С новым министром!

Когда на пост Президента России вступил Борис Николаевич Ельцин, то среди учительства стали распространяться (нет, не слухи, а сведения) сведения, что первым Указом, который он подпишет, будет о повышении заработной платы учителям, т.к. он понимает, и даже где-то говорил, что образование и обучение – это главное в будущем страны, которой он призван руководить. Наша эйфория длилась несколько месяцев. Многие годы до этого излюбленной и болезненной темой на заседаниях и совещаниях различного ранга, парт-хозактивах различных масштабов, педсоветах (конечно) было материальное состояние и финансовое содержание «бюджетников» - учителей и врачей. Горячие головы даже предлагали объявить забастовку, что парализовало бы работу многих предприятий, т.к. родители не смогли бы выйти на работу, оставив детей без присмотра. Конечно, это были лишь «мечтания», педагоги никогда не смогли бы пойти на такую меру, ибо в школах работали увлечённые и самоотверженные люди, посвятившие себя детям по призванию. Всё окончилось глухим недовольством и шутками в свой адрес. Для концерта учителей я написал:

     «Всё учительство опять!»

ПЕРВЫЙ УКАЗ Е.Б.Н. БЫЛ О ПОВЫШЕНИИ ЗАРПЛАТЫ УЧИТЕЛЯМ. ЗА ВРЕМЯ ЕГО ПРАВЛЕНИЯ ОНИ НИ ПЕРВОГО, НИ ВТОРОГО, НИКАКОГО НЕ УВИДЕЛИ.
Песня исполняется хором учителей на мотив песни Олега Газманова "Морячка"

Все учительство опять
Вроде хочет бастовать,
Только это некрасиво
Заявляют нам опять.
Нас в Президиум зовут,
Нам везде хвалу поют
За свободный, благородный
И почти бесплатный труд!
   Ни охотник, ни рыбак,
   Ни шахтер и ни горняк
   Не выходят на работу
   Так как мы,-за просто так!

Первый Ельцина указ
Попадал не в бровь, а в глаз,
Только злые бюрократы
Его спрятали от нас.
Вот и вышла ерунда,
С просвещением беда,-
Видно в школе бюрократы
Не учились никогда!
   Оттого-то бюрократ,
   Оттого-то партократ
   Не выходит на работу
   За один всего оклад!

Цены вздули в сотни раз,
Не поднять на ценник глаз,
А зарплата! А зарплата???
А зарплату Бог подаст!
Я прошу своих ребят,
Чтобы был безмерно рад
Тот, кто "здесь так вольно дышит".
Жаль, что воздух не едят!
   Ни сапожник, ни скорняк,
   Ни богач и ни бедняк
   Не выходят на работу
   Так как мы - за просто так!

Я иду рыдая в класс,
Я прошу, коллеги, Вас,
Помогите, подскажите,
Что-же делать мне сейчас?
Что-же слышу я в ответ:
"А у нас ответа нет,
Как и многого другого,
Что имеет целый свет!
   Ни хозяин, ни батрак,
   Ни ученый, ни дурак
   Не выходят на работу
   Так как мы - за просто так!

А что-же делать все-таки?
Сеять!
Сейте разумное, доброе, вечное!
Сейте, спасибо, Вам скажут!
СЕРДЕЧНОЕ!

Через некоторое количество лет сеяния разумного, доброго, вечного
я был представлен к званию «Учитель Высшей категории» и в числе
лучших учителей школы приглашён на высокое городское совещание,
где нас чествовали, говорили слова, благодарили за самоотверженный
труд на благо Родины, наградили грамотами, книгой и холодной пиццей,
что тогда было редкостью для Ленинграда. Я, зловредный, шествуя
домой, обласканный и награждённый, сочинил лирическую зарисовку:

Награда учителю за труд!

Я с торжественной встречи шел тихо домой
По аллее заглохшего сада.
Оценен по заслугам труд доблестный мой:
На груди серебрилась награда.
Прикрепили на лацкан как орден значок,
Подходите, смотрите, прочтите,
Я теперь не обычный седой старичок,
А российский народный учитель!
Нас прилюдно в ТВ президент приласкал,
До сих пор пребываю в экстазе.
Увеличить оклад обещание дал
Он еще в самом первом указе.
Его слово закон, его слово металл
И указы его непременны.
Вот инфляцию кто б за него придержал,
Да взнуздал хоть немножечко цены.
Педагоги с врачами-соль каждой Земли,
Только здесь мы в законе гонимы.
Дифирамбов наслушавшись грустно пошли,
Как у классика: "солнцем палимы,
повторяя"...что вслух невозможно сказать,
Там цензурно лишь слово-"зарплата",
Да неясно, причем президентова мать,
Разве мать его в чем виновата?
Мне навстречу старушка-скажу между строк,
Не придумать правдивее были-
"Ты немножко ко мне наклонился б, сынок,
Это все, чем тебя наградили?!?
Мне и горько немного и много смешно,-
Так вопрос был поставлен колюче.
"Нет! Есть грамоты Рай.., Гор.. и ОблОНО*,
Да еще благодарностей куча".
Тут она-я дарю этот случай молве-
Не сдержала протяжного стона,
Потрепала меня по седой голове
И дала откусить от батона!
Когда я читаю это на своих выступлениях, то на последних
строчках люди всхохатывают. А мне хочется плакать.
*Рай, Гор и ОблОно – соответственно Районный, Городской и
Областной Отделы Народного Образования.
(Для тех, кто не знает)

Прошло много лет. Отработав в Системе Народного Образования 42 года, из них более четверти века в школе, я отправился на пенсию. Наверное, работая учителем я оставил след в сердцах и душах своих учеников, если сейчас, по прошествии стольких лет они, став бабушками и дедушками, найдя меня по адресу моей странички в Интернете "Стихи.ру" и "Проза.ру" пишут мне в соцсетях тёплые слова, вспоминая детские годы, "школьные годы чудесные". И я вспоминаю их маленькими, 5-6-7 классниками, пришедшими ко мне. Помню, наверное, это свойство учительской памяти их лица, мимику, тембр голоса, смех, шутки, движения.
   И тем тягостней мне сейчас узнавать, что образование в стране катится под откос.Узнал, что поменялся министр образования. Прослушал "Особое мнение" на "Эхе Москвы" депутата, вузовского преподавателя, историка Владимира Рыжкова, много времени посвятившего этому событию, высказавшему своё отношение к нему. Как известный политик, Рыжков с болью говорит о причинах вышесказанного утверждения, оперируя цифрами, некоторые из которых я считаю нужным привести, вместе с его суждениями. Отмечая, что в стране теперь новый министр образования, он говорит: Ольга Васильева - пропагандист идеи патриотизма, крайний консерватор, она любит Сталина, писала диссертации о Русской Православной Церкви и политике советского государства.
 Она сказала, что ее главная забота будет забота об учительстве.
 Декларация отличная. Но он не уверен, что новый министр образования в теме. Что новый министр образования знает, что происходит с российской школой, и знает, что происходит с российским образованием.
И хочет рассказать новому министру образования  какова ситуация в стране сегодня со школами и вузами. А ситуация катастрофическая.
За последние 5 лет реальные расходы на образование быстро сокращаются.Причём из региональных бюджетов и из федерального бюджета.
Рыжков приводит несколько цифр. Если говорить о федеральном бюджете, который финансирует вузы, за последние 4 года с 2012 года в ценах 2012 года, он сократил расходы на образование – минус 36%. В ценах 2012 года минус 36%. На здравоохранение, кстати, минус 50%.
Когда говорят: «Федеральный бюджет сокращает расходы на образование, но зато региональные бюджеты не сокращают». Неправда. По расчетам с 2012 года в  расходы на образование из бюджетов всех уровней по сравнению с 2012 годом в реальных ценах минус 15%. На здравоохранение – минус 20%.
   Новый министр образования должна знать, что по всей стране закрываются тысячи школ, закрываются тысячи больниц, фельдшерско-акушерских пунктов. По всей стране идет сокращение учителей, идет сокращение ученых, идет сокращение вузовских преподавателей.
В федеральном бюджете в 2014 году 5,5% шло на помощь регионам, а в этом году только 4%. Уменьшилось на 1,5%. А  регионы платят зарплаты учителям.
   И если министр образования в день назначения говорит о том, что главное – это забота об учителях, первый вопрос, который она должна поставить,— это радикальное увеличение финансирования высшего, специального, общего, дошкольного и других видов образования.
   Не надо врать людям, создавать иллюзию, что в России учительский труд уважаем.
Рыжков приведит пример своего родного Алтайского края. Он  проехал 12 сельских районов, провел встречи в 43-х селах. Катастрофическая ситуация! Учителя получают 9, 10, 12 тысяч рублей в месяц. При этом работают на полторы-две ставки. При этом они зарплату получают не за отработанные часы, а за количество учеников. Многие сельские школы малокомплектные и недокомплектные.То - есть учителя с гигантской нагрузкой, с огромным стажем, с высочайшей квалификацией получают нищенскую заработную плату. Он считает, что в Москве просто не понимают, что происходит в стране. Средняя зарплата в московских школах 66 тысяч. На Алтае – 18 тысяч. Разве это нормально, когда в одной стране учитель той же квалификации, за ту же самую нагрузку, за таких же точно детей получает 18, а в Москве получает 66? Это вызывает дикое озлобление по всей стране.
    Москва срезала десятки, сотни миллиардов рублей дотаций регионам. Губернаторы, чтобы исполнить майские указы президента, начинают закрывать школы. Начинают сливать сельские школы с сельскими детскими садами, чтобы сэкономить одну ставку воспитателя. Начинают заставлять учителей работать на полторы-две ставки на износ, чтобы выйти на плановую цифру, среднюю по региону. И всё равно не выходит.
За 4 года никакого роста заработной платы. Цены за 4 года – 50-60% выросли как минимум. То есть идет колоссальное обнищание педагогов по всей стране. Идет разгром образования.
   Периодически связываясь со своими бывшими коллегами по школе, с которыми много лет проработал бок о бок на ниве Просвещения (не примите за высокопарность, факт отмечаю, кстати, у нас никто не работал на одну ставку, не выжить было - 1,5 - 1,7- 2,0 было нормой???а вы представляете двойную нагрузку учителя?!)вынужден отметить, что у них совсем не оптимистическое настроение по поводу вышеизложенного. Больно, но остаётся надеяться, что новый министр выведет дело, которому мы посвятили жизнь на новый уровень.
Поживём - увидим. Флаг ей в руки и добрый путь.


Рецензии