Сказочная страна

Ранее происшедшие события здесь - http://www.proza.ru/2015/03/15 и http://www.proza.ru/2015/03/03/1174

Заканчивался последний день плановой стоянки в Порту, второго по величине города Португалии и родины знаменитого портвейна. Предстоящий двухнедельный переход в Кейптаун беспокоил меня, чем дальше, тем больше.

На следующий день после отъезда без замены нашего электромеханика, начались проблемы. Неожиданно забарахлила автоматика вспомогательного котла, до тех пор работавшая безукоризненно. Иван, начальник радиостанции, согласившийся по просьбе капитана подменить временно Виктора, целый день добросовестно разбирался в схемах, потел возле котла, но настроить автоматику так и не смог.

Наконец, я сжалился над ним: - Ладно, Ваня, шабаш на сегодня. Поработает пока котёл в ручном режиме, не страшно. А выйдем в море, и вовсе его остановим, в рейсе утилизационный котёл работает.

Вечером португальцы закончили погрузку судна, матросы закрыли крышки грузовых трюмов, агент оформил отход судна и вызвал лоцмана. Пока мы готовили машину к отходу, подошли два буксира. Матросы подняли парадный трап. Объявили аврал. Экипаж занял места по швартовому расписанию - кто на баке, кто на корме, кто на мостике. Моё место было в машине у пульта управления главным двигателем, второй и третий механики были поблизости. Начальник рации и моторист находились в верхней части машинного отделения.

Только мы проверили главный двигатель и доложили о готовности к манёврам на мостик, как прибежал Иван:
-  Миша, там в румпельной сильный запах, как будто проводка горит. И электродвигатели горячие.
Тут же зазвонил телефон:
-  Механик, рулевая машина не работает. Посмотри, в чём дело. Отшвартовку приостанавливаем.

Я оставил возле главного двигателя третьего механика и побежал наверх, в румпельную. Запах чувствовался уже даже в машинном отделении. Я прикоснулся к электродвигателю левого борта. Градусов восемьдесят. Перешел на правый борт - то же самое. Невероятно, но факт: оба электродвигателя сгорели одновременно без какой либо видимой причины. Иван открыл лючки главных контактов, проверил цепи тестером и подтвердил диагноз.
 
Я позвонил на мостик и "порадовал"  Афанасия.
- Оба двигателя рулёвки сгорели. Концы ещё не отдали?
- На двух концах остались. Сейчас будем швартоваться заново. Стойте на реверсах.

Около полуночи агент привёз берегового специалиста. Ознакомившись с характеристиками двигателей,он пообещал перемотать два двигателя за три дня и полторы тысячи долларов. Мастер, опытный переговорщик, знающий все языки Средиземноморья, за полчаса сбросил цену в полтора раза, пообещав наличные, это всегда предпочтительнее. Сроки тоже в процессе переговоров, сократили. Тем не менее,появился лишний день стоянки, что меня порадовало. С утра Иван с четвёртым принялись за котёл, у механиков работа тоже нашлась.В машине работы всегда, как на панском дворе, хватает.

Кстати сказать, перед обедом в гости к нам зашёл старпом с пришвартовавшегося по соседству судна. Оказалось, что в океане накануне бушевал шторм, и если бы мы лишились рулевой машины на час позднее, пришлось бы нам в Атлантике худо. 

Ну, а вечер выдался полностью свободным, гуляй - не хочу. Но Иван за день устал, а второй механик все эскудо перед отходом потратил. Вызвался пойти со мной Саша, новый сварщик. Мы с ним ещё толком и не познакомились. Вышли за проходную, и попали сразу же в центр. В Западной Европе так часто бывает, поэтому я и люблю там бывать. Начинало темнеть и достопримечательности поздно было рассматривать. Сам я выходил в город уже дважды и немного ориентировался.

Порту стоял на берегу реки Доуру, центр, историческая часть города - в нескольких километрах от океана, а на океанском побережье была расположена более современная часть города. Туда можно было добраться и на такси, и автобусом, и на старинном узкоколейном трамвае, который, конечно, предпочитали все туристы. Рыбные рестораны были в изобилии и на побережье, и в центре города, недалеко от порта. Мы с Сашей не торопились, и с наслаждением , не спеша, любовались площадями, скверами и памятниками старины.

Я знал, что сварщик был протеже бывшего второго механика, Миши Ярославцева, он его нашёл и помог попасть на наше судно. Но это было и всё, на судне поговорить по душам возможности не было.

-  Саша, расскажи о себе немного. Ты ведь впервые на флоте? Где раньше трудился, где тебя Миша нашёл?
-  Мишу я давно знаю, мы живём рядом в Одессе. А я после армии почти двадцать лет работал электросварщиком на заводе Январского восстания, знаете?
-  Немного. Завод тяжёлого машиностроения, так? Сейчас, по-моему КРАЯН называется? На Ближних Мельницах?
-  Ну да. Любые краны выпускали. Даже стотонные. Продукция шла на весь Союз. А сейчас завод практически стоит, краны только ремонтируем, заказов нет, и зарплаты нет. Народ начинает разбегаться кто куда, у каждого ведь семья. Перспектив не видно, поэтому и решил на море поработать. Взяли без проблем, сварщики нужны. И Миша помог, так что сразу на пароход попал.
-  Ну и как первые впечатления? Первый раз пароход увидел?
-  Почти. В Турцию на пассажире ходил однажды. Нас только четверо украинцев, да?
-  Скоро пятеро будет. Электромеханика должны прислать в Кейптаун. Смотри вон, впереди кафедральный собор. Давай поближе подойдём.

Погуляв немного по центру, мы наткнулись на целую улицу рыбных ресторанов и ресторанчиков. На торговых судах хорошая рыба на столе - редкость, поэтому при первой возможности я заказываю на берегу рыбу, кальмары или креветки. Мы выбрали небольшой ресторан, где дежурные блюда с ценами анонсировались у входа, там же было упоминание о том, что в ресторане принимают доллары США.

Саша ещё на судне сказал мне, что десять долларов привёз из дома, у меня было около двадцати пяти. Посмотрели меню с картинками, всё было наглядно и без текста. К тому же португальский язык напоминал знакомый мне испанский. Говорить я по-португальски не мог, но написанные слова понимал почти все.  От испанского португальский отличался тем, что звук С менялся на Ш. а гласная О - на У. В Португалии и испанский почти все знали, не то, что в Бразилии.

Сделал я заказ долларов на двадцать пять, так, чтобы денег наверняка хватило. Но когда начали приносить закуски, я заметил, что некоторые из них не заказывал. Входили ли они в стоимость заказанных блюд, спросить я не мог, знания языка не хватало. Белое вино было превосходно, официант, который не отходил от нашего столика, постоянно пополнял наши бокалы. Закуски были вкусны и разнообразны, играла приятная музыка, а я смотрел на заставленный блюдами стол, и было мне... тревожно. Как-то не верилось, что всё это стоит меньше тридцати долларов.

Наконец, я не выдержал и поднялся с места: - Да какого чёрта я себе последний вечер порчу?
-  Саня, ты посиди, музыку послушай. Я скоро вернусь. - Через полчаса, одолжив денег у капитана, я уже возвращался в ресторан.

-  Гарсон, открой ещё бутылку вина и подавай "горячее". - И стоило так терзаться? Настроение у меня резко поднялось. - Оставь, парень, бутылку и отдохни. Дальше мы сами справимся. - Ну, это я, конечно, больше жестами показал, но официант меня понял. Банкет продолжался.

А счёт, поданный нам после дегустации фирменного портвейна и исключительно вкусного кофе оказался чуть больше сорока долларов. Сказочная страна! Напомню, дело было в 1994-м.


Рецензии
Миша, интересная глава по накалу чувств: сначала проблемы на судне, их решение, выход в город-и ОТДЫХ, но тревожный, а вдруг не рассчитаемся? Но , Молодец, Миша,-озарение-и такой неожиданный выход!

И полный триумф звучит в финальных строках :" Гарсон, открой ещё бутылку вина и подавай "горячее"...Оставь, парень, бутылку и отдохни".
СУПЕР!

С наступающим праздником НАСТОЯЩИХ МУЖЧИН поздравляю тебя, дорогой МИША!
ПУСТЬ ТЕБЕ ВСЕГДА ВЕЗЁТ И НЕ БУДЕТ НЕРЕШЁННЫХ ПРОБЛЕМ.

С волховским приветом, Света.

Светлана Весенняя   23.02.2020 00:25     Заявить о нарушении
Света, спасибо за прекрасную рецензию, за поздравление и теплые пожелания! И пусть все они сбудутся!

Михаил Бортников   23.02.2020 00:15   Заявить о нарушении
Спасибо! Надеюсь.

Светлана Весенняя   23.02.2020 00:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.