Гл 33. Что-то заканчивается

Классический образ наемника в массовой культуре сформировался в 60-70е годы. Это белый мужчина средних лет, крепкий, с хищным прищуром холодных глаз, в камуфляже и лихо заломленном берете, одиночка и авантюрист по складу характера, вероятно, имеющий крайне правые политические убеждения (или вовсе без убеждений). Именно такими мы видим наемников в фильме «Дикие гуси» , пожалуй, самой известной и удачной киноленте на эту тему, снятой, кстати, по мотивам реальных событий.
Классический отряд наемников — это ватага искателей приключений, собравшаяся, чтобы заработать на участии в боевых действиях или организации государственного переворота. Именно таковыми были подразделения самых знаменитых «солдат удачи» — ирландца Майка Хоара, бельгийца Жака Шрамма, немца Рольфа Штайнера и француза Боба Денара, которые активно действовали в Африке в 1960–1970-е годы. Они зарабатывали деньги на войне, сражаясь и за повстанцев, и за диктаторов, но даже не пытались легализовать свой бизнес.
Однако уже в 80х ситуация начала меняться. Во первых появилось мировое законодательство против наемников, отбросившее классическое наемничество с самой грани законности за пределы правового поля, что значительно осложнило жизнь «диким гусям» в вопросах поисков работы и получения причитающихся денег, не говоря уже о возможности уголовной ответственности даже в случае успешного возвращения домой. Тут уже журнал «Солдат удачи» ничем не мог им помочь.
Другим фактором стал распад «Варшавского пакта» и конец двухполярного мира с его системой взаимного сдерживания. С одной стороны это привело к разрядке многих старых конфликтов, дававших работу множеству наемников: закончились казавшиеся бесконечными войны в Никарагуа, Сальвадоре, Гватемале, Анголе. С другой стороны, наступил вакуум силы, поскольку поддержание порядка в том или ином глухом углу мира перестало быть политическим вопросом.
После слома колониальных империй «силовой вакуум» был частично восполнен вооруженными силами США и их союзниками по НАТО, которые удерживали правительства стран третьего мира в определенных цивилизованных границах поведения, в то же время и СССР прямо или косвенно заставлял «союзные» ему государства придерживаться буквы закона и соблюдать общечеловеческие нормы поведения. С окончанием «холодной войны» былой механизм силовой безопасности в третьем мире был окончательно разрушен. Рассчитывать на то, что где-нибудь в Нигерии или на Суматре местная полиция, связанная с преступными группировками, в состоянии обеспечить безопасность иностранцам от местных повстанцев, было бы бессмысленно. Кроме того, в регионах «высокого риска» помимо силовой безопасности нужна и работа по сбору информации и лоббированию интересов заказчика в государственных структурах. В большинстве случаев под этим подразумевается сотрудничество с местными структурами безопасности и с различными политическими движениями и общественно-политическими организациями.
Между тем работа крупного бизнеса, особенно в условиях глобализации мировой экономической системы, требовала защиты своих интересов, которую далеко не всегда могли обеспечить армии и спецслужбы их стран-метрополий. Соответственно, возник огромный спрос на предоставление услуг частных военных специалистов в таких областях как охрана объектов, грузов и людей, сбор информации, транспортные услуги, прежде всего услуги пилотов и техников в опасных для полетов районах и т.д. При том, эти услуги должны предоставляться легально и с прозрачной финансовой отчетностью. И никакого, упаси Бог, авантюризма.
Спрос, как известно, рождает предложение и вот, как грибы после дождя, в мире стали расти и множиться частные военные компании, предоставляющие, за разумные деньги, «услуги высококлассных специалистов в области охраны, транспорта, логистики и консалтинга».
Впрочем, довольно богатый опыт такой работы к началу 90х уже имелся. Как водится, все началось давно и началось, как в сказке: «Жил да был один добрый молодец», или, если угодно, жил в штате Луизиана один славный парень.

На фото рекламный постер фильма "Дикие гуси" -английский боевик, снятый в 1978 году режиссёром Эндрю В. МакЛагленом по мотивам романа Дэниела Карни «Тонкая белая линия». Консультантом при съемках  работал легендарный командир наемников Майкл Хоар


Рецензии
смотрел Дикие гуси. Сюжет годный, но актеры отыграли по еблански. Наемники стреляли с бедра, негров сделали дебилами, ну и иные ляпы. зачем то красные береты ввели, героического педика санитара.Но повторяю, сюжет очень неплохой.

Сергей Завьялов Крест   10.04.2019 19:54     Заявить о нарушении
Ты же вроде бы умер? А насчет красных беретов ты не прав: там народ носит береты САС и они именно красные, вернее темно-малиновые. Если поглядеть фотки времен войны в Конго то там народ вовсю таскает береты своих бывших полков. Стреляют они там в основном из УЗИ и с ближней дистанции, так что подобная техника стрельбы, в целом оправдана. Из МР 40 тоже часто стреляли от живота. Негры - дебилы... ну, не знаю. Если почитать мемуары Конго Мюллера, например, то умными они не выглядят. Педика-санитара не помню, если честно, но снимали ж англичане, а как у них без педика? Англичане еще во времена Байрона этим грешили )))

Бьорн Высокий   13.04.2019 16:57   Заявить о нарушении
Я не Завьял, а его душеприказчик) но согласись, фильм снят не очень, но сюжет повторюсь очень голный

Сергей Завьялов Крест   14.04.2019 07:27   Заявить о нарушении