Обзор фильма Его дочь
"Танечка, вставай."
Самой, наверное, неожиданной премьерой фестиваля для меня оказался образец якутского кинематографа - дебютная лента Татьяны Эверстовой "Его дочь".
В центре сюжета картины - первоклассница Таня, уехавшая на летние каникулы в глухую якутскую деревню под присмотр бабушки с дедушкой. Девочка наслаждается жизнью и единению с природой, впитывая мудрость своих предков, пока судьба не складывается так, что свои взгляды на мир приходится кардинальным образом пересмотреть.
Неожиданным фильм оказался для меня сразу по нескольким причинам. Во-первых, шёл он с субтитрами и на родном для героев языке, что для отечественного кино достаточно редко встречается. Во-вторых, сам стиль, подача фильма, манера повествования напоминали, скорее, документалистику, чем кино игровое. Ну и в-третьих, несмотря на то, что это был (лично для меня) самый спорный в своей ценности как игровой картины фильм, жюри его не просто высоко оценило, но ещё и наградило не только главным призом фестиваля, но вручило режиссёру и свой специальный приз - "За чистоту и глубину авторского высказывания".
Повествование в ленте ведётся от лица пожилой женщины - той самой Танечки, вспоминающей знаковое для себя лето. И это одна из самых удачных находок фильма - взгляд на происходящие события, жизнь и быт жителей якутской глубинки через призму детского восприятия мира, одновременно с умудрённым опытом взглядом этой же женщины, но прошедшей через годы жизни внутри этой культуры и этноса.
"Тишина. Эту тишину береги."
Фильм, если честно, оказался для меня очень трудным для восприятия. Первую половину фильма не происходит вообще ничего - девочка просыпается, бабушка её одевает-кормит, дедушка выгуливает, девочка снова просыпается - и так много-много раз по кругу. Причём, не скажу, что это скучно - подача достаточно интересна и грамотна. Просто смотрится не как игровое кино, а, скорее, как классическая документальная лента-экскурс в жизнь и быт якутской глубинки. Художественная честная экскурсия по дальним уголкам нашей необъятной Родины. И совершенно не понятно, будет ли происходить что-либо кроме этого самого быта. Лишь с середины фильма, когда мозг практически уснул, неожиданно замечаешь, что ты уже проникся героями, местами, что ты уже практически живёшь там - в далёких и живописных краях, практически не тронутых разрушительным действием так называемой цивилизации. И как раз именно тогда события начинают набирать оборот, затягивать в себя, волновать и держать в напряжении, давая волю чувствам. И главная тому причина - феноменальная игра совсем ещё юной якутской актрисы Светы Портнягиной - именно благодаря её искренности и эмоциональности фильмом по-настоящему проникаешься, а внутри бушует целая гамма чувств. Именно игра Светы придаёт фильму то самое практически документальное очарование, которым лента так почему-то цепляет.
Отдельно следует отметить прекрасный очень атмосферный этнический саундтрек и совершенно потрясающую операторскую работу француза Веслея Мрозински, напоминающую французский же фильм "Медведь" 1988 года - яркая, сочная картинка для большого экрана, подчёркивающая не только красоту природы Якутии, но и саму неспешность повествования, проявляющуюся даже в медлительности и плавности движений героев, в масштабах окружающих их пейзажей.
Суммарно - интересный культурный экскурс в мир добрых людей, преданных своим традициям и предкам. Приятное, невероятно красивое, милое, нежное и очень трогательное неспешное кино о семье, любви и жизни. Единственное - уж слишком медленное и успокаивающее. И за это - только 6/10.
"Бабушка, а почему дети всё время играют? А когда они думают? Они поэтому такие счастливые, да?"
Свидетельство о публикации №216082200670