Книга 3. Глава 2. Эвристика Господа Кришны

Эвристика нашего Бога являет нам механизм (машину) принятия решений в условиях неопределенности. Мы уже применяем янтры и читатель чувствует, что это дело будет прогрессировать. Однако где и когда Бог велел ввести в дело янтры? Ответ такой.
Понятие янтры Господь вводит стихом 61 из 18-й главы Своей поэмы. В этом отношении янтра есть глобальная машина, которая реализует процесс сансары.
Тот способ, которым мы ввели понятие янтры есть только начальный шаг.
Господь требует от нас более мощных представлений.
Сейчас мы должны сообщить суть требования нашего Господа. И объяснить сам эвристический прием, который Бог нам дарит. И который мы должны освоить.
Господь говорит о «Вибхути». Ими являются умственные «технологии», которые позволяют иметь состояние свободы от вредных и отвлекающих факторов. Такие технологии также известны и мудрецу Патанджали. Поэтому мы в нашем тексте используем «стандартные» термины йоги относительно «системы вибхути».
Господь Шри Кришна говорит о способностях ума, которые пойдут в дело на основе техник, данных нам Им в главах 4-5-6. Выше мы использовали термин «ум» в плане его широкой трактовки. Такой «широкий» ум простирается от эго до Атмана.
Таким образом «вибхути» можно понимать как силы и йогические свойства. Учитель Патанджали сообщает (III, 40), что с помощью самьямы на удану йогин получает силу левитации. Слово самьяма означает «удержание вместе», или «интеграцию». Господь Шри Кришна этот процесс называет «запряжением Атмана». Надо понять различие самьям в системе Господа и в системе мудреца. Если учителя Патанджали (гл.III) интересуют вещи, подобные левитации, то Бог сообщает нам информацию относительно самоконтроля (нията-атма-бхих) в момент смерти (гл.8, стих 2).
В 12-м стихе (гл.8) Господь использует слово самьяма, говоря относительно «интеграции ума и сердца. Свами Прабхупада пишет: «Таким путем ум концентрируется на Параматме в сердце». Господь далее говорит, что Прана пойдет к голове (в варианте йога-дхараны).
Свами Прабхупада дает такое толкование (гл.8,  стих 12): «В шестой главе этот процесс был описан подробно. Но, как упоминалось ранее, в Кали-югу все это трудно осуществить на практике».
Учитель Прабхупада правильно отмечает, что «наилучший метод» есть сознание Кришны, но мы идем путем «Санкхья-йоги Бхагавадвиты». Господь говорит (гл.8, стих 13): «кто покидает тело, повторяя Ом и думая обо Мне, тот идет высочайшим путем». Бог говорит далее (гл.8, стих 21): «Нерушимое есть высший путь».
Господь требует от нас более мощных представлений, которые мы должны сами создать в своей жизни.
Курсант школы йоги понимает, что феномен окружающего нас мира есть интеллектуальная конструкция (малая янтра). Она возникает на базе субъективных ощущений. Ведь мир каждый человек чувствует по-своему. Мир есть содержание сознания. Эти содержания  сознания, которые в сумме формируют наш мир, в каком-то большинстве нас устраивают. У нас возникает привязанность к определенным содержаниям и состояниям нашего сознания.
Человек в этой ситуации привязывается к тому или иному набору чувственного бытия. Он желает так переживать снова и снова. Например мужчина любит женщин. Он хочет переживать эти ситуации снова и снова. Себя он считает деятелем этой сферы. Это пример.
Объективный мир существует в разуме сверхсубъекта – Господа Параматмы. Мы отождествляемся с Господом и поэтому начинаем видеть мир из Его системы отсчета. Эту систему мы обозначим буквами СОГ – «система отсчета Господа». Подобная практика даст силу победить привязку к объектам. Как же Господь видит мир? В нашей первой книге (в начале второй главы) мы отмечаем: «Только измерением, отсчетом и наблюдением мы можем выполнить переход в царство Бога. Чем больше значит человеческий дух, тем больше он познает свои силы. Наша любовь к Богу есть часть любви, которой Он любит Сам себя. Нам нужна система отсчета – абсолют – только тогда мы придем к Богу». Настало время нам пройти детальную практику по всем этим вопросам. Система отсчета (СО) несет в себе три конституэнты: 1) предмет (тело отсчета), по отношению к котоорму изучается ситуация; 2) координаты, которые представляют ход событий; 3) часы, связанные с телом отсчета. «Иша Упанишада» (VI) подтверждает: «Тот, кто все наблюдает связанным с Богом, не испытывает ненависти».
Курсанту для сброса привязанностей, для сброса запряжений надо отойти от этих состояний сознания. Организацию объекта существо получает как предваряющее воздействие (ПВ). Мы обозначаем термин «предваряющее воздействие» буквами «ПВ».
Оно идет через разум, создавая систему отсчета. Тело существа в нашем мире созидается под руководством Господа Параматмы.
Но что такое предваряющее воздействие? Вопрос сложный.
Чтоб понять эвристику Бога надо понять суть ПВ. Перед этим надо понять суть воздействия вообще. Господь говорит, что нечто воспринято тогда, когда уяснен целостный образ фактора, который работает с вашими органами чувств. Думают, что каждое свойство фактора дает свое ощущение. Эти ощущения бегут к Манасу. Он делает им синтез. Буддхи ведет интерпретацию. Два прибора работают вместе. Читатель должен понять, что в этой области Господь открывает нам знание о том, что еще даже не получило места в науке.
Любое реальное воздействие состоит из двух частей: 1) осуществляющей и 2) предваряющей. Осуществляющий процесс воздействия есть «контакт» органов чувств существа с объектом. Процесс контакта порождает восприятие (Пратьякша). В процессе восприятия объект дает воздействия видимого, слышимого и т.д.
Для того, чтобы это свершилось должен быть подготовленный концепт. Работают полубоги. Полубоги есть проявления Господа Параматмы. Полубоги являются живыми существами. Они также имеют материальное тело (МТ). МТ изнашивается. Нужна пища. У Бога Солнышка тело большое, наше тело малое. Атман солнышка и Атман человека связаны их телами. Саму связанность тел создает Господь Параматма. Предваряющее воздействие включает в себя также Господа Брахмана и Господа Бхагавана. Господь Кришна учит нас, что Он есть Бхагаван (гл.15, стих 18). Он говорит: «Выше Я, чем бессмертный Пуруша; также смертного Я превосходней. Потому – средь людей и в Ведах Я как Высший Пуруша прославлен» (Перевод В.С.Семенцова).
Словами «Высший Пуруша» ученый переводит термин «Пурушоттама». Господь желает, чтобы мы осознали роль полубогов. Бог рассказывает ученику о том, что много лет назад Он передал «Бхагавадгиту» богу Солнца. Господу угодно работать персонально с каждым живым существом. Если в четвертой главе (стих 1) Господь говорит о беседе с полубогом Солнышка, то в главе семь Он сообщает, что знает каждое живое существо. Надо понимать, что тело Господа так «устроено» что оно может работать сразу одновременно со всеми живыми существами. Господь знает абсолютно о том, что происходило в прошлом. Он знает все, что свершится (гл.7, стих 26).
И когда наш взгляд падает на что-либо, мы должны понимать, что Бог увидел этот объект перед нами. Мы опираемся на материал толкования, сделанного Свами Прабхупадой (ШБ, П2, гл.1, стих 39). Мы создаем у себя модель, по которой Бог все материальное творение видит подобно сну. Будучи частицей Господа, человек тоже видит свой сон про вселенскую форму Бога. Нам необходимо сосредоточить ум на Господе и осознать, что скрытое восприятие (СВ) есть восприятие Его полагания нашей действительности, нашего жизненного процесса. В ходе этой медитации возникает видение Господа во всех феноменах мира материального.
Мы опираемся на 6-й стих (ШБ, П2, гл.10).
Согласно учению объективный мир есть сон, он есть сновидение. Остановка сновидения есть уничтожение мира. Господь Маха-Вишну погружен в мистический сон. При разрушении мира существа сливаются с бытием Господа.
Маха-Вишну есть первый Пуруша-Аватара Господа Шри Кришны. Вселенные создает Господь Маха-Вишну. И в каждую вселенную тот же Господь входит как второй Пуруша-Аватара. Там Он лежит на водах Своего тела. Из Пупа Господа выходит лотос, на котором рождается Господь Брахма. Внутри лотоса находятся локаны четырнадцати типов. Третий Пуруша – Аватара является Господом Параматмой. Мы делаем только первый шаг, поэтому мы не сможем изучить все 14 локан.
Мы сделаем учебную модель: нам нужно понять логику процесса, связанного с работой системы отсчета. Стандартная вселенная имеет 14 локан, наша учебная – только 6. Мы считаем, что шесть есть число оптимального обозрения. Учебная вселенная имеет шесть миров бытия (лок). Это миры богов (суров), полубогов (асуров), людей, животных, прет и обитателей ада.
Свами Прабхупада хорошо пишет (ШБ, П2, гл.1, стих 38): «Тогда с помощью разума человек сможет осознать присутствие Господа во всех проявлениях материально мира: лесах, горах, людях, полубогах, зверях». Учитель Шука предупреждает: те, кто не делает такой медитации деградируют.
Мы отдаем себе отчет, что среди «тысяч людей может быть один стремится к совершенству (гл.7, стих 3)». При этом «из достигших совершенства», Господа «едва ли один воистину познает (гл.7, стих 3)».
Слово «совершенство» надо понять глубже, ибо тех, кто достиг совершенства Господь зовет «сиддхами».
Однако существует и другая группа людей, которые ищут Господа. О них Бог говорит в 16-м стихе (гл.7).
Господь говорит: «Четыре типа праведных людей преданно служат Мне, те, кто в беде, те, кто жаждут богатства, любознательные и стремящиеся к познанию».
Дадим список санскритских слов:
«артах» – бедствующий; «артха-артхи» – тот, кто желает прибыли; «джигьясух» – любознательные; «гьяни» – тот, кто знает вещи такими, как они есть. Свами Прабхупада замечает, что эти люди не являются «чистыми бхактами», «ибо хотят, чтобы в обмен на преданное служение осуществилось их определенное желание». Учитель отмечает: «чистое преданное служение не сопровождается стремлением к материальной выгоде». Эвристика Господа и служит тому делу, что позволяет этим людям начать служить Богу с трансцендентальной любовью. Свами отмечает: «До тех пор, пока нужная стадия очищения не достигнута, бхакты, служащие Господу на трансцендентальном уровне, несут на себе отпечатки кармической деятельности, стремятся к мирскому знанию».
Здесь эвристика Господа позволяет нам сделать второй шаг. Ниже будет представлена схема. Она не является янтрой, ибо янтра геометрически полна. Янтрой служит отрезок, треугольник, квадрат – полные фигуры, которые мы можем воспринять. Ясное дело этот изоморфизм переносится в другие сферы систем.








Рис.1
Рассмотрим схему. Все, что мы делаем эффекторами, все, что мы «видим», сенсорами дает Господь Параматма. ;B есть «трансцендентный» вход от Господа. ;П – «материальный» вход от Него же. W и V структуры следящей системы. Человек (существо) есть следящая система: ;C есть состояния сенсора и эффекторов. ;o есть естественная (обычная) реакция существа.
Господь Шри Кришна говорит (гл.18, стих 61): «Ишвара, обитая (тишт-хати) в сердце вынуждает видеть сон путешествия по действительности (бхра-маян), создавая входные янтры». И Господь говорит (стих 62, гл.18): «По всем видам бытия (сарва-бхавена) встань на духовный путь и получишь милость Бога».
Свами Прабхупада пишет: «Меняя тело живое существо забывает свои прошлые деяния, но Параматма, знающий прошлое, настоящее и будущее, остается свидетелем всех его поступков». Носителем живого существа в его мире (локе) является тело. Оно создается Господом Параматмой: Он – конструктор тела. Тело существа есть корабль, из которого оно видит свой вариант действительности. Будучи помещенным в конкретное тело, живое существо действует в условиях, порожденных этим телом. Тело существа и является его телом отсчета. На нем ставится система координат, им определяется ход времени. В нашей учебной модели вселенная состоит из шести миров (лок). Эти шесть лок есть шесть измерений сознания. Миры пронизывают друг друга и живые существа связаны с каждым из них. Рассмотрим вопрос систем координат. Последние нужны только тогда, когда живое существо должно совершать движение, движение к определенной цели. Господь Параматма задает каждому существу его качества. Посмотрим на эти качества. Они разбиты на шесть классов и каждый класс качеств обладает своим именем. Имя связано с ведущей эмоцией. Ведущие эмоции такие: гнев, жадность, неведенье, ревность, самомнение, состояние смеси эмоций. Эмоции присутствуют в равной мере у существ шестого класса.
Господь Параматма правит коллективной кармой существ. Существа каждого измерения имеют в одном и том же мире одинаковые переживания. В мире (локе) номер четыре в мире людей мы с вами имеем одинаковые переживания с другими людьми. Такой же закон работает у животных и других существ. Именно коллективная карма создает тела – чувства – умы, которые дают существам основу совместного переживания. Другие виды переживаний от другого класса существ недоступны нам. У каждого класса существ свой путь. Этот путь виден с помощью системы координат и часов. В своей жизни, играя эмоциями, мы можем приобщиться к качествам существ других классов. Если вы знаете человека, который злобен, то можно считать, что он находится на курсе в мир обитателей ада. Отметим, что в те моменты, когда мы предаемся ходу блаженной рассеянности, мы ловим проблески мира суров, мира богов. Подобно тому как в механических системах отсчета мы изучаем пути самолетов и кораблей, здесь в иных системах отсчета мы рассматриваем пути в иные миры, чем мир людей.
При этом мы понимаем, что асур и кот умеют иметь гнев и жадность, самомнение и ревность, эмоциональный голод и избыток счастья. Тендзин Вангьял Ринпоче пишет: “А отрицательны эмоции потому, что мы попадаем в их сети и теряем связь с аспектами собственного «Я»”.
Господь отмечает, что толчком к такой большой работе послужит желание освободиться от старости и смерти. Основная масса людей занята удовлетворением своих животных наклонностей. Однако, Бог считает, что человек может и должен войти в область сиддхайи (гл.7, стих 3).
Господь говорит, что имеется большое число лиц, стремящихся к освобождению от старости. Этим людям Господь Шри Кришна посвящает отдельную шлоку (гл.7, стих 29).
Даем текст.
«Разумные люди, стремящиеся к освобождению от старости и смерти, находят прибежище во Мне, преданно служа Мне. В действительности они находятся на уровне Брахмана, ибо обладают полным знанием всего, что касается транцендентальной деятельности».
(Перевод Свами Прабхупады).

Господь говорит (гл.7, стих 29): «джара-марана-мокшая». Он говорит: «Старость смертную надо сметать!»
И дальше Господь продолжает (стих 29-30, гл.7): «Надо постигать Меня через познание стихий (Aghibhuta); далее надо постигать Меня путем знания богов (Adhidaiva); и постигнуть Меня через познание жертвоприношения (Adhiyajna)».

Анна Безант дала следующий перевод (стих 30, гл.7):
«Те, которые знают Меня как познание элементов, как познание Светозарных (богов) и как познание жертвоприношения, те гармоничные в душе, познают Меня воистину в час ухода».
Господь дает нам урок «категориального созерцания» (гл.7, стих 4). Интересно, в произведениях философа и математика Э.Гуссерля встречается термин «Идеация». Ученый также использует понятие «категориальное созерцание». Когда перед глазами лишь две стороны дома, можем ли мы увидеть дом? Однако, мы видим предмет сразу как целый дом. Господь хочет, чтобы такой эвристический алгоритм пошел в нашей голове относительно более высоких представлений.
Э.Гуссерль учил, что «интуиция – это не мышление, а созерцание». Мы опираемся на материалы И.Н.Шкуратова.
Мы созерцаем оппозиции категорий нашей учебной модели:
(ненависть / любовь) = 01,
(жадность / щедрость) = 02,
(невежество / знание) = 03,
(ревность / отрешенность) = 04,
(самомнение / скромность) = 05,
(себялюбие / сострадание) = 06.
Корнем локаны «богов-суров» является эмоция себялюбия. Богу легко жить в дурмане ленивой неги. В конце его жизни кармические причины заставят сура познать факт собственной бренности. Жизнь богов длится целую кальпу. Господь говорит о кальпе в Своем стихе 17 (гл.8).
Осознание скрытого среднего члена (ССЧ) этой системы оппозиций позволяет сделать переход к Янтре системы отсчета Господа Параматмы.
Однако сейчас мы изучим некоторые детальные моменты системы.


Рис.2
Напомним, что мы проходим практику на учебной системе отсчета (УСО). Оппозиции {Oj: {j=1,2,..,6}} есть система координат нашей УСО. Термины “кальпа”, “юга” связаны с системой часов” нашей УСО.
Начинаем строить янтру УСО. ТАкая янтра есть учебная форма.
Оппозиции Оj по нашему представлению соответствуют кали-юге. Она длится 432;103 лет (человеческих лет)
Господь Шри Кришна в 17-м стихе (гл.8) учит нас:
«По земному исчислению,
Тысяча эпох, взятых вместе,
Равна одному дню Брахмы.
И так же долго длится Его ночь.
Кто знает день Брахмы
И Его ночь,
Тот знает День и Ночь».
Кальпа равна 1000 махаюг (4320;106 лет).








Рис.3

Она приравнивается к одному дню Брахмы! Боги (Суры) живут целую Кальпу и больше. В треугольнике (из Янтры) его основание представлено кальпой. Это символ Господа Брахмы. О6 соответствует кальпе. Окружность Янтры есть знак Господа Параматмы. Наш Господь Параматма живет вечно.
В.С. Костюченко пишет: «Особенностью индийских взглядов является, пожалуй, стремление представить продолжительность мировых циклов в виде выходящих за человеческие мерки «необозримых» интервалов времени…, что напоминает нам о современных теориях эволюции».


Учение Упанишад доступно избранным

Мы должны воспринять слово ньяя. Юноша наливает воду в миску. Ставит на огонь и видит, что через время вода из миски исчезнет. Произойдет полное испарение. Затем он наливает воду в другую миску и ставит на стол. Через время вода в другой миске исчезает. Вот опыт физический. Затем этот мальчик считает этажи в доме. Первый этаж, второй, … юноша из ума сбросил различие этажей. Есть число этажей. Вот опыт логический.
Есть опыт субъекта, связанный с операциями. Здесь мы открываем полигон осознания понятия интерсубъективности. Во второй нашей книге. Мы уже работали с этим понятием. Оно нам знакомо. В разделе «запрягись в работу для Бога…» (глава пятая нашей второй книги) мы пишем:
«Перед курсантом стоит задача построить структуру Вселенной так, чтобы она отражала облик человека. Этот облик создается на основе объектов, взятых из чувственного опыта. Затем шаг за шагом обратить исходную модель в тело Бога». Интерсубъективность обозначим буквами ИСЕ. ИСЕ есть общность опыта взаимодействующих субъектов. При этом должна быть общезначимость результатов опыта. Проблема создания общезначимого объективного мира (ЩЗ – мира).
Мы должны понять как «ЩЗ-мир» возникает в сознании. Так идет истолкование смысла объективности. Слово ньяя имеет много значений. Оно имеет значение одной из ортодоксальных школ. Оно же имеет значение логики и значение модели. Мы сейчас продолжим изучение «Брахма-сутр». Это произведение генерирует «большую модель», перед нами «ньяя прастхана».
В этом смысле из «брахма-сутр» для себя мы должны взять положение, что «все пять бхутов», все пять элементов возникли от Господа Брахмана. И мы помним, что санкхья принимает в качестве материальной и действующей причины мира Прадхану. Прадхана есть лишенная сознания первичная материя. Чувственно – наглядное, логически не члененное учение об элементах идет из Вед. Локаята приняла учение об элементах и представила их как материальную первооснову мира. Господь нам велит такие взгляды оставить. Он говорит (гл.7, стих 4):
«Земля, ветер, огонь и воды,
Манас, буддхи, пространство, самость –
это, Партха, Моя природа,
разделенная восьмичастно».
(Перевод В.С.Семенцова)
Данная выше информация дает основу важной медитации. Господь Капила учит (ШБ, П2, гл.10, стих 31): «Тонкий слой поверх кожи, кожа, плоть, кровь, жир, костный мозг, кость – созданы из земли, воды и огня. Дыхание состоит из неба, воды и воздуха». Мы видим вода входит и в «плоть» и в «дыхание». Тело есть операция. В теле работают пять стихий. Это тело становится объектом восприятия на основе трех стихий. И, главное. Есть осязательная функция, есть путь по которому также бегут нади и каналы. Для них работает тонкий слой.
Стихом (гл.7, стих 4) ГосподьШри Кришна сообщает нам постулат: «Материя не существует самостоятельно». Кроме того Бог дает ясно понять, что человек способен осознать подлинную реальность только с Его помощью – Он владеет и манасом и буддхи.
Мы должны сделать переход в другой способ мышления. Ведь мы имеем восприятие в виде следящей системы (СС).
Мы должны понять, что  нет материального бытия того сущего, к которому приложим предикат «действительное». Таким образом Господь отметает рационализм санкхьи и признание ею автономности разума. Господь наше познание переносит в систему координат ньяи. Ньяя учит: «Если есть предмет, который можно трактовать по разному, то принятие точки зрения на него (и сама философия) называются сиддхантою.
Модель сиддханты есть частный случай подхода Господа, в котором Он вводит термин «Самадаршана», знаменуя им понятие системы отсчета (гл.6, стих 29). Но сейчас Господь ведет нас дальше (мы исследуем гл.7 поэмы). Он обращает наш взор дальше. Бог говорит (гл.7, стих 2): «Я объясню (вакшьями) суть джняны и виджняны в их полноте». И мы выходим к постижению мысли всех упанишад, выраженной в «Иша-упанишаде» (раздел «Обращение): «Бог всесовершенен. И все исходит из Него. В частности из Него исходит как процесс проявленный мир. Бог совершенен, и все, что исходит из Него наделено всем необходимым. Все, что исходит из Него само является полным целым. Все, что исходит из полного целого, также обладает полнотой. И, как полное целое, Он пребывает в совершенном равновесии, несмотря на то, что из Него исходят законченные части». Вот в какой плоскости Бог велит нам установить систему отсчета, нашу сиддханту. Мы опираемся на материал А.Парибока. Для обучения принципам сиддханты будет полезно рассуждение. Для ньяи Сидхантою может быть «познание есть мгновенный акт», для санкхьи она иная.
Бог говорит (гл.7, стих 2):
«Я сейчас объясню сущность понятий «джняна» и «вижняна». И Господь в дальнейшем тексте раскрывает смысл этих понятий. И мы понимаем, что джняна есть знание сверхсодержательное. Это знание единого и абсолютного, это знание окончательного. Это абсолютное знание противопоставляется виджняне как знанию содержательному. Господь учит нас (гл.7, стих 4):
«Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум, ложное эго – все вместе эти восемь частей составляют Мои отдельные материальные энергии».
Мы сознаем, что содержательное знание дает нам набор вещей и предметов. Сверхсодержательное знание говорит о том, что Господь является носителем всех этих деталей. Эти детали есть Его энергии. Лишь чистый бхакта в процессе своего служения Богу может осознать трансцендентальные смыслы. Мирская наука не может освоить процессы ума – разума – эго. Наука не сможет создать прибор, который «возьмет» эти процессы. Человек же является живым прибором, который легко воспринимает тонкие процессы: подобное познается только через подобное.


Система отсчета идентична Абсолюту, Брахману

Мы долждны пропитаться сутью идеалистичекого монизма. «Духовное основоначало – Брахман» для нас есть «Ишвара – Верховное божество».
Для курсантов на этом пути надо владеть понятием субстанции. Если говорить просто, то субстанция есть носитель феномена. А если явлений много? Тут надо думать. Не все можно описать в понятии. Мы в первой книге, следуя мысли Господа, ввели обобщение конструкции понятия. Ввели темперацию и она стала новым понятием. Но это уже нечто более сложное, чем понятие.
В «Ригведе» разные боги (Агни, Варуна и т.д.) занимают место Верховного Бога. Получается, что читатель не может понять иерархию богов. Термин «политеизм» здесь не работает. Политеизм есть многобожие. Он есть особая религия, основанная на вере во многих богов. Он противоположен монотеизму. Монотеизм признает только единого Бога. Есть термин – «генотеизм». Он признает многих богов, но выделяет среди них главного.
Историк М.Мюллер считал, что генотеизм есть особая фаза религиозного развития. Для нас генотеизм есть только первая ступень эволюции. Наш Верховный Господь все время остается неизменным. Его система отсчета такая, что Господь в ней поддерживает все локаны мироздания. И помощь берут также и боги-небожители. Уровень Величия Главного Бога и богов несоизмерим. Сделав такие заметки, мы должны обратить свой взор к понятию «Вишну-таттва». Вишну-таттва есть совокупность форм и экспансий Бога. Изначальная форма «Вишну-таттвы» - Господь Кришна. Размышления о Вишну очень важны. Медитация на образ Господа Кришны – высшая форма медитации. Мы готовим себя к такой работе. Мы уже ввели понятие «тело отсчета».
Мы говорили, что Господь Параматма каждому существу при рождении дает «тело». И мы это «тело» рассматривали как полный комплекс «грубое тело» плюс «тонкое тело». Мы уже рассмотрели силу и власть эмоций. Изменение эмоционального строя идет через Ум. Медитировать на тело Господа мы начинаем с пранавы. Она состоит из трех звуков А-У-М. Этот звук есть воплощение Бога. В шлоке 9.15 (гл.9, стих 15) Господь дает толкование «жертвы знанием».
В стихе 9.17 Бог говорит: «Я – слог ОМ». Наставление в этом сакральном знании доходит до конца 11-й главы. В стихах 11.36-46 Арджуна созерцает весь мир в теле Бхагавана. Мы понимаем тело Господа как систему отсчета и жертва знанием состоит в созерцании смысла свадхьяи. Svadhyaya (свадхьяя) есть самоизучение. В первой песне ШБ (гл.3, стих 33) есть шлока:
«Когда в процессе самосознания человек ощущает, что ни грубое, ни тонкое тело не имеют никакого отношения к его чистому «Я», тогда он видит и самого себя и Господа». Абсолют есть такая система отчета, видя из которой, человек произносит четкие слова (гл.11, стих 44): «Ты – Бог, и каждое живое существо должно поклоняться Тебе. Я падаю ниц, чтобы выразить Тебе мое глубочайшее почтение…»
Курсант убирает свою тоску тем или иным приемом. Но Господь требует иного (гл.2, стих 57):
«Отрешившись от вожделений,
Купируй «радость-тоску»
В тот момент когда обретаешь
«благое – злое»».
Господь нам дал шаг вперед. Контроллинг!
Смотрим второй шаг Господа.
Есть сложное слово «фотограмметрия». Обозначим его буквами «ФГМ».
Слово «Фото» здесь ясно: фотоснимки.
Слово «грамма» есть – запись. «Метрия» есть «измерение».
ФГМ есть определение параметров объектов по их фотоснимкам (их несколько).
Есть приборы стереокомпараторы.
Такая машина позволяет по двум снимкам сделать модель участка местности.
По этой модели можно измерять координаты точек. Хороши достижения современной материальной науки. Древние люди все это знали. Господь Шри Кришна учит нас сделать еще один шаг. Творение есть «божественная игра»; оно не связано с конкретной схемой активности. Оно не имеет цели! Нет критерия!
«Мною весь этот мир пронизан,
Но не явлен миру Мой образ;
Все живое во Мне существует,
Но Я, Партха, не в нем пребываю».
(стих 4, гл.9)
Индийская философия по милости Господа имеет метафизический прибор (янтра), который обобщает сущность стереокомпаратора. Мы знаем, что система сохранения и передачи знания устроена на человеческих элементах: «человек-брахман» был элементом большой информационной и эпистемологической структуры. Точно на таких же элементах Господь повелел создать сверхкомпаратор. Обозначим слово это буквами СКП. Структура даршан есть СКП. Структура даршан есть замкнутая машина (янтра).
Мы должны понять, что даршаны не противоречат друг другу. В этой структуре, которая абсолютна и она дана Богом, работают синергетические алгоритмы. В числе стандартных функций даны функции свободных дискуссий. В отдельных даршанах нужные идеи закрепляются оптимально супервайзером.


МП-2

Слово даршана состоит из двух слов: «дар» есть дар, шана есть почет и внимание. Даршана есть система отсчета, из которой некоторому фактору уделяется большое внимание. Есть целая структура даршан. Эта структура отвечает задаче исследования ведущей проблемы сразу со всех сторон. А какие есть стороны? Ответ: 1) метафизика, 2) логика, 3) этика, 4) психология, 5) теория познания; плюс синтетическая точка зрения (СТЗ).
Мы должны понять, что работа учений идет в условиях свободных дискуссий. Основные идеи Богом ставились на такие места, которые оптимально служат делу. В каждой «системе – даршане» есть базовый текст (БТ). БТ написан в форме сутры.
В системе санкхья БТ написан в форме «стихов-карик». Вокруг сутр работает серво-система «текстов-токователей». Текст – толкователь в форме «бхашья» дает раскрытие положений данных в сутре. Текст в форме «вартика» представляет вид дискуссии. Текст в форме «витика» дает знание важных деталей. Комплекс сутр с набором серво-систем есть «шастра».
Действует матричная система: каждая школа знает взгляды всех других школ. Эти школы делятся на ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные. К последним относится локаята, джайнизм, буддизм. Ортодоксальные школы такие: 1) Веданта, 2) Санкхья, 3) Йога, 4) Миманса, 5) Ньяя,
6) Вайшешика. В этих шести школах работают люди, которые верят в жизнь после смерти. В нашей первой книге начат большой разговор о «принципе системы». Мы опираемся на материалы У.Росс Эшби. Мы напомним читателю текст раздела «Буддхи-йога как знание» (гл.4, кН.1). Феномен и ноумен системы отсчета обладает силой «трансцендетного взгляда». «СО» обладает силой влияния. Из системы отсчета мы «делаем» восприятие. Оно должно дать целостный образ. Обычный человек берет только компоненты. И шире: мы говорим, что только Господь Бог отдельным людям дарует талант познания целости Атмана. Мы начали обучение. Во второй главе (кн.1) дана учебная система: (земля /  небо), (тепло / солнце), (учитель / ученик), (мать / отец), (нижняя челюсть / верхняя). Надо было найти образ целостного восприятия.
Таб1.









Теперь задача шире. Дан набор даршан и надо «взять» новый целостный образ.
Изменилась ситуация. Если «мать» имеет оппозитом только «отца», то теперь у каждой школы оппозитов много. Ими являются все другие школы. Мы строим матрицу даршан:


Размышление проникает вглубь

Мы начинаем изучение матрицы даршан. Кратко – МД. Наш курсант, проглядев МД, приходит в состояние неудовольствия.
Его вопрос такой: где школа Господа!
Ответ. Школа Господа вне матрицы. Она получает «ССЧ-взгляд от МД». Речь идет о целостном образе. Начнем практику. Проблема сансары. Мы для учебной работы возьмем только две школы: 1) буддизм, 2) веданта. Буддизм имеет строку «3», веданта – «4».
И веданта и буддизм понимают сансару как обыденное, феноменальное состояние. Учение о сансаре возникло в ведийской религии, но в каждой «даршан – школе» действует своя разработка. То, что мы сказали есть только начальное совпадение взглядов буддистов и ведантистов. Веданта знает, что в мире нет никакой другой реальности кроме Бога. Все, кроме Бога, есть иллюзия. Мы стоим на этом пути.
Есть второе направление веданты. Согласно учению есть уже три реальности: 1) материя, 2) душа, 3) Бог. Индивидуальная душа подчиняет материальное тело. Бог правит над ними. Без Бога и душа и материя есть чистые понятия. Веданта основана Богом на Упанишадах. Кроме того в основу входят «Бхагавадгита» и «Брахма-сутры». В философских системах, связанных с индуизмом (веданта, миманса) субъектом перерождения является индивидуальная душа (джива). В буддизме есть четыре философские школы, которые вошли в МД. Наша работа чисто учебная. Поэтому мы говорим о буддизме как об одной системе. Буддизм не признает существование души. Что же тогда возрождается в новом теле? Ответ: возрождается иллюзия личности (ИЛ). Мы знаем, что Господь Будда отвергал существование Бога-творца. Господь Будда даже отрицал религию Вед. Всем этим моментам будет дано толкование на основе учения Господа Шри Кришны. Продолжаем учебу. Господь Будда сохранил в своем учении положение об сансаре. Мы только начинаем изучение этих вопросов, поэтому полезен подход В.С.Костюченко. Ученый отмечает тот факт, что веданта умаляет роль модификаций. Субстанция при этом абсолютизируется. В буддизме, напротив, идет абсолютизация непостоянного. Есть три аксиомы причинности. Они противостоят друг другу. Назовем их: 1) следствие сидит в причине, 2) следствие не содержится в причине, 3) следствие частично содержится в причине. Буддизм принял второй вариант. Мы видим, что перед нами «сложная система».
Господь Шри Кришна помогает найти ту систему отсчтеа (АСО), из которой все видно само собой. Господь велит поставить свою СО к лотосным стопам Господа Параматмы. Бог говорит (гл.18, стих 61):
«В сердце всех существ пребывает
Их опора – великий Владыка;
Он вращает их майей Своею,
Как колеса в послушной машине».
Вот наш путь. Он реализуется в поведенческих актах общения (ПАО).

Поведенческий акт общения (ПАО).
Перед медитацией надо обратиться к Богу!
Дорогой Бог Кришна! Дорогой Бог Брахман! Дорогой Бог Рама! Дорогой Бог Капила! Дорогой Бог Будда! Дорогой Господь Иисус Христос! Дорогая Матушка Прадхана! Дорогой Господь Махат! Дорогой Господь Брахма! Дорогой Господь Шива! Дорогой Бог Индра! Дорогой Бог Варуна! Дорогой Господь Митра! Дорогой Бог Солнышка! Дорогой Бог Месяц Месяцович! Дорогая Богиня Бхуми! Дорогой Бог Море Океанович! Дорогой Риши Нарада! А также дорогой Господь Ганеша и дорогой святой Бхарата! Дайте мне еще глубже осознать «свою» единую сущность с Господом Кришной! Медитирующий рвет связь «Атман-тело» и получает отношение «Атман – Господь».
Это делается в пространстве значений поэмы Господа. Мы хотим услышать голос Бога, поэтому реализуем поведенческий акт общения (ПАО). Мы смотрим на два варианта толкования слов Господа. Мы не можем воспроизвести указания Самого Бога, в наших силах дать только их толкование. Текст на санскрите – тоже толкование! Но Господь, видя наше старание, Сам приходит к нам на помощь, и Сам учит нас!


Первое толкование директив Господа

Примечание. Первые десять директив взяты из перевода Свами Прабхупады.
1. Тот, кто в момент смерти сконцентрировал жизненный воздух между бровей и, посредством силы йоги, не блуждая умом, начинает вспоминать Господа с полной преданностью, несомненно, достигнет Бога (гл.8, стих 10).
2. Состояние йоги заключается в отрешенности от чувственной деятельности. Закрыв двери для чувств, сосредоточив ум на сердце и жизненный воздух – в верхней части головы, человек погружается в йогу (гл.8, стих 12).
3. Эта практика называется Пратьяхара. Органы чувств, предназначенные для приобретения знания, такие, как глаза, уши, нос, язык должны полностью контролироваться, и им нельзя позволять действовать ради собственного удовлетворения (Толкование Свами гл.8, стих 12).
4. Таким путем ум концентрируется на Параматме в сердце, и жизненная сила поднимается к верхней части головы.
Особое замечание Свами. В кали-югу все это трудно осуществить на практике. (Толкование Свами гл.8, стих 12).
5. Достигнув такого состояния йоги и произнося священный слог ОМ, человек, при оставлении тела думающий о Боге, несомненно попадает на духовные планеты (стих 13, гл.8).
6. Кто всегда помнит обо Мне, не уходя от Меня мыслями, тому легко Меня достигнуть (стих 14, гл.8).
7. Те, кто достигают высших материальных планет, планет богов, снова подвергаются процессу рождения – смерти. (Толкование Свами стих 16, гл.8).
8. Когда происходит уничтожение этой Вселенной, Брахма и его слуги, пребывающие в сознании Кришны, переносятся в духовную вселенную. (Толкование Свами стих 16, гл.8).
9. В материальной вселенной Брахма не освобожден от необходимости рождаться – стареть – умирать. (Толкование Свами стих 17, гл.8).
10. Господь пребывает в сердце в виде Параматмы. В этой форме Господь держит в Своих руках раковину, диск, цветок лотоса, булаву. Перечисление начато с левой руки идет к задней левой руке (запись на иллюстрации).


Второе толкование директив Господа.

Примечание. Эти толкования взяты из переводов Мадам Безант и В.С.Семенцова.
1а. Кто в час кончины, со стойким разумом и утвердившись в преданности, погружается в созерцание, сосредоточив жизненное дыхание в средостении между бровями, - тот направляется к этому высочайшему божественному Духу (перевод Мадам Безант гл.8, стих 10).
1б. Кто лишь о Нем в смертный час помышляет, меж бровей прану сосредоточив, тот, обусловленный силой йоги и бхакти, восходит к дивному Пуруше (перевод В.С.Семенцова).
[Примечание автора. Мадам Безант очень хорошо сказала: «Сосредоточив жизенное дыхание между бровями (гл.8, стих 10)». Это процесс дыхания через особую точку Господа: вдох – выдох, вдох-выдох…]
2. Остановив органы чувств. Разум заключив в сердце, сосредоточив жизненное дыхание в голове, погрузившись в йогу,… (Перевод Мадам Безант гл.8, стих 12).
3. Тот, кто сосредоточен лишь на Едином Я, на образе Единого, пребывающего во всех вещах, кто видит в радости и в горе лишь моменты проявления Единого, кто свободен от вожделений… (гл.6, стих 18). Перевод А.Безант.
4. Надо сосредоточить жизненное дыхание на голове (гл.8, стих 12)… Перевод А.Безант.
5. Кто покидает тело, повторяя односложное «ОМ» Брахмана и думая обо Мне, тот достигает высочайшего пути (гл.8, стих 13) перевод А.Безант. Она же сделала перевод всех последующих стихов.
6. Кто постоянно думает обо Мне, не мысля ни о чем другом, тот уравновешенный йог легко достигает Меня (гл.8, стих 14).
7. Миры, начиная с мира Брахмы, являются и исчезают, но тот, кто пришел ко Мне, тот более не знает рождения (гл.8, стих 16).
8. Кто знает День Брахмы, длящийся тысячу веков, и Его Ночь, завершающуся в тысячу веков, тот знает День и Ночь (гл.8, стих 17).
9. День Брахмы есть Проявленный Бог (Коммент. А.Безант к стиху 17 (гл.8)).
10. Превыше непроявленного есть вечное непроявленное, которое остается во время разрушения всех существ (гл.8, стих 20).

Пополнение знаний

У человека есть три тела: 1) физическое, 2) астральное,
3) причинное. У трех тел есть пять оболочек:
1) Питательная оболочка (Аннамайя)
2) Жизненная оболочка (Пранамайя),
3) Умственная оболочка (Маномайя),
4) Разумная оболочка (Виджнянамайя),
5) Оболочка счастья (Анандамайя).
Слово «коша» означает оболочку.
Анандамайя – коша есть источник всех кош. В этой коше живет Атман.
Бог дал человеку эго (аханкара). Эго работает с Виджняной. Виджнянамайя – коша и Маномайя-коша друг друга перекрывают.
Счастливая коша (Анандамайя-коша) находится вне времени и пространства.
Анандамайя-коша не имеет местоположения. Виджнянамайя-коша и Маномайя-коша есть «слой», связанный с астральным телом.
Самый плотный физический слой составляет Аннамайя-коша. Пранамайя-коша работает с пранами. Есть два блока. В первый из них входят Аннамайя-коша и Пранамайя-коша. Второй блок состоит из Маномайя-коши и Виджнянамайя-коши.
Места, где второй блок влияет на первый есть особые точки организма.

Есть также точки связи блоков с телами.

Мы опираемся на работы двух авторов. Первый из них есть А. ван Лисбет, второй – Д.Фроули. А. ван Лисбет отмечает важное положение. Он говорит: «Ментальное тело – это радиоволна, чакры – это точки, в которых ментальная энергия проникает в праническое тело и образует вихрь («чакра»: колесо, вихрь на санскрите). Ментальные слои встречаются и управляют энергетическим и плотным слоями в чакрах, в которых находятся центры энергии и сознания».
Это учение не является изобретением инженеров. Оно пришло к нам с «Упанишадами». В «Тайттирия – Упанишаде» (тай, II, 1-5) введено понятие о «человеке – микрокосме». В нем пять слоев. Это «телесный» (аннамайя) и «жизненный (пранамайя) слои, а также слои, состяощие из ума (маномайя) развернутого сознания (виджняна майя) и блаженства (анандамайя). Мы опираемся на работу В.С.Костюченко. Понимание человека как телесного существа осуждается в «Чхандогья-Упанишаде» (VIII, 8). При этом, надо в пище видеть ее духовный фактор. Если пищу знать как подношение, которое дает семя, то ситуация меняется. От пищи зависит ум и память (Чх VI, 5).


Начала учения Санкхьи

Истина не для тех, кто ищет благополучия в мире через получение власти и признания. Она себя не открывает завистливым. Истина также не для тех, кто горд.
В мире сознание использует разные алгоритмы. Но все эти алгоритмы служат корысти и страху смерти.
Наши курсанты стараются удовлетворить Господа путем развития знания.
В стихе 15 (гл.9) Господь говорит:
«Другие также, жертвуя жертвой знания, поклоняются Мне, как Единому, Многообразному и Вездесущему».
Мы знаем, что есть люди, которые идут по пути совершенства. Фразу «для совершенства» Господь обозначает термином «Сиддхае». Речь идет о стихе 3 (гл.7).
В десятой главе (стих 26) Бог говорит:
«Средь деревьев Я, знай ашваттха,
Нарада – средь божественных риши,
Средь гандхарвов Я – Читраратха,
А средь сиддхов Я – муни Капила».
Мы знаем, что Господь Капила является основателем философии Санкхья.

Люди Санкхьи особо близки Богу!
Свами Прабхупада считает, что люди, которые к совершенству стремятся и есть Махатмы. Господь говорит (гл.9, стих 13):
«но Меня почитают Махатмы,
Богоравной природой сияя,
Видя вечный существ источник
Лишь во Мне, на иное не глядя».
(Перевод В.С.Семенцова).

Чтоб идти вперед курсанты должны осознать смысл важных терминов. Редок человек, который изучил философское толкование понятия совершенства. Обозначим это слово буквами SO. Мы опираемся на материалы Е.Г.Яковлева.
Совершенны не только идеал и прекрасное, совершенны ужасное и низменное. Почему? И в том, и в другом полно выражается сущность явления. Полнота! В главе семь поэмы наш родной Господь свел вместе три стиха: первый, третий, четвертый.
«Мыслью устремленный ко Мне, выполняющий йогу, обретший приют во Мне, ты подойдешь (гьясьяси) к конечному и полному познанию Меня».
«Среди тысячи людей едва ли один стремится к совершенству, среди успешно стремящихся едва ил один познает Меня в сущности Моей».
«Земля, вода, огонь, воздух, эфир, манас, буддхи, аханкара все вместе (иям) эти восемь частей составляют Мою природу (пракритих)».
Есть теорема: «Все, что исходит из полного целого, также обладает полнотой».
Наш Господь совершенен: Он имеет полноту и всеохватность. Это делает Его прекрасным.
Сиддхи (осуществленность) – также и вибхути – паранормальные телесные или психические способности, обретаемые в пракрите йоги. Мы опираемся на материалы А.Парибока. Физические сиддхи обретаются через просветление первостихий тела.
Так человек получает связь с полубогами стихий и умение действовать во внешнем мире. Пример. Связь с полубогом огня дает йогу возможность не гореть в огне. При этом надо понимать, что человек есть следящая система. Только согласие Господа Параматмы ведет к получению таких способностей. В нашей второй книге (гл.IV) в разделе «Концептуаьная система…» дана практика созидания духовного концепта. Наступило время сказать, что эту практику создает не курсант, но Господь. Во второй книге однако, мы отмечали: «Все исходит из Господа и мы с Ним имеем одну сущность». Имеется глубокая связь между поэмой Бога и «Иша-Упанишадой».
Первая мантра этой «Упанишады» гласит: «Все живое и неживое принадлежит Богу. Каждый должен брать только то, что выделено ему как его доля».
В седьмой главе поэмы Бога (стих 4-5) сказано: «Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум, ложное эго составляют низшую природу Господа. Живое существо относится к высшей природе Бога. Во вселенной не существует ничего, что не принадлежало бы к пара или апара пракрити». Кроме Бога никто ничем не владеет. Таковы основы теистической санкхьи. Санкхья – дарашна (классическая санкхья) фактически безбожна. Она признает два начала: а) Пракрити и б) Пуруша. По незнанию своей полной отчужденности от Пракрити Пуруша отождествляет себя с ней и через это вовлекается в мир. Здесь Бога нет. Есть имманентное состояние свободы. Полнота.

Эпистемологическая идентификация

Идентификация есть установление совпадения. Мы сейчас установим совпадение ведущей янтры с познавательной конструкцией, которая введена в разделе «пополнение знаний». Наша янтра такова:

Рис.4






Янтра полна и совершенна, ибо представляет собой набор совершенных геометрических фигур.
Вовлечение в структуру Янтры некого процесса несет в себе проверку его полноты и совершенства.
Обозначим через ЕК тело физическое, а через KL – тело астральное.
«EL» представляет тело причинное.
Окружность есть Атман.
Обозначим как АВ питательную оболочку, через ВС идентифицируем праническую оболочку.
Ясное дело СD создает образ умственной оболочки. DА есть модель оболочки разума,
EL – модель оболочки счастья.
Произошло совпадение по одному отрезку. Отрезок EL представляет с одной стороны тело причинное. Но с другой стороны он «ведет» оболочку счастья. Физическое тело (ЕK) имеет контакт как с питательной оболочкой, так и с пранической.
Тело же астральное (KL) ведет контакт и с пранической и чувственной оболочкой (СD). Данная идентификация нужна курсантам для самостоятельных медитаций. Надо «увидеть» как Атман входит в оболочку питательную и в оболочку ума. Одновременно Он же обладает «дистанцией» с оболочкой разума. В отличие от ума разум работает независимо от чувств. Разум правит чувствами.
Из Янтры видно, что разум (DА) связан с питательной оболочкой (АВ) и оболочкой ума (СD). С оболочкой праны оболочка разума не связана. Нет иного пути заставить наш разум изучать все эти объекты, кроме как с помощью янтры.
Эгоизм связан с тенденцией расширения и захвата.
Эти два процесса идут через отождествление Атмана с концептами. Это аханкара хочет через Я захватить весь мир. Она пытается подчинить себе Я, пытается подчинить себе Атман. Если Атман остановит этот процесс, то начнется остановка захватов и возникнет процесс жертвоприношения.
Атман увидит, что он очень сильно запряжен в дела житейские. Он захочет пойти к Богу. Теперь осознаем суть причинного тела. Мы ведь является с Господом одной сущностью. Господь говорит (гл.7, стих 8-9):
«Вкус воды – это Я, о Партха,
Я – сиянье Луны и Солнца,
В Ведах Я – это Ом, слог священный,
Я – в эфире звук, мужество в людях».
«Я – в земле благой чистый запах
Я – в пламени жгучая сила,
Я есть жизнь во всем том, что дышит,
Я – в отшельниках сила аскезы».
Следствие сидит в причине. Причина нашего телесного проявления состоит в том, что нами правят запахи и вкусы, осязаемое и видимое, и ясное дело нами правит звук. Эти факторы имеют имя танматры. Танматры собою увлекают эго. Эго ведет ум.


Плод МП-2

Есть Ньяя (логика) и есть йога (достижение). Схема в Ньяи отражает метафизическую истину. Схема в йоге отражает целевую истину. В йоге важно чтобы человек перешел в нужную систему отсчета и увидел значимое. Мы применяем янтру как вариант системы отсчета, позволяющий видеть нужные вещи. Господь, создавая нам йоговскую практику, использует те или иные элементы обучения. Он применяет в деле особые точки организма.

Например Он говорит (стих 27, гл.5):
«Необходимо оставить внешнее,
Взор надо установить между бровями
Дыхание следует упорядочить».

В другом варианте Бог учит (гл.6, стих 13):
«Держа ровно голову и шею,
Необходимо тело успокоить.
Взор направить на кончик носа».

Господь помогает нам раскрыть сущность особых точек организма. Эти знания мы будем развивать постепенно. Важно начало, важно проникновение в сущность предмета. При этом мы будем совершать эвристическую операцию.

Рис.5
Носителем эвристики является янтра:
На янтре отрезком Т1Т2 особо выделено тело причинное. С ним сливается счастливая коша (Ананда-Майя-коша). Надо понять, что у нас совмещены два рисунка: отдельный треугольник и отдельная «рама» с планкой Т1Т2.
Прчинное тело является источником жизненной энергии. От него идет подпитка тела астрального и тела физического.
Давид Фроули пишет:
«Причинное тело расположено в сердечной области, но не является сердечной чакрой физического или астрального тела. Будучи духовным сердцем, оно распложено чуть правее от центра грудины».
На янтре даны две точки: Т1 и Т2.
При этом точка Т1 является эвристической моделью «точки» на кончике носа.
Точка Т2 моделирует метафизический смысл области между бровями. Плодом МП-2 являются наши новые практические возможности. Эвристическое обучение, полученное от Бога, помогает нам быстро найти ту систему отсчета, из которой все видно само собой.
Господь велит поставить эту систему к «лотосным стопам Господа Параматмы».
Господь Шри Кришна учит нас (гл.18 стих 62): «Надо себя вручить Богу, понимая, что изменение должно произойти во всех аспектах бытия (сарва-бхавена). И Господь Параматма даст тебе достойную «стханам-обитель».» Мы в молитве просим у Господа дать нам прибежище в непреходящей обители.
Вот решение. Господь пребывает в Своей вечной обители. Но воспринимается Он через танматры. Мирской человек не хочет узнать сущность этого процесса. Бог есть в воде и «ощутим» через вкус! Он проявляет милость, давая вкус. Аромат (как изначальное благоухание) идет от объектов стихии земли. Материальное тело человека несет в себе стихию земли. Так все стихии «несут» к нам Бога. Все пять стихий, все пять танматр производны от Господа.
Мы идем вслед за мыслью Бога. Причинное тело человека соткано из пяти танматр. Есть седьмая глава поэмы. В пятом тексте. Бог говорит, что Его природа включает стихии. В стихах 8-9 Бог учит, что Он есть генератор танматр. Господь формирует таким образом стереотип – тело человеческого бытия, через которое входят программы кармы. Карма есть «янтра-машина» исполнения причинно-следственной зависимости. Танматры есть факторы подчиненности человека той зависимости. Все это есть сфера работы Господа Параматмы. Теперь смотрим на янтру. От точки Т1 отходит модельный отрезок пищевой оболочки и отрезок, моделирующий тело физическое. Ясное дело здесь царство Гандха-танматры (запах!). Внимание на кончик носа.
Аналогично точка Т2 работает с моделью оболочки ума и «отрезком-символом» астрального тела. Здесь царство Спарша-тантры. Помним: есть касание духовное.
Есть несколько функций использования особых точек тела. Возьмем функцию Пратьяхары. Пратьяхара есть воздержание от отвлечений. Пратьяхара купирует импульсы, идущие в манас. Человек болен зависимостью от мира. Купировать – значит прервать болезнь эффективным лечением. Если человек работает в области йоги, то надо убрать склонность подпадать под воздействие внешних сил.
Если мы при медитации на имя Господа будем дышать так, что праническая компонента вдоха идет частично через кончик носа, то через «запах» изменим состояния как тела физического, так и состояние питательной оболочки. Если к делу подключится ум, то наши моторные органы войдут в оптимальный режим.
Такая же работа будет сделана в отношении физических чувств. Хотя мы знаем, что каждое физическое чувство хочет навязать уму «свои» идеи. Обучение будет продолжено.


Гимн Санкхья – йоге

Союз нерушимый Духа и Бога
Навеки сплотила Великая йога.
Атмана сила есть сила Праны.
Знание буддхи у уданы.

* * *
Три тела содержит обычная стать,
Наша задача – все рассказать.
Грубое тело видимо нами
По миру ходит оно ногами.

* * *

Тонкое тело тихо живет,
Много энергий нам отдает.
Дальше идет причинное тело
Оно не дает сидеть без дела.

* * *

Людям энергию подает
Бога на помощь всем зовет.
Это великое третье тело
В области сердца навеки засело.

* * *

Сердцем духовным оно слывет
Вправо от центра тела живет.
Дальше – нам – интересен пупочек
Наших тонких кишечек росточек.

* * *
«Прану-саману» он несет
Пищеварение в теле ведет.
«Прану-апану» мы не забыли
Славой великой ее наградили.

* * *
Весь негатив устранит она прочь
«Вьяна – энергии» надо помочь.
Песню свою, – мы вам пропели;
Дело познания сделать успели…

* * *
                Конец.


Рецензии