Обзор фильма День до
"- Конец света, начало света - мне плевать. Я - мать.
- Эээ, мать, а ребёнок на крыше - это так задумано?"
Год назад мир предполагал. Месяц назад - пытался установить точную дату. Сегодня - всё решилось. Ведь завтра - конец света. Красная комета снесёт нашу планету, убив всё живое, поэтому у людей осталось всего один день до. Последний день своей жизни, который каждый проведёт по-своему.
Фильм-закрытие фестиваля - альманах из четырёх новелл, снятый четырьмя режиссёрами - Александром и Владимиром Коттами, Александром Карпиловским и Борисом Хлебниковым при участии продюсера Александра Цекало. По словам Цекало - "День до" -выросший из несостоявшегося 12-серийного веб-сериала фильм-шалость как ответ британскому феноменальному "Чёрному зеркалу" с намёком на недавний нашумевший "Лобстер" Йоргоса Лантимоса. Как по мне - так уж больно громкие заявления. Да, забавное и весёлое кино с намёком на сентиментальность и большую идею, но не более того. Нет той режущей нервы остроты и смелости, присущей британскому шедевру, нет того полёта мысли и истинной глубины творения грека. Скорее, я бы назвал "День до" логическим, хоть и не прямым продолжением идеи короткометражной картины Анны Меликян "Про любовь 2", тем паче, что совсем непрозрачный намёк в лице неугомонного Андрея Малахова в ней присутствует более чем. Ну, или, максимум с чем фильм можно сравнить - это недавний отечественный диснеевский альманах "Счастье - это...", который, правда, лично у меня эмоций вызвал, всё же, на порядок больше.
Вообще, фильм построен очень грамотно - разрозненные и никак не связанные между собой даже элементарно стилем новеллы объединяются сногсшибательно-зажигательным шоу Андрея Малахова "Пусть говорят", что обращает на себя внимание с первых же кадров. Наверное, это единственный раз, когда Андрею как бы в эфире своей передачи разрешили говорить всё, что он думает, и выглядело это выступление "единственного оставшегося телеведущего на Земле" шикарнейше - остро, весело и невероятно задорно. Особенно хорош был фрагмент с последним днём Филиппа Киркорова и, собственно, самая первая сцена шоу.
Относительно новелл - они очень разные. Как по настроению, жанру и атмосфере, так и по своей стилистике и съёмке. Этакие откровения отдельно взятых типажей людей в соответствующей обёртке.
"Прощайте, друзья!"
Первая история - "Мишка" - повествует о семье, решившей провести последние часы в тихом своём кругу на даче. В то время, как взрослые не могут решить личные проблемы, высказывая друг другу накипевшее, единственный не потерявший здравый ум человек - ребёнок - пытается спасти мир своим инженерным гением. Весело и очень по-доброму! Впечатлили яркие героини Дарьи Мороз и Елены Лядовой, а также всегда великолепный Анатолий Белый.
Вторая новелла - "Поэт" - это история неизлечимо больного великого детского поэта Зерцалова, замороженного до тех времён, пока лекарство от его недуга не будет изобретено. Семья учёного размораживает поэта (в потрясающем исполнении любимого Юрия Стоянова), дабы тот смог насладиться хотя бы последним днём на Земле. И, опять же, в то время, как взрослые смирились и приняли неизбежный финал, самый юный герой вовсю пытается решить проблему неизбежного и найти выход. Приятная новелла, уж очень напоминающая ближе к финалу последние кадры каждого выпуска бессмертного "Городка".
На третьем месте идёт очередная вольная трактовка истории печальной любви Ромео и Джульетты под названием "Рома и Юля" - параллели здесь во всём - антураж, подача декораций, костюмы, даже имена. Словно смотришь осовремененный спектакль, поставленный по самому известному творению великого Шекспира. Единственное, в отличие от трагедии английского поэта, герои здесь скучны и неинтересны - вспыльчивый бессмысленный юноша, бледная пустая девушка, эгоцентричный отец возлюбленной, инфантильная мать героя - нет ни адекватной мотивации, ни логичных и достойных поступков. Самая скучная и бестолковая, на мой взгляд, новелла, что очень печально, ибо сыграна она Даной Абызовой, Александром Петровым и Александром Лыковым просто великолепно!
Ну и последняя история - "Наследие человечества" - рассказывает о бездарном, но популярном авторе попсовой "песни, победившей Баха", который и хочет от жизни лишь увековечить своё имя, отправив хит в космос, а потом со спокойной душой умереть. Совершенно бессмысленная, но бесконечно уморительная новелла с острой сатирой на отечественную культуру - начиная от нашего горячо любимого министра (прозрачнее некуда), и заканчивая культурой в целом. Чем новелла особо выделяется - так это яркой игрой Сергея Бурунова, а также совершенно бесподобным кадром с полётом рояля на крышу BMW на фоне здания Министерства Культуры - восхитительная находка!
И всё же, есть у фильма своё очарование и очень важная деталь, из-за которой в душе загорается огонь гордости за Родину - лента очень контрастирует с голливудскими историями об апокалипсисе, раскрывая истинный отечественный дух и колорит - здесь нет беснующихся толп, хаоса и бесчинств, атмосферы безысходности, злобы и отчаяния. Русский человек (и это касается каждой новеллы) совершенно не парится о конце света, а берёт родных и любимых и просто хорошо проводит с ними время, вместо того, чтобы метаться и убивать всё окружающее. Очень тёплый и милый посыл, от которого просто становится хорошо.
Так что в целом - средненькое кино о том, что конец света в головах людей, а не в комете или чём-то ещё. 4/10. Весело, но не более того.
"Какая бы жизнь ни была - всё таки хорошо, что она у нас есть!"
Свидетельство о публикации №216082200680