Командировочные очерки. Франция

Франция. Париж. С самого детства за этими географическими названиями стоит нечто воздушное, романтическое, с определенной долей авантюризма конечно, но это уже в зависимости от возраста.

«Увидеть Париж и умереть».

Продолжим тему заграничных поездок от лица члена российской делегации. На этот раз речь пойдет о Франции. Поездка была чисто делового характера за счет принимающей стороны, которая конечно же позаботилась и о культурной программе.

Не имеет смысла вести речь в строго хронологическом порядке. Это будет скучно и не интересно ни мне, ни читателю. Остановимся на ярких эпизодах «русского менталитета». Правда по веселой случайности они в основном связаны с местами общего пользования.


Эпизод 1. Как мы японцев удивляли в окрестностях Mont Saint-Michel.

Небольшая справка для большего прочувствования события.

Замок «Mont Saint Michel» – самый известный, величественный и таинственный замок всей Франции. Расположен в Нормандии, департамент Манш, на острове-скале, возвышающейся над уровнем моря на 78,8 метра. Расстояние от Парижа до Мон-Сен-Мишеля 358 км.

До строительства первого культового сооружения в VIII веке остров носил имя Могильная Гора (фр. Mont Tombe). Согласно «Золотой легенде», в 708 году здесь Архангел Михаил дал епископу Авранша Святому Оберу задание построить на скале церковь. Трижды пришлось явиться стражу райских ворот к епископу, так как тот не был уверен, правильно ли он истолковал знамение. И только после того, как, по одной версии, архангел Михаил постучал ему по голове перстом, а по другой — прожёг епископу мечом рясу, Обер приказал монахам начать строительство.
 

Именно это аббатство считается родоначальником яблочный водки Кальвадос. Замок «Mont Saint Michel», это имя олицетворяет провинцию Нормандия, а также Сидр «MONT SAINT MICHEL» сухой алк 4,5% бутылка 0,75 л. Нет, речь пойдет не о пристрастии русских к этому виду напитков, отнюдь. Это просто для справки).

Аббатство Мон-Сен-Мишель (если позволите, перейду на русский) — самый посещаемый уголок во Франции после Парижа. В настоящее время остров насчитывает всего несколько десятков жителей. Общее же число посетителей комплекса в год составляет 1,5 — 1,8, а по некоторым данным — до 3,5 миллионов человек, а в аббатство поднимается в июле-августе около 650 тыс. туристов. Это версия официальная и можно представить какой наплыв туристов бывает здесь ежедневно. Подъезжая к этому уникальному месту захватывает дух, настолько грандиозно и величаво выглядит замок на фоне равнинного окружающего пространства. Значительно приблизившись к замку видны многочисленные туристические автобусы и гудящий людской муравейник, снующий туристов в поисках сувениров, прохладительных напитков и конечно туалетов. В обслуживание туристов кроме прочего входят: возможность отдыха во время посещения, паркинг для автобусов в 2,5 км, и туалеты (бесплатно на территории памятника). Туалеты находятся при входе в замок, их несколько и расположены они напротив стоянки туристических автобусов. Туалеты автоматические, их устройство было еще для нас неведомо…..

Учитывая долгую дорогу до замка, среди нашей группы нашлись желающие посетить сие чудо техники. Как и принято в приличном обществе, даме всегда уступают дорогу. И первой ступила в темную прохладу автоматического чуда наша соотечественница постбальзаковского возраста, знающая французский и влюбленная во Францию всю жизнь, но нюансами «технической Франции» не владела. Да и зачем, разве Франция ассоциируется с туалетами?!

Бросив, как и положено 2 евро в щель для монеток, дама шагнула в манящую прохладу темного помещения. Начались томительные минуты ожидания….

В это время, к автобусной стоянке подъезжали три автобуса с японскими туристами. Надо сказать, японцы очень активная нация еще и в туризме. Лица японской национальности наиболее часто встречаемые в среднестатистической выборке туристов на территории замка.

Их заинтересованные и радостные лица были прилеплены к стеклам подъезжающего автобуса. Глаза пытались впитать нереальность исторического пейзажа и оставить отпечаток в памяти. Ведь лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Яркой и громко галдящей толпой японцы стали выходить из автобусов, как горох высыпается из пакетов. Мы непроизвольно отвлеклись от томительного ожидания соотечественницы и обратили свои взоры на эту яркую черноволосую толпу. По статистике внимание человека четко сосредоточено на условно неподвижном объекте примерно 5 секунд, после чего он начинает отвлекаться. Именно так и произошло. Оценив взглядом нестройные ряды японцев мы готовы были вернуться к чудо-автомату, поглотившего нашу даму, но тут произошло неожиданное…..

Разом наступила тишина, нестройная какофония японских фраз, смех и восклицания резко смолкли и все головы, а значит и взгляды, японской делегации были направлены в нашу стороны, у некоторых были открыты рты и вся японская делегация представляла собой воплощения ужаса, удивления и любопытства одновременно. Моментально в руках японцев появились фотоаппараты, видеокамеры и мобильные телефоны, засветились вспышки. Естественно нам стало не по себе, каждый участник нашей российской группировки стал примерять это внимание на свою персону и нервно оглядываться, что же в нем не так.

Увидев причину японского безмолвия, с открытыми ртами застыли и мы…..

В чудо-автомате, именуемом туалет, стоя спиной ко всем окружающим мирским делам, расположилась наша соотечественница, ловко орудуя туалетной бумагой в гигиенических целях, затем смакуя каждое движение, возвратила на место свое нижнее белье. После этой незамысловатой и знакомой каждому процедуре, гражданка России развернулась, чтобы открыть дверь на свободу……а тут….Voila!!! Дверь то уже открыта!

Немая сцена из «Ревизора»…….легкий конфуз, жидкие аплодисменты японцев и потоки слез от смеха соотечественников.

Вывод: смывать надо перед выходом!


Эпизод 2. Как мы парижские туалеты обманывали

Продолжим начатую тему.

Туалет-автомат стал привычным атрибутом Парижских улиц. Неброское серое сооружение, которое сложно принять за туалет по нашим российским меркам. Первый раз и не догадаешься о его предназначении. Никаких очередей, нет сидящих бабушек, собирающих деньги и выдающих клочки туалетной бумаги. И самое главное, никакого запаха, преждевременно предупреждающего, что тебя ждет впереди.

Итак, наша российская делегация двигается по одной из улиц Парижа. На дворе февраль, но погода по-весеннему теплая. Настроение приподнятое, Париж все же! И тут на пути это чудо современной техники. Данное сооружение мягко говоря выбивается из окружающего пространства своим минималистическим дизайном. Но надпись не позволяла усомниться в его предназначении. Оно может и не хотелось, но раз увидели, почему бы не воспользоваться?

Несколько кругов вокруг этого замечательного заведения не улучшили ситуацию, а напротив усложнили. Вход не был найден…. Обследование было продолжено. Зоркий глаз представителя высшего учебного заведения России заметил щель для монеток. Логика подсказала – дверь рядом, брось еврик – дверь то и откроется. Когда монетка была отдана чудо-автомату бесшумно открылась дверь и ко всеобщему удивлению пахнуло свежестью и прохладой. Такое сочетание как свежесть – туалет было удивительно и ободряюще. Как и в прошлый раз, вперед были пропущены дамы. Визит первой представительницы России прошел без происшествий. Дверь открылась, довольная посетительница вышла на улицу. Дверь стала закрываться……И в этот момент начал с молниеносной скоростью работать наш крепкий, логичный и экономичный российский мужской мозг (да простит меня сильная половина человечества). Проносящиеся мысли были отрывочны, но понятны своему хозяину: «Дверь закроется», «Надо опять платить», «Зачем?», «Можно бесплатно», «Эврика!».

Дверь была в нескольких сантиметрах от зовущего ее магнита, как в этот момент между ними возникает преграда – ловко просунутый носок мужского ботинка. С легкой вибрацией дверь останавливает свое движение. Вот оно, экономичное решение! Зачем платить дважды, если за одну монетку можно пройти всей делегацией. Главное держать дверь. Сказано – сделано! Первый пошел, второй, третий……наступает очередь уже известной нам дамы (см. эпизод 1). Ее влюбленность во Францию не позволяет подобный акт вандализма. Она достаточно резко пресекает надругательство над дверью и просит после ее входа закрыть дверь хорошо, по-настоящему. Если женщина просит, ее просьба должна быть удовлетворена. Мужчины сделали почтительный вид и отступили на шаг, открыв ей путь. Дверь закрылась, и наша дама оказалась в гордом одиночестве внутри с закрытой дверью.

Оставшиеся снаружи успели только подумать о предстоящем ожидании, как из глубины чудо-автомата раздались истошные вопли нашей гражданки. Народ не на шутку переполошился. Ну не маньяк же притаился в свежести и прохладе туалета?!

Дверь открылась быстро и бесшумно. На пороге стояла героиня эпизода мокрая с головы до ног, благоухающая уже знакомой нам свежестью и прохладой. Только в этот момент всем пришла на ум мысль, что за время бесплатного посещения эти ощущения притупились.

На вопрос, что вызвало столь пугающие крики, был дан развернутый ответ. Дверь закрылась, потух свет, поднялась крышка унитаза (что вызвало наибольший испуг у дамы, которая забыла напрочь о названии «туалет автоматический»). А далее, по ее словам, началось светопредставление. С потолка, стен и даже от пола начала распрыскиваться жидкость. Одновременно со всех сторон дул сильный ветер. Представительница российской делегации оказалась в эпицентре этого гигиенического действия. И помыли, и посушили….

Имея гуманитарное образования, потерпевшая бедствие не смогла объяснить причину, и почему это разыгралось именно во время ее визита?

Однако на помощь пришел мужественный герой-экономист, который доступным языком объяснил, что закрытая дверь является сигналом завершения одного визита и помещение проходит автоматическую санитарную обработку. Цикл замкнулся.

Зато в течение всего дня нашу делегацию сопровождал запах свежести и чистоты.


Рецензии