Я б в географы пошёл...

Судя по всему, наша с Марией Романовной работа приближалась в концу. Я поинтересовалась у учителя, будет ли в ее воспоминаниях что-либо о реформах образования.

Мария Романовна  рассмеялась. "Знаешь, дорогуша, о реформе говорят со времен Черненко. Самое активное обсуждения у меня было высоко в горах Памира. Мне встретился человек, пасший овец. Он оказался ...директором школы.  И он, узнав, что я учительница, стал спрашивать о том, что я думаю о реформе образования"...
 
 
                ***Записки географички***
                *****6. Я б в географы пошел, пусть меня научат*****

География как школьный курс обладает огромным профориентационным потенциалом.

Предлагаю перечень некоторых профессий, которые в разной степени глубины раскрывает детям учитель географии на своих уроках: картограф, геодезист, гидролог, океанолог, гляциолог, ландшафтовед, аэролог, почвовед, метеоролог, геолог, лимнолог, демограф, энергетик, металлург, политолог, урбанист и др.

Ценность предмета в сочетании знаний, умений, навыков: теории с экскурсиями, практическими работами на свежем воздухе, походами. Сильная сторона географии — в связи исторического материала с современностью. В школьном образовании это один из немногих предметов, который рассматривает современную жизнь страны и мира, природу, экономику, политику — здесь и сейчас.

Не берусь судить о емкости школьного курса географии в часах: это тема дискуссий. Но из опыта работы учителем географии знаю, что темы, изучаемые в средних классах часами, старшеклассникам можно раскрыть за урок. А средние классы вырастают и забывают к старшему возрасту всю физическую географию. Отсюда широко распространенная географическая безграмотность взрослого населения.

Вот совсем свежий пример (18 февраля 2016 года): тележурналист Первого канала рассказывает на миллионную аудиторию про посещение патриархом Антарктиды, храма на станции Беллинсгаузен, но при этом упорно твердит про южный полюс. То есть в голове репортера Антарктида и южный полюс — одно и то же?
Чем же тогда отличается подобного рода репортер от моего ученика, который объяснил способ передвижения М.В.Ломоносова (пешком за рыбным обозом) отсутствием денег на поезд?

               
                ******Противоречия прогресса******

Научно-технический прогресс неумолим: как нельзя выспаться или поесть на всю жизнь, так невозможно работать по старинке. Эпоха внедрила в жизнь интернет, гаджеты…и понеслось.

Учителя овладели информационными технологиями, отвечающими духу времени. Но баланс между классическими и современными методами еще не сформировался, поэтому велики издержки перекоса. Экспансия гаджетов очень заметна.

Мое поколение умеет быстро считать в уме и столбиком — современные дети бросаются к гаджету, чтобы к ста прибавить сто. Они ищут в интернете сочинения и переводят тексты с помощью программ-переводчиков, не смущаясь, используют чужие рефераты. Стремление списать чужую готовую работу живуче среди учащихся.

Глядя на подобный тренд, испытываешь беспокойство: исчезнет вдруг интернет — что будет с людьми? К посещению библиотеки не приучены, логические умения утрачены, поисковые системы избаловали легкостью добычи информации…

В новой реальности появилась возможность широкой огласки события, происшествия, отношений: «снять и вывесить в сеть» — модное кредо в среде учащихся. Учителю стало работать сложнее. Его деятельность, поступки, слова, как на ладони.

Но, возможно, эта методика взаимоприменяемая? Однажды в школе среди учителей разнеслась весть, что ученица N записывает на диктофон их речевые воспитательные огрехи и использует дома для родителей  в качестве компромата. 

Красивая умная девочка-подросток обладала своим утомительным недостатком — она не готовилась на перемене, а извлекала из сумки учебник, тетрадь и прочее лишь с началом урока.
Но стоило учителю показать свой гаджет и обозначить намерение снять на видео пустую к уроку парту ребёнка, девочка молниеносно  достала принадлежности.  И в дальнейшем проблема была исчерпана.

Телевидение оказало большую помощь школе своими идеями — речь об игровых методиках. С появлением таких телепрограмм, как «Что? Где? Когда?», Брейн-ринг, «Музыкальный ринг» и других, стало интереснее и эффективнее заниматься внеклассной деятельностью и проводить уроки повторения, как по географии, так и в союзе с другими предметами.
Особенно удобная организационная структура у «Что? Где? Когда?»: сочетание личных способностей с работой команды, разбивка информационного поля по секторам. Кроме того, методика ценна для работы с разновозрастными коллективами. Ведь если  поодиночке ребята разных классов ничего не помнят (как они считают), то вместе они знают всё. Личное участие, получение опыта успеха — дорогого стоят.


                *******Зачем учить географию******

Этот вопрос я задавала себе каждый год перед первым сентября. Как доходчиво объяснить ученикам, зачем им еще один предмет, еще один учебник? Особенно внимательно мою речь выслушивали старшеклассники.

Если они определились с планами, куда поступать, и география не входила в число обязательных предметов, то мотивировать этих детей было трудно. Но все ученики чувствительны к успеху — неуспеху: позориться на глазах друзей обычно никто не хотел бы.

За мою практику я почти не встречала детей, игнорирующих мой предмет. Один раз девочка отказалась идти на городскую олимпиаду по географии, объяснив, что мама велела учить историю, так как она нужна при поступлении на юридический. Но классом раньше эта ученица уже получала призовые места на городской олимпиаде по географии, поэтому я смирилась. Правда, на олимпиаде по истории девочка выступила скромнее, но я не злорадствовала.

География не всем ученикам дается легко. Возможно, поэтому в школах США географию изучают по желанию. Но в европейском образовании она чаще обязательная дисциплина.
Как мало успешных детей в изучении физики, химии, математики, русского языка — так мало и корифеев географии. Учителям географии многое приходится объяснять раньше других предметников: например, что такое масштаб, десятичные дроби, механизмы физических явлений и другое.

Как правило, ученики, преуспевшие в изучении предмета географии, имеют широкий кругозор и почти энциклопедические знания.
Само слово «география» обладает привлекательностью. Оно обещает интересные уроки, захватывающие рассказы. Возможно, поэтому те дети, которые обманулись в ожиданиях, наш предмет ненавидят.

Родителям учеников, которые начинают изучать географию, я обычно говорила, что хорошее овладение предметом будет способствовать успехам в изучении других естественных наук. Я верила в этот тезис, хотя присутствуя на экзаменах по биологии, химии, убеждалась, что многие дети словно откладывают знания в разные сегменты памяти. Например, отвечая по химии на вопросы, касаемые нефти, ученики не умеют в помощь себе использовать географическую информацию. Редкий ребенок умеет синтезировать ответ, опираясь на весь школьный курс.

Поступив в вуз на географический факультет, я наслушалась комплиментов, что поступила мудро — ведь не надо проверять  кипы тетрадей. Но реальность оказалась не так безоблачна. По географии приходится проверять не только тетради, но и кипы контурных карт. И если учитель русского языка или математики ведет мало классов, так как его урок бывает практически каждый день, то географ ведет много классов. Чтобы запомнить детей быстро, надо потрудиться.

«Мне география не нужна», — такие заявления мне иногда приходилось слышать. Они удивляли меня: взрослые порой не знают, что им  пригодится, а как могут это знать дети!? Не отрицаю, что существуют цельные личности, которые рано определяются с выбором и идут к нему целенаправленно. Но в моей практике знание географии пригождалось многим и выручало их на распутье. Как говорил мой дед, что умеешь — за плечами не носить.
Приобщение ребенка к географии с раннего возраста будет способствовать его развитию, сделает его жизнь интереснее и мобильнее.


Так сложилась жизнь, что в детстве я, как ученица, сменила три школы, а будучи учительницей, работала в пяти школах трех разных городов.
Все население мира делится на кочевое и оседлое. Получилось, что я скорее отношусь к кочевому, чем к оседлому. Шутка, в которой только доля шутки. Пора делать обобщения, выводы, сравнения.

Времена меняются, но остаются в жизненной игре такие категории, как ученики, учителя, школа. Это замечательно. Конечно, как всегда, школа — зеркало жизни, а учителя и ученики герои нашего времени. Но все мы — люди. И это главное.

За тридцать лет работы в школе учителем географии мне довелось учить детей разного возраста и уровня развития, проводить пионерские сборы, ремонты кабинета, «крутить» кино и видео, ходить в походы, ездить на всероссийские олимпиады, вести открытые уроки и многое другое.

Географы всегда молоды душой, мобильны, хорошо обучаемы, позитивны. 
Любите географию и географов!

Начало  http://www.proza.ru/2016/08/19/356
Вторая глава http://www.proza.ru/2016/08/21/1491
Третья глава http://www.proza.ru/2016/08/22/428
Четвертая глава http://www.proza.ru/2016/08/22/757
Пятая глава  http://www.proza.ru/2016/08/23/1581
Шестая глава  http://www.proza.ru/2016/08/23/1610






2016 г.


Рецензии
Многое зависит от личности географа. Училась я очень давно, но хорошо помню учителя географии в Клину - Израиль Александрович Виграйзер. Казалось, он побывал везде и так увлекательно рассказывал! И практическая работа - хождение по азимуту, мне памятна до сих пор. Должны мы были попасть в начало нашего пути, но никто не справился. Поняли, что это трудно.
В 9 классе я сменила школу, и преподавала географию женщина, имени не помню, она тоже побывала во многих местах нашей, тогда необъятной родины, но рассказывала в основном о ценах на местных рынках.
У каждого свои интересы.
С теплым приветом, Ольга

Ольга Бурзина-Парамонова   03.09.2017 11:15     Заявить о нарушении
Здравствуй, Оля! Рада тебя видеть. Спасибо за интересный отзыв. Желаю тебе приятного и радостного сентября!

Людмила Сельская   05.09.2017 08:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.