Пост не диета

   
   Вообще-то полагаю, что Христос был против такого поста как у нас сегодня, плотского. Такой пост Он рассматривал как свидетельство отпадения от Него.
«Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни». [Лк.5:35]

Интересное слово «отнимется«. Сие совсем не означает, что Христос удалится, вознесётся на небо и исчезнет, но именно отнимется от церкви. Почему от церкви? Потому, что Он называет себя женихом, а у жениха, как известно, невеста церковь.

То, что отнимется, это мы видим из откровения.
   «И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. Кто имеет ухо, да слышит«. (Откр. 13:7-9)
Не постился я, говорит Давид, не бдел, не лежал на голой земле: но смирихся, и спасе мя Господь вскоре (Пс. 114.5) (Иоанн Лествичник).

«Относительно поста, когда нет здоровья, — пишет святитель Феофан Затворник, — терпение болезни и благодушие во время ее заменяют пост. Поэтому извольте употреблять пищу, какая требуется по свойству лечения, хотя она и не постная».

   «В будущей жизни христианин не будет испытуем, отрекся ли он мира, постился ли, совершал ли бдения, молился ли, плакал ли и другие какие совершал ли в настоящей жизни дела добрые, но будет тщательно испытуем, имеет ли он какое-либо подобие Христу, как сын отцу…» (прп. Симеон Новый Богослов)

Пост это прежде всего смирение пред Богом.
«Никак, ни под каким предлогом, не осуждай никого, даже не суди ни о ком, хорош ли он, или худ, имея перед глазами того одного худого человека, за которого ты должен отвечать перед Богом – себя». Святитель Игнатий Брянчанинов +1867г.

«Некто из святых сказал: «Если Христос пришел не для праведников, то я отвергаю мою правду, как грех, отлучающий меня от Христа, и в том, что я грешен, нахожу мою правду, правду небесную, доставляющую мне средство приступить ко Христу и быть с Ним». (Свт. Игнатий Брянчанинов)

«Береги язык; ибо он часто выносит наружу то, что лучше было бы утаить».
(Преп.Нил Синайский)

«Нет злее помысла, как помысл самомнения. Он прямо нападает на чувство сокрушения и охлаждает его». (Св.Феофан Затворник)

«Общий признак мудрых, духовных людей — глубокое смирение и любовь ко всем ближним«. (Подвижник Евстратий Глинский)

«Веруй, что все случающееся с нами, до самого малейшего, бывает по промыслу Божию, и тогда ты без смущения будешь переносить всё находящее на тебя» (Авва Дорофей)

«Понудим себя крепкую приставить стражу к устам своим, чтоб о ком-либо не сказать чего-либо худого, потому что худая речь хуже всяких ядов. Все раны залечиваются, а рана от языка не имеет врачевания». (св. Антоний Великий)

«Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». (Мф. 9:14,15)
«Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». [Мф.28:20]
«Кто имеет ухо, да слышит«. (Откр. 13:9)

"Пост, бдение, молитва, девство и все другие добродетели, ради Христа делаемые, - говорит преподобный, - сколько ни хороши они сами по себе, однако же не в них одних состоит цель христианской жизни нашей, и не затем мы родились, чтобы лишь только их творить: но цель жизни нашей есть та самая благодать Духа Божия, которую они приносят нам, и вот в стяжании или наживании ее-то одной (через них приобретаемой) и состоит цель жизни христианской". (Преп.Серафим Саровский)

"Истинная цель жизни христианской есть стяжание Святого Духа Божиего. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святого Духа Божия". (Преп.Серафим Саровский)

   св. Макария Великого читаем слова, которые почти дословно совпадают со словами преп. Серафима: "Как ни прекрасны пост, молитва и различные способы и подвиги, однако неразумно останавливать на них свое внимание, но исполняя их, необходимо все свои прошения обратить на приобретение Св. Духа Божия..."

   Кстати. Почему-то у нас вот эти слова Господа стесняются вспоминать, а тут и есть указание на противоборство поста плотского с духовным:
«Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. (Ис. 58:3-11)

Постом телесным мы по сути отменяем пост духовный, плоть ставим выше души и духа. Плоть не должна управлять душой, ибо это возврат к ветхому закону. Пост телесный тормозит духовный путь человека, ибо увидев в нём привычные физические усилия, коими мы в жизни плотской достигаем успеха, мы с радостью отвлекаемся от поиска Духа Святого и благодати Его.
Нам привычнее копать лопатой (класть поклоны и т.п.), чем общаться с Духом.

Наверняка скажут, что вот Христос ведь постился, как же ты пост отрицаешь? Мерзавец и т.д. и т.п……… . И будут правы. Христос постился. Но разве сие означает, что именно в результате поста телесного Он мог общаться с Отцом Небесным?  Невозможно себе этого представить.
Может всё наоборот? Может не богообщение есть следствие диетического поста, а пост сопровождает богообщение?
Ведь очень сложно представить себе молитву во время трапезы. Если молишься усердно, то либо пирожное в рот не полезет, либо молитва прервётся. Если скажут, что во время поста рождается молитва, то сие означает, что телега везёт за собою лошадь.
На самом деле пост наш сегодняшний телесный сродни обжорству. В обоих случаях ставим примат плоти над духом. А это уже скорее всего от сатаны.

«Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы». (Иоанн Дамаскин)


Пост надо понимать верно. Иначе он вреден для спасения. Иначе мы плоть ставим впереди духа на пути к Отцу. Некоторым кажется, что через плоть можно воспитать дух. Это глубокая ошибка.
Не мы себя воспитываем себя, но Бог.
   Вот один из святых пишет: «Телесный подвиг (а это поклоны, молитвы, посещение богослужений – то есть всё, что сопряжено с внешней стороной церковной христианской жизни) без душевного подвига более вреден, нежели полезен, потому что телесный подвиг без душевного с необычайной силой развивает в человеке тщеславие, самомнение, гордыню, зависть и в конце концов ненависть» А.И.Осипов.

«Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине«.(Ин.4:24) А не во плоти.

Нам важно не путать причину со следствием. Серафим Саровский питался травкой сныть.  Но не из-за неё стал святым, а потому питался ею, что был святым.
Для тех, кто стремится размышлять, предлагаю подумать над тем, какое отношение имеют к посту вот эти слова: "Вспоминайте жену Лотову".[Лк.17:32]

   «Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: "не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся" [что всё истлевает от употребления], по заповедям и учению человеческому? Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти» (Кол. 2:20-23)

"Что пользы поститься телом, когда душа наполнена тысячами зол? (свт. Василий Великий".

[1 Кор.8:4]  Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.

 Ешьте всё и когда угодно. Дело не во внешнем что вы едите, а что вы от Бога слышите.
«Царство Божье заключается не в пище и питье, а в праведности, в мире и радости, которую дает Святой Дух» (Рим. 14:17).

   "Пост, бдение, молитва, девство и все другие добродетели, ради Христа делаемые, - говорит преподобный, - сколько ни хороши они сами по себе, однако же не в них одних состоит цель христианской жизни нашей, и не затем мы родились, чтобы лишь только их творить: но цель жизни нашей есть та самая благодать Духа Божия, которую они приносят нам, и вот в стяжании или наживании ее-то одной (через них приобретаемой) и состоит цель жизни христианской". (Преп. Серафим Саровский)

   "Истинная цель жизни христианской есть стяжание Святого Духа Божиего. Пост же, бдение, молитва, милостыня и всякое Христа ради делаемое добро суть средства для стяжания Святого Духа Божия". (Преп.Серафим Саровский)


Рецензии
Благослови, Господи!
((Вообще-то полагаю, что Христос был против такого поста как у нас сегодня, плотского. Такой пост Он рассматривал как свидетельство отпадения от Него.
«Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни». [Лк.5:35]
Интересное слово «отнимется«. Сие совсем не означает, что Христос удалится, вознесётся на небо и исчезнет, но именно отнимется от церкви. Почему от церкви? Потому, что Он называет себя женихом, а у жениха, как известно, невеста церковь.))Вот, что происходит, когда человек, не исповедующий православной веры и недостаточно знающий богословие, на свой лад, начинает трактовать сказанное Господом.Святые отцы трактуют не так.Вы искушаете малограмотных, которые судят о глубине по поверхности. Вам так удобно, потому, то и Вы, уважаемый, стремитесь причислить себя к тем немногим, которые "разговаривают с Богом" и свои рассуждения выдаете за Откровение.Сочетая подборки фраз, надерганных из контекстов разных святых, Вы стремитесь доказать свою правильность, обращая людей к ней и отвлекая от ДРУГИХ разъяснений и толкований. На первый взгляд, Ваши рассуждения могут быть приняты за "истину". Но при ближайшем их, рассмотрении, видны "швы", которые сшивают разные ткани.Простой человек, особенно, новообращенный, может этого и не заметить.Однако, вот Вы пишете - ((Ешьте всё и когда угодно. Дело не во внешнем что вы едите, а что вы от Бога слышите.)) Большая часть людей от Бога не слышит ничего и не соблюдает Его заповеди. Но именно ЭТИ люди ПЕРВЫМИ Вас услышат, ибо ищут не праведности, а оправданий своему бесчинию. Те же, кто ищет праведности, найдет ее не в ваших опусах, а в трудах Святых Отцов Церкви.Я могу подробно разобрать и остальной Ваш текст. Но делать этого не стану.Не осуждаю Вас, ибо"не суди, да не судим будешь".Но обращаю Ваше внимание на возможную вредность Ваших "проповедей". Спаси Господи!

Андрей Сизых Публицист   15.05.2019 23:02     Заявить о нарушении
[1 Кор.7:23] Вы куплены [дорогою] ценою; не делайтесь рабами человеков.

Не надо прикрывать свою леность спинами святых отцов.
Нам всем сказано: [Ин.14:26] Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.

Анатолий Пеньшин   17.05.2019 13:38   Заявить о нарушении
Ваши комментарии противоречивы.То Вы говорите, что Бог поставил священников для службы людям, то, ссылаетесь на слова, призывающие не становиться "рабами человеков".Бог не заповедовал службу людям.Это и в Заповеди -"Богу Одному поклоняйся и Ему Одному служи".Бесспорно, что человек не должен прятаться за спинами Святителей и Отцов Церкви, он и сам должен быть думающим и разумеющим. Иначе не сможет служить Богу в Царствии Небесном.Но, в Ваших текстах я усматриваю множество отклонений и натяжек, которые дьявол может использовать не во благо. Вы полагаете себя ведущим, но не забывайте, что ответил Христос фарисею, когда тот спросил - как они будут осуждены? Господь сказал - "Вы слепы, но коль всем говорите, что зрячие, осуждены будете, как зрячие".Впрочем, это мое личное мнение и я не выдаю его за нечто незыблемое.Спаси Бог!

Андрей Сизых Публицист   17.05.2019 13:57   Заявить о нарушении
[Мк.9:35] И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и ВСЕМ СЛУГОЮ.

Анатолий Пеньшин   17.05.2019 15:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.