Община католиков в Тамбовской губернии

Ссыльные выходцы из бывшего Царства Польского и Западных губерний, по религиозной принадлежности в основном католики, как мы убедились, по большей части не связывали свою дальнейшую жизнь с Тамбовским краем и, отбыв свой срок ссылки, всеми силами старались или вернуться на родину, или же, если это было невозможно, переселиться поближе к ней. Но процессы интеграции бывших земель Речи Посполитой в Российскую империю вели к тому, что жители Привисленского края все чаще оказывались в центральной России, в том числе и в Тамбовской губернии. По данным «Обозрения Тамбовской губернии за 1902 год», всего в этот год в Тамбовской губернии проживало 1701 католик (1292 мужского пола и 499 женского) [1, с. 64]. Все они были заняты в разных сферах жизни общества. Многие служили в государственных учреждениях. Об этом свидетельствуют «Адрес-календари». Здесь указывались лица с фамилиями западного происхождения: под 1877 годом в Губернском статистическом комитете коллежский асессор Казимир Варфоломеевич Коханский, в прокурорском надзоре трудился старший нотариус титулярный советник Казимир Александрович Володзько, присяжными поверенным в Тамбове были Владислав Казимирович Вольский и Казимир Казимирович Вольский [2, с. 6, 12]. Также находим служащих и практически во всех уездных города и уездах Тамбовской губернии, в основном по судебной части, здравоохранению, лесничие, служащие на железной дороге. Немало выходцев с Западных губерний было и среди офицеров тех воинских частей, которые квартировали в разное время на территории губернии. Положение не меняется и спустя 37 лет в 1914 году: в Тамбове губернский архитектор Франц Онуфриевич Чеботаревич, и. д. губернского тюремного инспектора губернский секретарь Константин Францевич Максимович, судебный следователь Тамбовского окружного суда надворный советник Казимир Вацлавович Стребейко, земский начальник 1-го участка Борисоглебского уезда Иосиф Станиславович Кутковский и т. д. [3, с. 6, 19, 48, 165].
Еще одна сфера, в которой были заняты западные выходцы, — это учебные заведения. Интересна судьба в этом отношении Эдмунда Венедиктовича Белявского. Выпускник Московского университета, он с 1858 года был старшим учителем математики в Новогрудской гимназии. Занимал активную жизненную позицию: был председателем комиссии еврейских училищ, попечителем благотворительного общества, награжден орденами св. Станислава 3-й степени и св. Анны 3-й степени [4, л. 3-7]. Однако, когда началось Польское восстание, он был уволен от должности в 1864 году, «как католик» [4, л. 16], и назначен на должность старшего преподавателя математики в Тамбовскую мужскую гимназию. Белявский преподавал в гимназии вплоть до начала 1870-х годов. Но это пример того, как человек попал в учебное заведение не по своей воле. А вот католик, выпускник Киевского университета св. кн. Владимира, Казимир Варфоломеевич Коханский в 1871 году уже добровольно вступил на службу сначала в канцелярию Тамбовского губернатора, затем перешел в Тамбовский губернский статистический комитет и наконец с 1877 года стал преподавать физику и математику в Тамбовской женской гимназии, а с 1881 года переходит на аналогичную должность в Тамбовскую мужскую гимназию [5, л. 26-31]. Карьера выходца из крестьян Коханского сложилась в Тамбове неплохо: он дослужился до чина надворного советника, женился на православной девице Варваре Павловне Остроумовой, и дети от этого брака уже были все православные, хотя сам Коханский оставался католиком.
В 1914 году место городского дезинфикатора в г. Тамбове занимал Ян Казимирович Грабовский, в это время он уже был человеком в преклонных годах (70 лет). Родом из Варшавы. Вступив в военную службу в 1871 году фельдшером, он поначалу служил в Сибири, а в 1876 году переведен в Тамбовский местный батальон, в 1878 году вышел в отставку и с того времени занимал эту должность. Сам католик, он женился на католичке. Большая часть жизни его была связана с Тамбовом, и он записался в тамбовские мещане [6, л. 4-5 об]. Т. е. к концу века в губернии уже существовала вполне сложившаяся община католиков, которые были лишены возможности в полной мере реализовывать свои религиозные потребности.
В 1896 году инициативная группа католиков подала прошение на имя Тамбовского губернатора с просьбой: «Исходатайствовать разрешения Его Высокопревосходительства министра внутренних дел на постройку римо-католической церкви в г. Тамбове» [7, с. 1 об]. Причины, по которым возникла такая потребность, указывались следующие: «За неимением католической церкви в г. Тамбове, лишены возможности исполнять свои религиозные обязанности. Не говоря уж о том, что в случаях внезапных заболеваний или рождения слабых детей приходится умирать: первым без Святого Причастия, а последним без Святого Крещения, - и более взрослые дети лишены религиозно-нравственного воспитания. Дети растут и вырастают, не зная правил никакой веры» [7, л. 1 об]. Из этого же прошения мы узнаем, что уже сложилась к этому времени практика приглашения 2-3 раза в год католического священника или из Воронежа, или же из Москвы, но приезжали они на короткое время и не могли полностью удовлетворить религиозных нужд католиков Тамбова.
Губернатор отдает распоряжение полицеймейстеру выяснить количество католиков, проживающих в городе, так как по существующему законодательству: «Устройство храмов иностранного исповедания может быть только там, где сего требует или приращение народонаселения, или слишком большая обширность существующих приходов и трудностию сообщения» [7, лл. 3-4]. В ответ на это губернское правление сообщает, что в Тамбове проживает католиков мужского пола 467 и женского 215, всего 682 [7, л. 7]. Далее последовало разрешение на проведение общего собрания католиков Тамбова, которое открылось в помещении Тамбовской публичной библиотеки 12 октября 1896 года, на котором присутствовало 63 человека. Состав этого собрания дает возможность увидеть, к каким слоям населения принадлежали тамбовские католики и чем занимались: домовладельцы, работники банков, служащие на железной дороге и телеграфе, отставные и действующие военные, врачи, акцизный чиновник, содержатель гостиницы, судебный следователь, преподаватели, присяжные поверенные, портной. Т. е. состав очень демократичный, здесь представители как дворянства, так и мещан. На собрании присутствовало два ксендза: приехавший из Воронежа Феликс Грохольский и временно пребывающий в Тамбове Шимон Рушинский. Собрание избрало Совет из четырех синдиков и трех кандидатов. Одним из членов собрания М. А. Кучевским уже была приобретена усадьба на Покровской улице под строительство костела. На строительство было собрано 6348 рублей серебром, кроме того еще имелось 9000 рублей, завещанные врачом Вороничем на строительство богадельни при костеле. Решено было взять из этой суммы часть и построить деревянный дом, временно разместив в нем молитвенный дом, а после постройки храма передать его под богадельню. Также ходатайствовали о назначении постоянного священника в Тамбов, средства на его содержание составляли взносы членов общины и плата за преподавание Закона Божия в учебных заведениях [7, лл. 8-13].
Далее последовал процесс получения согласия на строительство от различных учреждений: 24 января 1897 года Могилевский римско-католический архиепископ-митрополит сообщил Тамбовскому губернатору, что не встречает препятствий для постройки католического храма в Тамбове [7, л. 19], свое согласие с этим фактом 21 августа 1897 годы выразил и православный епископ Тамбовский и Шацкий Александр (Богданов) [7, л. 34], и наконец последовало разрешение 9 ноября 1897 года из Департамента духовных дел иностранных исповеданий [7, л. 42]. В феврале 1898 года умер поручик Кучевский, который завещал под постройку костела то самое усадебное место на Покровской улице, и еще была куплена часть усадебного места под строительство у подполковника Богородицкого [7, л. 48]. Теперь вполне можно было приступить к строительству.
Проект костела и разрешение на его строительство от техническо-совещательного присутствия Строительного отделения Тамбовского губернского правления было получено 31 августа 1898 года, хотя сам проект был предоставлен в присутствие еще 19 ноября 1897 года [8, л. 1-2]. Причем и в прошении, и в разрешении на строительство говорится о «постройке каменной римо-католической каплицы», хотя изначально речь шла о строительстве именно церкви. Каплица — «небольшая часовня или божница, преимущественно у неправославных христиан» [9]. Исследовательница истории католического храма в Тамбове В. А. Кученкова по этому поводу предположила следующее: «Очевидно, что опыт длительного пути в получении разрешения на строительство костела в высших инстанциях, заставлял намеренно уменьшить масштаб строительства и облегчить беспрепятственное получение положительного результата от губернатора» [10, с. 76]. Но вряд ли губернатор утвердил проект одного сооружения, а построили совсем другое. Каплица, в отличие от православной часовни, может иметь алтарь и, таким образом, может называться домовым храмом. В силу каких-то обстоятельств невозможно было сразу открыть католический приход в Тамбове, ведь приход — это «постоянным образом учрежденная община христиан, пастырское попечение о которой под руководством ординария доверяется настоятелю» [11, с. 1784]. Ординарий — «лицо, занимающее должность, связанную с епископской властью или иной властью, сходной с ней» [11, с. 1090]. Иначе говоря, приход должен был быть под властью католического епископа или же священнослужителя, имеющего такие же, как епископ, полномочия. Обязательное условие существования прихода — наличие постоянного настоятеля, чего в первые годы существования общины католиков в Тамбове не было. Поэтому Тамбовская каплица была приписана к Воронежскому приходу.
Строительство костела началось 6 сентября 1898 года [10, с. 78], а завершилось к 1903 году, первая служба в нем состоялась 25 мая 1903 года [10, с. 84]. И тогда же обозначилось изначальное желание тамбовских католиков (закрепленное в первом прошении на имя губернатора и на общем собрании в 1896 году) иметь самостоятельный приход, а не приписную каплицу. В прошение на имя Могилевского митрополита в декабре 1903 года они писали: «Мы почтительнейше просим: 1. Назначить в г. Тамбов постоянного ксендза, которого мы в настоящее время не имеем (…). 2. Учредить в г. Тамбове для католиков Тамбовской губернии самостоятельный римско-католический приход» [12, с. 84]. Разрешение на открытие прихода было получено от Департамента духовных дел иностранного исповедания 26 января 1905 года [10, 86].
Вслед за этим 13 апреля 1905 года Департамент духовных дел иностранных исповеданий разрешил построить в Моршанске католическую часовню (каплицу) в ответ на отношение по этому поводу Тамбовского губернатора от 12 марта 1905 года [13, л. 1 об]. Моршанские католики только в 1912 году смогли приступить к осуществлению этого дела: 23 августа 1912 года на рассмотрение губернатора был представлен проект часовни. Прошение подписали статские советники И. Яблонский и В. Встржиковский, моршанский мещанин Витольд Генрихов Броневский, крестьянин Станислав Антонов Федукович и Анатолия Встржиковская, т. е. люди с фамилиями польского и белорусского происхождения. В пояснительной записке к проекту архитектор Ф. Чеботаревич писал: «Толщина фундамента 3 кирпича, толщина стен 2,5 кирпича. Вместе с кладкой стен, как для сохранения стиля, так и для прочности, будут сложены 12 контрфорсов. Полы деревянные, потолок деревянный, крыша железная» [13, л. 2]. Разрешение на строительство от техническо-совещательного присутствия было получено 7 сентября 1912 года. Строительство велось под наблюдением Ф. Чеботаревича и начальника 7-го участка службы пути Петра Васильевича Родионова, который и был автором проекта [13, л. 9]. Можно предположить, что религиозное руководство данной общиной осуществлял тамбовский ксендз.
Следующий важный момент в существовании католической общины — это устройство преподавания Закона Божия в учебных заведениях для детей-католиков. Сделать это удалось не так скоро. Озаботился этим ксендз Иосиф Слычко, который обратился за разрешением в Департамент духовных дел, где его «уведомили лишь (что) законоучители избираются начальствами учебных заведений и утверждаются в должности Попечителем Учебного округа, по предварительном одобрении избранного лица местными Епархиальными властями» [14, л. 1]. Видимо, отец Слычко получает такое разрешение, потому что 8 августа 1905 года он просит директора Тамбовской мужской гимназии сообщить ему «имена, отчества и фамилии учеников католиков (…) с целью снабдить их соответствующими учебниками по Закону Божию» [14, л. 9]. Причем священник настаивает на том, что на основании Высочайшего указа от 17 апреля 1905 года п. 14 преподавание должно вестись на родном для учеников языке, т. е. на польском. В данном случае, скорее, это была не инициатива ксендза, а лишь послушное исполнение предписания Могилевского митрополита от 2 мая 1905 года за № 2832. Кроме того, преподавание Закона Божьего должно стать обязательным предметом, и первоначально предполагалось, что ученики два раза в неделю будут приходить в библиотеку при костеле и там заниматься.
Требование преподавать на польском языке вызвало некоторое замешательство у чиновников. Был послан запрос в Харьковский учебный округ, оттуда в Министерство народного просвещения и наконец 7 января 1906 года последовало решение: «В ответ на запрос начальства Харьковского учебного округа относительно введения в учебных заведениях Тамбовской губернии преподавания Закона Божия р-к исповедания на природном языке (…) Министерство народного просвещения уведомили меня, что подробные правила (…) будут сообщены Начальникам учебных округов по получении ожидаемого по сему предмету отзыва Министерства внутренних дел. Однако же, не усматривая, что применение Высочайшего указа 17 апреля 1905 года в учебных заведениях г. Тамбова и Тамбовской губернии не встречало каких либо сомнений и затруднений, Его Сиятельство находит, что необходимо теперь же приступить к преподаванию Закона Божия р-к исповедания ученикам католикам на их природном языке» [14, л. 8 — об].
 В феврале 1906 года ксендз Иосиф Слычко, который отбывал ссылку в Тамбовской губернии, уехал на родину в Виленскую епархию. Таким образом, в 1905—1906 учебном году начать преподавание не удалось. После отъезда Слычко преподавание было разрешено его заместителю ксендзу Адаму Шпигалевичу, причем он мог преподавать в Тамбове, Моршанске и Борисоглебске [14, л. 9]. Можно предположить, что Шпигалевич начал преподавание с 1906 года, скорее всего, в Тамбовской мужской гимназии. Закон Божий для католиков, таким образом, стал преподаваться в учебных заведениях Тамбова не сразу во всех. Одна из главных причин такого положения — финансовая. Председатель педагогического совета Тамбовской женской гимназии Д. А. Пташник 14 апреля 1909 года писала директору Тамбовской мужской гимназии, что преподавание Закона Божия в их гимназии было разрешено еще в 1906 году, «но фактическим преподавателем ксендз Шпигалевич не состоял, за не имением у Попечительского Совета гимназии средств для уплаты гонорара как этого желал г. Шпигалевич» [14, л. 13]. Документально можно подтвердить, что постоянные занятия к 1910 году были налажены в Тамбовской мужской гимназии и реальном училище. Сами занятия проходили в здании реального училища раз в неделю, всего в группе числилось 10 учеников гимназии и училища [14, л. 17].
Новый ксендз Станислав Лавринович 27 октября 1912 года также обращается к Попечителю Харьковского учебного округа за разрешением преподавать Закон Божий «во всех средних учебных заведениях Тамбовской губернии» [15, д. 1 об]. Попечитель разрешает допустить его «к преподаванию Закона Божия римско-католического исповедания для учеников Тамбовской мужской гимназии совместно с учениками местного реального училища» [15, 3]. Таким образом, можно сделать вывод, что преподавание велось в двух учебных заведениях г. Тамбова. Всего на 1913 год обучалось 8 учеников [15, л. 1 об].

Примечания:
1. Обозрение Тамбовской губернии за 1902 год. Тамбов, 1904
2. Адрес-календарь служащих в Тамбовской губернии лиц за 1877 год. Тамбов, 1877
3. Адрес-календарь и справочная книжка Тамбовской губернии 1914 год. Тамбов, 1914
4. ГАТО. Ф. 107. Оп. 2. Д. 222
5. ГАТО. Ф. 107. Оп. 2. Д. 285
6. ГАТО. Ф. 17. Оп 1. Д. 5137
7. ГАТО. Ф. 2. Оп. 118. Д. 35
8. ГАТО. Ф. 46. Оп. 1. Д. 2046
9. Каплица. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/18707 (дата обращения: 12. 03. 2015)
10. Кученкова В. А. Тамбовский костел Воздвижения Святого Креста. История и современность. Тамбов, 2008
11. Католическая энциклопедия. М., 2007. Т. 3
12. РГИА. Ф. 826. Оп. 1. Д. 1060. Л. 67 об // Кученкова В. А. Тамбовский костел Воздвижения Святого Креста. История и современность. Тамбов, 2008
13. ГАТО. Ф. 46. Оп. 1. Д. 3500
14. ГАТО. Ф. 107. Оп. 2. Д. 128
15. ГАТО. Ф. 107. Оп. 2. Д. 171


Рецензии