Рассказ учащегося музыкального училища

Я стоял перед дверью класса номер одиннадцать и решал вопрос – идти, или не идти?

За дверью раздавались отрывки из разных музыкальных произведений, чередовавшиеся с тишиной. Кроме меня, около класса собралось ещё несколько человек. Они жадно прислушивались и мучительно старались отгадать, что играют. По этому поводу время от времени вспыхивали горячие дискуссии.

В голове у меня была каша, перед глазами всё расплывалось. Это был уже не первый экзамен в эту сессию, и я начал заниматься музыкальной литературой (сокращённо – музлитературой) лишь три дня назад. Почти весь первый день ушёл на то, чтобы достать ноты, но всё достать  так и не удалось. Особенно трудно было с мелкими произведениями. Берёшь, например, в читальном зале сборник романсов, и вдруг оказывается, что самые нужные страницы выдраны, а это единственный экземпляр в библиотеке.

Считается, что музлитературу надо учить в течение года, чтобы в сессию осталось только повторить. Но практически, кроме отличников, никто так не делает. Не потому, что мы этого не хотим по убеждению – наоборот, после каждой сессии решаешь, что хватит нервотрёпки, надо начинать новую жизнь! После каждой лекции буду слушать то, то прошли, учить теоретический материал. А на самом деле получается так: например, утром звонит будильник, и первая моя мысль – что у меня сегодня? Вспоминаю, что у меня сегодня история, литература, английский и физкультура. А перед этим – концертмейстерский класс. Первым делом садишься учить концертмейстерский, так как после предыдущего урока его ещё не учил, и надо, хотя бы, вспомнить замечания. Затем учишь английский, а то после урока придётся учить, опаздывая на физкультуру (так заведено у этой преподавательницы, если урок не выучен). А физкультуру мне и так два раза отрабатывать, так что никак нельзя опоздать. История и литература – как повезёт, всё равно учить уже некогда.

Вечером вспоминаешь, что завтра, помимо всего прочего, гармония. Срочно придумываешь период, играешь последовательности. Так проходит день. Завтра утром сначала четыре часа решаешь задачи по гармонии, потом идёшь на гармонию и другие предметы,  и так далее. А послезавтра вдруг вспоминаешь, что у тебя вечером – специальность и весь день  сидишь за роялем, благо, других предметов в этот день нет. Так что когда эти отличники находят время для музлитературы, не понимаю. Даже в воскресенье не получается. Только выспишься, позанимаешься специальностью, дома поможешь – день прошёл. Вот если бы обучение в училище было без специальности – тогда можно быть и отличником.

И вот наступает сессия, и остаётся на музлитературу, в общей сложности, три дня.

Два с половиной дня я потратил на изучение музыки. Эти мелодии были и раньше мне известны, да беда в том, что они все у меня в голове перепутались. Слышу очень знакомые звуки, которые наигрывают однокурсники, с которыми готовился,  и никак не могу вспомнить, откуда они. Теорию решил посмотреть вечером третьего дня. Мне казалось, что это легко, а как начал – конца не видно.  Биографии композиторов, сплошные даты их жизни и написания сочинений, характеристики их творчества, разбор произведений…. Только посмотрел – дыхание перехватило. Но я взял себя в руки и, так как выучить не было никакой возможности, начал писать шпаргалки. Тут обнаружил, что тем в конспектах не хватает – что-то из занятий пропускал, когда  по специальности надо было очень позаниматься. Тогда я на отдельных листочках написал страницы учебника, чтобы можно было на экзамене легко открыть в нужном месте под партой.

Было пять часов утра, больше я ничего не соображал и уснул. Утро ушло на то, чтобы материал рассортировать, рассунуть по карманам, под пояс, в туфли и тому подобное. Самое трудное, не забыть, где что находится, и я всю дорогу повторял – слева в рукаве такой-то композитор и его творчество, В правом башмаке – такой-то, за поясом справа…. За поясом слева…. Кто в каком кармане пиджака….

Пришёл я к самому началу. В голове, как уже говорил, полный хаос, есть хочется – утром не успел. А тут ещё говорят, что ассистент шпаргалки отбирает, дополнительные вопросы задаёт. Весь день я перед классом проторчал, пытался ещё что-то выучить, слушал музыку, которую в классе спрашивали. Ассистент давно ушёл, зажгли электричество. Только к концу решился, когда понял, что больше всё равно ничего не выучу, и мне стало как-то легко и спокойно.

В общем, я сдал, и неплохо. И оказалось, что не зря я весь день музыку за дверью слушал, да и от лекции что-то осталось. Ну, и шпаргалка тоже немножко помогла.

Теперь я решил начать заниматься музлитературой с самого начала полугодия -  может, в этот раз как-нибудь получится.


1968г.


Рецензии