Коммунизм и религия

КОММУНИЗМ И РЕЛИГИЯ
«Статья 14. Российская Федерация - светское государство…»
                Конституция РФ
   

   В учение о коммунизме (реальном гуманизме) есть своя правда. В идейном арсенале коммунизма и основных мировых религий немало общего. Но коммунизм как учение  и практику  борьбы против социального гнёта и неравенства  господствующие социальные классы стремятся с самого его зарождения представить таким, чтобы у него были враги не только среди миллиардеров и олигархов (что естественно), но и среди нищих и бродяг.  Коммунизм как учение извращается, коммунизм как практика подвергается клевете. Тем более, что и как практике, и как теории, учению о коммунизме свойственны свои ошибки. К тому же и на поприще борьбы с капитализмом появлялись и появляются часто «волки в овечьей шкуре». Вот и у российских большевиков, на наш взгляд,  оказалось ошибочным в теоретическом, и практическом плане отношение к религии.
     Вообще большевики, как и марксизм в целом, в идеале были против насильственных действий в отношении  священнослужителей и верующих. Однако, в ходе гражданской войны священники попадали под горячую руку институтов диктатуры пролетариата, но не как священники, а как контрреволюционеры или как пособники контрреволюционеров. Традиционно ведь религиозные институты выполняли функцию идеологической защиты интересов господствующих классов. Русская православная церковь к тому же была формально частью государства. Рядовые верующие и часть низшего духовенства по-разному  относились к революционным переменам. В отдельных действиях новой (советской) власти они видели реализацию постулатов религиозных учений.
  Почему возникла оппозиция «коммунизма» религиозным учениям? Потому, что коммунизм (социальная теория К. Маркса и его последователей) возник в русле науки, а от Средневековья в Европе сохранилось на длительное время  противостояние религиозных организаций учёному сообществу. В ХХ – ом веке особенно во второй его половине стало ясно для пытливых умов, что противостояние науки и религии искусственно. У каждой из форм сознания своя территория. В тоже время отправной точкой развития всех форм общественного сознания и философии, и науки в том числе явилось и является религиозное сознание (возможно, первая из дошедших до нас развитых форм человеческого сознания ).
      
    Ленин, представляя теорию научного коммунизма в широком смысле, как сумму, как итог развития всей человеческой культуры (в том числе и религиозной, надо полагать), одновременно исключил религию из структуры культуры будущего. Религия якобы как культурный феномен отмирает. Но религиозность как вера  – одно из сущностных качеств человека. Без веры человек как человек жить не может.
      
     И  в этом смысле коммунисты и атеисты (не обязательно коммунисты)  вместе, скажем, с буддистами (в буддизме нет веры в единого Бога) вместе с представителями других вероисповеданий (иудаизм, христианство, ислам, в которых присутствует вера в единого Бога) могут представлять множество, верующих  граждан одной  страны, отличающихся своей верой и имеющим на это право в соответствии с законом о совести. Люди отличаются друг от друга не тем, что одни верят в Бога, а другие нет, а различным пониманием и представлением Абсолюта.    
   
    И вот,  хотя вера в Советской России и была объявлена частным делом гражданина (закон о совести), к сожалению, реально священники и верующие (которые открыто демонострировали свою религиозность)  не чувствовали себя полноценными гражданами в Советском Союзе.  Их права опосредовано или прямо ограничивались. Такой политикой большевики сами подогревали оппозиционные настроения среди части граждан. Ошибочным было и упущение возможности использовать духовной силу религий для защиты и упрочения своей цели: построить социально справедливое общество.
   
    В принципе религиозные организации сегодня могли бы встать на защиту «социального государства», прописанного в современной Конституции. Но они не выступают ни против закрытия больниц, ни против закрытия школ, их не возмущают чрезмерные состояния примерно 1%-2% российских граждан  , явно приобретённые неправедно,  ни чрезмерные зарплаты высокопоставленных частных и государственных чиновников и полунищенские зарплаты у медиков и учителей («лечить будут бабушки, учить будут батюшки»). Иерархи религиозных организаций охотно возвращаются (или уже вернулись) к выполнению функции защиты богатых от праведного гнева бедных (труждающихся и обременнёных) 
   
     А ведь в каждой достаточно развитой религии как социальной программе можно обнаружить идеальную модель общества как  прообраз «социального государства». Эта модель определяет во многом цель и смысл жизни человека. Отдельные стороны христианского учения можно рассматривать  как подготовку человеческого сознания к правомерности утверждения общества социальной справедливости (града Божьего). Хотя религиозные тексты не скрывают, что это нелегко.
      
     А заигрывания власти с религиозными организациями выглядят как откровенное нарушение Конституции.  Одно из последних таких заигрываний признания богословия или теологии в качестве равных светским научным дисциплинам (в светской системе есть свои научные дисциплины, которые считают своим предметом феномен религии). Богословие в целом  и богословские дисциплины нужны только в рамках сферы деятельности конкретных религиозных организаций, как их частное дело, а научные дисциплины обслуживают общество в целом.
    Сегодняшние власти предержащие вместе с высшим духовенством не стесняются идеи возвращения  религиозным организациям в России функций защитника социального угнетения.
    
       Конечно, марксова форма (формула) коммунизма – оказалась всего лишь очередным его исторически ограниченным образом. Со временем его сменит новый более совершенный образ. Кстати,  в самом начале своих разработок идей научного коммунизма К. Маркс называл их также «реальным гуманизмом». Этот термин может вполне стать именем нового образа.
    
       «Реальный гуманизм» как идея по-прежнему не может не быть ничем иным, как только итогом духовного  нравственно-морального развития человеческой общности и итогом опыта всей истории социального строительства. И в этот итог, и в этот опыт войдёт всё позитивное, что имелось в развитии человеческой культуры: религии, науки, философии, искусства и  опыт удач и неудач реального строительства общества социальной справедливости: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет… И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло...»
   


Рецензии