Не такая. Дина

Глава восемнадцатая из повести "Не такая"


Дина Григорьевна, моя восхитительная учительница русского языка и литературы, вызвала меня на следующий же урок "прозондировать почву", сделать мне профессиональный рентген, что я из себя представляю... Я никогда в жизни не забуду этого экзамена! Её краткие блиц-вопросы были вначале направлены сугубо на предмет, а далее становились всё более и более общечеловеческими:

 - А что Вы (с упором на Вы) думаете по поводу этой строки у Некрасова? Действительно ли он болел за бедный люд, или это было позой, модным течением среди писателей-разночинцев? Докажите цитатно свою позицию, пожалуйста!  - и так далее, и тому подобное... 

Блиц длился минут пятнадцать. Класс с интересом следил за моими ответами, знакомясь с "новенькой". Моя начитанность и выработанная к тому времени гражданская позиция, густо "удобренная" философским чтивом, не остались незамеченными...

- Ну, что ж, ну, что ж, надо отметить, совсем неплохо для сестры своего брата, - улыбнулась Дина Григорьевна, - Садитесь, пять!

По классу пронёсся одобрительный шумок. Здесь нужно  кое-что пояснить. Дело в том, что мой брат Валерка, на четырнадцать лет меня старше, тоже когда-то учился в этой школе, а Дина Григорьевна была его классным руководителем! Ох, уж и доставалось моему бедному брату-спотсмену, а заодно, и родителям, от этой маленькой, амбициозной молодой учительницы, впервые получившей классное руководительство!

Не проходило и недели, чтобы не окрывалась калитка в глубине переулочка, ведущего в наши частные угодья, и на пороге дома вдруг не показывалась непокорная, густо покрытая еврейским локоном голова "училки":
 
 - Я, конечно, понимаю, саркастически начинала она свой монолог, - футбол - дело святое! Но никто и никогда не освободит Вашего сына от обязанности писать грамотно! - Голос дрожал в справедливом гневе и обрушивал на головы бедных моих родителей и поникшего брата всё новые и новые волны безупречной логики:

- Знать грамматику и уметь правильно излагать свои мысли - это такая же неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, как -  чисть зубы, наконец! - метала громы и молнии воинственная маленькая амазонка!

Кто бы мог подумать, что та, что мирно посапывала себе в люльке нескольких месяцев от роду, будет стоять теперь перед той грозной учительницей моего не совсем хорошо обучавшегося брата и получать свою первую пятёрку в их бесконечной череде!

А когда через пару лет станет безоговорочно ясно, что между литературным поприщем и физико-математическим - я выбираю последнее, она будет шипеть мне в лицо:

- Полы в аптеке будешь мыть, если не станешь литератором! - Как будто бы литераторы сейчас полы в аптеках не моют...

Как я любила её уроки! Сколько бессонных ночей провела , корпя над заковыристыми темами предложенных ею сочинений, как хохотала до слезы над её отточенным, как драгоценный камень, юмором!

Класс ждал её уроков, её совета, её своеобразного литературного взгляда на прозведение, на модного поэта, на жизненную ситуацию - как истину в последней инстанции! Она бывала порой резка, но всегда ортодоксально справедлива, она была непримирима, но при этом достаточно умна, чтобы не лезть на рожон...

Теперь можно об этом рассказать. Класс связывала с ней тайна сожжения в близлежащем лесу маразматического вновь выпущенного учебника по литературе, нашинкованного дебильной коммунистической пропагандой, некое такое "аутодафе" коммунистических идеалов...

- Ну-с, довольно потирая маленькие аккуратные ручки с ярким маникюром, говорила наша "гуру" Витьке Радушинскому, мальчику с ярко выписанным на лбу интеллектом, в синем галстуке поверх тщательно наглаженной мамой-врачом сорочки, - начинайте разлагать наше общество! Что такого нового на горизонте современной поэзии Вы вычитали за последнюю неделю?
 
И Витька, будущий радиоведущий и человек, бесконечно уважаемый мною по сегодняшний день, вовлекал нас в блестящий диалог о современной поэзии, брызжа цитатами и искрами недюжинного ума!  Ах, как мне не хватает сегодня такого учителя и таких друзей!

- Я прошу, я, наконец, умоляю тебя - не пиши выпускное сочинение в стихах! Сочинение "на медаль"  - дело не шуточное! Придерутся, подкопаются, "зарубят" - я ничем уже не смогу помочь! Напиши, как человек, - аккуратненько, по теме, на "пятёрочку", ну, что тебе стоит? -  Родители тоже согласно кивают в унисон, года через три после описываемых событий...

Я даю слово писать сочинение по всем канонам сочинения "на медаль", честно глядя в глаза родителям и любимой учительнице. Да гори они пропадом эти стихи, на кону - медаль, Бауманка, Москва!

На доске аккуратным почерком выписаны темы выпускных сочинений... Одна из них: "Мой любимый поэт времён Bеликой Отечественной войны". Всё. Больше никого и ничего не существует! Есть только Иосиф Уткин и я. Стихи, вперемешку с цитатами обожаемого поэта, сами льются на бумагу... "Пять с минусом". Прощай, золотая медаль!

Потом, ещё через три года, я буду бежать, перепрыгивая через три ступеньки по эскалатору, к кассам Киевского вокзала. Как же так - Дина умерла?

- Как, почему, за что-о-о? - Я же ещё месяц назад послала ей бандеролью на День Учителя самиздат Бродского, по случаю купенный в студенческом общежитии...

Билетов нет! - отвечают в кассе. - Кто у Вас умер, родственник?

-  Учительница. Любимая, - говорю я и рыдаю навзрыд.

Билет мне дают и я плачу все 18 часов в поезде.

Холодно. Минус семь в ноябре.

Провожает её весь город. Люди идут сплошным потоком, как на параде. Она лежит в гробу такая маленькая с лихо вздёрнутым носиком. И такая непривычно неподвижная... Тяжёлая болезнь почти никак на сказалась на аскетичном сухоньком тельце. Люди говорят только о ней, многие плачут. 

Прощай, Дина! Люблю тебя всю жизнь.


(Продолжение следует)


Рецензии
Потрясающий рассказ о учителе!

Замечательно раскрыт её характер!

Читал и видел живого человека!

Вспомнил школу и учителей!

Они были ответственными людьми, любящими профессию и учеников!

ВСЕГО ХОРОШЕГО ВАМ, УВАЖАЕМАЯ ВИКТОРИЯ!

С Уважением

Александр Андриевский   27.08.2016 14:02     Заявить о нарушении
Уважаемая Виктория!
Я посвятил школе повесть " Пред именем твоим" и несколько рассказов. Школьные годы - нельзя
забыть!

С Уважением

Александр Андриевский   28.08.2016 07:45   Заявить о нарушении
Саша, прочла с удовольствием! Благодарю за "наводку", Ваша

Виктория 10   02.09.2016 16:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.