Пьянице не подадим!

Вчера на Набережной она играла на скрипке.

Ее возраст определить трудно. Может быть, ей лет 40. А может и больше. Худющая, с опухшими губами, с провалившимся носом, заспанными глазами, реденькими волосами, собранными в хвостик. Вся ее внешность указывает случающиеся запои. Оденься она похуже, ее можно принять за бомжиху...
Она играла на скрипке и пела, и взгляд ее был направлен куда-то в сторону,  но только не на слушателей.

Она не хотела смотреть на лица проходящих мимо людей. Она не смотрела и на меня, хоть я всем видом показывала доброе к ней расположение... Нет, она не доверяет никому. Она похожа на девочку. Только какую-то старенькую, потрепанную, брошенную.
Как и когда она научилась так великолепно играть на инструменте?
***
1984 год. Света, симпатичная послушная девочка в короткой юбочке и
с гипюровыми бантиками, в белых гольфиках с торчащими коленками, учится в музыкалке. Тогда еще была жива ее бабушка и именно она водила девочку на занятия.
- Надо же, какая у вас талантливая внучка, Зинаида Романовна! - нараспев восхищались соседки по подъезду. - День и ночь играет! Уж когда только отдыхает этот ребенок?
Бабушка воспитывала Свету одна. Родители девочки долгое время работали на Севере, "на заработках", и ребенок знал только Зинаиду Романовну.
Когда Свете исполнилось 15, родители вернулись.
За полтора года Ленка и Анатолий пропили все свои хваленые заработки. Из окон их квартиры то и дело слышался отборный мат и вопли:
- А что, имеем пра-а-во! 
 Прошло время, и Света стала частью их запойной компании. Это случилось после смерти Зинаиды Романовны.
- Айда, Светка, помянем бабулю нашу золотую!... - эти звуки издавали их  слюнявые вонючие рты, и СВетка покорно шла, куда ее звали родители. И пили.
Потом ушли в землю и допившиеся родители, и Светка осталась совсем одна... 
В слезах и соплях, Света вспоминала то счастливое время, когда небо было голубым, когда она носила бантики, и была жива бабушка.
- Светка, когда ж ты уже упьёшься-то, а? - спрашивает соседка.
Свету продолжают окружать "заботливые друзья"- опущенные вурдалаки с самого дна, ведь с ней их объединяет пьяное горе.
***
Таких алкашей, живущих в старых родительских квартирах в центре, осталось немного. Но они есть. Они пытаются удержаться, чтобы не пропить последний островок, напоминающий их счастливое советское детство. Света - одна из них.

В глубине души (а у нее есть душа, я уверена!), она осталась той девочкой, за которой смотрела бабушка. Но вместо молока матери, имея такую необходимость, она вынуждена сосать водку... Ведь как ребенок становится счастлив, прикладываясь к материнской груди, так и пьяница прикладывается с горлышку бутылки, вливает ее в себя винтом, и улетает в свое старое счастливое время...
***
Старая девочка играет на скрипке и ни на кого не смотрит. Может быть, теперь, когда звучит ее скрипка, она смотрит на свою бабушку, Зинаиду Романовну, которая приходит на Набережную послушать постаревшую свою внучку.
-Молодец, Светочка, умничка! - слышит она знакомый голос.

...Проходившие мимо люди не торопились бросать монеты в чехол из-под скрипки, хотя мелодия звучала почти безупречно. Скорее всего, прохожим не нравилась внешность скрипачки. И им плевать, как она играет.
-Пьянице не подадим! - читалось в глазах прохожих.

Но старая девочка старалась не смотреть на людей, а играла и пела дрожащим голосом, глядя ровно перед собой, в пустоту.


Рецензии