Обзор фильма Чёрная вода
"Петя, здесь был пожар. Мы все умрём."
Самой долгожданной премьерой фестиваля лично для меня была новая картина режиссёра феноменальных "Неадекватных людей", "Вдребезги" и "Всё и сразу" Романа Каримова.
По сюжету, демобилизовавшийся из рядов Вооружённых сил России Максим забирает из клиники проходящего курс лечения от наркотической зависимости брата, чтобы вместе отремонтировать купленный старый обгоревший корабль в деревенской глуши. За компанию они берут девушку Максима Полину. На месте всё оборачивается совсем не так, как планировали ребята, и они становятся заложниками страшного проклятия.
Не скажу, что фильм оправдал все мои ожидания, но что несказанно порадовал - однозначно. По словам режиссёра, этот фильм для него - сон. Это чёрная комедия, в которой Роман решил выстебать каноны мистического жанра, что у него действительно здорово получилось.
Главное, что меня удивило - фильм разительно отличается от предыдущих работ режиссёра. Если в прошлых фильмах сюжет, в основном, строился на остроумных диалогах, и только потом шли сами события, то "Чёрная вода" - совершенно не разговорное кино. Что, впрочем, сыграло ленте только на руку - благодаря отсутствию пространных обменов репликами, герои выглядят куда более реалистично, да и сам сюжет преподнесён так, как будто подобные события вполне могли произойти с кем угодно.
А вот с жанром, определённым режиссёром, я, пожалуй, согласиться не могу - комедии здесь нет вообще. Это вполне себе качественный и самостоятельный психологический триллер с элементами детектива, но триллер особенный, построенный исключительно на тонком стёбе жанра. И это восхитительно! Только за подобное аккуратное издевательство над привычными вещами фильм Каримова заслуживает громогласных оваций и повсеместного признания - это не тупые голливудские пародии или грубые поделки на тему. Нет, Роман виртуозно обращается со ставшими уже каноническими элементами жанра, оставляя зрителя раз за разом в дураках. В самом, впрочем, лучшем смысле этого слова.
Во-первых, сам стёб - тонкий, острый, аккуратный, выполненный практически ювелирно. Не выходя за рамки классического психологического триллера, фильм, тем не менее, рушит все штампы, постоянно удивляя и подлавливая зрителя. Благодаря умело созданной гнетущей и зловещей атмосфере, от фильма постоянно ожидаешь какой-либо сверхъестественной гадости, и вот, когда узнаешь шаблон, думаешь, что всё уже знаешь, заглатываешь, так сказать приманку, бац - и авторы переворачивают всё с ног на голову, неожиданно, например, объясняя, что и как на самом деле устроено - полностью рвя шаблоны и оставляя чуть ли не в прострации. При этом, сюжет неимоверно увлекателен, лихо закручен и благодаря принципиально напускному мистицизму, не отпускает до самого достаточно напряжённого и интересного финала. Особенно порадовала плавно развивающаяся детективная линия. Словом, хватило всего и, что важно, со вкусом!
Во-вторых, герои - практически классический набор из крутого парня, дуры-блондинки и психа. И целая деревня загадочных аборигенов в придачу. Всё в лучших традициях мистического триллера. С русским колоритом.
Ну и в-третьих, фразы-клише, которые здесь смотрятся оригинально и необычно. Даже, я бы сказал, вполне себе к месту.
Понравилось, что кроме выстёбывания жанра, Роман умудрился поднять в фильме и достаточно серьёзную тему современных отношений молодых пар.
Здесь Максим, безупречно сыгранный Дмитрием Богданом - классический, страдающий юношеским максимализмом, успешный молодой человек, требовательный к себе и окружающим. Он знает, чего хочет и добивается своего, в результате чего для своей девушки кажется бесчувственным и циничным.
Полина же (очаровательная Ирина Старшенбаум) - классическая избалованная городская девушка, попадающая в совсем непривычные для себя условия и вынужденная подстраиваться под них.
Но особенно интересен странный брат-наркоман Максима - Пётр - в шикарном исполнении Евгения Алехина. Герой, на котором, практически, строится весь сюжет, благодаря его особенностям и предыстории. Для меня - лучшая актёрская работа ленты. Очень достоверно и захватывающе! Впрочем, коллеги Евгения также отличились реалистичностью и искренностью в своих ролях.
Понравилось то, как персонажи меняются в результате происходящих с ними событий, как постепенно раскрывается сюжет, открывая новые фрагменты таинственной и практически мистической головоломки. Понравился очень тщательный подход Романа к деталям, хотя, последняя работа режиссёра, на мой взгляд, страдает от особенно большого количества косяков, сюжетных несостыковок и недомолвок. Например, герои практически не раскрыты - зрителю так и остаётся неизвестным - кто они, зачем они, как они. Немало событий происходят по достаточно натянутым причинам или попросту не объяснены. Другое дело, что от фильма-стёба, фильма-пародии, в принципе, особенно многого не ждёшь, а потому прощаешь режиссёру даже такие многочисленные упущения и промахи.
Тем более, что снята картина очень качественно, красиво и атмосферно - начиная от планов, и заканчивая цветовой палитрой. Саундтрек привычно для Каримова шикарен, а развитие событий - всё также неспешно и более чем нестандартно. Словом - ещё один "не промах" из-под пера молодого мастера. Шикарный фильм-стёб для тех, "кто в теме". Честные 8/10.
"Человек должен работать над собой постоянно. Вот и всё."
Свидетельство о публикации №216082200675