Книга 3. Глава 3 Господь применяет Санкхью

Надо в своем уме четко разделить два вида Санкхьи. Первую Санкхью Господь повелел назвать «Санкхья-даршана», вторую – «Санкхья – размышление». Мы обозначим первую – буквами СД, вторую – СР. Суть СД такова. Господь возжелал чтобы в мире работала большая машина на человеческих элементах. Имя этой машины – машина-даршан. Машина даршан дает существование постоянного эйдетического представления (ПЭП) о нашем Боге.
В психологии под именем «эйдетизм» живет вариант образной памяти. Такая память хранится постоянно (долго).
В философии «эйдетика» есть форма сознания, которая независима от опыта чувств. Если говорить о машине-даршан в упрощенном виде, то она предстает как форма существования и воспроизводства общетеоретической мысли и ее результатов в виде особых текстов. (Вариант материалистической трактовки). Подобно тому как в инженерном черчении три проекции дают целостный эйдос объекта, так в случае машины-даршан возникает образ многих проекций. Каждая проекция есть отдельная даршана.
Санкхья – размышление или СР есть обычная «рабочая» программа, которая готовит наше спасение. Санкхья-даршана есть одна из проекций, возникающих при описании Господа. В инженерном черчении проекции строются по правилам. Например фронтальная проекция объекта строится так, что в ней находится «функциональное лицо», сторона функционального лица объекта должна предстоять перед зрителем. Нужно при этом подумать о симметрии расположения частей объекта (если они подвижны).
Аналогия: есть понятие фронтальности. В скульптуре, в живописи принцип фронтальности требует построения человеческой фигуры лицом к зрителю. В случае машины-даршан отдельные даршаны работают на принцип фронтальности. Но ведь есть еще вид сбоку, вид сверху… Здесь аналогия работает плохо: изоморфизма нет.
Однако у Санкхьи – размышления есть четкий момент фронтального построения. Господь Брахма обращается к Господу Богу (ШБ, П3, гл.9, стих 1): «О мой Господь, сегодня после долгих лет покаяния и воздержания, Я наконец узрел Тебя. Воистину несчастны те, кто видит мир вещественным, ибо они лишены возможнсоти постичь Тебя – Суть бытия.
Ты – единственный предмет познания. В мире нет ничего кроме Тебя. Являя Свою созидательную силу, Ты утверждаешь Свое превосходство над всем сущим».
И мы, ученики теистической санкхьи, должны понять ясные и четкие вещи. У Бога есть облик. И этот облик и есть основа воплощений. И Сам господь Брахма возник из цветка лотоса. Цветок вырос из пупка господа Бога. Сам же Господь Брахма делает вселенные из своей плоти и мысли. Современный человек должен не понимать слово “вселенная материальна”. Нет! Вселенная есть порождение эмоции. И сидит эта вселенная в глобальном тонком теле. Обозначим это понятие буквами «ГТТ».
Господь сделал так, что мирской человек должен терпеть унижения. Йог же знает – страдания есть иллюзия. Ты ищешь наслады? Будешь страдать!
«Санкхья-размышление» есть главный объект нашей работы. Господь говорит (гл.2, стих 39): «Я тебе передал учение, связанное с доктриной Санкхьи, а сейчас в комплексе с ним, внемли наставлениям йоги. Восприняв эту мудрость ты сокрушишь Карму».
Есть мнение, что Господь говорит не о «стандартной» санкхье, он говорит о санкхье, как про особый вид размышления. Именно такую точку зрения мы уловили в словах Господа. СД и другие даршаны более современны по сравнению Протосанкхьей, которую мы обозначили буквами СР.
СР берет начало в философских текстах «Махабхататы». В.С.Костюченко пишет однако: «Наряду с понятием «пракрити» мы находим в «Гите» и понятие ее производных (вьякти), причем хотя упоминания о тех или иных из них довольно беспорядочно разбросаны в тексте, но в совокупности они охватывают почти все то, что вошло в схему «эволюции» в «классической санкхье». Последнее обстоятельство связано с тем, что Бог в Своей поэме давал Теистическую санкхью, уделяя СД меньшее внимание. Символом такого подхода Господа можно избрать стих (гл.6, стих 32):
«Видящий подобие Высшего Я во всем и через то познающий тождество всего, и приятного, и неприятного, тот считается совершенным йогом» (перевод мадам А.Безант).
Господь Шри Кришна в поэме сообщил нам положения Своей новой Санкхьи. Они увязаны с «Брахма-сутрами» мудреца Вьясы. Интересно, но один из героев «Махабхараты» выступает в роли «упорядочивателя» ведийского канона. Он же идет как составитель эпоса и автор «Брахма-сутр». Последние состоят из четырех частей. Сутры мудреца Патанджали тоже состоят из четырех частей.
Нам важно знать сущность «Брахма-сутр». Мы опираемся на работу В.С.Костюченко. Начнем с первой части, в ней дано подобие, сущность подобия «Упанишад». И мы узнаем первое положение: суть «Упанишад» не в ритуалах, но в учении о Брахмане. Во второй сутре Брахман характеризуется как источник всего существующего. Вот основа для корректировки Санкхьи. Мудрец Вьяса возглашает сотворенность (производность от Брахмана) пяти элементов. Вторая часть (авиродха) отстаивает непротиворечивость «Упанишад». Дело очень важное. Третья и четвертая часть «Брахма-Сутр» учат освобождению (Мокша). Для нас интересно, что классическая санкхья в «Брахма-сутрах» подается как атеистическая теория. Взамен атеистическим установкам, мудрец выдвигает удивительную идею, что Ишвара «творит» в виде игры в состоянии своей переизбыточности.
Среди, введенных в поэму, понятий санкхьи Господь использовал понятие гун.  При этом Бог выделяет психологические стороны этих компонентов учения. Есть четыре типа людей. Люди низшей ступени (люди тамаса). Люди раджаса и саттвы. И, наконец, свободные от власти гун.  В четырнадцатой главе Бог сообщает нам Свое решение по адаптации санкхьи к делам правильного познания.
Бог говорит (гл.14, стих 18-19):
«Пребывающие в саттве идут вверх, страстные (раджас) остаются на среднем уровне, неподвижные (тамас) спускаются вниз».
«Когда прозревший не видит иных причин деятельности, кроме гун, и познает то как, превышающее все свойства, тогда он вступает в Мое Бытие». Читатель обратил внимание на роль четырех ступеней в различных толкованиях. В янтре есть четыре стороны, юги идут по четырем ступенькам (крита, трета, двапара, кали), игральная кость имеет лишь четыре стороны. Сторона кости с именем крита-счастливая. Этот материал мы взяли у В.С.Костюченко. Однако по сравнению с СД в СР Господа дано великое откровение. Бог нам показал то, как Атман «понимает» Пракрити. На основе такого показа мы усвоили важный подход.
Да есть материя. Есть дела. Нельзя видеть себя независимым работником или творцом. Йог во всех своих делах чует голос Бога. Этот голосок Господа изнутри направляет человека. И нет, нет уже гордыни.
Важно помнить, что наш Господь Бог есть самое древнейшее существо. Господь по времени пределов не знает. Господь Бог стоит на лотосе нашего сердца. Поэтому стопы Его лотосные! И мы, подобно Господу Брахме (ШБ, П3, гл.9, стих 25), ждем того момента, когда Господь Бог нам улыбнется. Господь Брахма в этом стихе говорит: «Я жду, когда Ты улыбнешься мне и благословишь взглядом лотосных очей. И вдохнешь жизнь в мое творение, утолишь мои чаяния и рассеешь уныние, милостиво направив мою творческую силу в угодное Тебе русло».
И мы должны понять важное. Господь Брахма не делал вселенную. Нет! Он просто ее перевел из непроявленного состояния. Господь Бог дал пояснение Господу Брахме (ШБ, П3, гл.9, стих 29): «У тебя нет причин унывать о том, как сотворить вселенную. Я уже исполнил твое желание – наделил тебя Своей силоЙ». Надо сопоставить. Надо постигнуть. Господь Бог говорит Арджуне (гл.11, стих 34): «Дрону и Бхишму, и Карну, и Джаядратху – бойцов превосходных – ты не колебаясь убей, Мною убитых!»


Пуруша может жить только в системе отсчета

Кроме учебной работы мы делаем исследовательское дело. Начнем его сейчас. Мы освоили ту мысль, что вечное, неизменное, индивидуальное сознание (Пуруша) видит как ход «своей» жизни, так и ход эволюции вселенной. Напоминаем: мы находимся в сфере СД – «Санкхьи-даршаны». Госпожа Пракрити изменяется. Работает закон причинно-следственной связи. Изменение Пракрити управляется гунами. Существо (живое) состоит из трех частей: 1) Пуруши, 2) тонкого тела, 3) грубого материального тела.
Мы видим контур системы отсчета (СО).
Тело отсчета – Атман. Система координат – структура таттв.
Часы – ? Система тонкого тела включает набор подсистем: 1) буддхи, 2) чувства, 3) элементов, 4) аханкары. Тонкое тело (ТТ) является носителем «Кармы». Карма в каждом «деле» дает локальные часы.
Таттвами являются, например, буддхи и манас (вид чувства). Мы уже писали (кн.1, гл.2, раздел «Пополнение знаний»), что «невежество есть неумение отличить таттвы от «Я». Кроме того в условиях таттв живет видимое. Мы делаем отождествление «Я» с видимым.
Но есть более опасные ошибки нашего буддхи. Мы тонкое тело отождествляем с собой, его содержание считаем своим, более того мы «карму» считаем «своей работой». И действительно карма идет за человеком до тех пор, пока он не получит от Господа «освобождение». Доктрина Господа целиком оптимистична. Она связана с миросозерцанием эпохи создания ведийских гимнов. Господь заставляет нас думать о творческих возможностях бытия, которое «делается» совместно с Ним.
Для Бога восхождение каждого ученика по лестнице освобождения есть процесс получения (от Него) более прекрасных наслаждений. Санкхья-даршана (СД) есть в этой глобальной машине просто система правил для одной из систем отсчета (СД-СО). Ясное дело она расширяет возможности содержательного мышления (этот процесс мы и представили выше).  Мы сейчас должны осознать, что Атман и Брахман не связаны с пространством и временем. Атман и Брахман противостоят Природе. Господь освобождает Атман от Природы и соединяет с Брахманом. Мы рассматриваем Природу-Пракрити (Ее таттвы) как «координатные» оси системы отсчета. Переходим к моменту с часами. Связь души с Природой регулируется законом кармы. Тут работает своя техника. Атман, став живой душой, которая воплощена в теле конкретного существа, якобы совершает действия. Если живое существо считает себя деятелем, то дела пишутся на «его счет». Карма (буквально «дело) – есть влияние «дел», состоящее в оставлении души в состояниях «рождение и смерть». Такое состояние имеет имя «Сансары». Мы видим, что время в «СД-СО» есть функция кармы. И это время имеет проявление через сансару. Мы получили один из вариантов системы отсчета.
В Своей поэме Господь Шри Кришна создал описание универсальной системы отсчета. Ниже представлена модель для учебной медитации, которая позволяет приступить к осознанию универсальной системы Бога. Мы предполагаем, что «созерцателем» является Сам Господь.

Рис.1

Материальное творение представляет собой объект управления. Господь принимает форму первого Пуруша-Аватары. Его имя – «Маха-Вишну». Калпой называют период иллюзорного существования творения. Воплощаясь, Господь проявляет объект. Возникают время и пространство, причина и следствие, гуны и ум, чувства и разум. Возникает вселенская форма и второй Пуруша – Аватара. От него исходят живые существа. Третий Пуруша – Аватара Вишну входит в сердце каждого живого существа.


Разум не может быть отдельно от духа

Одновременно с «санкхья-даршаной» существует «санкхья-размышление». Эту науку Господь широко применяет.
Великий композитор может слушать одновременно начало, середину и конец своего произведения.
Инженер авиации видит свой самолет во всех проекциях одновременно.
Йог, выполняя дело (карму), не ожидает плодов и рушит кармическую связь Атмана и мира.
Здесь Атман и Разум должны быть вместе. Карма есть алгоритм формирования сансары. Намеренный поступок изменяет деятеля.
Работает память. Не осознаваемая склонность есть васана. Господь дал нам Свое великое знание (гл.6, стих 43):
«Человек возникает на свет, обладая своим буддхи из прошлого тела.
Разум освоил склонности и передает их в получаемое тело».
Мы видим тонкое тело не гибнет в процессе биологической смерти. Тонкое тело состоит из нескольких агрегатов. Оно соединяется с объектами грубого тела. Мы дадим полную схему:

Рис.2.
АВ  – «отрезок-модель» питательной оболочки;
ВС – модель пранической оболочки;
СД – манифестант умственной оболочки;
ДА – эйдет оболочки разума;
EL – выразительный отрезок оболочки счастья;
Верхняя часть отрезка EL представляет собой причинное тело (ПТ)
Продолжим раскрытие смысла обозначений:
FT = физическое тело; AT = астральное тело; ПТ – причинное тело.
Примечание. Мы опираемся на материалы «Тайттирия Упанишады».
Грубое физическое тело состоит из объектов четырех видов:
1) Уши, кожа, глаза, язык, нос;
2) Речь, руки, ноги, органы размножения, выделение;
3) Эфир, воздух, огонь, вода, земля;
4) Ум.
Тонкое тело состоит из двух подсистем.
1) Астральное тело сделано из 16 компонент, подобных «деталям» физического тела.
2) Причинное тело являет собой духовное сердце.
Индрии есть органы и инструменты сознания плюс воления. У индрий есть свои подорганы (датчики, эффекторы). В санкхье индрии возникли из аханкары при работе саттвы. Одновременно работал тамас. Создавая объекты каждой индрии. Объектами индрий служат танматры. Поглядим на них. Вот перечень: 1) запах, 2) вкус. 3) зрение, 4) осязание, 5) звук. Нет смысла видеть их физическую основу. Они – чистые сущности и возникают с помощью Атмана. Есть важная мысль, которая часто теряется. Надо поглядеть на нашу янтру (схему). Мы видим чудные вещи: Есть тело физическое и есть оболочка питания.
Здесь надо многое понять.
Надо в нашей второй книге почитать в первой главе материал «погружение умом в предмет».
Есть две формулы:
1) Ц(NS) = (центр / периферия);
2) C(NS) = (соматическая /вегетативная).
Способ отношения человека к действительности отличен от аналогичного способа у животных. У животных телесная организация правит бал. Человек должен получить навыки от других людей. Способ отношения человека к миру и есть его сознание. Ведь человек относится к объектам мира, подходит к ним, со своим знанием. Поэтому «психика» и «сознание» вещи разные. Соматическая нервная система обслуживает высшую нервную деятельность (в плане ее внешней функции). Ведь термин «соматический» находит применение для обозначения феноменов тела. «Психику» объем этого термина не берет. Вегетативная нервная система правит обменом веществ, ведет кровообращение, дыхание. Вегетативная нервная система иннервирует все ткани давая трофическое влияние. Нервная трофика есть работа нервной системы на питание. «Тайттирия Упанишада» ведет речь о пище. Питательная оболочка  (аннамайя) есть та часть тела, которая остается, если отбросить «систему восприятия». Санкхья-даршана изучает систему восприятия. Речь идет об обобщенной системе восприятия. В ней есть сенсор и мотор. Однако санкхья-даршана не решает вопроса питания. Этими делами занимается санкхья-размышления. При смерти материальные и тело и оболочка сбрасываются.

Скрытая система восприятия
Когда нам говорят, что тело физическое (FT) есть 1) Пять органов чувств,  2) пять органов исполнения, 3) пять элементов (стихий) и 4) Манас, то мы должны понимать, что такая трактовка идет в санкхье-даршане.
В Санкхье – размышлении к сказанному добавляется еще пищевая оболочка – сам корпус тела. Обозначим слово корпус тела буквами «Корте». В  Корте сидят и органы испражнения и голова и руки. В Корте сидят органы продолжения рода.
Это органы потребители энергии и ресурсов. Главными в Кортое являются «органы-производители» этих ценностей. Рот также работает как и органы испражнения. Надо опорожняться, надо почистить зубы и рот. Господь в поэме дает ясное толкование (гл.6. стих 16):
«Тот не йогин, кто переедает…».
В стихах 16-17 (гл.6) Господь Шри Кришна четко увязывает йогу с биологическими проблемами. Праническая система охватывает всю пищевую оболочку. Господь говорит о важности практического знания (гл.4, стих 34-35). Чтоб увидеть всех существ в себе и в Боге надо познать ритмы. Надо в медитации сопоставить суточные ритмы тела и состояний природы. Но есть ритмы внутренних органов. Согласование работы частей тела – вот тема, на которую обращает наше внимание Бог. Музыкальное восприятие и созерцание.
В Санкхья-даршане идет более функциональный подход.
В Санкхье-размышлении «идет» структура. Тело физическое (FT) возникает вместе с пищевой оболочкой (корте или аннамайя) в процессе бодрствования. Во сне ни FT ни корте не видно. Во сне видно скрытое астральное тело (АТ). АТ состоит из тех же 16 частей. Оно телу физическому подобно. «Психика» работает через АТ. И главное. Каждый грубый элемент включает пять астральных элементов. Есть процесс астрального восприятия (А – восприятия). Идут астральные переживания, идут астральные объекты. Наш курсант должен понять, что после смерти живет манас. Если человек отождествился с Господом Параматной, то он в Самадхи. В Самадхи нет сознания, ибо Атман лишен материального фактора. Но в самадхи есть восприятие. Господь дает Свое толкование восприятия. Надо глубоко понять эту тему. Мы идем чисто по пути Бога. Господь учит (гл.13, стих 4):
«Многовидно веденье это
В гимнах вед, воспевали риши,
А затем его в Брахмасутрах
Изложили строго и точно».
(Перевод В.С.Семенцова).

Как течет процесс скрытого восприятия? Каким образом физичекий процесс глаза дает «психику»-восприятие?
Мы глядим темперацию (мир/Атман).
Мирские люди говорят: «Какие связи между миром, телом и душой?»
Однако в «понятие» (мир/Атман) входит тело физическое, тело астральное, тело причинное. Для Атмана все это есть мир.
Курсант должен знать по какому праву мы ведем эту беседу. Без санкции Бога или Святого писания у нас нет права учить «от себя». Санкция есть «строжайшее постановление». Нужно утверждение высшей инстанцией нашего дела, нашего акта, нашей активности. Утверждение такое дает правовую силу.  «Чхандогья Упанишада» дает санкцию.
Полный переход на язык Упанишады даст трудности в понимании. Толкование Владислава Сергеевича Костюченко поможет нам.
Ученый дает доктрину Уддалаки (Чх VI).
В.С.Костюченко начинает изложение с рассмотрения оппозиции (сат / асат).
Он говорит, что главной задачей знания мудрец Уддалака считает постижение единой основы сущего. Такую основу мудрец усматривает в Бытии (Сат). Сущее (сат) есть одно, без второго.
Уддалака дает принцип, согласно которому ничто не может возникнуть из небытия (асат).
В этой связи «впервые» даются основы Саткарья-вады: «Следствие сидит в причине». Господь Брахма Бога называет Сутью бытия.
В машине – даршан есть СО, из которой следует «асаткарья-вада» – противоположный принцип. Последняя фраза есть наша трактовка работы машины даршан. Она не входит в изложение доктрины Уддалаки.
Бытие по принципу «Саткарья-вада» есть особое бытие. Это единое, всепорождающее и всеохватывающее бытие. И оно еще есть живое и мыслящее.
Господь говорит (стих 3, гл.13).
«Я также Тот, кто знает все тела, пребывая в них.
Знанием зовется понимание и самого тела и знающего его.
Таково Мое мнение».
Этот стих особо важен, поэтому дадим его перевод, сделанный Мадам А.Безант.
Вот перевод:
«Узнай Меня, как «Познавшего Поле» во всех
Полях, о Бхарата, истинное знание Поля,
А также познавшего Поле, – это именуется
Мною Мудростью».
Продолжим изложение доктрины Уддалаки. Единое живое и мыслящее «бытие – божество» имеет три фазы: 1) жар,
2) влага, 3) Пища. Мудрец Уддалака только с помощью этих трех элементов дает толкование функциям человека. Он объясняет сущность мысли и дыхания, речи и сна, голода и жажды, а также умирания.
В.С.Костюченко делает пояснение: «Жар, влага, пища есть просто три элемента: огонь-вода-земля». Делая эту работу, мы готовим ответ на вопрос: «Как течет процесс скрытого восприятия?» Мудрец Уддалака ввел мощное понятие «бытие – божество». Такое бытие охватывает как процессы жизни в этом мире, так и пребывание на том свете. Наш Бог и наш Атман «живут» на том свете. Здесь их нет. Мы можем вечно и свободно жить там, если осознаем себя свободными. Действительно нас окружают как этот свет, так и тот свет. Мы же, говоря о понятии «бытия-божества», думаем только о нашем мире.
В.Эрман пишет: «В основе учения Упанишад – идея тождества Брахмана с Атманом; в «Чхандогье» она выражена сжато в изречении мудреца Уддалаки: «ты еси то» (тат твам аси), т.е. все, что тебя окружает, едино с тобой».
Мы в этом разделе даем для наших курсантов определение Скрытой системы восприятия (ССВ). Мы говорим, что «процессы» ССВ генерируют работу Индрий. Ведь мое желание поднять руку дает движение руки. Не надо думать, что поднятие руки есть химический процесс. Поднятие руки есть процесс метафизический на базе ССВ. Но прежде чем я решу поднять руку, Господь Параматма должен подготовить «систему поднятия руки». Ум утрясает дело по «соматике». Господь утрясает дело по карме. Двигательный анализатор ведает адаптацией к: 1) условиям в теле, 2) условиям среды, 3) условиям судьбы. Мышечная система не только рабочий орган, но она есть орган чувств, не вошедший в физическое тело (FT).
Если рассмотреть не абстрактную задачу «поднятия руки», а ту или иную практическую задачу, то мы будем изучать проблему организации управления. Эта проблема имеет две стороны: 1) физическую, 2) метафизическую. Детально эти дела изучаются в теории систем. Мы дадим краткую сводку. Объект есть выделенный и обособленный фрагмент реальности. В объекте идут процессы. Объект «самостоятельно» держит «свой» режим. Ясное дело нужен Господь Параматма, ибо объект имеет имманентный механизм самосохранения. Организацию объекта существо получает как предваряюеще воздействие (ПВ). Мы обозначаем термин «предваряющее воздействие» буквами «ПВ». Оно идет через разум, создавая систему отсчета. Тело существа в нашем мире управляется под руководством Господа Параматмы.
Читатель должен понять, что в этой области Господь открывает нам знание о том, что еще даже не получило места в науке.
Любое реальное воздействие состоит из двух частей:
1) Осуществляющей и 2) предваряющей.
Осуществляющий процесс есть (в конечном итоге) «контакт» органов чувств существа с объектом. Процесс контакта порождает восприятие (Пратьякша). В процессе восприятия объект выдает воздействия видимого, слышимого и т.д. Это восприятие было организовано работой скрытой системы восприятия (ССВ), которая связана с Господом. ССВ есть «аппарат» ПВ. Господь в поэме ярко показывает контуры как ПВ, так и ССВ.
Свами Прабхупада дает перевод (гл.11, стих 34): «Дрона, Бхишма, Джаядратха, Карна и другие воины уже уничтожены Мною. Поэтому убей их и не тревожься. Просто сражайся и ты уничтожишь в битве своих врагов». Господь ярко отмечает системный характер проблемы. Ведь у Иванова и Петрова нет сейчас Господа под рукой. Мы предполагаем, что эти два человека находятся в плане невежества, авидии, сансары. Для них объект самоорганизуется. Для йогов этот процесс очевиден: они Бога видят!!! Господь Кришна учит, что йогин, возникнув на свет, уже обладает своим разумом-буддхи (из прежнего тела). И человек в скрытой форме воспринимает информацию о своей сущности. Это важное знание Господь дает нам в шестой главе (стих 43). Интересно выслушать толкование относительно устройства такой передачи. Тендзин Вангьял Ринпоче пишет: «Кармические следы остаются с нами…» Мудрец отмечает, что таким следом становится «остаток действия», совершенного с (влечением / отвращением). Есть хранилище сознания, которое переходит от тела к телу. Когда человек умирает, то тело его распадается. С хранилищем сознания распада не происходит.
Перед нами «явный» скрытый канал передачи информации. Однако наш курсант этот процесс должен оценивать с более широкой точки зрения.
Есть множество существ. Они являются наблюдателями. Система наблюдателей есть особая категория, которая еще не вошла в дело. И каждый наблюдатель должен знать, что молитвы, красноречие в прославлении Бога, споосбность к подвижничеству, работа в познании сути мира, а также сама вера в Бога есть только помощь Господа, Его милосердие. Мудрец Уддалака ввел мощное понятие «бытия-божества». Но нужно ли было это делать? Господь поучает Господа Брахму и говорит (ШБ, П3, гл.9, стих 32): «Ты увидишь, что Я – суть всего сущего, и Я – в каждом живом существе. Я подобно огню, скрытому в дереве пронизываю все мироздание. Увидев это, ты освободишься от иллюзии во всех ее проявлениях». Господь Бог каждому живому существу, каждому наблюдателю дает систему отсчета (СО).
Наука очень медленно шла к пониманию того, что СО и наблюдателя надо включать в сущностную картину мира. Но процесс все же шел. Было видно, что все законы природы (ЗП) одинаковы во всех инерциальных системах отсчета. Закон Ньютона в неподвижной системе имеет вид  Если скорость , то  . В подвижной системе закон «работает» одинаково:
А. Эйнштейн ясно видел роль наблюдателей. Он говорил, что все процессы природы протекают одинаково для всех наблюдателей, имеющих инерциальные СО. И самое главное. Скорость света одинакова и конечна во всех инерциальных СО. Она не зависит от скорости движения источника света. Ученому необходимо было найти особые преобразования уравнений Максвелла, чтобы при переходе от одной СО к другой их вид не менялся. Мы опирались на материалы О.П. Спиридонова.


Господь дарит нам модель действительности и принцип ее восприятия.

Бог дарит нам модель Атмана «человека-микрокосма» и алгоритм раскрытия его совпадения с Сутью мира.
Актуальность такого постижения Бог сообщает двумя стихами (гл.7, стих 4-5):
«Земля и вода, огонь и воздух, эфир и аханкара,
Манас и буддхи – это Моя природа
Разделенная восьмичастно».
«Но лишь низшая, знай же иную,
Мою высшую природу:
Это – джива, душа всех тварей
На себе этот мир он держит».
Свами Прабхупада в толковании к 5-му стиху говорит:
«Космическое проявление не было бы дееспособным, если бы оно не приводилось в движение живыми существами».
Нужна энергия желания! Регулировка энергий делается рукой их обладателя. Живые существа (джива-бхутам) энергетически зависимы от Господа.
Мы видим Господь подает нам знание темперации (духовное / телесное).
Господь заставляет нас признать примат духовного, найти суть его глубины и изначальности. Мы опираемся на материал «Тайттирия Упанишады» (Тай II, 1-5).
В этой Упанишаде говорятся важные вещи нужна работа для того, чтобы сделать шаг вперед:
«Ом! Знающий Брахмана достигает наивысшего. Ибо сказано: «Кто знает, что Брахман – действительный, знающий, бесконечный, скрытый в тайнике [сердца], в наивысшем пространстве, тот вместе с мудрым Брахманом достигает [исполнения] всех желаний».»
Согласно учению «Тайттирия Упанишады в структуре «человека-микрокосма» есть пять слоев.
Описание их организовано таким образом, что человек не воспринимается как существо телесное. Однако могли иметь место и противоположные воззрения. Ведь имеют место факты о прямом влиянии пищи на психику. От пищи зависимы и ум и память. В стихах 4,5 (гл.7), которые даны выше, Господь говорит, что стихии «сделаны» Его природой. Его высшую природу составляют духи. Такое знание придает новый смысл слову «телесное». Янтра позволяет в медитации фиксировать тот новый смысл, который Бог придал понятию «элементы».
Начнем медитацию. Исход всего из Атмана. Мы видим горизонт. Фиксируем на нем отрезок АВ. Он есть эйдет эфира. От этого эйдета возникает второй эйдет ВС: он есть модель воздуха. Отрезок ВС идет справа вниз. Дадим полную модель:

Рис.3.
В нашей модели такие эйдеты:
АВ = эфир
ВС = воздух
CD = огонь
DA = вода
KL = земля
LS = трава
SK = пища.
Из пищи возникает человек: он отмечен верхней стороной отрезка KL. Работаем с нашей диаграммой (моделью).
Упанишада учит:
1) Из пищи возникают существа, 2) пищей они живут, 3) в нее же они входят под конец, 4) пища – старейшее из существ, 5) всякую пищу получают те, которые ее почитают как Брахмана, 6) пища питает и сама питается существами. Вот модель энергетических процессов.
От этого Атмана состоящего из соков пищи отличен Атман, состоящий из дыхания. Мы выходим в жизненный слой (пранамайя). Модель жизненного дыхания нам уже знакома. Также знакомы модели ума (маномайя) и буддхи (виджняна майя). Мы также давали начальное описание модели счастия (анандамайя).
Дадим описание второго слоя человеческого микрокосма. Жизненное дыхание (прана) есть сущность человека. Мы уже давали этот текст, но повторимся из-за его важности. Упанишада учит:
1) Функционирование органов чувств без дыхания не возможно, 2) Прана неутомима, этим она отлична от всех видов жизнедеятельности человека (Атман не в счет), 3) Прана есть поглотитель остальных жизненных функций (в микрокосме). Мы должны помнить, что здесь даются слои нашего системного Я. В.С.Костюченко пишет: «В третьем слое Я – слое, состоящем из ума (маномайя), впервые начинает выделяться психическая сторона человеческой жизнедеятельности». Манас представлен как орган работающий для чувств. Фиксируется феномен внимания (ФВ). Без ФВ не работает восприятие. Мы видим, что ум автономен в условиях познания. И здесь очень важный момент. Есть интенция (стремление) или направленность сознания и мышления на объект. И есть жизненное начало, которое ведет этот процесс, – прана. Прану дает буддхи. Ибо только он есть руководитель восприятия. В работе участвует и манас. «Глубже» слоя маномайи находится слой развернутого восприятия (виджнянамайя). Манас подчинен буддхи. Буддхи силен в слое виджнянамайи. Самый глубокий слой Я – слой счастья. Глубочайшую суть Атмана как микрокосма познать нельзя. Глубочайшую суть Брахмана как макрокосма тоже познать нельзя.


МП-3
Путем нашей догадки. Путем нашего озарения Господь выводит нас на понимание Своей модели.

Рис.4.
Первое. Мы должны вернуться к рассмотрению янтры системного представления кош и тел:
АВ = питательная оболочка,
ВС = праническая,
CD = умственная,
DA =  разумная,
EL = оболочка счастья.
EL (верхняя сторона) = тело причинное,
EK = тело физическое,
KL = тело астральное.
Перед нами магический рисунок: он правит нашей догадкой и ведет к озарению. Сейчас самый Главный момент нашей жизни. Нужна молитва!
Данная модель создана эвристикой Господа. Она не дает устройства: она дает выход на понимание. Вглядимся в точку Е…
Здесь соединение причинного тела (ТП) и оболочки (коши) счастья выходит на питательную оболочку (кошу). Вопрос какой носитель у ТП? Этот носитель должен быть близок сущности коши счастья. Он должен быть близок пищевой коше. Носителем причинного тела ТП является система танматр. Какие они?
«Запах (Гандха), Вкус (Раса), Зрение (Рупа), Осязание (Спарша), Звук (Шабда)».
Думаем об их сути.
Давид Фроули пишет: «Бхайрави [богиня] олицетворяет божественную пламенную речь (теджас). Она есть Слово без артикуляции, свободное от определений, пылающий источник, который как меч, отсекает всякое противостояние. Бхайрави – сияние и жар сознания (чидагни), которое является пределом постижения Истины. Как теджас Бхайрави управляет танматрами, тонкими потенциальными энергиями, которые формируют взаимосвязь пяти грубых элементов и пяти органов восприятия. С помощью танматр Бхайрави управляет как чувствами, так и элементами».
Мы видим (ученый нам показал) темперацию: (стихии / восприятие), ССЧ = танматры.
Д.Фроули добавляет: «Таким образом, инстинкт жизни исходит из Бхайрави».
Кто же такая Богиня Бхайрави.
Ответ: Богиня олицетворяет Гнев и Свирепость. Эти силы Она направляет против негативных тенденций внутри нас. Курсанты скажут: «Это наша йоговская Богиня!»
Гнев Богини направлен против того, кто нам угрожает. Тапас есть жертва. Тапас есть трансформация. Тапас есть аскетизм. Тот, кто идет путем тапаса отбрасывает второстепенное. Он идет к цели.
Господь говорит (гл.7, стих 1):
«Партха! Сердцем в Меня проникнув, привязавшись ко Мне, свершай йогу…» (Перевод В.С.Семенцова).
Тапас есть точка духовного кипения, которое заставляет нас отказываться от всего, что является несущественным. Так учит Д.Фроули.
Богиня Бхайрави олицетворяет йоговский тапас. Она соединяет в себе две темперации:
(огонь / солнце), ССЧ = молния и (земля / небо), ССЧ = воздух.
Супругом Богини Бхайрави является Бхайрава – свирепая форма Господа Шивы.
Техника безопасности: Если мы не готовы ко встречи с Богиней Бхайрави, не следует пробуждать ее силу.
Мы прошли первую медитацию с использованием янтры. Теперь молитва.
Дорогой Бог Кришна! Дорогой Бог Брахман! Дорогой Бог Рама! Дорогой Бог Капила! Дорогой Бог Будда! Дорогой Господь Иисус Христос! Дорогая матушка Прадхана! Дорогой Господь Махат. Дорогой Господь Брахма! Дорогой Господь Шива! Дорогой Бог Индра! Дорогой Бог Варуна! Дорогой Бог Митра!Дорогой Бог Солнышка! Дорогой Бог Месяц Месяцович! Дорогая Богиня Бхуми! Дорогой Бог Море Океанович! Дорогая Богиня Бхайрави! Дорогой Риши Нарада! А также дорогой Господь Ганеша и дорогой Святой Бхарата! Спасибо!

Юктах есть запряжение
Господь любит слово «запряжение».
Он говорит (гл.10, стих 10):
«Постоянно запряженные (сатата-юктанам) в преданном служении и любовном экстазе (прити-пурвакам) получают от Меня истинный разум (буддхи-йогам), с помощью которого они приходят ко Мне».
Буддхи-йога связана со сменой системы координат. Она связана со сменой Системы отсчета (СО). Мы знаем, что внутри тонкого тела сидит более тонкое тело (причинное).
Причинное тело (ТП) соткано из пяти танматр. Запах и Вкус, Зрение и Осязание, а также Звук есть факторы ТП. Ими работает Аханкара (Эго), которое тоже сидит в ТП. Танматры работают для восприятия.
Мы знаем, что есть люди, которые считают природу душевным переживанием. Некоторые ученые говорят, что ощущение есть то же самое, что чувство в физиологии. Результат возбуждения нервного центра. Различают механические чувства – осязание, химическое чувство – зрение, вибриационное – слух. При этом думают, что органы чувств возникли из протоплазмы клеток.
Раздражение есть воздействие на органы чувств. Здесь переход границы между нервными и не нервными частями тела. Однако здесь исследуется процесс только одного конца единой цепи. Поэтому мы должны сделать решительный шаг вперед. Душевное переживание природы создано не органами-датчиками, а умом-манасом.
Атман видит поле манаса и отождествляется с ним. Если мы стоим на позиции, что дух и материя вещи разные, то мы теряем Бога. Это можно понять, изучая «механические» схемы. Эфир – среда, которая дает звук. Эфир связан со слухом. Орган речи создает человеческий звук. Воздух связан с осязанием, орган его – кожа. Органом действия для фактора осязания служит рука. Огонь дает свет – тепло – цвет. Он связан со зрением. Фактором зрения служат ноги (ходьба). Вода работает с органом вкуса. Без нее язык не ощущает вкус. Язык работает еще с половыми органами (пенис, клитор).
Пенис, клитор есть нижний язык. Стихия земли связана с обонянием. Нос берет запах. Органом действия для фактора запаха служит заднепроходное отверстие (ЗПО).
Чтобы уйти из механического материализма мы должны сделать перенос нашей системы отсчета (СО). Мы знаем, что стихии исходят из единого атмана. И мы понимаем, что танматры являются сенсорными ощущениями, которые представляют собой тонкие формы пяти стихий (элементов). Танматры и аханкара вызывают все действия человека по всем телам. Звуки, вкусы, другие факторы дают проекции на тело астральное и тело физическое.
Мы получили цепочку (причина / следствие). Есть звук, есть слово, есть смысл – следствием служит речь. Есть путь, есть вид пути, есть зрение – следствием служит движение тела. Высшее причинное тело имеет набор Божественных принципов. Причинное тело через сердце создает причины, а индрии (ноги) их исполняют в виде следствий.
Господь в Своей поэме открывает нам смыслы формирования причинного тела человека. И мы узнаем эти принципы (гл.7, стих 8-9):
«Вкус воды – это Я, о Партха,
Я – сиянье луны и солнца,
В Ведах Я – это ОМ, слог священный,
Я – в эфире звук, мужество в людях!.

«Я – в земле благой чистый запах,
Я – в пламени жгучая сила,
Я есть жизнь во всем том, что дышит,
Я – в отшельниках сила аскезы».
(Перевод В.С.Семенцова).
Для наших курсантов дадим также перевод Анни Безант.
«Я – вкус воды, о сын Кунти, Я – и блеск луны и солнца, и священное Слово в Ведах, и звук в эфире, и мужество в людях».
«Я – чистый запах земли и свет огня; Я – жизнь всего сущего и подвиг подвижников»
В этом тексте 7-й главы и других текстах этой же главы Бог формирует каркас причинного тела Макрокосмоса.
В психологии под микрокосмосом человека понимают переживания. Макрокосмос является общей для живых существ областью. «Процессы» этой области трансцендентны по отношению к переживанию. Макрокосмос есть физическая действительность. Из него к нам идут раздражения. Они возбуждают органы чувств.

Медитативная практика
Господь для нас создает новую психологию. Макрокосмос есть общая для живых существ область. Он и есть физическая действительность, мы это уже сказали. Из макрокосмоса к нам идут раздражения. Одно живое существо может убить другое существо. Здесь могут решаться вопросы питания.
Слово действительность близко по звучанию к слову «действие». В языке греческом действительность идентична с истинностью. Истинность требует очевидности. Действительность противостоит мнимому. Психология различает макрокосмическую и микрокосмическую действительность. Обозначим эти два понятия как «АД и ИД».
АД равнозначна физической действительности. Переживаться может только ИД. Обычная психология считает, что физическую действительность (АД) не может человек сделать своим переживанием.
Больше того, процессы, которые идут в органе чувств трансцендентны по отношению к переживанию. Мы не знаем агентов, которые работают в органе. Мы знаем следствие – ощущение. Трансцендентным по отношению к нашему переживанию является фактор, который порождает в виде следствия наше настроение. Мы подходим к главному моменту есть пять чувств (индрии) и есть пять эффекторов (индрий действия). Процессы в пищеварительном тракте не берутся индриями. По этой причине мудрецы создали теорию пищевой оболочки (в ней желудок и печень) и другую отдельную теорию физического тела. Мы сделали краткие теоретические замечания и переходим к медитативной практике. Она отличается от медитационной (МП-3).
Наша медитативная практика в качестве сюжетной основы имеет текст Господа (гл.6, стих 29):
«Свою душу очистивший йогой
И повсюду единое зрящий,
Он себя в тварях всюду видит,
Твари все он в себе замечает».
Курсант должен осознать темперацию этого (гл.6, стих 29) текста и шлоки 30 (гл.6):
«Кто повсюду, всегда Меня видит,
Кто во Мне весь мир созерацает –
Тот Меня никогда не утратит,
Не забуду и Я его, Партха».
И нам особо нужен еще один стих (перевод В.С.Семенцова). Вот он (гл.6, стих 32):
«Кто лишь Атмана образ всюду
Созерцает в бесчисленных тварях,
Несмотря на их боль или радость, –
Тот считается йогином высшим».

Мы опираемся на ШБ (П4, гл.22, текст 28):
«Желание обладать связывает свободное по природе сознание с миром предметов. Душа мнит себя частью вымышленной действительности. Кто, отринув стяжательство, сдался воле Бога, тот обретает свободу».

Чтобы уйти в истинную систему отсчета (ИСО) нужно еще одно знание (ШБ, П4, гл.24, текст 63):
[Мы готовимся для больших изучений, поэтому пусть этот текст ляжет в основу духовной работы].
«О Всевышний Нараяна! Ты – причина причин. Взглядом Ты приводишь в движение вещество и приводишь его в область трех глобальных состояний. Боги и стихии, мудрецы и аханкара есть результат взаимодействия трех состояний».
Но сейчас мы идем дальше, мы мыслим соотношение Господа Бога и живого существа. Где граница Бога и начало Атмана живого существа? И Бог ведет наше познание (ШБ, П4, гл.8, текст 44): «Во время созерцания нужно дышать особо. Когда мысли перестанут беспокоить уйди во внутреннюю действительность. Окружающий мир перестанет существовать. Познай Высшего Учителя!». (В следующем разделе даны атрибуты Большой Пранаямы (БП)).

В первой книге (гл.1) в разделе МП-1 мы дали вводные понятия медитации.
Мы говорили о том, что дхьяна-медитация может сразу не пойти. Нужна подготовка. Надо сделать асаны. Перед этим должно быть обязательное обращение – молитва к Господу и Его помощникам. Медитация дается Богом. Надо почитать этот материал и сделать молитву.
Итак, мы в позе лотоса. Руки свободно лежат одна на другой в нижней части тела.
Наша мысль идет к Богу. Господь Шри Кришна нам говорит (гл.7, стих 2): «Будь готов принять сверхсодержательное (джняна) и содержательное (виджняна) знание». Организован подход к такому освоению. Он идет через анализ фактора «скрытой системы восприятия». Он идет через познание процесса запряжения и системной организации тел и кош. Это одна сторона. С другой стороны джняна есть знание метафизическое, оно невыразимое, непередаваемое знание единого. Это знание меняет бытие нашего сознания. Мы начинаем понимать статус нашего Атмана, статус нашего Пуруши. Надо связать системно и то и другое.
Выше (в разделе МП-3) мы сказали первое. Здесь и сейчас мы говорим:
Второе.
Им будет то содержание, которое объявляется следующим разделом:


Только наш Пуруша может воспринять Истину.
Мы переходим к очень увлекательной теме. Наш Дух будет захвачен. В Анугите Господь Шри Кришна устами других персонажей говорит, что человек живет только тогда, когда Дух его захватывается.
Изучая хатха-йогу (по нашему совету), вы узнали, что дыхательные упражнения (пранаяма) есть часть более мощной системы – Большой Пранаямы (БП).
Вы сидите в лотосе. Концентрация на мысли «Занимаясь БП, я хочу познать чистое бытие» есть ваша работа.
Следим, отвлеченно, за ходом мысли.
«Чистое бытие есть покой и любовь».
«Чистое бытие есть Истинный смысл, сам смысл». «И только наш Пуруша может познать Истину». Мы включаем главную мысль нашей медитации: «Бог является вкусителем наших подвигов и жертв; для того, чтобы найти покой и любовь, для того чтобы познать Истину и умиротворение я обязан познать Господа».
(Здесь дан вариант текста 29-го стиха (гл.5) поэмы Господа).
Ощущается необходимость более конструктивного толкования. Такое толкование мы можем найти у мудреца Гаудапады. И в бодрствовании и во сне мы имеем дело не с объектами вне нас, но только с отношениями, которые мы сами к ним создаем. Йога учит: входные объекты есть «видимое», лишенное субстанции. На входе вовсе не состояния мира и тела. И больше того Мудрец учит: «Джива есть тоже иллюзия». Господь говорит (гл.7, стих 14):
«Состоит ведь из гун Моя майя:
Одолеть ее дивную трудно;
Но, кто ищет Меня всей душою,
Тот ее позади оставляет».
Здесь речь идет о работе кармы. Процесс создает настоящее из следов прошлого. Мы узнаем, мы понимаем: индивидуальная природа существ и предметов-иллюзия. Мудрец считает, что реально лишь надиндивидуальное сознание. И самое крупное – мудрец говорит: «Нет ни возникновения, нет и разрушения».
Мы говорили: «Только наш Пуруша может воспринимать истину». Теперь мы видим, что нужна большая работа, которая поведет дальше.
Теперь я воображаю, что «Я» есть иллюзия. Моя личность есть работа ума. Я ощущаю себя невещественным, состоящим из света. Это «буддхи-йога» - иное отношение к себе. Читатель начинает понимать почему Господь повелел делать шесть книг. Если мы новое ощущение себя используем в миг восприятия входного явления, то отключается из осознания ответная реакция. Здесь начало выхода на чистое бытие. И мы делаем открытие: на факт чистого бытия действует механизм (влечения / отвращения). Работает кармический стереотип. Вот этап работы. Результаты надо хорошо осознать.
Мы завершаем медитацию позой «савасана». Переходим ко второму этапу работы. Речь пойдет о Большой Пранаяме (БП). Такое учение имеет ярко выраженные практические моменты. Вот его атрибут. Описание не для тренинга.
Человек с конституцией пита должен дышать (во время упражнения) левой ноздрей. Во время исполнения этого упражнения надо вдыхать левой ноздрей. Выдыхать надо через правую. Использовать большой и указательный палец. Люди с конституцией капха должны вдыхать через правую ноздрю (выдох через левую). Люди-вата делают вдох-выдох обеими ноздрями. Важный раздел БП составляет техника концентрации внимания. Надо знать, что внимание, направленное вовне, есть основа внешнего самадхи (например, самадхи пилота).
Внутреннее внимание ведет к йоговскому самадхи.
Эти вещи мы уже знаем. Мы о них говорили. Новый материал таков. Мы опираемся на учение С.Кацуки. Учитель выделяет два вида внимания: 1) абстрактное, 2) индриальное. Индриальное внимане может быть различных типов.: зрительное, слуховое и др. Наш Госпоьдь использует индриальное внимание (зрительное) в упражнениях (гл.5, стих 27) и (гл.6, стих 13). Вот эти тесксты:
«Отвратившись от внешних предметов,
Меж бровей свой взор уставив,
Уровняв внутри носа дыхания,
Что зовутся прана и апана».

«держа ровно голову шею,
Телом всем неподвижен, спокоен,
Взор направив на кончик носа,
Вправо, влево не озираясь».
(Перевод В.С.Семенцова).
[Примечание. Анна Безант для стиха 13 (гл.6) дает следующее толкование. Она пишет: «Речь идет о внутреннем взоре, а не о физических глазах».]
Интересные размышления представляет Сэкида Коцуки. Он пишет: «Когда я закрываю глаза и направляю свое внимание внутрь, я сперва могу увидеть только тьму. Но вскоре мое зрительное внимание видит ярко освещенную внутреннюю сцену, и умственный взор прочно удерживается в самой глубокой части меня самого.
Такое направление зрительного внимания внутрь всегда имеет склонность сопровождаться замедленным дыханием, ровно как и телесным спокойствием. Эти три элемента – зрительное внимание, замедленное дыхание, телесное спокойствие  – в конечном счете сливаются в единый акт сосредоточения, который составляет могучую силу, двигающую нас к самадхи». Мы можем назвать эту силу «волевой» или «духовной».


Плод МП-3
Мы сейчас говорим о наших успехах в медитационной и медитативной практике.
Мы получили новые знания по системам:
1) Абхьясы, 2) вайрагьи, 3) самадхи.
Зарисуем этот результат в виде янтры:
Мы здесь говорим про зрительное внимание к Атману.

Рис.5.

Мы можем использовать слуховое внимание, мы можем использовать внимание осязания в тот момент, когда «смотрим» на сердце. Такие упражнения будут представлены позже. Господь рассказал нам про две точки тела: между бровей и на конце носа.
Сейчас мы узнаем еще одну точку.  Речь идет о точке «Лаогун». Когда кисть повернута ладонью кверху, эта точка находится между второй и третьей пясными костями (мы даем рисунок: рис. 1).
Выполним упражнение. Мы опираемся на материалы С.Минтана и Т.Мартыновой. Выполняем сидя, расслабившись. Надо представить, что на вдохе прана входит через Лаогун. На выдохе – выходит. Учитель С.Кацуки говорит: «Если вы сосредоточите свое внимание на ладонях рук, когда они лежат на коленях, вы почувствуете в них слабое дрожание (вызванное притоком крови) и ощутите связь с ними».
Вот само упражнение. Сесть на стул. Руки положить на колени ладонями вверх. Надо хорошо расслабить тело.
Представить, что на вдохе прана входит через точку Лаогун, а на выдохе выходит. Почувствовать разницу в ощущениях между вдохом и выдохом. Сначала практиковать с каждой ладонью по очереди. Потом отслеживать ощущения на вдохе и на выдохе в обеих ладонях одновременно. «Теперь будем отслеживать ощущения в ладонях, которые продолжают лежать на коленьях. Ладони повернуты по прежнему вверх». Этой фразой мы напоминаем себе, что сейчас будет работать Предваряющее Воздействие. Господь Параматма «должен» перед нами Сам увидеть «наш» ток праны. Мы сейчас осознаем величайший феномен: «Прана, упрежденная в своем движении согласием Господа, побежит по иной траектории».

Рис.6.
Отмечаем в уме: траектория есть линия, которую описывает движущаяся частица. Теперь сделаем так: вдыхаем прану через левую ладонь, а выдыхаем через правую. Смотрим ощущения в ладонях. Поменяем очередность: вдыхать через правую ладонь, выдыхать через левую. Работать в целом не более десяти минут. Мы видим, что прана отличается от электричества: она обладает сознанием. Господь Параматма правит ею.
В любых обстоятельствах, когда ваше зрительное внимание направлено на какую-то часть тела, там непременно проявится телесное внимание. Это внимание подобно лучу света. Отметим, когда мы сидим, когда руки лежат на коленях (ладони вверх) и мы расслабились, ощущение ладоней занимает все наше внимание и ум представляет собой одно целое.
Когда мы вдыхаем и выдыхаем через точку Лаогун наше внимание ушло из ладоней и перешло в точку. И сейчас надо знать факты о точках.
В теле человека есть энергоканалы (нади).
На каждом из каналов существуют биологически активные точки (БАТ). Эти точки знаменуют места взаимного касания дух сущностных блоков. В первый из них входит Маномайя и Виджняна-майя. Во втором блоке сидят пранамайя и аннамайя-коша.
Физическое тело шунтирует пищевую оболочку (аннамайя). Астральное тело шунтирует первый блок. Причинное тело независимо. Надо понимать, что здесь прана похожа на электричество. В любом электрическом устройстве есть два плана: план основной функции устройства и план электрического питания.
В нашем случае не проявлены источники пранического питания, поэтому схемы условны. Тела решают задачу восприятия. В них работают сознание и квазисознание. Квазисознание течет в пранических и астральных структурах. Оно и работает в точках с именем БАТ. Йоги с помощью своего сознания входят в процессы квазисознания. Господь Шри Кришна этот феномен описывает в стихах (гл.8, стих 9-12).

«Мудрый Кави, провидец, мира Владыка,
Солнцецветный, сверх разума образ,
Тоньше тонкого Он, всех вещей Устроитель,
По ту сторону тьмы пребывает».
«Кто лишь о Нем в смертный час помышляет,
Меж бровей прану сосредоточив,
Тот, обузданный силой йоги и бхакти,
Всходит к дивному, Партха, Пуруше».
«То, что Веды знаток именует Акшарой,
Что аскет обретает бесстрастием,

Что достигнет, храня чистоту, брахмачарин, -
О той цели скажу тебе кратко».
«Заперев чувств и действий двери,
Заключив внутри сердца манас,
К голове направляя прану,
Утвердившись в недвижности йоги,…»

* * *
В тот момент, когда мы начали дыхание через точку Лаогун, можно установить, что действительно «запираются у чувств и у действий двери».
Речь идет о варианте Пратьяхары. Мы имеем простейший момент контроля над умом и чувствами. Мы имеем момент самообращения во внутренний мир. Продолжим упражнение с руками. Направим зрительное внимание на руки. Можно направить снаружи. А можно направить изнутри. Направим внимание зрительное изнутри. Следствием такого действия станет замедление дыхания. Вторым следствием будет успокоение тела. Наша работа в этой сфере только начинается, мы ее продолжим. Перевод этих удивительных стихов нашего Господа сделал В.С.Семенцов.


Рецензии