Ч. 5 Ставка просит продержаться неделю

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2016/08/23/1915

В Николаев прибыл и заместитель наркома ВМФ адмирал Гордей Иванович Левченко. Ему в какой-то степени удалось навести порядок при эвакуации кораблей. Восемь эсминцев конвоировали недостроенные корабли.

Из Николаева сумели вывести: ледокол, корпуса двух недостроенных крейсеров, двух лидеров, трёх эсминцев и шести подводных лодок. Их загрузили частью оборудования и механизмами. Кроме того, на них же поместили семьи военнослужащих и работников заводов.

Большое мужество проявили гражданские капитаны и команды судов, которые с черепашьей скоростью буксировали за собой недостроенные корабли, подвергаясь обстрелам и бомбёжкам. Что испытали женщины, дети и старики во время перехода в Одессу на недостроенных судах, передать на бумаге невозможно.

На борту транспорта «Полина Осипенко» перевозили более тысячи человек женщин и детей,  и груз зерна. После прямого попадания двух бомб судно стало тонуть, загорелось зерно.

Капитан направил судно на мель. Пассажиров спасали пограничники, теплоход «Красная Молдавия» и сторожевой корабль «Кубань».

После неудачного артиллерийского набега удары по нефтепромыслам Румынии и по мосту с нефтепроводом через Дунай в Констанцу, до падения Николаева наносила морская авиация. Бомбардировщики, чтобы не попасть под огонь зенитных батарей, которые плотно прикрывали мост, сбрасывали бомбы с большой высоты.

Но если даже сейчас умудряются в Сирии, имея совершенно иную технику, промахиваться и бомбить не тех, то, что говорить о том времени! В мост ни разу не попали. Тогда командование авиации решило использовать истребители для бомбометания с пикирования.

Бомбардировщики ТБ-3 брали по два истребителя и доставляли их к месту. На высоте 4-х километров, истребители отцеплялись и производили атаку. Топлива им хватало, чтобы вернуться на свой аэродром.

Бомбы, понятное дело, были небольшие, но пятью бомбами всё же, попали в мост, однако румыны быстро его отремонтировали. Такие налёты произвели 10 и 13 августа, сколько было бомбардировщиков, какие потери, мне выяснить не удалось. После 18 августа налёты прекратились.

В августе противник окружил с суши Одессу. Отдельная Приморская армия оказалась отрезанной от Южного фронта.  Из трёх очагов обороны: Одесса, Очаков и Николаев, осталась только одна Одесса.

4-го августа Военному совету Черноморского флота поступил приказ наркома: «…Моряки должны драться до конца на берегу, а затем продолжать бороться со стороны моря».

5-го августа Ставка потребовала от командования Южным и Юго-Западным фронтами и Черноморского флота: «Одессу не сдавать и оборонять до последней возможности, привлекая к делу Черноморский флот». 

Одесса оказалась в тылу врага. Связь и обеспечение с осаждённым городом могли быть только морем.

Наши официальные исторические труды нужно читать с уймой справочников. Потому что некоторые фамилии в них, то появляются, то исчезают, в зависимости от того, в какую сторону дует политический ветер.

Так в истории обороны Одессы в официальных изданиях пропала фамилия контр-адмирала Кулишова.  Он сменил на посту командира Одесской военно-морской базы  контр-адмирала Гавриила Васильевича Жукова, а того назначили командующим Одесским оборонительным районом. Кулишов был его заместителем по обороне города с моря, ближайшим помощником.

Скорее всего, дело в том, что в 1948 году состоялся суд над руководителями Военно-Морского флота адмиралами  Н. Г. Кузнецовым, В. А. Алафузовым, Г. А. Степановым, Л.М. Галлером. Кулишову, который был уже вице-адмиралом, тоже выдвинули обвинение по сфабрикованному делу.

 Адмирал пережил однажды арест и допросы ежовских следователей,  проходить это второй раз было выше его сил, он застрелился.

Нет сомнения, что без поддержки защитников Одессы кораблями Черноморского флота город долго бы не продержался. Корабли эскадры совершили более 150 выходов для огневой поддержки с моря. Чего это стоило экипажам можно показать на примере лидера «Харьков».

Корабль не смог войти в порт в ночное время из-за неисправности котлов и приближался к Одессе в светлое время суток. Противник открыл огонь по входу в порт и по фарватеру.

 Командир лидера капитан 3 ранга Пантелеймон Александрович Мельников повёл корабль на артиллерийском зигзаге, поставив дымовую завесу. Корпус и надстройки лидера были изрешечены осколками. Среди моряков появилось много раненых, но, к счастью, не было убитых.

Попади в корабль даже один снаряд, от «Харькова» ничего бы не осталось. Могли детонировать несколько вагонов боеприпасов, которые лидер доставлял для   гарнизона Одессы.

Всё же, несмотря на героизм защитников, становилось ясно, что город будет взят.

15 сентября Ставка Верховного Главнокомандования направила всем защитникам города обращение. Она просила продержаться ещё шесть-семь дней, в течение которых обещала помочь авиацией, вооружением и пополнением. Ставка не требовала, а просила!

Жителей города мобилизовали на строительство оборонительных сооружений. В городе построили 250 баррикад. Как во время Крымской войны прославился Тотлебен, так проявил себя в Одессе, а позже, в Севастополе, талантливый инженер генерал-майор Аркадий Фёдорович Хренов.

Под его руководством построили несколько рубежей обороны вокруг города и внутри городских кварталов.

Продолжение http://www.proza.ru/2016/08/25/1491


Рецензии
Трагические месяцы обороны... С уважением, Борис

Борис Готман   27.08.2016 18:07     Заявить о нарушении
И большая трагедия тех, кто не мог эвакуироваться.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   27.08.2016 22:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.