Ускользающий Дон Карлос

Ускользающий «Дон Карлос»

«Дон Карлос» Верди – для меня вечно необъяснимо ускользающая опера. Ни одна мелодия из нее до спектакля в Мариинском театре 22 июня 2016 года для меня не стала не только любимой, но и просто запомнившейся или понравившейся. Хотя в советское время у меня были пластинки с записью этой оперы на итальянском языке в великолепном исполнении, скорее всего, театра Ла Скала. Я честно их периодически слушала, думаю, не менее 10 раз, но никакого успеха не добилась. И объяснить это только тем, что это поздняя опера Верди невозможно, ведь фильм-опера «Аида» с Софи Лорен, на который весенним днем вместо школы меня сводила мама в 9-летнем возрасте, поразил меня в самое сердце. Я и не слышала эту оперу в театре до недавнего времени, а полюбившиеся фрагменты из нее и опера в целом не исчезали из поля моего зрения с тех пор никогда. И отсутствием видеоряда это объяснить нельзя – я слушала «Дона Карлоса» в Мариинке года три-четыре назад, вскоре после премьеры. Тогда в последний момент заменили Ильдара Абдразакова, и моя приятельница, подбившая меня на визит в театр, осталась дома, а я пришла и проскучала в первом действии вплоть до спасительного появления Родриго, маркиза ди Позы в исполнении Владислава Сулимского. Я обратила тогда внимание на красивый героический дуэт Родриго и Дона Карлоса во второй картине, на прекрасный марш, на другие арии Родриго, погрустила, что его убили проклятые предатели… И только. В первом антракте я позвонила приятельнице и сказала, что, если бы она была в театре, ей мало бы не показалось…

И в Большом театре, где я прошлой осенью (27 ноября 2015 года) слушала великолепную миланскую версию (1884 года) оперы во впечатляющей постановке Эдриана Ноубла с потрясающими солистами (Андреа Каре, Рафал Шивек, Вероника Джиоева, Елена Зеленская), с разверзающейся огненной бездной в сцене сожжения еретиков, с изумительно поставленным светом, я почему-то замечательный дуэт Родриго и Дона Карлоса даже не зафиксировала в сознании! Хотя ушла в восторге от спектакля.

В купленной в Большом театре книжке об этой опере и истории ее сценического воплощения я прочитала фрагмент того, что Верди писал Тито Рикорди в 1866 году, и свет в конце тоннеля начал появляться: «Для исполнения оперы необходимы: - две примадонны высочайшего уровня на роли Елизаветы и Эболи; - отличный тенор для роли дона Карлоса; отличный баритон для роли Позы, - два баса первого положения на роли Филиппа и Инквизитора; - отличный бас второго положения для роли Карла Пятого; - увеличенный оркестр с добавлением всех инструментов, прописанных в партитуре».

И вот, – о счастье, – звездный состав в Мариинке 22 июня 2016 года! Ильдар Абдразаков, Ованес Айвазян, Владислав Сулимский, Ирина Чурилова, Юлия Маточкина, Сергей Алексашкин и Валерий Гергиев как дирижер! Бинго!
Слушая эту оперу в их исполнении, я радовалась звуковому пиршеству, этому роскошному слиянию и переплетению прекрасных взволнованных голосов в дуэтах. Все встало на место! Эту оперу надо исполнять, любя ее, выкладываясь «по полной» и в музыке, и в пении, и в игре! Как в этом спектакле. И слезы сами наворачивались при звуках проникновенного дуэта двух друзей – Родриго (Владислав Сулимский) и Дона Карлоса (Ованес Айвазян) от понимания, насколько это прекрасно! Хотелось, чтобы миг никогда не заканчивался… И все остальное действие вдруг ожило, заблестело красками, заволновало. В последнем акте, в сцене предательского убийства Родриго, маркиза Ди Поза (Владислав Сулимский), внимая его предсмертной арии, хотелось умереть вместе с ним и навсегда раствориться в великой музыке Верди! (В зале в этот день шла запись спектакля, как бы хотелось когда-нибудь купить ее в виде DVD!).

Вскоре после этого спектакля, 3 июля, по телеканалу «Культура» показывали запись еще одной замечательной версии «Дона Карлоса» в постановке Петера Штайна, представленной на Зальцбургском фестивале в 2013 году. Она была длиннее на целый час, чем спектакли в Большом театре и Мариинском, в ней была прелюдия к первому акту с хором лесорубов и их семей, сценой знакомства Елизаветы и Дона Карлоса, а также поражающая красотой музыки сцена бала (исполняя ее, дирижер Антонио Паппано просто подпрыгивал на своем стуле, так она ему нравилась) перед объяснением Елизаветы и Филиппа по поводу шкатулки. Исполняли оперу замечательные певцы, в том числе и солистка Мариинского театра Екатерина Семенчук (принцесса Эболи). Но и этот спектакль, с моей точки зрения, по силе эмоционального воздействия не превзошел тот, что был показан в Мариинке 22 июня в рамках фестиваля «Белых ночей» 2016 года!


Рецензии