Патер Ностер на Елеонской горе

«Отче наш»

«Расскажите, как нужно молиться?», - на этот вопрос приходится часто отвечать. Есть в Восточном Иерусалиме удивительная церковь, где одна великая молитва записана на 82 языках, в том числе на русском и славянском, украинском и языке слепых. Это церковь «Патер Ностер» («Отче наш»). Построили ее на вершине Масличной горы в конце 19 века на месте знаменитой Елеонской базилики 4 века.
Согласно Новому Завету, Иисус дважды произнес молитву, которую многие христиане знают наизусть. У Матфея она является частью Нагорной проповеди в Галилее. В Евангелии от Луки читаем:
«Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих» (Луки 11:1).
Из конца 10 главы мы знаем, что до Своей молитвы Иисус был гостем Марии и Марфы в Вифании, на восточном склоне Елеонской горы. Вполне вероятно, что Иисус на обратной дороге в Иерусалим остановился на вершине горы, где позднее воздвигли церковь «Отче наш». Ее главная святыня – пещера, где молился Христос и где обучал молитве учеников. Наверное, они внимательно слушали и, чтобы поскорее запомнить, повторяли про себя:
«Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Матфея 6:9-13).
Есть церкви, где считают, что другой молитвы не должно существовать. Дескать, эта единственная, и больше никакими словами мы к Богу обращаться не можем. Но Иисус с апостолами произносили и другие молитвы. Значит, «Отче наш» является образцом молитвы. Она содержит в себе важнейшие элементы для любого нашего обращения к Господу: выражение почитания Бога, ожидание Его Царства, просьбу об исполнении Его воли и наших повседневных нужд. Рассмотрим кратко каждую часть молитвы.
«Отче наш, сущий на небесах». Этими словами мы признаем единственность Бога, потому что Отец может быть только один. Его «сущность на небесах» говорит о власти. Бог вправе управлять нашей жизнью, вправе испытывать нашу веру. И мы не имеем права предъявлять Ему претензии, а только просьбы и благодарения.
«Да святится имя Твое». Буквально «святой» означает «отделенный». Смысл данного выражения: да будет имя Твое выделено среди других имен. Хороший семьянин обычно всегда имеет при себе фотографию жены и детей. У Бога нет фотографии, но Его имя всегда должно быть с нами, как самое дорогое из того, что у нас есть.
«Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Иисус говорит о Царстве в будущем времени, когда Он будет править на земле. Все верующие жаждут Его возвращения. Тогда Божья воля исполнится на земле в таком же абсолютном виде, как исполняется сейчас на небе.
«Хлеб наш насущный дай нам на сей день». Христос назвал Себя Хлебом Жизни. Ничто на свете так не питает людей духовно, как вера в Бога. Но Он помогает нам и в хлебе насущном, в каждодневных наших нуждах. Он заботится о нас, как заботится обо всем на земле. Однако это не должно развивать в людях чувство праздности и безалаберности.
«И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Долги – это наши грехи (Луки 11:4). Изначально греческое слово «хамартия» употреблялось в стрельбе из лука в значении «не попасть в цель», «промахнуться». У. Баркли на редкость точно определяет, что грех – неспособность быть тем, кем мы должны быть. А должны мы быть праведниками. Мы должники Богу, потому что часто делаем совсем не то, что Он нам велит. Мы должники людям, потому что среди них есть и те, которых мы обидели. Нужно уметь прощать и уметь просить прощения.
«И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». Бог испытывает нас для нашей же пользы, для стойкости в вере. Верующему все содействует ко благу, в том числе и испытания. «Лукавый» пытается подорвать веру людей, действуя как извне, так и изнутри. Обращение к Богу за помощью – единственно верный выход.
«Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь». Эти слова не нуждаются ни в каких комментариях. Господь славен и силен, а мы слабы и грешны, зато верою обретаем вечную жизнь с Ним.
В пещеру церкви «Отче наш», как правило, выстраивается длинная очередь: все хотят помолиться на своем языке именно в этом месте. Группам туристов выделяют на посещение пещеры лишь несколько минут. Мы можем и должны молиться всегда и везде. Одна из важнейших новозаветных заповедей – «непрестанно молитесь» (1 Фессалоникийцам 5:17), но как замечательно подняться от Гефсиманского сада по склону Елеонской горы, восхититься изумительным видом Старого города и обратиться к Богу на месте молитвы Иисуса Христа.


Рецензии