ч. 244 Служебная жертва

                Глава 21. Служебные жертвы
                §244. Служебная жертва

                «Казарма дикая, подобная острогу,
                Кровавою мечтой мне в душу залегла,
                Ей молодость моя, как некоему богу,
                Вечерней жертвою принесена была»
                Н.Клюев.

   Человека, погибшего при исполнении служебных обязанностей, а именно - военного, работника правоохранительных органов, а также врача и учителя, следует, прежде всего, называть служебной жертвой.
Служебная жертва первой принимает удар. Человек, идущий на опасную службу, вполне осознает это.

   Животные же, например, собаки пограничников или оперативников, жертвуют собой почти неосознанно, хотя, на первый взгляд, и вполне благородно.
В службе есть некий элемент ужаса. На протяжении всей жизни над существом, состоящим на той или иной должности, довлеет система всяческих запретов или ограничений.
И все-таки в служебной жертвенности, безусловно, есть положительные качества.
«Единственно, когда Служение происходит правильно: без жертвенности не будет правильности. Это единственно делает служение правильным, но нужно желать познать служение». 1
Так сказано о служении в древних книгах Индии. Служебная жертва может быть как постоянной, так и временной, то есть призванной на определенный или неопределенный срок.

   В сущности, вся земная жизнь человека может и должна быть служением.
Солдат срочной службы или должным образом воспитанный профессионал частично жертвует своей жизнью, отдавая свое личное время и силы государству.
Однако при совершении подвига, повлекшего смертельный исход, служебная жертва явится полной и даже естественной, как и любая ранняя и чувствующая жертва.
«Специальное занятие не есть преимущество, а есть жертва, которую приносит человек своему влечению и своим братьям».2
Подвиг хотя и близок к понятию долга, но чаще всего превышает его установления.
Вершитель подвига иногда не является служебной жертвой. Однако в природе и обществе есть моменты, когда и служебная и подвижническая жертвы объединены в своей сути и значимости.

   Например, у многих перелетных птиц на время ночлега или кормежки выставляются своего рода дозоры, должные предупреждать стаю об опасности.
Вероятно, в любом естестве присутствует искусственности и все же слаженность служебных жертв образует вселенскую систему или мировой агрегат.
Начиная с древних времен, в Славянских землях возникает служилое сословие, обязанное по первому призыву во главе с князем встать на защиту родной земли.
Постепенно служилое сословие, первоначальное бывшее княжеской дружиной, развивается и приобретает новые черты.

   Вот что говорит по этому поводу выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский: «В составе служилого слоя, то есть изначального дворянства, можно разделить два слоя: дворянство московское, столичное и низшее - дворянство городовое, провинциальное. Указом от 9 марта 1642 года велено было взять дворян - холопов из боярских дворов на службу, если они имели поместья или вотчины и были уже зачислены в службу, а впредь запрещалось принимать в холопство всяких дворян и детей боярских.
Этот запрет внесен и в Уложение. Так, ратная служба стала наследственной, сословной повинностью служилых людей. Тогда же определились их специальные сословные права как землевладельцев.
18-го февраля 1762 года Петр 3-й подписал указ о пожаловании всему дворянству благородному российскому вольности и свободы».3

   Правительство Екатерины 2-й пыталось указом от 14 февраля 1762 года приостановить действие манифеста и сделать службу вновь обязательной. Указ 1777 года подтвердил обязательность военной службы для дворянских недорослей.
Однако Жалованная дворянству грамота 1785 года вновь вернула дворянам «вольность» служить и оставляя службу как гражданскую, так и военную – по своему произволу.3
 
С этого момента элемент жертвенности в служилом сословии стал поистине катастрофически устраняться, что и привело, в конечном счете, к гибели государства и огромным жертвам среди всех слоев населения.

   Однако послабления дворянству были сделаны ещё в царствование Анны Иоанновны. Идя навстречу дворянам, Анна Ивановна отменила принцип майора-1.1 единонаследия (1730 г.). Она же манифестом 1736 г. разрешила одному из сыновей каждого дворянского рода не служить в армии, заниматься хозяйством в имении. Императрица облегчила дворянским детям и службу — они могли поступать на нее с 20 лет (при Петре I — с 15 лет), ( служить в течение 25 лет, а потом уйти в отставку.
Дворянство было довольно действиями верховной власти и законодательством о крепостных, которых правительства Елизаветы и Екатерины II ещё больше подчинили помещикам (запрет подавать жалобы, ссылка в Сибирь в зачет рекрутов и др.), и Генеральным межеванием с его «прирезками» в пользу помещиков, и мн. др. В наказаниях крестьян дворянин был ничем, по существу, не ограничен. Произвол приобретал нередко самые дикие, изощренные формы — достаточно вспомнить печально знаменитую  Салтычиху, Шеншиных, Жуковых и др.
Помимо собственно дворянского сословия, в России 15-16 - го столетий существовали ещё служилые люди «по прибору», в числе которых были стрельцы, пушкари, пограничные казаки. Подробнее об этом можно прочесть в книге В.О.Ключевского «История сословий в России». 5

   Своеобразное служилое сословие существовало и при Советской власти. К ним можно причислить работников МВД, МИДа, КГБ и других властных и силовых ведомств.
Однако на исходе 70-х и в 80-е годы среди этих охранительных структур стала размываться жертвенная основа. Советские люди возжелали свободы удовлетворения потребностей и обретения роскоши, что исключало жертвенность, как основу бытия. Государство было разрушено при попустительстве всего народа.

   Жертвенных личностей наверху не оказалось, хотя при обороне Приднестровской республики, при подавлении чеченских сепаратистов, и в других «горячих точках» люди России часто не жалели своей жизни.
В самой же России почти законом для бывших партийных и комсомольских работников стало пожирание всего и вся. В начале 90-х годов был принят закон о приватизации, то есть о присвоении народного имущества, созданного ценой многих лишений и трудов.

   И ныне о служении своему народу мало кто вспоминает. Стоит привести один, казалось бы, малозначащий пример на фоне «громадья планов» по прокладке трубопроводов и скоростных магистралей.
За шумом пусков новых автомобильных заводов не слышно стенаний молодых матерей, лишенных возможности помесить своих детей в детские учреждения, захваченные ненасытными секретарями горкомов, и проданные ими кому угодно.
Куда же деваться российскому люду, который и без того не слишком обременён рождаемостью?
А ведь ничтожный прирост населения дали подросшие дети, рожденные в последние годы Советской власти.
Зарплата мужей в провинции с трудом позволяет содержать семью даже с одним ребенком.
Матери тоже являются своеобразными жертвами служения народу.

 1Чхандогья Упанишада //Рерих Н. О вечном.- М.:Республика,1994.- С.205
 2 Толстой Л.Н. Так что же нам делать? //Соч. в 22 томах. Том 16.- М.,1983.- С.375
 3 Ключевский В.О. Русская история. Книга 2.- М.: Мысль,1993.- С.268.
 4 Лотман Ю.М. Роман А.С.Пущкина «Евгений Онегин»; комментарий. Л., «Просвещение». 1980. с.50
 5 Ключевский В.О. История сословий в России // Соч. в 9-ти томах. Том 6.- М.,1989.- С.255


Рецензии