Почти как люди. 1

Психологические аспекты власти

1. Категория нормы
 
    Как известно, норма – это благоприятное исключение. Как это выглядит на практике?
    Как известно, человечность двулика, и духовная личность – такой же полноценный человек, как и конформный обыватель. Поэтому норма должна иметь два образца. Я бы сказал, что это – гений и талант. Гений создает новые идеи, а талант – новую действительность. Гений отличается тем, что идет от цели к методам; в то время как талант – от методов к цели.
    Гений – это протест. Он похож на всех, а на него никто – определение гения по Бальзаку. Влиться в толпу, создать себе удобную роль или маску – то, чему обычный человек обычно обучается в первые годы жизни, – для него, по всей видимости, невыносимо. Протест – это нормально. Против аморальной нравственности, ложных истин, безобразных вкусов, тупого юмора, равнодушного любопытства.
    Но не надо путать. Творец – не обязательно «творческая личность», этот последний термин условен и означает психологическую независимость от общественных ценностей. Талант, напротив, живет в мире с обществом. Он что называется выполняет «социальный заказ»: создает нечто новое, что будет немедленно востребовано. Талант не осознает своего дара в том смысле, что не может объяснить чудо своего уникального творчества; он следует интуиции. Талантливый человек работает не для общества, а для себя – в том числе и в материальном смысле. Творчество для него – не цель, а проклятие, игромания, им движет жгучее любопытство, жажда новизны. Но это нормально.
    Тупых от природы детей не бывает. Любой ребенок гениален рядом с любым взрослым. Другое дело, что с годами его гениальность угнетается, а талант унижается миром взрослых обывателей. И надо обладать силой духа – вот это уже от природы! – чтобы развиваться вопреки общественному давлению. Общество не взрастило еще ни одного гения; все, что мы имеем, возникло строго вопреки давлению социума. Талант универсален – и значит, неузнаваем. Его проявление кажется непослушанием и поэтому подавляется (тупица – это раздавленный талант). Гений – это от природы сильный человек. А талант дается каждому.
    Не в том беда, что общество воспитывает конформистов, это бы еще понятно. Проблема в том, что оно воспитывает безликую посредственность. Вся наша жизнь – бегство от разума, а вся педагогика – и семейная, и школьная – подготовка к этому бегству. Социальная «адаптация» заканчивается формированием индивидуальности, психологически подготовленной к той или иной патологии, которая рано или поздно реализуется. Никто из нас не идеал, но мы в разной степени не нормальны – вплоть до ненормальности. Добросовестный врач вряд ли возьмется провести четкую границу между здоровой глупостью, грубой педагогической запущенностью и патологической умственной отсталостью.
    Драма человеческой судьбы состоит в том, что он, человек, бессознательно продвигается к социальной нише, которая предопределена его психотипом. При этом видовые свойства этого психотипа проявляются все полнее и отчетливее; изменяются пристрастия, установки, образ жизни и действий. Со стороны может показаться, что эти метаморфозы вызваны изменением обстоятельств. На самом деле обстоятельства зависят от человека, а не наоборот… Гений и талант представляют два полюса социума; казалось бы, между ними – бездна. Но есть точка зрения, которая их объединяет настолько, что люди элементарно путают понятия «талант» и «гений».  Эта точка зрения – творчество, это и есть категория нормы. Трагедия личности или персоны в том, что человек – шаг за шагом – отказывается от творчества в пользу потребления.
    Виктимное бегство от разума – не обязательно угасание интеллекта. В духовной личности этот процесс проявляется как деморализация, волевая и моральная деградация. Виктимный цинизм, Темный соблазн. Мы мало знаем об этом, потому что духовный мир Темных – их священная тайна. Не слушайте пустой глупенький треп Алисы Донниковой о «свободе».  Завулон молчит.
    Однако деградацию конформиста мы в состоянии проследить во всех деталях. Объем художественной и научной литературы, посвященной этому вопросу, исчисляется тоннами, и эссе «Почти как люди» представляет собой почти исключительно анатомию глупости. Глупость – недостаток смекалки. Тупость – интеллектуальная лень. Всё это дефекты воспитания. Тупость, например, порождается дефицитом игровой практики или избытком интеллектуального принуждения… Дальше уже идет дурость как воинствующий абсурд. Это явление социогенное, как и начальник (следующая градация глупости, крайняя), но начальник – уже патология…  Глупец не понимает, тупица не понимает объяснений, дурак отказывается их слушать.
    А начальник… Что ж, о начальнике я расскажу подробно.

2. Прагматизм отрешенности
http://www.proza.ru/2016/08/26/1133
3. Вторая душа тупицы
http://www.proza.ru/2016/08/30/1120
4. Образ и подобие
http://www.proza.ru/2016/09/02/1135
5. Восхождение к абсурду
http://www.proza.ru/2016/09/06/1162


Рецензии
"Проблема в том, что оно, [общество], воспитывает безликую посредственность. Вся наша жизнь – бегство от разума, а вся педагогика – и семейная, и школьная – подготовка к этому бегству".

Так, диагноз ОБЩЕСТВУ поставлен. А как быть с этим самым обществом? Что с ним делать, если оно уничтожает личность? Есть ли возможность человеку жить вне его? Например, как Маугли. Случаи исключения личности из общества так или иначе фактически имели место неоднократно. И что-то не помнится, чтобы из таких Маугли вырастали гении или хотя бы талантливые личности...

Альберт Иванович Храптович   07.10.2016 07:10     Заявить о нарушении
Хороший вопрос Вы задаете, Альберт Иванович. Настолько хороший, что я уже и забыл о нем. Потому, видимо, что ответа у меня нет. Но версия всегда найдется.
Вероятно, давление общества необходимо личности, чтобы состоятиься. Личность – не от рождения, она формируется в борьбе. В ответ на давление общества, которое стремится «социализировать» человека, воспитать конформную персону, включается какой-то психологический механизм сопротивления и протеста, противоречия. Мобилизуются духовные силы (которые Макдугал называл «гормическими инстинктами»), позволяющие человеку сохранить свой моральный и интеллектуальный иммунитет. Особенно интенсивно этот процесс (формирования личности) идет в детстве и отрочестве, а в зрелом возрасте обретает открытые формы. Личность – это всегда протест. Вечный диссидент.
На самом деле все гораздо сложнее, в этой своей версии я тщательно обходил проблемные аспекты. Еще раз спасибо за вопрос, Альберт Иванович. С уважением, С. Пичугин.

Ник Пичугин   25.10.2016 11:23   Заявить о нарушении