Пермский этап. Музыка в Перми

    Пермь – молодой город, на 20 лет  моложе Петербурга.  Молодой но успешный. Он уже   к  1982  году стал миллионником.    А все благодаря удачному  месту,  которое выбрал капитан-поручик  Василий Татищев для постройки медеплавильного завода. Именно от него и пошла Пермь.

     А место было действительно очень удачным. И полноводная Кама, и рядом впадающая в неё Чусовая. А вокруг залежи меди, железа, соли, россыпи самоцветов, золотые жилы, вековые леса.

     Поэтому-то Пермь и не стала подобно древним городам  с тысячелетней историей (Суздаль, Юрьев, Владимир и др.) застывшим музейным пятном с набором старинных церквей и монастырей, а стала, как и  Петербург, ,быстро разрастаться, превращаясь в крупный промышленный и культурный центр Урала.

    И спланирована она была подобно Петербургу.  Все улицы, что шли от Камы, были параллельны друг другу.  Поперечные улицы пересекали их под углом в 90 градусов.  Только в этом и было сходство Перми с  Северной столицей.  Что же касается дворцов, монументов, соборов, триумфальных  арок и т.п., то пермяки к таким излишествам не тяготели.

    Особенно скромно обстояло дело с монументами. Да, что там скромно. Никаких памятников, обелисков, монументов в городе не было совсем. Лишь в советское время появились в городе четыре памятника (памятник Борцам революции, памятник Ленину, памятник Уральскому добровольческому танковому корпусу, памятник Героям фронта и тыла).

     И все это понятно, поскольку пермская публика заметно отличалась от столичной.

     Элиту Перми составляли отнюдь не князья, а  горнозаводчики,. владельцы шахт, купцы, соледобытчики.  Из писателей они ценили Боборыкина, в живописи выделяли лишь портретную живопись, их музыкальные потребности полностью удовлетворяли цыгане и  ресторанные певички, а жить во дворцах им было как-то не в радость.  Не любили они выпендриваться.

     И вот такие непрезентабельные граждане удивили всю стану. Они  сложились и в 1879 году построили в Перми оперный театр.  Это был действительно шикарный жест. Ведь в то время только три города России (Москва, Петербург, Одесса) имели оперные театры.

     Пермякам опера понравилась. Театр процветал. Спектакли шли с аншлагом.
 Большой вклад в музыкальную жизнь Перми внёс Иван Дягилев и его племянник Сергей Дягилев, будущий знаменитый антрепринёр.

     В Перми чтут имя Дягилева. Регулярно проводятся Дягилевские фестивали. Одна из гимназий носит его имя. Особенно подсуетились предприниматели: Отель Дягилев, ресторан Дягилев, Дягилев Бар.

  В революционное время было не до опер. Однако уже в 1921 году театр открыл свой первый советский сезон. Особенно зазвучал театр в послевоенное время.  Эвакуированные в Пермь во время войны Ленинградский театр оперы и балета  им.Кирова  и Ленинградское хореографическое училище положительно повлияли на художественный уровень как оперной, так и балетной труппы театра.

     Пермский академический театр оперы и балета  им. П.И.Чайковского  входит в состав лучших музыкальных театров России. Его труппы под маркой "Чайковский-балет" и "Чайковский-театр" успешно гастролируют за рубежом.  Пермский оперный  –-  единственный в стране  театр, поставивший все оперы (10) и балеты (3) Петра Ильича Чайковского.

    И если с оперным искусством в Перми был полный порядок, то симфоническая музыка звучало очень редко.

    Надо сказать. что коммунисты большое внимание уделяли привитию трудящимся хорошего музыкального вкуса.

   Ах, как затейливо мельтешили, как рассыпчато переливались бесконечные домровые вариации на русские темы! Как пронзительно голосили горластые самородные певцы из хора им. Пятницкого! Как буркливо и блескуче звучали опусы композитора Будашкина в исполнении оркестров народных инструментов!

   А крестьянские попевки в академической интерпретации оперных див? А плясовые и частушечные наигрыши бесчисленных ансамблей баянистов, балалаечников, гусляров?  А хоровые баллады о крейсере «Аврора», о пионерском лете, о счастливом детстве, звонко лившиеся из соловьиных горлышек советской детворы? А… Да, чего там, разве все перечтешь!  Заботились, ничего не скажешь, очень заботились идеологи КПСС о правильном музыкальном воспитании трудящихся.

      При их суровой эстетической селекции такой музыкальный нонсенс как «Черный кот» или «Ландыши», такой декаданс как модерновые творения зарубежных композиторов, такой агрессивный примитив как рок, не говоря уже о цыганщине, о босяцких, полублатных, эмигрантских песнях,  никакого доступа ни в эфир, ни на эстраду не имел: все это считалось вредным музыкальным эрзацем.

    Другим (после folck) музыкальным блюдом  для советских тружеников была  классика, русская и зарубежная. Слесари, землекопы, столяры, сварщики и представители других уважаемых рабочих профессий в филармонии особенно  не стремились и разными сюитами и сонатами интересовалась не очень, поэтому высокая музыка настырно, в приказном порядке,  продвигалась в массы, доставлялась, так сказать,  на дом.

     Симфонические оркестры и знаменитые певцы часто выступали прямо в цехах заводов и фабрик. Радио и телевидение очень регулярно транслировало скрипичные и фортепьянные концерты, оперные и балетные спектакли. Выпускалась масса дешёвых граммофонных пластинок с записями арий, оперных хоров, симфонических концертов и целых опер. Это был настоящий музыкальный напор. И следует отметить: такой напор был нужен.

     Правда,  однажды в этом деле был допущен перебор. В тот период трижды, по нескольку дней подряд лились в уши трудящихся  элегические мелодии из симфонических произведений Баха, Бетховена, Чайковского, Шуберта. В то время трижды организовывались государственные похороны: один за другим умерли три Генсека. Но это отдельный вопрос.

     В наше-то время трудящиеся такой музыкальной заботы не ощущают.  Везде гони деньги, причем бессовестно большие. А на экранах телевизоров десятилетиями отираются одни и те же "звёзды" со своим убогим репертуаром, по сравнению с которым "Ландыши", "Чёрный кот" -- музыкальные шедевры.

     Несмотря на такую заботу Партии и Правительства, в Перми долго не было филармонии. Только в 1939 году вышло постановление об организации Пермской областной филармонии, которая обзавелась после войны несколькими камерными коллективами, но симфонического оркестра она так и  не создала.  Зато у неё есть Органный зал с классным органом, построенным немецкими специалистами.  Это очень здорово. Пермякам нравится органная музыка.

   А свои симфонические потребности пермская публика удовлетворяет, слушая   игру Большого симфонического оркестра Пермского академического театра оперы и балета.

    Снобы утверждают, что Перми и  не нужен отдельный симфонический оркестр, мол пермский народ очень прост и неразвит, мол классическая музыка не для 150 миллионов, а лишь для людей, имеющих хорошее музыкальное воспитание, каковых в Перми раз, два и обчелся. Скорее всего снобы ошибаются.

     Когда знаменитый московский симфонический оркестр, гастролировавший в Перми в семидесятые годы, дал для железнодорожников шефский, т.е. бесплатный концерт, то послушать его в зрительный зал Дворца культуры железнодорожников набилось столько зрителей, что пришлось использовать дополнительные стулья. Машинисты, кочегары, стрелочники, слесари депо, никогда не ходившие в симфонические концерты, обрадовались возможности посетить такое чудо, да еще и бесплатно.  Вопреки пижонской  традиции не аплодировать в паузах между частями симфонии (якобы разрывается музыкальная ткань произведения), железнодорожники бурными овациями отмечали окончание каждой части Шестой симфонии Чайковского.

   И никакая ткань при этом не разрывалась, так как в любой симфонии её части связаны только тональностью, а во всем остальном (ритм, темп, музыкальный язык) каждая часть -- это самостоятельное произведение.

   А вот и драматическая, и музыкальная ткани классического балета резко разрываются, когда балетоманы начинают в середина акта аплодировать той или иной балерине после исполнения ею своего номера. Действие прерывается, дирижёр стопорит оркестр, балет рвётся на ряд концертных номеров.

    В этом отношении пермский зритель намного тактичнее столичных балетоманов. Он сдерживает свои эмоции до антракта и только по окончании очередного акта разражается горячими аплодисментами. Правда, так было в советское время, а как сейчас -- не знаю, давно не был в Перми.   

     Нет господа снобы. Классика в прекрасном исполнении всегда дойдет до души любого человека. И появление в Перми симфонического оркестра -- это вопрос времени.


Рецензии
Уважаемый,Александр!Я бывал вПерми проездом изНытвы,в70 десятых годах , время было зимнее холодное, и даже голодное в столовой щи без мяса икаша.Арядом пивная где было что взять если берешь водку , а вНытве молоко давали только детям до года ,а если старше то еиу молока не давали.Это было ужасно.Теперь о музыке . В 60 десятых годах я работал на руднике , в Казахстане Наш гл. инженер ,хороший спец.Однажды побывав вЦелинограде на концерте скипичной музыки. Приехав на рудник собрал всех ИТР и стал рассказывать как он побывал на концерте . Первый вечер он сидел далеко от счены,пошел на сле. вечер и сел поближе ивот рассказывал нам как у скрипачки тряслась каждая жилочка.это было потрясаюшее зрелище. С тех пор он никогда не отключал радио если звучала симфоническая музыка ,он стал пропагандистом этого жанра.Спасибо за интересную познавательную статью.

Владислав Игнатюгин   09.02.2017 12:52     Заявить о нарушении
Владислав, симфоническая музыка бывает разной. Есть проходные произведения, а есть просто гениальные. Ну и вкус слушателя имеет большое значение. Все считпют Бетховена великим, а мне больше нравится Малер. Спасибо за прочтение.

Успехов и здоровья. Александр

Александр Брыксенков   27.02.2017 08:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.