Сарматский субстрат славянского племени полян
Все святилища, будучи изолированы от поселений, приблизительно одина-ковой архитектуры: их образовывали небольшие круглые или овальные площадки с плоской поверхностью, окруженные рвом или валом либо же тем и другим. Костры являлись обязательным атрибутом святилищ. Б. А. Рыбаков увидел в форме этого святилища антропоморфные очертания. Он пишет: «Обозначены голова, раскинутые в стороны женские груди, обрисованы бедра и внизу ступни ног. Самый массивный столб приходится на место сердца этой гигантской статуи, распростертой на вы¬ соком берегу реки. В кострище найдены кости птицы и быка. Возможно, что перед нами своеобразная форма жертвоприношения какому-то значительному женскому божеству – Мокошь, а может быть, богине смерти Бабе-Яге (рядом расположен могильник, а сама фигура помещена головой к северу, к царству мрака и смерти). О женской сущности божества говорят и пряслица для веретен, найденные в этом своеоб-разном святилище» [Рыбаков Б.А. Языческое мировоззрение русского средневековья // Вопросы истории.. – 1974. – № 1. – С. 14-15].
Для полян характерен обряд кремации на стороне и месте погребения (Чер¬ная Могила в Чернигове и др.). Безурновые и реже урновые погребения совершались на горизонте и в насыпи на глиняных площадках [Славяне Юго-Восточной Европы в предгосударственный период / В. Д. Баран, Е. В. Максимов, Б. В. Магомедов и др. АН УССР. Ин-т археологии; Редкол.: В. Д. Баран (отв. ред.) и др.– Киев : Наук. думка. 1990. – C. 309, 433].
Как указывает российский археолог В. Седов, группа среднеднепровских славян в ІХ-ХІІ вв., погребавшая мертвых в грунтовых могилах под курганами, сформировалась вследствии славянизации местных ираноязычных скифо-сарматских племен, конкретизируя их как носителей пеньковской культуры, наследницы северного варианта черняховской культуры [Седов В.В. Формирование славянского населения Среднего Поднепровья // Сов. археология. – 1972. – № 4. – С. 118]. «… Предшественниками Полянских подкурганных погребений в глубоких ямах B. В. Седов считает трупоположения VI-VII вв. Среднего Поднепровья (ти¬па Балаклеи и Поставмук), в свою оче¬редь, восходящие к черняховскому и скифскому обрядам, что отражает иранский этнический компонент в со¬ ставе среднеднепровских полян. Преемственность обряда ямных трупоположе¬ ний в Среднем Поднепровье подтвер¬ждается преемственностью антрополо-гических типов — скифского, черняхов¬ ского и Полянского» [Славяне Юго-Восточной Европы в предгосударственный период / В. Д. Баран, Е. В. Максимов, Б. В. Магомедов и др. АН УССР. Ин-т археологии; Редкол.: В. Д. Баран (отв. ред.) и др.– Киев : Наук. думка. 1990. – C. 309]. Выдающийся советский и российский антрополог Т.И.Алексеева пишет, что поляне представляют собой непосредственных потомков черняховцев, которые, в свою очередь, обнаруживают антропологическую преемственность со скифами лесной полосы [Алексеева Т.И. Антропологический состав восточнославянских народов и проблема их происхождения // Этногенез финно-угорских народов по данным антропологии. – М.: Наука, 1974. – С. 69-76]. Иными словами, славяне, оставившие среднеднепровские курганные трупоположения в грунтовых ямах, в значительной мере были наследниками скифо-сарматских племен.
Определенная часть среднеднепровских племен мигрировала на запад и колонизировала земли Верхнего и Среднего Приднестровья, о чем свидетельствуют курганы (например, курган «Настасина могила», возле с. Крилос, которое на месте древнего Галича) и одиночные находки, связанные с данной культурой.
Известный русский историк и исследователь древнерусских летописей В.Н.Татищев считал, что название Киева происходит от сарматского слова kivi «камень»: «… Киев, главный город в Малой Руси, на правом берегу Днепра, ниже устья реки Десны, на горе довольно высокой, весьма древней, от славян называн Горы, а от сармат Киви, то же значит, от чего имя Киев осталось. Нестор или кто по нем, не зная произвождения имяни сарматского, басню сложил о Кие князе с братиею, но древние римские географы имя Горы довольно знали, яко же и сам Нестор Горы имянует» [Татищев В.Н. Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской // http://nauka.bg/forum/index.php?showtopic=10351]. Правда, В.Н. Татищев не указал источника, откуда он узнал об этом сарматском слове, но поскольку оно есть в карельском языке, а во времена Татищева угро-финнские племена отождествлялись с сарматами, то, видимо, к реальным ираноязычным сарматам версия Татищева не имеет отношения…
Но с сарматами, часть которых, как прямо указывают их современники, говорила не только на североиранских (индоевропейских) языках, но и на северокавказских, все же, обнаруживается весьма чёткая связь Кия: «… В предгорьях главного Кавказского хребта, на территории Ингушетии лежит древнее нахское селение Кий. Его основал родоначальник Киевых. Имя Кий является именем-оберегом. Подобные имена давались, считая, что оно будет оберегать человека. Слово «кий» имеет значения «потаенность», «сокрытость», «укрытость» и всё прочее, что близко к слову тайна. Человек, как бы, самим именем был сокрыт от злых духов и сил, которые могли принести ему вред, ущерб и всё плохое… В нахской ономастике присутствовало древнейшее личное имя – ШекIа (> Шек > Щек), имеющее буквальное значение «мраморный», а смысловое – «чистый». Это имя было весьма популярным еще в ХIX, в начале XX вв. Третьего брата звали Хорив. Это, скорее всего, прозвище, данное из-за того, что он, должно быть обладал свойствами, присущими шаманам, предсказателям, знахарям и им подобным. Прозвище возникло, вероятно на базе словосочетания, совершенно тождественного нахскому словосочетанию «Хоур и ва» – «Он является знающим», в котором хоур – «знающий», и – «он», ва – «есть», «является». Именем Хорив, развившимся из словосочетания «Хоур и ва» вайнахи, могут именовать и сегодня любого шамана, предсказателя, знахаря... Самым привлекательным для исследования является имя Лыбедь… У нахов до сих пор сохранилось древнее женское имя Либи ( / Либа), произведенное от глагола – ла- «желать», имеющее значение «желанный, - ая, -ое,- ые»… – «Либе да» – «желанным является (ребенок)». Это словосочетание, слившись в словообразование, дало нахское имя «либеда», также обозначающим «желанная»… А … имя племени – анты?.. По-вайнахски ана- «степь», с топоформантом -т- и окончанием множественного числа -ай или -ой: антай или антой могло означать «степные», то есть то же, что и древнерусское поляне… Очень интересное замечание и особенно в сочетании с тем, что в нахских языках присутствует слово анда / андо / онда, имеющее значение «крепкий», «сильный», «прочный», «могучий»… До сих пор нет признанной этимологией слова «серб». А между тем один из нахских влиятельных родов именуется «саьрби» (аь – ;). Его основа – саьр, восходящая к – ц1аьр –«боговы», «богу принадлежащие», «от бога происходящие»; би – древний вариант глагола –ба – «есть, являются», б – классный префикс глагола – би (/ба). Нахский этноним саьрби (< цIаьрби) имеет значение «Бога люди», «боговы»…» [Ингуши (нахи) в Киевской Руси // http://akievgalgei.livejournal.com/17888.html].
Миграции сармато-аланских и славяно-полянских племен объясняют тот факт, почему название «Киев» встречается более 60-ти раз на обширной восточноевропейской территории. Например, село Киево имеется в земле Хелмской, в Средском уезде их два. В Иновроцлавском уезде, кроме Киево, имеется также населенный пункт Киевица и село Киевская Воля. На территории Пенчковского уезда имеются сёла Кияны и Кии. Сёла с названием Киев есть в Ново-Радомском уезде и в Силезии. В Мазовше есть село Киевицы. Сёла Кияны имеются в Западной Волыни и в южных районах Литвы. Сёла с названием Киевец – в уездах Слуцком и Бяльском. Город Киев есть в Моравии, село Киев – в Венгрии. Село Кий есть в сербской Лужице, посёлок Киево – в крае Косово.
Следы иранского влияния на восточнославянские языки оказываются не только в материалах лексики, но обнаруживаются и в фонетике и грамматике. В.И. Абаев показал, что смена взрывного g, характерного общеславянскому праязыку, в задненёбный фрикативный h произошло в некоторых славянских языках (в том числе в южной части восточнославянского ареала) в условиях скифо-сарматского влияния. Поскольку фонетика, как правило, не перенимается от соседей, это дает основание В.И. Абаеву утверждать, что в формировании южной части восточного славянства (будущие украинские и южнорусские наречия) принимал участие скифо-сарматский субстрат. Также следствием скифо-сарматского влияния были также образование в восточнославянском языке генетива-аккузатива и близость восточнославянской и осетинской в перфектирующей функции превербов.
В числе языческих богов, которым поклонялись восточные славяне, летописи называют Хорса и Симаргла, иранское (скифо-сарматское) происхождение которых является безспорным. В.И. Абаев обнаруживает также семантическую и этимологическую параллель между восточнославянским божеством Родом и осетинским Naf (Род) [Седов В.В. Формирование славянского населения Среднего Поднепровья // Сов. археология. — 1972. — № 4. — С. 126-127] (с этим интересно сопоставить слав. Навь «дух предка»). В языческом пантеоне западных и южных славян божества иранского происхождения неизвестны.
Сарматы, подвергшись влиянию пришедших с севера славян, вероятнее всего, в языковом плане, однако, в сравнении с трупосожжением собственно славян, сохранили свой черняховский обряд (религиозное мировоззрение), следствием чего погребения наследников черняховских племен на этой территории оказываются идентичны – трупоположение в курганах с грунтовыми ямами.
Также со славянизацией скифо-сармат Среднего Поднепровья антропологический состав черняховцев – мезодолихокранный узколицый тип – не был прерван. Вследствие того, что произошли смена вида питания [Пархоменко В.А. Русь в IX веке // Известия Отделения русского языка и словесности Русской Академии наук. – Пг., 1918. – Т. ХII. – С. 133] и места обитания (на горных породах – «киевских холмах») [Vassal P. Brachycephalie doitre et terrain granitique // Revue pathol., gen. et phisiol. clinique. — 1957. — V.57, N 688], кочевые аланы-долихокефалы трансформировались в оседлых земледельцев полян-брахикефалов.
Осетины, как вероятные наследники сармат на Кавказе, являются четкими представителями широколицего кавкасионского антропологического типа, в то время как аланы, рассматриваемые как одно из центральных сарматских племен Кавказа и Европы, оказываются представителями совсем иного типа – узколицего варианта европеоидной расы. Отличия между осетинами и аланами по скуловой широте максимальны в границах европеоидной расы, то есть генетического родства между ними нет. Пришлое аланское население только передало местному кавказскому населению свой язык, обусловило влияние на культуру [Цветкова Н.Н. Антропологический материал как исторический источник // Славяне: Этногенез и этническая история (Междисциплинарные исследования): Межвузовский сборник. – Л.: Изд-во ЛГУ. 1989. – С. 21]. Из-за этого влияния ираноязычных сарматов значительная часть кавказских народов стала идентифицироватся для Европы как сарматы (т.е. принадлежащие к Сарматской цивилизации), а принявшие даже язык сарматов – как аланы
Это же подверждают данные ДНК-генеалогии, согласно которой гаплогруппа G2a1a1 – это, в основном, грузины и осетины (как дигорцы, так и иронцы): «… У дигорцев этого субклада 55% среди всего населения, у иронцев – 72%. У грузин гаплогруппы G2a 36% от всего мужского населения, из них две трети приходится на G2a1a1. А G2a3b1 – это, в основном, абхазы (24%), черкесы (38%), шапсуги (86%), немного грузин (12%). У всех этих народностей есть пересечения по обоим субкладам – 1% пересечения у шапсугов, 2% у иронцев, 5% у дигорцев, 14% у черкесов, половина у абхазов, треть у грузин. Но род все равно один – это род G2a, древностью 20 тысяч лет… Поэтому легенды, что именно осетины происходят от аланов, не имеют под собой никаких серьезных оснований. На самом деле об этом говорят данные и антропологии, и лингвистики, согласно которым несмотря на индоевропейский (в целом) язык осетин, который мог принадлежать и аланам, и скифам, и ариям, у них отчетливо проявляется (и в языке, и в краниологии) «местный субстрат», позволяющий относить осетин к автохтонному (то есть сугубо местному, исконному, коренному) типу, а не к пришельцам типа алан. Видимо, эти характеристики доарийского (доиранского) местного населения присущи гаплогруппе G2a со времен около 5000 лет назад на Кавказе, а до того – из Европы, и возможно, из Передней Азии, например, с Иранского плато. Из Европы – потому что местные, центрально-европейские носители гаплогруппы G2a из Европы исчезли в середине III тыс. до н.э. и реконструируются только по ископаемым гаплотипам» [Клёсов А.А. Что говорит ДНК-генеалогия о кавказцах – 2 // http://pereformat.ru/2013/09/west-kavkaz-dna/].
Письменные источники всегда четко различают алан и сармат, никогда не отождествляя их [Габуев Т.А. Происхождения алан по данным письменных источников // Вестник древней истории. – 2000. — № 3. – С.50-51]. Вероятно, что Птолемею аланы известны как «аланорсы» (alanorsoi), где компонент «алан» происходит из тюркских языков (alan, alang, jalan) и объясняется как «равнина, поле, долина», «холм, горка» и также попал в угро-финнские языки (фин. alanko «низина», эст. alango "низина, долина") [Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. М.: Наука, 1984. – С.44-45]. Историк Аммиан Марцелин утверждал, что аланы «получили свое название от гор» и что «… они, аналогично с персами, распространили своё имя как благородное на всех остальных» (Res.Gest.libri, XXXI) [Габуев Т.А. Происхождение алан по данным письменных источников (одно из сарматских племен) // Вестник древней истории. — М., 2000. — № 3. — С. 50-52].
Собственно поляне жили на Киевских горах и Нестор-летописец определил, что они – «Русь» (лат. rus, кельт. reuth «поле»). Понятие «поле» вмещает в себе категорию ограниченного пространства, представляющегося в виде холма, кургана. Также, как указывает М. Покровский, в осетинском языке «поле» означает как место охоты, так и саму охоту (ассоциация смежности). Во времена судебных поединков в древней Руси «поле» обозначает место поединка и сам поединок [Покровский М.М. Избранные работы по языкознанию. — М.: Изд-во АН СССР, 1959].
В этой связи становится понятной причина, по которой летописец несколько раз акцентирует на том, что поляне – славянского происхождения, т.е. славянизированы, хотя в его время еще помнили об аланском (сарматском) происхожднии и о родственных связях с ираноязычными осетинами, которые на Руси были известны как «ясы» (ср. санскр. yasas "слава"), а в Византии и Грузии — «озы», «осы» (отсюда название «осетины» при самоназвании «ирон», Азов и Азовское море). Также непосредственные наследники алан (ясов) до сих пор компактно проживают в области Ясшаг на востоке Венгрии.
Не должно удивлять, что на сарматском происхождении поляков настаявают польские генеалогические источники. Собственно поляки были западной группой полян (Птолемеевы Boulanes, в немецких источниках — Pulani, Pulanes, Poleni, Poleni, Poloni, Bolana, Bolanen, Bolani, Boloni), возглавляемой Popielem (Jaskotel, Jasczold ~ Аскольд, сканд. «пепельноголовый»), которая мигрировала на запад в лехитские земли, где в районе озера Гопло основало государство Куявию со столицей в г. Крушвица. Киевские поляне сохранили предание о каком-то противостоянии, связанным с данным персонажем, перенеся его события в более позднее время.
Свидетельство о публикации №216082200017