C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Книга 3. Глава 4. Буддхи-йога как знание

Буддхи-йога связана с учением санкхьи. Если человек овладел наукой преданного служения в том виде, в каком она дана в санкхье, то он себя подготовил к трансформам буддхи-йоги. До тех пор пока у человека остается желание «иметь от мира» трансформы буддхи-йоги работают плохо.
Ясное дело, тот, кто получает Истинные знания о «Я», только он избавляется от привязки.
Если обычная йога считает, что в основе мира лежит Единое сознание или сверхсущество, то Буддхи-йога Господа Шри Кришны идет другим путем: в основе мира лежит «Я». У Господа Кришны Своя модель и Свои взгляды. Господь не убирает сознание, но понижает его уровень в системе. Восприятие связано с выделением предметов.
Предмет есть сущее, которое имеет единство. Предмет являет себя и в физической вещи, и в понятии, и в состоянии. Восприятие охватывает работу по закреплению связки ощущений в сознание. Ясное дело, сознание ниже «Я» и сидит в тонком теле.
Господь говорит (гл.15, стих 7)
«Меня, вечного, лишь частица,
В мире тварей ставшая дживой,
К себе чувства влечет и манас,
Пребывающие в природе».
(Перевод В.С.Семенцова).

Мы должны понять важные вещи о Господе. Мы этот вопрос уже начали рассматривать (кН.2). Делаем еще один шаг. Мы отмечали важное понятие – «Вишну-Таттва». Говоря здесь Господь Кришна, мы имеем в виду всю «Вишну-таттву»!
Здесь понятие «Господь Кришна» включает в Себя и три Пуруша-аватары и другие воплощения Господа. Господь Кришна вечно существует вместе со Своими экспансиями. Мы должны смотреть на живые существа, видя в них частицы Бога. В поэме Господь говорит о том, что курсант не делает различия между брахманом, коровой и шудрой. Курсант на тело не обращает внимания: он видит частицу Бога. Теперь мы должны опереться на модель, которая глобально описывает ситуацию.
Мы должны ответить на вопрос: «Где в человеке сидит система отсчета?» Ответ. Система отсчета (СО) сидит в причинном теле. СО работает с танматрами. Здесь надо «чувственно» осознать ситуацию. Рассмотрим две системы отсчета: СО1 и СО2.
Пусть СО2 есть «высшая» система, а СО1 – «низшая». Дадим описание СО1 (низшей) с позиции «высшей». Глядя из СО2, органы чувств – нос и язык, глаза и кожа, уши и ум, – кажутся мошенниками.
Читатель может просмотреть раздел «Практика буддхи-йога» (гл.5), где изучается похожая тема. Этот материал находится в нашей первой книге. Там говорится: «Приобретенное тяжким трудом человек тратит на то, чтобы прикасаться к предмету вожделения, смотреть на него, нюхать, пробовать на вкус, слушать и мыслить его своей собственностью».
Такая цитата взята из ШБ кн.5 гл.14 стих 2.
Человек с позиции высшей системы считает (отсчитывает): «Жертва «чувств-мошенников» обменивает свои драгоценные интенции, которые могли бы привести к свободе, – на безделушки, типа запахов, звуков, прикосновений и грез обладания».
Атман ведет локацию. Он на экране (манас) видит только танматры. Из ощущений (танматр) строится практический мир Атмана. Он не знает что есть за пределами органов чувств. Буддхи не выходит дальше этой границы.
Д.Фроули пишет: «Способность органов чувств к восприятию проистекает из работы разума». Буддхи и Аханкара работают на причинное тело. Само причинное тело (ПТ) соткано из пяти танматр. Мы опираемся на материалы Д.Фроули. Учитель пишет: «Танматры представляют собой основной строительный материал для тонких и грубых органов восприятия и действия».
Любой человек знает, что глаз состоит из молекул. Однако учитель говорит не про то начало, из которого возникли более «поздние» формы. Они получены умозаключением. Молекулу мы сделали умом. Теперь уйдем из низшего СО1 и поглядим «вокруг» в системе СО2 (мы сидим внутри ее).
В.Лад пишет: «Пять первоэлементов связаны со способностью человека воспринимать среду, где он обитает». Учитель считает, что сознание есть энергия проявляемая в пяти стихиях.
Бог говорит (гл.7, стих 7): «Все покоится на Мне…» И продолжает (гл.7, стих 8):
«Я –вкус воды, Я – свет солнца, Я – звук в эфире…»
«Я – аромат (гандхах) земли и тапасья аскетов». (гл.7, стих 9).
Буддхи не знает что есть за пределами органов чувств и Бог ему про это ведет сказ.
В.Эрман пишет: «В основе учения «Упанишад» – идея тождества Брахмана с Атманом; в «Чхандогье» она выражена сжато: «Ты еси то» (тат твам аси), т.е, все, что тебя окружает, едино с тобой.
Господь конструктивно и широко дает смысл и суть великого афоризма.
 «Подлинное Я – полностью тождественно с абсолютом, систему микро- и макрокосмических дифференциаций порождает иллюзия». Иллюзия управляется Богом. Работает закон предваряющего воздействия. Течет командная информация (КИ) о карме. Дело в том, что и во сне и наяву мы связь имеем отнюдь не с объектами вне нас. Мы имеем дело с модификациями, с изменениями нашего сознания. Но эти преобразования не лишены субстрата. Модификации нашего сознания имеют субстанцианальную основу – Господа!
Воспринимаемое или «видимое» (по йоге) есть не простое сознание. Оно есть сигнал, модуляцию которого ведет Господь. В отношении системы отсчета СО1 практическая работа людей сводится к стороне субъективной. Голод и жажда. Их утоление и т.п. Отдельный человеческий субъект (джива) есть «частица» вечного Бога и эта амша (частица) есть составная часть Бога. Поэтому в системе СО2 срабатывает глобальный модификатор (лицо меняющее работу машины). Таким Лицом является Господь Параматма.
«Бог пребывает в сердце и, ведя параметрическое управление, изменяет состояния существ, подобно тому как меняют работу машины сообразно с ее назначением (янтра)». (Гл.18, стих 61).
И теперь самое главное. Мы следуем толкованиям Свами Прабхупады (гл.15, стих 7), но даем сокращенный вариант текста. Господь создает из Себя два вида экспансий: 1) Вишну-таттвы и 2) живые существа. Живое существо, являясь особым вариантом Господа, получает от Него свою систему отсчета (самадаршана). В освобожденном состоянии существо перестает быть объектом влияния иллюзорного обмана (ИО). ИО возникает в виде результата искаженного восприятия действительности. Для перехода из СО1 в СО2 Господь приготовил все нужное. Истинное Я есть источник разума. Квазиразум сидит в Я. Он создает  обусловленный разум. От квазиразума и квазисознания мы переходим к обусловленным разуму и сознанию. Мы опираемся на материалы Д.Фроули. Буддхи-йога есть технология ухода из систем класса СО1 и в одну из систем класса СО2.


Стандарт Санкхьи

Мы не пойдем к модели санкхья-дашаны. Нам поможет «Санкхья-размышления». Господь идет удивительным путем. Он показывает, что подлинная природа Брахмана неописуема. Господь показывает нам в поэме, что мир не обладает реальностью. Господь всегда говорит о том, что «Я» существа тождественно с Абсолютом. Система микро и макрокосмических вариаций есть иллюзия. И наивысшим путем освобождения является путь памяти: надо помнить Бога!
Как выражен этот путь. Ответ: сиддхи-бхуми (совершенство и самоопорность). Эти термины даны мудрецом Майтрейей (ШБ, ПЗ, гл.33, стих 1). Сейчас мы можем глубже понять Господа. Поэтому сделаем еще один перевод стихам Бога из 6-й главы поэмы.
В.С.Семенцов выполнил перевод, который позволяет ярко раскрыть фактор «сиддхи-бхуми». Вот эти стихи.
«Возникнув на свет, обладая
Своей буддхи из прежнего тела,
Он потрудится с большим усердьем,
Чтоб теперь совершенства достигнуть».
«Ибо прежних рождений заслуги
Его мощно вперед увлекают;
Ведь кто жаждет познания йоги,
Слово-Брахмана тот превосходит».
(гл.6, стих 43-44).
Мы в 43-м стихе выделяем слово «самсиддхау», которое дает Госопдь. Оно означает «для совершенства». Поэт В.С.Семенцов в стихе 44 оттеняет своим переводом важные моменты, заданные Богом. Понятие «абхьясена» (практика) переводится как «заслуги прежних рождений». Это очень удачный подход. Слова «Шабда-брахма» можно воспринять также как «ритуальные принципы». Так, важные принципы санкхьи открылись нам: 1) совершенство, 2) самоопорность, 3) достояние.
В этом разделе мы должны четко указать какие моменты Священного писания, Бхагавадгиты, Шримад-Бхагаватам являются основными при последующем описании системной организации процесса отождествления. Отождествление нами представляется как работа субъекта в составе его системы отсчета. Таким образом мы должны представить два множества терминов. Первое из них соотносится с работой «субъекта-оператора» в рамках системы отсчета. Второе дает термины самой системы отсчета (СО). Мы знаем, что хороший актер может отождествить себя на сцене с воображаемым героем и играть свою роль так, как будто бы герой – это он сам.
Мы сейчас должны задуматься о том, как мы будем оценивать данные наблюдателя, находящегося в отличном от нас состоянии. Это усилие поможет нам легче войти в работу.
Опишем такой эпизод (ШБ, ПЗ, гл.20, стих 24-25).
Мы знаем, что Господь Брахма в числе многих существ создал и демонов (адеван). Похотливые демоны, мы их еще зовем адевами и асурами, не питали уважения к отцу. И Господь Брахма пошел к Богу. И Господь Бог легко понял состояние живого существа. В стихе 25 этой главы ШБ сказано, что Господь Бог, входя в систему отсчета существа, знает ситуацию. При этом, сообразно ситуации, Бог принимает, подобающую случаю, атма-даршану: и Сам Он не является плодом воображения.
Войдя в систему отсчета существа, Бог повторяет ту локацию реальности, которую делает существо. Мы опираемся на слово «локальный» в его основном смысле. Локализировать – значит ограничивать что-либо его местом. Смысл слова локация мы расширили. С помощью локации мы «видим» ситуацию.
К.Ланцош пишет: «Каждый наблюдатель имеете свою собственную систему отсчета; это значит, что он производит измерения относительно определенных направлений, избранных только им и не имеющих всеобщего значения». Господь Параматма есть экспансия Бога. Господь Бог говорит (гл.13, стих 3, поэма): «Я – Тот, кто знает деятельность каждого отдельного существа».
Свами Прабхупада дает следующее толкование этому же стиху: «О потомок Бхараты, да будет тебе известно, что Я также тот, кто знает все тела, пребывая в них, и что знанием именуется понимание этого тела и знающего его».
Мы должны понять ясно смысл термина «тело».
Господь Шри Кришна во втором стихе (гл.13) Своей поэмы делает важное пояснение: «Это тело надо понимать (абхидхияте) как поле (кшетрам)».
Поле есть место. Таким образом Бог использует термин Шарирам (тело) для обозначения локальной ситуации, для обозначения «видимого». Физическое тело есть маркер наблюдаемой ситуации – видимого. Для более глубокого исследования мы должны вернуться к событиям, связанным деятельностью Господа Брахмы. Он является нашим Великим Дедушкой. Наш Великий Дедушка обратился к Богу со следующими словами:
«О мой Господь, Ты – единственный, кто может положить конец мукам всех страждущих и заставить страдать тех, кто никогда не склоняется к Твоим лотосным стопам».
Мы должны понять, что Дедушка подошел к Господу Параматме, который стоит на лотосе сердца. «Господь, который понимает (авадхарпа) все локальные ситуации существ, входя в их системы отсчета (даршанах), сказал Господу Брахме: «Оставь (вимунча) нечистое (гхорам) тело (атма-танум)». (ШБ, П3, гл.20, стих 28). Свами Прабхупада пишет: «Господа называют здесь вивиктадхиатма-даршанах». Если кто и может ощутить глубину страданий существа, то только Сам Господь». Для термина «атма-танум» слово «тело» служит его символом. Свами Прабхупада далее пишет: «По мнению Шридхары Свами, когда говорится о том, что Брахма периодически меняет свое тело, это не означает, что Он в самом деле оставляет его.
По его словам, имеется в виду, что Брахма избавляется от определенного склада ума. Ум представляет собой тонкое тело. Иногда нами завладевает какая-то греховная мысль, и, когда мы отгоняет ее от себя, можно сказать, что мы сменили тело». Мы, следуя принципу Господа Шри Кришны, даем добавочное толкование следующего типа. Здесь под словом «тело» понимают совсем не «видимое» тело. Здесь человек входит в тело отсчета, расширяя и углубляя проблему. Господь Шри Кришна в Своей поэме дает модель всего процесса. Весь процесс Господь именует словом сама даршанам (гл.6, стих 29). Слово «сама даршана» мы переводим в виде понятия «система отсчета». Последняя состоит из трех частей: 1) тело отсчета, 2) система координат, 3) время (часы). Так вот, тело отсчета и есть атма-танум (ШБ, П3, гл.20, стих 28). «Атма-танум» можно перевести фразой «определенный склад ума». Система координат этого тела есть таттвы. Время ведет Господь Параматма. Таким образом мудрец Майтрейя выделяет два плана управления системой отсчета: 1) можно менять видимое, 2) можно менять само тело отсчета. Этот материал мудрец дает в ШБ, П3, гл.20.
Наше отождествление течет в двух планах: 1) в плане видимого (измерение), 2) в плане тела отсчета (определенный склад ума).


Отождествление

Есть люди, которые рождаются в состоянии йоги. Им упражняться не нужно. Их невозможно копировать. У других людей устремленность идет за счет веры. Работа идет этапами. Надо направить ум на объект (не отвлекаясь). За этим идет понимание объекта. Познание есть усвоение содержания испытываемого положения вещей. Цель: нахождение истины. Е.Ф. Губский говорит: В философском смысле познание есть акт, в котором нечто познается как «нечто»». Ученый продолжает: «Говорят: «Он познал его как лжеца». В познании содержится оценка. Кто не знает, что есть лжец и что лжец есть, тот не сможет познать человека как лжеца». Ясное и правильное понимание объекта может иметь место только после его изучения. В йоге есть мощное понятие «Свадхьяя». Оно имеет два важных плана: 1) Изучение священных книг; 2) Исследование Высшей души. В Своей поэме Господь Шри Кришна вводит понятие «джняна-яджня», которое охватывает также сущность свадхьяйи. В поэме Господь четыре раза отмечает этот термин: «джняна-яджня». Есть упрощенная трактовка: «Джняна-яджня» (жертва знанием) есть упражнение в свадхьяйи. Господь сводит вместе три понятия: дхарана, дхьяна и джняна-яджня. Будем соблюдать принцип постепенности. В шлоке 9.15 (гл.9, стих 15) Господь говорит:
«Меня чтут, жертвуя жертвой знания –
Мне, единством, раздельностью и многообразием обращенному во все стороны».
Господь дает нам важные наставления. Они начинаются со шлоки 9.16 и идут до конца 11-й главы.
Эти Великие наставления нашего Господа уникальны: они сводят вместе читта-йогу и буддхи-йогу. Вот они наставления (перевод В.С.Семенцова).
«Жертва – Я, Я – ее совершенье, возглас «свадха»,
Сващенная куша, заклинание, чистое масло,
Я – огонь, Я – в него подношение». (стих 16).
«Мира этого мать и отец Я,
Я – опора его, прародитель,
Тех, кто знает Меня, – очищенье,
Я – слог Ом, Я – Рик, Саман, Яджус». (стих 17).
Господь говорит: «Я – слог ОМ!» Здесь начало сближения читта-йоги и буддхи-йоги. Мы приходим к познанию «Я» через Природу. Эта Природа есть «Господь». Его «пракритих апара». Низшая природа Господа включает ум и органы чувств, ощущения и эмоции. Низшая природа не только прячет Господа от нас: она – мать, которая детей ведет домой, к Отцу!
И в Своих Наставлениях Бог говорит (гл.9, стих 18):
«Я – жилище, прибежище, друг «Я».
Цель, владыка, держава, свидетель.
Я – рожденье, житье и погибель.
Я – сокровище: вечное семя».
Сам-йога между «Я» и Пракрити создает для существа полигон, на котором можно отделить (вивека) Свой Атман. Но кроме своего Атмана мы за низшей природой видим уже Бога. Из «Наставления» мы знаем как искать нашего Отца. И мы видим – Я не деятель, Я – свидетель самйоги, свидетель объединения. И Господь велит нам в каждом человеке увидеть «Я». В каждом существе увидеть «Я». Вот стих (гл.6, стих 29):
«Свою душу отчистивший йогой
И повсюду единое зрящий,
Он себя в тварях всюду видит,
Твари все он в себе созерцает». (Перевод В.С.Семенцова).
Читта-йога учит: причиной объединения является неведение (Сутры Патанджали гл.II, стих 24).
Теперь обратися к слогу ОМ (гл.9, стих 17, поэма).
Мудрец Патанджали вторит Господу (гл. I, стих 27):
«Словом, выражающим Ишвару, является мистический звук ОМ».
В нашей книге 2 представлена практика, в которой мы отбрасываем материальные концепты бытия. Мы поглощаем «Концепт трансцендентный».
Мы отождествляемся с духовным видением и превращаем его в ситуацию. Эта работа идет в разделе «Концептуальная система Атмана» (Кн.2).
Сопоставим практику читта-йоги с нашей практикой. Мы вернулись к тексту 27 «Йога-сутр» (гл.I).
Представим комментарий М.Говиндана. В начале материал нам знаком: «Ом состоит из трех частей.
«А» представляет творение, бодрствующее сознание и высший Дух (Брахма); «У» являет сохранение, сон и Вишну; «М» соответствует разрушению, сну без сновидений и Шиве. «Ммм…» находится за пределами физического звука, произносится в конце и представляет турию, фундаментальный субстрат всего, четвертый уровень сознания, находящийся за пределами бодрствования, сна и сна без сновидений. Осознавание АУМ ведет к познанию Ишвары, являющегося высшей сущностью, Шивой, Абсолютом, содержащим все». Господь Шри Кришна в поэме конструктивно раскрывает смысл слова «осознавание». Господь подчеркивает, что путь к «мокше» идет через единение с Богом. Все в мире строго определено космическим законом, обладающим характером первичной духовной реальности. Закон есть субстанция бытия. Он есть «атман-Брахман». Наблюдаемые опытные события – лишь его воплощения. Духовная основа человеческого тела находится в высшей природе Бога (гл.7, стих 5) и поэтому нужен перенос системы отсчета в план «парам пракрити».


Концептуальная система Атмана

Мы изучаем великолепную поэму для того, чтобы встретить ее автора – Господа.
Мы хотим видеть, хотим вдыхать величие Бога. Но для этой цели нужно наше развитие. Бог нам велит это делать. Эту мысль Бог организовал следующим образом (гл.7, стих 3).

«Среди тысяч людей – едва ли
К совершенству один стремится;
Из стремящихся, из совершенных –
Благо, если один Меня знает».
(Перевод В.С.Семенцова)

Мы хотим познать эту мысль Господа, поэтому обратимся к толкованию Свами Прабхупады. Учитель пишет: «Уровни развития людей различны, и из тысяч может быть лишь один обладает достаточным интересом к постижению трансцендентального, дабы попытаться понять, что есть его сущность, что есть тело и что – абсолютная истина».
Трансцендентальный есть выходящий за пределы. Такой фактор, изначально присущий уму, получен не из опыта. Трансцендентальный фактор организует само познание, он организует опытные данные.
Есть сильное слово трансцендентальная апперцепция. Мы понимаем: перцепция есть восприятие. Трансцендетальная апперценция являет собой единство сознания познающего субъекта, которое дает единство опыта.
Запомним еще одно слово – апперципация.
Оно означает включение нового содержания сознания в систему имеющегося знания.
Надо понимать слово «трансцендентный». Трансцендентный фактор выходит за границы опыта. Он познанию недоступен.
Интересное – то, что привлекает наше внимание. В зависимости от предмета интереса мы говорим о духовном и материальном. В Атмане сидит высший интерес (ВИ). Он не имеет формы сознания.
Сознание материальное опирается на триаду: аханкара – манас – тело.
Модель Господа Бога великолепна. Она есть самый прекрасный алмаз нашего знания. Однако для того, чтобы оценить алмаз надо иметь подготовку.
Любой теории, построенной человеком, присущ гипотетический элемент. Такой элемент построен на гипотезе.
Модель Господа не имеет гипотез в ее основании.
Таким образом стих Господа (гл.7, стих 8) есть выражение четкого факта.
Господь говорит: «Я – вкус воды, Я – свет солнца и Луны, слог «Ом» в мантрах ведических, Я – звук в эфире и талант в человеке».
Нам задан безличностный аспект Бога. Перед нами Господь раскрывает дверь в Свой мир. Но мы не можем шагнуть. Мудрец Гаудапада учит: «Отдельный человеческий субъект, Атман, Джива есть иллюзия. Синхронно идет иллюзия объекта». Мы уже знаем, что «Обычный» мир с наблюдаемым в нем множеством «видимого», а также сами «воспринимающие» (субъекты) есть вид сна.
Однако, если в «обычном» мире Бог есть вкус воды, то и мир реален! Ответ. Вкус воды и талант есть дела имманентные. Бытие есть содержание сознания. Последнее же есть релятивистский эффект (темперации (Атман / Буддхи).
Приход Господа в виде танматр не порождает процесса объективизации субъекта и объекта… А что говорит Сам Бог? Послушаем Господа (гл.10, стих 36): «Из мошенничеств Я – азартная игра, Я – блеск блестящего, Я – победа, Я –приключение, Я – сила сильного». Мы видим, что Господь Шри Кришна описывает различные виды внешнего самадхи. Если Господь решил обмануть, то никто Его не превзойдет. Бог принимает участие в организации иллюзии. Поэтому иллюзорно не только «видимое», но и «тело отсчета». Однако прикосновение Господа к нам через иллюзию порождает в нас «силу сильного», «победоносность побеждающего» и осознание космической игры – Лилы. Мы начали изучать концептуальную систему атмана.
Бог говорит: “С помощью разума надо подчинить себе мысли, и затем тот же разум погрузить в свое вечное «Я». Свое вечное «Я», вслед за этим, погружается во вселенское «Я»”.
Прочтем еще раз мысль Бога, данную выше. Возникают вопросы. Первое. Буддхи не сознателен. Второе. Пуруша не сознателен (На том свете).
Возникает вопрос зачем два несознательных элемента соединять там, где требуется сознание. Ответ связан с гипотезой. Б.Л.Смирнов пишет: «Сознание возникает при озарении буддхи Пурушей». Учитель поясняет: «Отрицая сознание Пуруши Санкхья не противоречит Упанишадам».
В Упанишадах есть тексты отрицающие сознание абсолютного субъекта (Брихадараньяка Упанишада 4, 5, 15). Далее Борис Леонидович говорит, что из сознания добавкой рефлексии возникает основа личности – Аханкара.
Господь решает проблему «инженерным» методом. Если Атман сознания не имеет, то темперация (Буддхи-Атман) создает сознание.
В Брихадараньяка Упанишаде (4.5.13) сказано:
«Нет после смерти сознания».
В стихе (4, 5, 15) дается толкование.
«Где есть двойственность, там один видит другого… Но когда все для него стало Атманом, то как и кого сможет он видеть, то как и кого сможет он познавать? Как сможет он познать того,  благодаря кому он познает все это? Как сможет познать познающего? Вы получили наставление. Поистине, таково бессмертие…»
Однако наш Господь учит нас на эти дела смотреть по иному. Он говорит (гл.8, стих 5):
«Кто о Мне лишь одном помышляет
В смертный час, покидая тело,
Тот в Мое бытие приходит;
В этом, Партха, нет сомненья».
(Перевод В.С.Семенцова).

В.С.Семенцов пишет: «Не будет, видимо, преувеличением сказать, что конечная цель текстов, подобных Гите, – искусственно создавать трансовые состояния, возникающие у отдельных, особо одаренных личностей спонтанно». Действительно, наставление Господа обладает таким качеством.
Не следует думать, что Господь просто перечисляет свои явления и формы. Не следует думать, что Бог просто перечисляет все превосходнейшее и лучшее, связывая с Собой.
Здесь мы изучаем сущность Буддхи-йоги Бога. Господь Шри Кришна создает у нас новую сферу интереса. В теории познания любовь есть начало этого процесса: мы познаем в той мере, в какой любим. Мы будем отдельно изучать наставление Бога и будем это делать до тех пор, пока не начнем помышлять лишь об одном Господе.
Е.Ф. Губский пишет: «Понимание происходит в силу того, что субъект вторгается как раз в сферу объекта и переносит его в свою собственную орбиту, поскольку определенные моменты объекта отображаются в субъекте, в возникающих в нем отображениях». Ясное дело это отображение есть явление. Отображение неидентично объекту. Ученый отмечает: «Если объект мыслится независимо от отношения познания, то он становится вещью. Но субъект также может быть «субъектом для самого себя, т.е. он может сознавать свою способность познания; помимо свойства быть познающим он обладает еще и «бытием – для себя».
Теперь о сути переживания. При МП мы уже будем применять позы. Так мы меняем направление праны. Ведь мы будем работать с каналами. Попутно у нас будут переживания (ПЕ).
Каналы, прана, особые точки имеют отношение и к жизни и к смерти. Мистические ПЕ, переживания после смерти являются следствием активности особых точек. В процессе смерти (умирания) идет растворение элементов (стихий тела). Каждый элемент обслуживается группой каналов. Каналы тоже распадаются. Их энергия идет также и на ПЕ. В момент смерти обычный человек переживает эмоции. Идут также образы: дома, люди, божества и т.п. Если мы берем все это как реальные существующие (сансарные) объекты, то идем не по йоговскому пути. Если видение осознано нами как медитационное ПЕ, то идет освобождение.
В психологии под переживанием понимается процесс присвоения опыта. В этом опыте чаще всего человек участвует как трехфазная система: «плоть – душа – дух».
Таким образом переживание равнозначно содержанию сознания. Этот манас выделяется из Аханкары. Из нее же возникают танматры.
Танматры есть причина обусловленной психической деятельности. Вот их конструктивы: 1) пространственность, 2) воздушность, 3) огненность, 4) текучесть, 5) твердость.
Теперь большое внимание. Даем интересное толкование.
«Я – Абсолют» должен спускаться по ступенькам материи.
Есть три таких ступеньки: буддхи-аханкара-манас. Манас из материи привлекает чувства.
Господь говорит (гл.15, стих 7):
«Лишь частица Меня самого, в мире живых став вечным Дживой,
Привлекает, находящиеся в природе, чувства,
Из которых манас – шестое».
(Перевод Б.Л.Смирнова).
Сразу возникает вопрос: «Как можно говорить о частице Атмана, раз он неделим?» Ответ. Эти частицы только воображаемые. Такое воображение возникает в силу нашего неведения. Учение о делимости субстанции важно для философии. Деление Атмана можно понять из примера. Господь Вишну одновременно воплотился половиной Себя в Господе Раме и по четверти в Его братьях. На санскрите слово частица значится как амса.
Свами Прабхупада после анализа Шрути сообщает свою точку зрения. Он говорит (коммент гл.15, стих 7): «Здесь утверждается, что когда живое существо прекращает воплощаться в мире и вступает в мир духовный, оно восстанавливает духовное тело, в котором может лицом к лицу видеть Бога. Тогда оно имеет возможность слышать Его и говорить с Ним, а также осознавать Его как Он есть».
Свами сгладил, но не устранил противоречие. Господь Шри Кришна ввел особый вариант истинного мышления. Он ввел Буддхи-йогу. Мы хотим видеть наше бытие глазами Бога. Поэтому мы должны осознать тело отсчета Бога. Постижение такого тела ведет к мокше. Но эта не та мокша, что у читта-йогов. Процедура «джнана-яджня» есть, прежде всего, постижение «тела отсчета». Мы опираемся на материалы В.С.Семенцова. Мы даем спецификацию тела отсчета Господа в виде плана Его наставления.
Место в поэме Краткое содержание
9.16-19 Я – обряд, я – отец мира, я – жилище, я – смерть.
9.20-23 Всем, кто Меня почитает, Я дарю плодов сохранение.
9.24-26 У того, кто Мне предан, Я вкушаю любви приношенье.
9.27-34 Всегда занимай ум мыслями обо Мне
10.1-11 Им, постоянно запряженным в служение, Я даю буддхи-йогу, как способ прихода.
10.12-18 Тема «Излияния сил» Господа.
10.19-39 Центральная часть спецификации.
10.40-42 Тема «Проявлениям Бога нет конца».
11.1-4 Начало темы Великой формы Господа.
11.5-8 Бог дает ученику божественное зрение.
11.9-14 План великолепия форм Господа.
11.15-31 Описание форм Бога.
11.32-34 Раскрытие высшей тайны.
11.35 Все делает Господь. Работай и не тревожься. Просто работай в жизни. Реакция Санджаи.
11.47-55 Заключение. Обычный облик Господа.
Вывод Бога Кто работает для Меня, кто дружелюбно относится к существам, тот приходит ко Мне.


Мы будем вести большое изучение Наставления Господа в последующих материалах.
Здесь мы скажем: все, что создает Бог вовне меня, мне свойственно. Внешняя женщина вполне свойственна мужчине. Мы хотим мыслить так: Брахман (женщина) свойственен Атману (мужчине). При этом надо знать: женщина родила мужчину. Мы подошли к факту, что у нас нет сил полностью охватить предмет познания. Практически это приводит к тому, что имеет место несовпадение объекта и образа. Мы видим не само тело отсчета, но только его образ. Деятельность сознания и разума приводит к прогрессу познания. Е.Ф. Губский пишет:
«Каким образом происходит перенос моментов объекта на субъект, по сути дела, неизвестно». Господь Шри Кришна открывает эту тайну. Бог учит тому, что в различные «исторические моменты» доктрины только адаптируют вечные истины. Суть учения Бога выражается формулой: «Сделай свое тело отсчета подобным Моему». Если мы так поступим, то мы сможем четко подражать Господу. Получить систему отсчета, подобную системе Господа есть особый вид освобождения. Б.Л.Смирнов помогает утвердиться в таком знании.
Учитель говорит: «Чувства извлекаются из элементов им соответствующих:
Слух из пространства, осязание из воздуха и т.д.
«Чувства извлекаются из элементов» – имя центростремительной дуги рефлекса. Чувства, воспринимаемые от предмета несут в себе тонкое вещество. Как корова питается травой, так рефлекс принимает тонкое вещество предметов (ТВП). В контуре работает центробежный путь, который идет к махабхутам. Этот путь отходит от аханкары».
Б.Л.Смирнов замечает: «Бытие в силу бывания становится сознанием».
В природе нет ничего, что не развивалось бы из буддхи. Вот план природы:
5 грубых элементов (махабхута).
5 тонких элементов (танматры).
10 индрий, манас. Аханкара, буддхи.
В сумме 23 элемента. Плюс Пуруша.
Теистическая санкхья признает еще одну таттву – Махан Атма. Первый вариант. В теистической санкхье возможен еще один вариант. Пуруши, многие Пуруши есть грани Абсолютного субъекта (Атмана). Получаем 26 таттв: добавлен Единый Атман. Учитель замечает, что эти три вида санкхьи изложены в Мокшадхарме (XII 318).
Продолжим рассуждения Б.Л. Смирнова о тесной взаимосвязи Бога, вселенной и человека и построим «тело отсчета», которое представляет знания этого человека.  Данное «тело отсчета» (ТО) будет неполным: мы не имеем четкого представления об отношении Единого Атмана и Махан Атмы. Нас интересует, прежде всего, проблема синтеза и репрезентации произвольных ТО. Поэтому, созданная нами схема, может иметь имя «Мироздание согласно философии санкхья». Вот эта модель.

Схема 1



















Эта общая схема хорошо известна. Васант Лад свою книгу начинает с представления своего ТО. Данное ТО организовано в идее схемы.
В нашей МП-4 мы будем работать по созданию тела для еще одного знания. Владельцем этого знания является Давид Фроули.

МП-4

Переходим ко второй модели. Ее автор – Д.Фроули. Агни и Сома – это Инь и Ян боги. Агни есть Инь! Такая модель. Наша задача – получить опыт работы с моделями.
Агни есть внутренний дух сознания и сокровенная сущность вещей.
Сома же связан с водой. Символ Сомы – Луна. Сома формирует слияние и сохраняет. Счастье творчества, красота есть часть Сомы.
Агни связан с женской энергией.
Сома – с мужской. Вариант: (сера / ртуть).
Глубинная сущность мужчин и женщин иная по сравнению с внешним проявлением. Внутри каждого из нас сидит пол противоположный: в мужчине есть женщина, в женщине сидит мужчина.
Мы должны изучить схему:

Схема 2
















Количество плазмы (состояние 1) больше количества спермы (состояние 7). Количество перешло в качество.
Сперма есть цель пищеварительного процесса. Понимаем: сперма способна создать жизнь! Плазма есть жидкая часть клеточек. Сперма же возродит жизнь органа тела.
Господь эту энергию направляет внутрь.
Он говорит (гл.6, стих 14):
«Человек должен потерять страх; при этом соблюдается обет брахмачарьи;
Такой йогин, обуздавший манас,
Должен пребывать мыслью только на Господе».
Система йоги побуждает человека в сердце увидеть четырехрукую форму Вишну.
Тот, кто не ставит перед собой цель осознать Господа занимается пародией на йогу. Так учит Свами Прабхупада. И учитель добавляет: «Для того, чтобы осознать «Вишну – мурти» нужно освоить половое воздержание».
В Индии детей посылают к учителю и он учит мальчиков дисциплине брахмачарьи.
Астральные копии сексуальной энергии надо подать вверх. Поднимаем к голове астральные флюиды, очищаем и пускаем вниз (к основанию позвоночника). Флюиды по ходу вверх становятся Сомой. Наше стремление к миру нужно заменить на стремление к внутреннему миру.
Здесь нужна работа с точкой между бровями. Силу внимания надо пустить к основанию позвоночника.
Богиня Бхайрави пребывает в муладхаре (чакра у основания позвоночника). И она нам станет помогать, если мы ее попросим в молитве. Уйдя из головы мы внимание забираем от мира внешнего и глядим на источник жизни. Такова модель Д.Фроули.
Ясное дело ее надо идентифицировать в терминах Господа. Здесь выполним исследование, которое раскрывает начальный план проблемы. Обычно когда говорят «у основания позвоночника» – понимают, что в «самом позвоночнике». На самом деле чакра не находится в «зоне» позвоночного столба.
Эти вопросы мы будем изучать позже. Сома сидит в чакре над макушкой головы.
Агни идет вверх и связан с надой (восходящий звук). Сома идентифицируется с бинду (капля нисходящей сущности). «Капля-бинду» дает модель мужской энергии. Рассмотрим темперацию (агни/сома). Их ССЧ есть воздух. Вода плюс жар дает испарение. «Испарение» есть модель Праны. Бог Праны живет в сердце. Атман сидит в сердце. Мы подходим к главному моменту нашего исследования. Давид Фроули учит: «Силы пяти танматр и пяти чувств (воспринимающих модификации танматр) зависят от триады «прана-теджас-оджас».
Мы понимаем Прана возникла как проекция Сат (из Атмана). Теджас – капля Чит, а оджас есть план Ананды. И мы узнаем еще три точки. Теджас работает из муладхары, прана из сердца, оджас – из головы. Учитель Фроули дал описание системы из плана Атмана. Точно также учитель дает толкование работы причинного тела. Причинное тело, согласно Д.Фроули, создано энергиями танматр. И учитель замыкает свою систему на принцип микрокосма.
Однако Господь Бог поправляет ученого. Господь говорит: Посмотрите на принцип танматр (гл.7, стих 8):
«Вкус воды – это Я, о Партха,
Я – сиянье Луны и Солнца,
В Ведах Я – это Ом, слог священный,
Я – в эфире звук, мужество в людях».
«Я – в земле благой чистый запах,
Я – в пламени жгучая сила,
Я есть жизнь во всем том, что дышит,
Я – в отшельниках сила аскезы (гл.7, стих 9)».
(Перевод В.С.Семенцова).
Господь пояснил нам, что основой бытия является не круговой контур «Аханкара-стихии-танматры-чувства-Аханкара». Господь есть строительный материал этого контура. И это новое знание делает нас сильными и мы уже четко воспринимаем все происходящее как волю Бога.
Мы получили для изучения весьма сложный материал. Нужно знание «тела отсчета» нашего наблюдателя – ученого Д.Фроули.
Наша цель создать рекуррентную формулу построения тела отсчета.
Поэтому рассмотрим суть и детали процесса. Система отсчета (СО) имеет 3 компоненты: тело отсчета (ТО), систему координат (СК) и часы (Ч). Для простоты положим, что «ТО» имеет одну ось, «СК» имеет одну ось, время имеет одну ось. У нас есть два наблюдателя N1 и N2. Обозначим их на оси «ТО». N1 – неподвижен, N2 – движется со скоростью
Рис.1
Если на оси «СК» координата наблюдателя N1, есть x, то координата движущейся точки (N2) есть y=x+vt.
Здесь t – время. Точка (N1x) неподвижна.
Важный момент, каждый наблюдатель имеет свою локальную систему отсчета. В нашем примере две оси (первого и второго наблюдателя) совпадают. Речь идет относительно осей координат.
Теперь рассмотрим пример Д.Фроули.
У нас два наблюдателя: N1 – мужчина, N2 – женщина. Учитель рассматривает фундаментальную телесную природу обоих наблюдателей. При этом он отождествляет Агни с женской энергией. Это нам непривычно. Но есть обоснование. И мы соглашаемся с этим полаганием.

Рис.2















В алхимии женскую энергию отождествляют с серой, а мужскую – с ртутью. Сперма же бела и прохладна как луна. Теперь перейдем к оси координат. Внешний мужчина агрессивен, внешняя женщина уступчива. Агрессия положительна. Мы видим изменение в ориентации тренда.
Отрезок ОУ есть зона «уступчивости». Отрезок ОХ есть зона «агрессии». Ось «СК» в целом дает темперацию (агрессия / уступчивость). Давид Фроули смог органично объединить два принципа: 1) принцип темперации, 2) принцип оси координат. Последний предполагает, что фактор, связанный с осью координат, имеет положительную, а также отрицательную реализацию. Ученый соединил два понятия «уступчивость» и «агрессия». Возникло новое понятие «уступо-агрессия». Часть оси, которая положительна, знаменует агрессию, часть оси отрицательная представляет «уступчивость. Такое представление и является искомым телом отсчета ученого. Зная тело отсчета, зная ТО, мы можем более оптимально организовать свой процесс понимания. Однако ученый сообщает нам свое открытие: Природа человека в своей глубине создает инверсию. Работы Д.Фроули охватывают многие области.


Плод МП-4

Очень хорошее слово – причинное тело. Набор танматр создает причину «движения».
Танматры – это сенсорные ощущения, представляющие собой тонкие формы пяти элементов. Ощущение мы понимаем как результат возбуждения центров коры головного мозга (КГМ). Сенсориум – общий орган ощущений – КГМ.
Богиня Камала – это супруга Господа Вишну. Господь – охранитель Вселенной. Обитает Она в сердечной чакре. Она есть воплощение наших сокровенных желаний.
Богиня Камала приводит нас к моменту создания форм. Она есть сущность танматр. Ведь строго говоря танматры есть тонкие чувства (ощущения) в которых проводятся желания. Богатство есть то, что можно дать. Кто не дает, тот беден. Господь есть строительный материал танматр. И мы видим: Господь богат. Он дарит нам истинное знание (джнянам) и путь к совершенству (нихшрейяса). И человек получает систему отсчета (СО), из которой видна истина (атма-даршанам).
Господь желает, чтобы человек шел к совершенству (гл.7, стих 3). Этот путь простирается через познание природы Господа.
Говоря о Своей природе, Господь выделяет Ее главное качество (гл.7, стих 6) – Она порождает существа в мире. «Подобно тому, как воздух коренится в эфире, так и все сущее коренится во Мне» – так нас учит Господь. Мы подходим к самому главному моменту настоящего раздела.
Мы тождественны Господу. Если мы хотим промоделировать сущностную природу Бога и нас, то подойдет модель «эфира и вещей». Пространство безгранично, оно вне облика, вне смерти. Оно основа земли-воды – огня-воздуха. Так Господь и говорит (гл.7, стих 4). Пространство ни от чего не зависит. Оно ни на что не реагирует. На него похоже наше истинное «Я». В «Я» возникает все, но оно ни от чего не зависит. Господь требует, чтобы мы вошли в понимание главной Его и своей сути (стих 24, гл.7). Господь и мы являемся непроявленными (авьяктам!). Наша природа прекраснейшая (ануттамам).
На этой стадии обучения Бог от нас требует чтобы мы сделали еще один шаг вперед.
Бог говорит (гл.9,  стих 4):
«Мною – в Моем непроявленном виде – проникнут весь этот мир; все существа имеют корень во Мне, но Я не имею корня в них» (Перевод А.Безант).
Казалось, что речь идет о чисто божественном деле. Оказывается не так (гл.6, стих 29):
«Свою душу очистивший йогой
И повсюду единое зрящий,
Он себя в тварях всюду видит,
Твари все он в себе созерцает».
(Перевод В.С.Семенцова).


Рецензии