От Самары до Нижнего

Летом 2016 года я совершила небольшой волжский круиз. Начался он в Казани, потом были Самара, Ульяновск, Тетюши, опять Казань, Чебоксары, Йошкар-Ола (автобусом из чувашской столицы), Нижний Новгород, Макарьево и снова Казань.
Волга, как всегда была прекрасна, и погода тоже не подкачала! Жара, жара и еще раз жара! И хотя температура все дни стояла выше тридцати градусов,  на теплоходе она переносилась легко из-за постоянно обдувающего ветерка. 
Сказать, что я покрылась загаром, это ничего не сказать, потому что я сначала мгновенно  обгорела, потом облезла, а затем загорела вновь, и кожа моя к концу круиза стала цветом, напоминающим  медовую коврижку.
Моими любимыми круизными занятиями было сидеть с детективами на корме, смотреть на нашу великую реку и размышлять над всем, что приходило в голову! И  вот до каких выводов в этот раз я дошла!
Во-первых, река Волга как бы делится на две части - выше Казани и ниже. И выше по ее берегам очень много населенных пунктов, отчего остановки теплохода,  а, значит, и экскурсии совершались по два раза в день. И еще я заметила, что чем ближе к Нижнему Новгороду мы подходили, тем больше на нашем пути встречалось разных барж и снующих пароходов с различными грузами. Словом,  Волга тут  – труженица!
Ниже же Казани Волга – это огромное место отдыха! Катера, лодки, паруса, костры по берегам, Жигулевские горы… И просто невозможная ширь реки,  а также природа, не особо испорченная человеком. Конечно, береговые населенные пункты тут тоже встречались, но было их явно меньше.
То есть получается,  что на волжском промежутке от Нижнего до Казани – я, плывя на теплоходе, вспоминала историю нашей страны, а ниже Казани до Самары задумывалась над ее географией. Это же подтверждают и  места, которыми гордятся местные жители  этих двух городов и которыми восхищаются практически все приезжие – самарская Набережная и нижегородский Кремль! И у меня, естественно, это тоже самые любимые места.
Во-вторых,  в Самаре и в Нижнем очень заметно приближение Чемпионата мира по футболу – 2018. И в чем-то это хорошо! Потому что в обоих городах много ремонтируют, подновляют, до чего раньше и руки не доходили, да и денег не было, а теперь вот неожиданно и финансирование появилось, и работы пошли полным ходом!
В-третьих, я близко увидела мир маленьких волжских городков. И поняла, что там многие знают, когда к ним заходят теплоходы, и к этому времени предприимчивые  жители спешат к пристани, чтобы выставить свой товар на продажу.
И, конечно, самое первое, что вы видите на импровизированных прилавках,  – это рыба во всех ее видах и разновидностях. Сушеная, копченая, вяленая, в пирожках, короче, всякая, на любой цвет и размер! И туристы эту рыбу, несмотря на все предупреждения,  закупают в массовом порядке  в огромных количествах.
Еще у теплохода  всегда продаются разные ягоды,  фрукты и овощи, выращенные на местных приусадебных участках. Но особым успехом здесь, без всякого сомнения, пользуются малосольные огурцы!
Ну, а после экскурсионной программы, во время которой вам все покажут и расскажут, а часто еще и накормят-напоят, на этом мини-рынке вы всегда можете отыскать себе сувенир на память! Куда уж без него! Но в отличие от Питера и Москвы, Ярославля и Костромы, Владимира и Суздаля, где сувениров море – на любой вкус и кошелек, здесь выбор значительно меньше, но магнитики с видами местных достопримечательностей и кружки с бодрыми надписями в наличии есть всегда.
Для детей же у продавцов больше всего матрешек, дудочек и свистулек, и при желании из них за круиз можно собрать небольшую коллекцию. И еще в этих городках везде почему-то в особом почете котики из различных материалов. Хотя, может быть, это происходит от того, что и живых котов и кошек здесь полно, ведь сюда их притягивает вкуснейший рыбий дух. 
Зато из того же Козьмодемьянска у меня уже который год не получается привезти народную игрушку, которая называется  «Козьма и Демьян -  помощники в домашнем хозяйстве». Это две тряпичные куколки на деревянной палочке делают и продают в других российских населенных пунктах, а тут в городе, носящих имя двух почитавшихся еще на древней Руси святых,  почему-то ну никак не могут освоить подобное производство.
В-четвертых, в этих записках просто невозможно не рассказать о национальных республиках, в которых я побывала, – Мари Эл и Чувашия. В них какая-то невозможная самобытность, которая сразу к себе притягивает, хотя тайн своих не раскрывает. И еще тут каким-то неизвестным образом  перемешаны православие и язычество, что тоже не может не удивлять. А чудесные орнаменты, которые здесь повсюду! Оказывается,  каждый знак в них несет в себе какие-то  древние  знания. И потом лес – это здешний большой мир, это их космос! Не зря же экскурсия по этим двум республикам называлась «Лист дубовый, лист  кленовый»! Ведь дуб – это чувашское священное дерево, а клен – марийское.  Поэтому побудешь  там какое-то время,  и возникает так много вопросов, что хочется приезжать туда снова и снова, чтобы лучше узнать историю и культуру тех мест.
В-пятых, чем меня еще завораживают путешествия на теплоходе, так это постоянной сменой вида из окна каюты. Все меняется непрерывно! Вот небольшое поселение на берегу, а вот горы, на которых, кажется, никогда не ступала нога человека, а  вот резкий поворот и никаких берегов нет вообще. Или небо… Таких облаков никогда не увидишь в городе, хотя, конечно, они там тоже есть, но на них просто никто не обращает  внимания, а тут всегда вода и небо рядом с тобой.  И соединяются  они только тонкой береговой  линией, если она вообще присутствует. То есть получается, что река вокруг живая, и это так здорово! 
В-шестых, из круиза я привезла книгу о Волге, чему была приятно удивлена. Оказывается, о ней еще пишут. Называется она "По Волге. От Нижнего до Саратова". Автор ее - Е. Стрелков.  До этого у меня был только  "Путеводитель по городам России. Волга" Владимира Гиляровского, да в интернете я нашла  «Русский Нил» Василия Розанова и «Путеводитель по Волге 1909 года». И, конечно, читала я еще эссе Константина Бальмонта «Волга», строчки из которого невозможно забыть - «Нет Египта  без  Нила,  нет  Индии  без  Ганга,  есть  в  ряду величайших прекраснейших стран Россия, потому что у нее есть Волга».
И, наконец, может быть, это произошло от солнечного или теплового удара, но мне почему-то пришло в голову, что не появись Володя Ульянов на свет в городе на Волге и не живи он долго в других волжских городах,  и не было бы вообще никакой Революции в России. Потому что так уж получается, что его таким сделала река! Родился он в Симбирске, учился в Казани, работал в Самаре... То есть на волжских берегах прошли его детство и юность, здесь он видел ее просторы и именно тут он сформировался как личность!  А у Иосифа Бродского есть такие известные строчки «Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции, у моря…». Поэтому так и хочется сказать, вот жила бы семья Ульяновых где-то на морском берегу, и, может быть, и не было бы никаких серьезных потрясений в начале двадцатого века в российской истории!
Ведь Волга – это, что и говорить, река мистическая, несущая в себе много сил и энергии. Потому что в ее воде отразилось столько грустных и радостных событий, что просто не может быть иначе! Но мне кажется, что хорошего все-таки за все эти века вокруг нее было больше, потому что как только ее увидишь, почувствуешь дуновение волжского ветерка, так сразу на душе становится светло и легко, а значит, эти положительные эмоции передаются и ей.
Ну, что еще можно ко всему этому добавить? Ничего! Волга. Просто Волга. И этим все сказано! 
Вот такие  разные впечатления я и привезла из волжского круиза от Самары до Нижнего Новгорода. Вместе, конечно, с многочисленными фотографиями, что вообще-то вполне естественно.


Рецензии