три тысячи миллионов долларов за картину художника Родченко – это, конечно, бьет в глаза; тем более, как выясняется, в вопросах искусства голодный рабочий класс разбирается куда лучше, чем сытая буржуазия.

Независимый профсоюз не только составляет требования, устраивает митинг, думает о забастовке, но и шефствует над действующим на заводе киноклубом, где показывают то самое кино, которое заставляет  «напрягать мозги и думать о том, что ты смотришь». Иные кинокритики находят эту деталь «фантастической» -- не бывает, дескать, таких рабочих на самом деле. Однако, Светлана Баскова (в том же цитированном интервью) настаивает, что это не так: «У них правда есть киноклуб, и они правда ходят в кино, все это происходит в каком-то маленьком зале, показывают фильмы — профсоюзной тематики в том числе. И они правда смотрят Годара».

И они правда читают книги. «И не милорда глупого -- Белинского и Гоголя»!  Костомарова и Покровского… Герои «За Маркса…» рассуждают о ходе истории, о революции как объемном понятии, о человеческом достоинстве…
Профсоюзный активист, начальник участка (Александр Ковалёв) наизусть цитирует Белинского. Его собеседник, молодой парень, удивляется: не слышал, мол, такого. Так мы же в советской школе учились, объясняют ему старшие товарищи, нас на совесть учили.

Позволим себе привести упомянутую цитату Белинского целиком:

«России нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище страны, где нет не только никаких гарантий для личности, чести и собственности, но нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные корпорации разных служебных воров и грабителей».

Спустя полтора века, фильм «За Маркса…» иллюстрирует эту мысль на примере современности.   

Пробуждение в народе чувства совсем было заглохшего собственного достоинства – процесс мучительный и мученический, требующий мужества и самопожертвования. Если выдержим его – выживем. Нет – зубров скоро не будет… За Маркса! Иначе – Красная книга…


Рецензии
Главные герои фильма, на чьей стороне симпатии – рабочие. Но главное не то, что они рабочие, а то, что – люди. В гораздо большей степени люди, чем олигархи.
Нет никакого сомнения, что рабочие бедны -- не потому, что плохо работают или плохо соображают. Просто так карта вышла – строй распался, мир перевернулся. Нужно начинать сызнова. С нуля, с черного квадрата.

И рабочие и работодатель – примерно из одного поколения. Поколения шестидесятых – несчастливых детей ушедшей советской эпохи. В сущности, отец в фильме только один. Бывший крупный чин в КГБ, в свое время предавший гэкачепистов, и впоследствии переквалифицировавшийся в своего рода «крестного отца» промышленной мафии (одна из последних ролей народного артиста РСФСР Виктора Сергачева, 1934-2013). Одновременно он является родным отцом ангела-жертвы -- профсоюзного активиста с марксистскими убеждениями (Лаврентий Светличный) и беса-палача -- владельца завода (Владимир Епифанцев), ничего друг о друге не знающих. Мир богатых кровавым образом перекрещивается с миром бедных, однако оба произрастают из одного корня, из одного прошлого.

Напряженная социальность (так же, как и социальная напряженность) выражена в фильме порой экстравагантными средствами. Если это соцреализм, то не социалистический, а социальный.

Как и прежде, передовые художники – деятели искусства – выступают за социальную справедливость.

Балаганов   22.08.2016 18:49     Заявить о нарушении