Советы для Элли о поэзии

Советы для Элли о поэзии.


«Талант не измеряется в знаниях или оценках. Очень трудно быть поэтессой со специальным филологическим образованием. Ты уже начинаешь препарировать свои стихи и рассматривать их предвзято, со строжайшей критикой». Элли Блонде.


Мне по этому поводу вспоминается (это я к тому, что, возможно, в этом Вы правы), как в начале Перестройки показали вновь созданную группу, вокально-инструментальный ансамбль, как тогда их называли... Вот мол, дескать, все они с высшим музыкальным образованием, решили объединиться, чтобы создать группу и выступать, уже начали репетиции... Больше я о них не слышал...
А насчет таланта и лести... В Ваших стихах чувствуется свежесть мыслей, сила и глубокий смысл... Рифмы придут потом, не сразу... Как-то обсуждали одного знаменитого поэта, это я видел в каком-то фильме, что вот, в этом месте он почему-то нашел слабую рифму... Но, так как он был уже на то время знаменит, то, сразу начали ЭТО объяснять: дескать, он специально написал так, чтобы подчеркнуть то-то и то-то... Это, с моей точки зрения, как "Черный квадрат" Малевича... Видел в журнале несколько его картин - грубая посредственность и усредненность (я здесь излагаю свой взгляд на вещи)... И потом, вопль восторга: "Черный квадрат"... Он хотел выразить то-то и то-то... Потом показывали, что эту картину специально выкупили для России меценаты... За миллион долларов... (Это же МАЛЕВИЧ)... Разместили в музее... И вот - дикий восторг толпы: "Черный квадрат Малевича".
Показали какого-то искусствоведа... Он с благоговением смотрел на рамку с "Черным квадратом"... Наверное, в это время в его голове блуждали мысли о красоте этой картины... И тут же - отрезвляющее (с чем я полностью согласен): какая-то школьница спросила у ведущего: "А что будет, если я нарисую "Зеленый" или "Красный" квадрат? Он тоже вызовет умиление?".

На нее тут же посмотрели, как на ненормальную...

-"Это же МАЛЕВИЧ" - воскликнул один из присутствующих...

В моем детстве был такой анекдот (очевидно, со скрытым смыслом – про Малевича): «Василий Иванович участвовал в конкурсе на лучшую картину… Думал-думал, взял холст и зарисовал его черной краской… Когда у него спросили, что это, он ответил: «Бой в Крыму, все в дыму, ничего не видно»… Кузбасслак… Художник – В. Чапаев»…

Если вдуматься, очень глубокий смысл в этом анекдоте… На меня конечно зашипят (Это же МАЛЕВИЧ)… Но – это не изменит моего вышеизложенного мнения…

Психоз нации, да и только... Нет уж (опять таки, с моей точки зрения) если это высокое искусство, и достойная картина, то честь ей и хвала... Если нет - то нет... И - никакая лесть не поможет... После посещения Эрмитажа и Русского музея в (тогда еще) Ленинграде, мое мнение о многих художниках изменилось... Нам годами внушали о некоторых, но, все-таки убеждаешься - если рисовал мастер, то это - МАСТЕР...




Наша поэзия - это крик нашей заблудшей души, ищущей выхода из ситуаций жизни, которые она нам целенаправленно и периодически подбрасывает... И смотрит с высоты, как мы справимся с очередной задачей...

А если разобраться, и задуматься о смысле полночных бдений, то - лучше вовремя лечь спать... Усилием воли, или как уж там получится... "Утро вечера мудрее", все нужно делать на "свежую голову"... Потоки мыслей и бессонница - это от повышенного давления...

От Ваших рецензий поднимается настроение, они заставляют сердце биться чаще... В голову сразу начинают стучаться строчки невысказанных мыслей, новых стихов и идей! И все это - на фоне умиротворения, покоя и благости, ярких чувств и переживаний, а также - сопереживаний - эмоциям и чувствам этих мыслей и строк...

Стихи... Они часто приходят свыше, и требуют минимальной обработки... Некоторые - звучат по десять раз на день в голове, пока их не запишешь... А многие - теряются в ритме жизни... Это те, которые я не успеваю записать...

В каждом стихотворении для меня на первом месте: передать образ и состояние мыслей, воплотить эмоции, подчеркнуть красочность природы, несколько "оживить" атмосферу, "присутствие" образа... Рад, что мне это иногда удается...

У меня ведь было то же самое... Основные стихи (300), которые расположены внизу страницы ("Русский рок", "Шансон", "Любовная лирика"), я написал, когда работал в одной комнате с девушкой... Ей было всего 20 лет, но у нее уже была своя группа, пусть не с совсем понятными мне песнями, но - у нее уже были свои фанаты, свои поклонники... Она часто приходила на работу и говорила: "Валера, я звезда"...
Она как бы стала моей Музой... Хотя мы часто не понимали друг друга, она часто смеялась над моими стихами, но - она в те же моменты вдохновляла меня на написание новых стихов... Стихи шли ко мне сами, как будто она являлась их проводником... Я, как в опьянении, писал каждую свободную минуту стих, приходил домой и опять писал... В день я тогда мог написать до 5 стихов... В среднем - 3-5 в день...
Потом она уволилась, я продолжал писать... Но - уже не так часто... Я перешел на прозу...
Потом эти написанные стихи лежали 10 лет, я не написал за это время ни строчки... Как обрезало (Муза то ушла, мы с ней уже не работали).
Потом у меня появился Интернет... Я разместил стихи и думал, что больше не буду писать... В это время я получал рецензии, подобные этой: "О, Боже! Одиннадцатый сборник однообразного нытья"... Мне указывали на слабые рифмы ("твоя-моя", "любовь-кровь", "туман-обман")... Я переживал после таких рецензий, ходил, как побитый, все валилось из рук... Наверное, все начинающие поэты через это проходят... Нет, чтобы поддержать... Я сам помню, как с трепетом фиксировал, сколько раз тот или другой мой стих прочитали, изучал творчество читателей, восторженно писал им рецензии...

Несколько раз случались ляпы: стихи некоторых авторов, пройдя "обработку" в моей голове, становились новыми стихами... Но - в них были некоторые слова из этих стихотворений (как без этого)... Не все прощали это, многие писали, что я "обработал" их стихотворение, только исказив его суть... Что оно от этого стало только хуже... Многие требовали: раз в моих стихах есть несколько подобных слов, то я должен писать в начале стихотворения, что это их стихотворение вдохновило меня... Очень много было таких закорючек и штучек...

Более опытные и старшие по поэтическому перу товарищи с каким-то упоением критиковали чуть ли не каждое стихотворение, находя в нем скрытые недостатки... Но - многие и хвалили меня, начинающего... Вот так и двигалось творчество - от переживаний и чуть ли не слез, до радости и вдохновения... В этом "коридоре" и развивалось творчество...

Многие стихотворения нравились мне самому, многие я бы потом переделал... Получилось бы лучше... Но - я взял за правило: что написано, то - написано... Ничего не менять... Правда, последнее время, я вернулся к старым стихам... И - мне стало стыдно за некоторые идеи и мысли, которые я там излагал, за слабые рифмы и содержание... Я все-таки решил переделать некоторые стихотворения, придав им новый смысл... Наверное, я зря это делаю... Но - уже начал...

Как я уже писал, в каждом стихотворении для меня на первом месте: передать образ и состояние мыслей, воплотить эмоции, подчеркнуть красочность природы, несколько "оживить" атмосферу, "присутствие" образа...

Все через это проходят, всегда бывает первый раз и ужасные рецензии на стихи...

Если разобраться, то я - "Малоизвестный запрещенный поэт с очень низким рейтингом", как я себя называю... Не верите?

"Очень низкий рейтинг" - Рейтинг моих стихов - 6-8 (у них такое правило - для хороших поэтов рейтинг очень высокий, иногда - 160 и больше... Для всех остальных, включая меня - 6-8... И это мало зависит от рецензий и количества читателей)... Так что, по рейтингу, я - на уровне всех остальных...

"Запрещенный" - очередное мое стихотворение запретили... "Шутейные стихи для Зои-27" - "Произведение не отображается"... Видно, кто-то все-таки пожаловался на нарушение авторских прав, хотя, с моей точки зрения, у моего стихотворения - переработки, совсем другой смысл... И я не претендовал на авторство... Я только переделал, как лучше... Это уже давно народная песня... Автор - народ... Я столько слышал вариантов этой песни, когда ездил по, тогда еще, Советскому Союзу, что - и не счесть... И все мне горячо доказывали, что их вариант - самый правильный... Так что все эти потуги, с моим стихотворением - буря в стакане воды... С их стороны...

"Малоизвестный" - у поэтов с высоким рейтингом (кстати, одни и те же фамилии в рейтинге стихов, очень мало меняются, человек 10-20) с утра уже по 40-50 читателей, и в день - по 30-60 рецензий... У меня - иногда 8-10 за день (читателей)...
Сегодня, правда, чуть больше - наверное, становлюсь "знаменитым" - с Вашей легкой руки... У нас любят читать "запрещенных" поэтов... Это у нас в крови...

Элли! Со своей стороны я не согласен с Вашей точкой зрения, о себе, любимой... Скромность, конечно, украшает человека, а "Женщина - друг человека", как говорил наш великий сатирик Аркадий Райкин, но - Вы постоянно явно занижаете планку - высоких оценок Ваших стихотворений...

Мне кажется, что это не всегда правильно... Сужу из своего опыта жизни... Если бы я был более самоуверенным, не таким скромным, каков я есть, то - я бы, наверное, большего достиг в жизни... Хотя - где мера наших достижений? Откуда мы знаем, в чем мы лучшие, а в чем - худшие, с точки зрения Высших сил... Нас ведь учили: не переступать через людей, не шагать по чужим трупам к цели, «Человек-человеку - друг, товарищ и брат» (в Вашем случае, сестра)...
Даже тогда, при социализме, эти принципы не всегда работали... Уже тогда вокруг были ожесточенные, самоуверенные люди... И сейчас это проявляется...

Однажды у меня внезапно отобрали Кабинет на странице… Страницу я мог только читать... Я, со временем, нашел способ размещать новые произведения... А вообще - без кабинета (я не беру всякие рейтинги и все прочее) я не могу корректировать старые произведения, перемещать в нужные папки произведения, редактировать и что-то менять, размещать новые произведения... Меня фактически отрезали от размещения новых произведений, но, почему-то оставили старые произведения... Лучше бы уж тогда сразу "запретили" и написали: «Произведения автора не отображаются»... Так, наверное, было бы правильно... А меня - вообще отключили, если я что-то нарушил...

Вообще, в моем понятии, нужно было объяснить, в чем я не прав, возможно, я бы переступил через свои принципы (что - вряд ли) и что-то поменял, изменил или убрал... А без предупреждения отключать - это, по-моему, неправильно... Или убирать произведения и писать: "Произведение не отображается"... Вы понимаете, любой писатель и поэт здесь висит на волоске... Стоит любому кому-то, произвольному (а ведь есть такие, которые делают всякие гадости для людей) пожаловаться, и вас такой же (в душе властитель дум, но - не всегда адекватно созревшая личность, которая понимает все оттенки Бытия) модератор просто отрубит или "запретит"... Кошмар и ужас...

Нам всегда внушали: "Нет плохих учеников, есть плохие учителя"... Всегда можно объяснить человеку и убедить, неадекватных людей не так уж и много (правда, с каждым годом, такое впечатление, что их становится все больше и больше)...

И самое непонятное, что сделали - я хотел вообще уйти, раз такое дело, а без кабинета я это не мог сделать... Включили бы на секундочку - и я у цели...

Кстати, посмотрите, если будет время моих избранных... Там тоже многие закрыли свою страницу, или, что видно по дате - якобы не пишут уже 4-5 лет... Одна писала очень хорошие басни, действующие лица - звери... Ее страницу ("Администрация не оказывает услуг по размещению произведений данного автора") в какой-то момент отрубили, без предупреждения, видно, не про того зверя написала... Откуда мы знаем, чем мы можем не угодить администрации? У каждого - своя психология и свой уровень воспитания, восприятия жизни... И, вот так вот судить о людях? Не разобравшись в ситуации? Непонятно...

Как в песне А. Макаревича: "Дайте каждому ружье, и дураки переведутся"?
А откуда они знают, может они сами такие...

Знаменательна концовка песни: "Тогда я только осознал, насколько нас осталось мало...". Но, ведь так жить нельзя... Всегда нужно стать на позицию человека, "влезть" в его психологию и воспитание и разобраться, почему он, так или иначе, сделал... Ведь вокруг, в основном, нормальные, здравомыслящие люди... Откуда эта самоуверенность, что - вот я прав, а он - всегда нет? Они что - Боги, чтобы судить людей? Или какие-то Высшие существа? Приглядишься - вроде бы нет... Или - далеко нет...

Когда я разместил свои стихи на этом сайте, 2 или 3 года назад, уже не помню, было более доброе отношение к начинающим, что ли... Мне не всегда писали рецензии, но я сразу почувствовал, что многие ко мне по-хорошему относятся, пытаются поддержать, дают советы... Я, правда, тогда хотел поскорее разместить 300 стихотворений и больше не писать... Размещал пачками, по 10-20 стихотворений в неделю, иногда - и в день... Причем сборниками, по 10 стихотворений... Мне тут же посоветовали, что нужно выделять каждое стихотворение, тогда оно будет более ярко выражено и читаемо... Потом у меня долго был "бзик" насчет иллюстраций... Они ведь сразу предупреждают, что, желательно, размещать свое произведение со "своей" иллюстрацией, а я так быстро не рисую... Потом я стал брать иллюстрации из Интернета... Наверное, меня когда-нибудь упрекнут и в этом... Дескать, пиши, откуда взял, кто автор и т.д. Если разобраться, то авторское право очень трудно соблюдать, всегда можно что-то нарушить... Если ко всему цепляться, то, проще, отменить вообще Интернет, который, в моем понятии, придуман для свободного общения и обмена мыслями, и произведениями... А здесь все то же, что и в действительности... Один пишет мат-перемат, и это нормально, второй пишет эротическую прозу, что запрещено, третий к чему-то призывает - запрещено, четвертый кого-то оскорбляет и осуждает, с тем же матом - все нормально... Социальное разделение на классы, да и только... Кому-то можно, а другим - нельзя... Я буду делать, что захочу, а остальные - в рамках какого-то придуманного на скорую руку, даже не закона, а каких-то правил-ограничений...

Никому сейчас уже не нужно старых мыслей и аксиом... Все вокруг мнят себя умными...

Неординарность решений, не быть таким, как все, не действовать по аксиомам - и все получится!

Все у Вас получится! Нужно только работать над собой, ставить перед собой новые задачи, пытаться их выполнить и преодолеть...

Как японцы, которые занимаются каратэ: тренер говорит - отжаться от пола 20 раз - они отжимаются... Потом - еще 20 раз... Они отжимаются... Потом - еще 30 раз... Они отжимаются, но уже не так весело, как раньше... И тут он им говорит: "А ну, испытаем наше кондзё (дух)... Отжаться еще 30 раз... И - они отжимаются, как это ни странно... Казалось бы, они уже на пределе, но - у них сильный дух, воля к победе...

То же показали в передаче про австралийский спецназ: они идут с полной выкладкой (около 45 кГ) 125 км... Инструкторы тут же говорят: "За счет силы можно пройти в среднем 45 км... Дальше - только за счет силы воли"...

Когда я пришел на Стихи.ру, я думал, что мои стихи воспримут хотя бы с некоторым восторгом... Ведь они так нравились мне, иначе я бы их не разместил... Печататься в местных изданиях я тоже пробовал, с тем же результатом...

Есть такое выражение: "Кто хочет выполнить работу, тот ищет возможность, кто не хочет выполнить - тот ищет причину"... Они просто не хотят публиковать, и ищут причину, которую можно всегда найти, в любом человеке и поэте... Идеальных нет... И - наоборот, как в случае с Малевичем... Если они захотят поднять поэта, то они сразу найдут идеальность в его стихах, даже со слабыми рифмами... Они будут петь дифирамбы и хвалебные ноты каждой строчке, выискивать сильные места...

Вспомните свое образование - ведь Вас тоже этому учили... Ведь Вы тоже, на ровном месте, в шутку, написали о "Тараканище"...

Был такой великий шахматист, кажется, Алехин. Он садился играть сам с собой, и - постоянно вертел шахматную доску, то - играя за себя, то - за противника... Он, по очереди, загонял противника, или себя, в патовую ситуацию, и - всегда находил выход, повернув доску...

Так и в жизни... Если хотят поднять человека, то - поднимают... Если хотят уронить человека - то роняют... Глубоко и надолго...

Это очень часто и со всеми бывает… Кто-то падает, кто-то гнется под тяжестью Бытия, а кто-то продолжает ползти вперед, не смотря ни на что... Некоторым, правда, кажется, что они продолжают шагать, да еще строевым шагом...

Что поделать, это жизнь во всем ее разнообразии...
В молодости, нужно пытаться развиваться во всех направлениях...
И делать это изо всех сил... А жизнь отсеет ненужные увлечения...

Но, я знаю многих людей, которым одного увлечения мало… Они увлекаются многими вещами… С виду они ничего не добиваются в жизни, не становятся знаменитыми… Они не отмечены званиями кандидатов и докторов наук… Но – они всесторонне развитые люди… Они знают обо всем понемногу…

А посмотришь на иного ученого – он знает только свою узкую область, практически нечего не зная об остальном… Да, он отмечен учеными званиями и регалиями, но, с ним можно углубленно поговорить только на заданную тему… Его тему…

Я всегда поражался по этому поводу преподавателями в школе… Они досконально знали свой предмет, но очень редко увязывали свои знания с другими предметами… А ведь перед ними были примеры… Например – матанализ, физмат и многое другое…

В жизни и в мире все взаимосвязано, и ответы на многие вопросы можно найти, только изучая одновременно многие предметы и увязывая одни данные с другими…

С другой стороны, конечно, не нужно распылять свой талант и силы… Погнавшись за двумя зайцами, ни одного не поймаешь…

Лучше, как советовал один мудрец: "Выберите что-то одно, и делайте это изо всех сил... Тогда к вам придут успех и слава"...

Меня часто обвиняют в плагиате… Даже переписку со мной бросают, мотивируя это тем, что мне теперь нельзя верить, что я и другие стихи у кого-то «слямзил»… Да-да, именно такие слова употребляют…
Процентов 30 этой песни (первые 3 куплета) я слышал в 1975 году... Перед тем, как написать свой стих, порылся в Интернете и нашел оригинал... Я все же считаю, что мой стих взял за исходное саму идею, а остальное - оригинальная обработка... Конечно, многие слова совпадают, даже можно сказать, что первые 3 куплета, более, или менее...

У меня три или четыре подобных песни... И там такая же идея - за основу взято немногое, остальное - творческая переработка...

Я, со своей стороны считаю, что так песня только улучшается, звучит лучше... Я всегда был сторонником того, что песня, с годами, должна улучшаться, тем более, что эти песни - почти народные... Я всегда был против того, что из года в год поются одни и те же слова, не всегда удачные... Тем более, что с моей точки зрения, так лучше...

В начале я всегда указываю, какая песня или стих меня вдохновили... Очень обидно все это... Да и себя чувствуешь неловко в такие моменты... Это уже второй или третий раз я так попадаю... Одна читательница, правда, сказала, что чужие слова нужно было взять в кавычки... И рад бы что-то исправить, но - мне приходилось писать начисто - у меня не работал кабинет... Почти на год отключили кабинет на Стихи.ру и Проза.ру... Очень неудобно стало работать... Я ничего не мог исправить, даже размещение новых произведений всегда было под проблемой... Я чисто случайно обнаружил, как это делать... Если бы не обнаружил, то - хотел закрыть страницу... Но - без кабинета это невозможно... Прямо - замкнутый круг...

Элли! Все великие поэтессы (про мужчин-поэтов такого не слышал), писали свои стихи в тетрадочку, нигде не публикуя... И только потом стало известно, насколько велик их талант...

Тетрадочки можно спрятать подальше, завести папочку в компьютере, и все - туда... А потом, когда Вы станете знаменитой, эти тетрадочки вызовут фурор... Их будут изучать и классифицировать, защищать на них кандидатские и докторские диссертации... Так что, правильно Вам посоветовали... Берегите все это, ведь это - Ваша жизнь, частичка Вашей души, Ваших мыслей и чувств...

Гении и злодеи... С одной стороны, гениальность - это здорово... С другой: "Многие знания рождают многие печали"...
Гениальность направляет жизнь в тупик... Все гении несчастны... И каждый – по-своему... А с другой стороны: "Земля юдоль скорбей людских, и озлобляет это их"... «Каждому – свое»... И каждый выбирает свою жизнь сам...

«Лучше быть обычным человеком, чем гением. Кто знает - дар это или проклятие. У таланта трудный путь. Хотя трудности нас закаляют. Здесь палка о двух концах». Элли Блонде.

"Количеством таланта не измерить"... Элли Блонде.

Все правильно…  Только качеством...

Даже не знаю, что сказать о моем отношении к Маяковскому... Детское впечатление, еще со школы - необычно, не всегда читаемо, иногда я "спотыкался" на строках и пытался понять смысл... Но - это детские впечатления...

Если я не ошибаюсь, его считали футуристом, поэтом будущего... Тогда многие молодые поэты искали свой стиль и свое место в жизни... Многие - на фоне кокаина и революционных событий... А когда душа не спокойна, в движении, то и получается что-то новое, необычное... Я на Стихи.Ру часто читаю молодых поэтов и поэтесс - необычно и талантливо... Во всяком случае, мне очень нравится... Не всегда рифмы бьют, но передана экспрессия, чувства и эмоции, яркость красок и строф... У многих - необычный взгляд на очевидные вещи, о которых привык думать старыми аксиомами...

Я однажды так и написал в рецензии: "Прекрасно и необычно… Современно и жизненно, резко и оригинально... Свежие идеи на фоне всеобщей безликости"...

Очень эмоционально и ярко, возвышенно и восторженно!

Когда любишь, строки звучат песней в душе и сами ложатся на листок...

Главное, ни на чем не зацикливаться, верить с оттенком скепсиса, стараться найти компромисс, любить, и все получится!

Желаю Вам счастья, чтобы у Вас все получилось, было ярко и возвышенно, без накала страстей и эмоций, с жизнью - в океане любви!


Рецензии