Табун

До войны, очевидно, считалось, что самой главной  ударной силой в будущей войне будет конница. Поэтому лошадей взращивали, где только могли. Дело считалось очень патриотичным и привлекали к нему и детей.
К каждому школьнику, которому уже было лет 10, в зависимости от его физических  данных, прикрепляли 1-2 лошади. Он должен был их чистить, мыть, кормить, и вообще ухаживать, как за членом семьи. В колхозе очень поддерживали  эту деятельность школяров, и всячески старались ее поощрять. Родители отличившихся детей очень гордились.
Каждый год это прикрепление надо было делать заново. Подрастали жеребята, некоторые школьники переходили в другие школы. Оформлялось это мероприятие очень достойно, на главной площади села. Отдельно стояли конюхи, держа под узцы своих лошадей.  В стороне группировались  школьники, кандидаты в молодоармейцев. На трибуне было руководство колхоза, дирекция школы, герои и ветераны 1-й Мировой войны. 
Партком называл фамилию претендента и имя лошади, которая ему поручалась. От группы отделялся соответствующий конюх со своей лошадью и кратко ее характеризовал. После этого школяру передавали повод и красный флажок с номером.
Приходя на конюшню, каждый, никого не спрашивая, мог узнать, кто сегодня лучший. Именно его флажок украшал центральный вход.
Не только взрослые, но и дети хорошо понимали, что они служат делу укрепления Красной Армии. Поскольку конезаводов не хватало, коней выращивали почти в каждом хозяйстве, а потом для обучения передавали конезаводам, или специализированным хозяйствам. 
Надо сказать, что подходили к этим делам очень осторожно. Коневоды заранее знакомились с детьми, изучали их характер, какое-то время давали пообщаться будущим партнерам, и только после этого принимали решение кого к кому прикрепить. При этом они внимательно смотрели на степень соответствия коня и его будущего шефа. В конюшне была одна лошадь, которую в прошлом году не отправили на конезавод. Она считалась старожилицей и ее прикрепили к самому тихому школяру. Но они, судя по всему, очень подружились, много времени проводили вместе, и, казалось, что лошадь понимает каждое слово своего шефа.
По заведенному порядку, табун, в котором было порядка 50 особей, выпускали на полигон прогуляться, под наблюдением одного дежурного.
Когда пришло время возвращаться, вдруг что-то напугало лошадей и они все рванули в сторону.  А там неподалеку был глубокий овраг, с почти отвесной стеной. Лошади вихрем неслись прямо на этот овраг. А лошадь, когда она взбесилась, ничем не остановишь, кроме, как лошадьми ставшими поперек дороги.
Была смертельная опасность, что лошади, сталкивая друг друга, все разобьются в овраге.
Дежурным был тот мальчик, что на более старом коне. Он моментально понял, что если не обогнать табун и не развернуть его, став у него  поперек дороги  все лошади  погибнут.
Судя по всему, это поняла и лошадь. Она так рванула вперед, параллельно бегу табуна, что седок едва успел припасть к ее крупу. 
Это нельзя было назвать ни скачкой, ни гонкой. Когда лошадь увидела, что она уже почти догнала головных лошадей, она понемногу стала смещаться в сторону бегущего табуна, сбивая темп и ритм. Метров через 50-60 ей удалось прорваться вперед и стать поперек их дороги. Лошади потеряли единый ритм бега, стали сбивать в кучки, некоторые пытались просто отдышаться. А наездник со своей необыкновенной лошадью курсировали поперек дороги, пока окончательно не сбили желание двигаться в сторону оврага. Лошади успокоились и начали двигаться в обратную дорогу, как будто ничего и не случилось. 
Вечером в колхозе собралось собрание, Все очень хвалили нашего героя. Ему подарили энциклопедию животноводства. Но больше всех удивил главный коневод: 
- Я Уже старею, давайте попросим техникум, пусть одного коневода за наш счет подготовят для нас, а за эти годы и он повзрослеет, и я постарею, буду у него помощником.
Неожиданно поднял руку юбиляр, и обратился ко всем с просьбой - «не сдавать никуда сегодняшнего коня-героя. Пусть служит родному колхозу»- как символ верности  и преданности. Все согласились.
После войны, я поинтересовался коневодством в нашем бывшем колхозе. Кавалерия, как вид войск себя не оправдала.  Все пошло на спад. В качестве тягловой силы сочли  предпочтительным разводить волов. А потом уже трактора.
Хотя долгое время малая тягловая сила еще оставалась в нужде в междоусобьях, в пересеченной местности, как транспортное средство. Да и любили мы попросту наших друзей. Мы почти всегда делились с ними последним куском хлеба, что очень важно для детей, потому, что такие действия почти всегда выступали в качестве увертюры к достойной опере.


Рецензии
Рецензия на рассказ "Табун", автора Михаила Шаргородского
1. Да, действительно, во время войны хорошо зарекомендовали себя конные корпуса. Однако из-за высокой уязвимости от огня высокой плотности к 1 сентября 1943 г. количество корпусов сократили с 19 до 8;
2. Коневоды несли ответственность и за табун и за детей. Любая, даже самая малая, ошибка могла повлечь за собой трагедию;
3. Очень серьезно описан смелый поступок молодого наездника. Это действительно большое дело сохранить табун. Можно сказать, что он не только табун сохранил, но и судьбы тех людей за кем эти лошади были закреплены и многие другие;
3. "не сдавать никуда сегодняшнего коня-героя. Пусть служит родному колхозу"- как символ верности и преданности", - наверное автор умышленно сократил высказывания и призывы, чтобы дать читателю поразмыслить над поступком молодого наездника и его необыкновенной лошадью.
4. Конечно, интрига сохраняется и в последних строчках рассказа, не понятно как сложилась судьба главных героев.
5. Наличие иллюстрации было бы как плюс к общей картине.
Очень добрый и поучительный рассказ.
Рекомендую.
С Уважением, Александр Подлевских

Аполлон Московский   24.08.2016 14:51     Заявить о нарушении
Уважаемый Александр.
Спасибо за отзыв! ЯЫ ознакомился
с Вашим рассказом. Понравился.
Я оставил отклик.
Желаю успехов

Михаил Шаргородский   24.08.2016 15:55   Заявить о нарушении