Если бы Вы знали... Письмо 1

Мое письмо-отзыв на книгу «Вспоминай ты меня, вспоминай…» Николая Николаевича Морозова – редактора альманаха «Живое облако», члена Союза российских писателей, ветерана труда, награжденного знаком «За развитие культуры России», почетного жителя города Арсеньева, автора более двадцати книг стихов и прозы.


Здравствуйте, уважаемый Николай Николаевич!
На прошлой неделе получила Вашу книгу «Вспоминай ты меня, вспоминай…» Огромное Вам спасибо! Если бы Вы знали, сколько чувств мне пришлось испытать, читая стихи! В первый же день я читала и вечер, и ночь – до самого рассвета. И вот всю неделю в моих руках только Ваша  книга. Невозможно оставаться равнодушной, читая такие строки:

Я вынянчен задумчивыми песнями,
Где реял над страной советский флаг,
Но никогда не падал на колени
И не искал хвалебные слова…

 Если перечислять все стихотворения, которые мне особенно понравились, то, наверное, придется исписать не один лист бумаги. Каждое из них задевает за живое, невольно заставляет о чем-то вспоминать, задуматься не только о своих проблемах, но и о проблемах миллионов живущих в нашей стране, да и не только. С какой любовью Вы пишете о родителях, об отчем  доме, о своих домашних делах, грядках, заготовке дров, о том, как топите печь, и многое другое... Я знаю, чтобы протопить печь, недостаточно принести дров, их нужно и заготовить,  и наколоть, и золу выгрести, вынести… И на все нужно время, время и силы. Но когда читаешь строки о том, как уже весело потрескивают в печи поленья, то невольно начинаешь понемногу завидовать автору, когда представляешь, вернее, видишь, как он, задумавшись, смотрит на языки пламени, а в голове его рождаются строки новых стихотворений:

Шагами я до почты измеряю
Дорогу от родительской избы.
И каждый день кого-то поздравляю
С волнующими датами судьбы.
А в письмах -  поэтические строчки
Поют свои сердечные слова.
И долго ищет запятые, точки
Моя совсем седая голова…

Господи, читаю такое стихотворение и думаю, какая ответственность лежит на плечах этого человека, сколько сил и душевной теплоты! Забота, любовь, доброта проявляются во всем и ко всем.Стихотворение "Дом отца":

Дом отца – это нынче мой остров,
Я к нему обращаюсь на «вы».
Знает он меня с малого роста
До ковыльно-седой головы…
Внуки здесь подрастали и внучки,
Уходили из старых ворот.
От получки скупой до получки
Помогал всем прожить огород…
А теперь я один. И не просто
Старый дом охранять от беды.
И на мой обитаемый остров
Не спешат никакие следы…

Или следующее стихотворение: « Я рос в семье единственным ребенком» - без слез невозможно читать, да и все, что касается Вашего детства, родителей, проблем одиночества, старости, унижения наших пенсионеров… все, все волнует и затрагивает душу!

Я рос в семье единственным ребенком.
Как сохранить сынка и как не потерять?
И для меня рубашки-распашонки
За трех погибших сохраняла мать.
Два брата и сестренка не сумели
Дожить хотя бы до годков пяти.
И досыта не пили и не ели,
И не сумели стойкость обрести…

Четвертый я, но выживший ребенок
Уже совсем, уже совсем седой…

 Мне очень нравятся Ваши стихи! Вот открываю сейчас сборник.  Стихотворение «С утра гонял лопату во дворе…» Вроде просто, понятно: выпал снег, ночь, поэту не спится, навязчивые мысли одолевают…  звучат строки в голове. И, как спасение, долгожданный рассвет. Морозное утро, белизна слепит глаза, хруст под ногами, широкая лопата, и все ночные кошмары уже позади. С первой лопатой снега начинается новый трудовой день человека, знающего свои обязанности, свою заботу обо всех… Читаешь стихотворение и, как на экране, видишь это:

С утра гонял лопату во дворе.
Был ночью снег беспечный и крылатый.
Он поклонялся солнечной заре
И с хрустом помещался на лопату.
Декабрьский ветер ветви обглодал,
Которые снежинками покрылись,
Я нынче утром очень рано встал
Лишь потому, что мне кошмары снились…
И, и наконец, рассвет ускорил бег.
Я ждал его, как сына и как брата.
Ну, подчиняйся мне скрипучий снег,
Не подведи, широкая лопата!

Много, много волнующих тем в Ваших стихах, особенно хочу выделить одну, что меня очень затронула. Она проходит во многих стихотворениях, которые были написаны примерно с осени 2009 г. и в этом году. Вот строки из одного:

… Красные, красные, красные
Осенью кисти рябин.
Чувства мои не напрасные,
Только живу я один…

Очень разволновало стихотворение « Я в надежде смотрю на калитку». Особенно последние в нем строки:

Ухожу. Мне никто не поможет.
Подожду. Боль когда-то пройдет.
Только что же меня нынче гложет?
Никогда и никто не поймет!

Это стихотворение было написано 3 января – в Новый год. У людей праздник, все веселятся, счастливы, только одному человеку одиноко, очень одиноко, у калитки он ждет… Много подобных стихотворений написано за этот отрезок времени, до и после Нового года. И даже последние в книге слова – «Пусть мягким будет в жизни путь» и «Воскресение прощенное…»

Воскресение прощенное,
Ты в мой дом поспеши –
Истекает блинов пышных срок.
Принеси для моей
Истощенной души
Хоть один телефонный звонок!
Пусть на той стороне,
Где кочует туман,
Женский голос мне скажет: «Прости!»
Это станет бальзамом
Для всех скрытых ран,
Но с ним легче мне груз свой нести!..

Когда я первый вечер до самого утра читала Вашу книгу (я сидела в кухне), то моя дочь удивилась, что я не ложусь спать, но, когда увидела мое лицо, залитое слезами (она вошла неожиданно), то испугалась: «Что случилось? Что с тобой, мамочка?..» Я ей: «Ничего, ничего, стихи читаю, иди спать, рано еще, не беспокойся, все нормально». Дочь покачала головой и сказала, что нельзя так переживать и отождествлять лирического героя с автором. «Ты же сама это прекрасно знаешь! Завтра же, вернее, сегодня днем почитаю эти стихи». Вот так я читала Ваши стихи. Пока еще нахожусь под их впечатлением.
 Меня всегда привлекали книги с «реалистичными» историями. В детстве мне нравилась фантастика, я перестала ее читать и все больше уделяю внимания другим литературным направлениям. Тот мир фантазии остался в детстве. Сейчас больше интересует реальное как в прозе, так и в поэзии. Поэтому я так неравнодушна к Вашим стихам. Каждое стихотворение запоминается, остается в сердце! Спасибо Вам за эту замечательную книгу! Вот и сейчас просто позабавили некоторые стихи. Ну разве не смешно читать такие строки из стихотворения : «Ну улыбнись, меня увидев»:

Ну, улыбнись, меня увидев, раскрасавица!
Своей улыбкой милой сердце обогрей…
Я не могу к тебе дотронуться, представиться,
Я пня трухлявого дряхлее и старей.

Но только каждому улыбки женской хочется.
Пенять на возраст не прилично никому.
Мне так же весело от радости хохочется.
Твою улыбку оценю я и пойму!

И не беда, что три передних зуба выпали,
А я пластмассовые вставить не успел.
И мы случайно день и час с тобою выбрали,
Чтоб каждый вместе друг на друга поглядел…

Нам эта встреча посулила счастье райское
И полный дом моих любимых желтых слив.
Ты улыбнулась, словно вышло солнце майское,
Я – улыбнулся, рот беззубый не открыв.

Мы разошлись по сторонам тропой нахоженной.
Налево ты, а я направо, как всегда.
Ты, - улыбаясь. Ну а я, как мне положено,
Скрипя пошел ворчать на старые года…


                Я часто долго думаю,
                Но очень не грущу.
                С улыбкою
                Беззубую
                Любимую
                Ищу.

Понравилось стихотворение «Машина дров». Как можно быть равнодушной после таких строк:

С тобой тепло, машина дров,
Я буду нынче зимовать
И не найду обидных слов
Свое правительство ругать…

Невольно пенсию свою
Считал, как песню глухари.
Как хорошо бы – по рублю,
А тут – пять тысяч отвали!

Весь месяц я картошку ел.
И выжил-то едва-едва.
Зато у печки пропотел,
Когда кидал в нее дрова...

Отдельно хочется сказать о стихотворении "Богатая осень". В этих строках Вы сказали о себе многое:

Совершенно богатая осень
Прописалась в мой дом на земле.
Облака соревнуются в кроссе,
Но за ними следить скучно мне.
Уродился картофель. А тыква
На соседский залезла забор.
Я картофель собрал очень прытко,
Ну а тыква растет до сих пор.
Скоро минусы лягут на грядки.
Помидоры унес под кровать.
И все шесть черных соток в порядке
Будут этой зимой зимовать…

Дом соседский к земле наклонился.
В огороде – трава-лебеда.
А хозяин, как боров. Но… спился.
У соседа такая беда.
Что ж – пойду. Поворчу на соседа
И лопату ему наточу.
Только часто по пьяному следу
Все же я проходить не хочу…

 Не буду перечислять Ваши достоинства, лучшие черты характера и т. д., только скажу о том, что в стихах Вы раскрываете свой богатый внутренний мир, свое отношение к окружающей действительности, свое неравнодушное отношение к проблемам даже того непутевого соседа. Так может написать только человек с богатым опытом, человек с добрым сердцем, человек с открытой душой!
Я благодарна судьбе за то, что свела меня с Вами! Ваши стихи учат людей понимать и любить искусство, они воспевают красоту необъятных просторов нашей  Родины! Я горжусь Вами!

С уважением, Надежда Суркова


Портрет Николая Морозова
  х. масло (моя работа)

http://www.proza.ru/2016/08/27/603

       


Рецензии
Если бы я читал его стихи без Вашей рецензии, конечно, и так мне понравился бы безусловно. Но его поэзия берет за душу вдвое сильнее в сопровождении с Вашим влюбленным голосом в свою музу и Родину, как великолепный музыкальный дуэт.

Хусами   21.08.2018 15:13     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Акрам! От всей души моя Вам благодарность за внимание и неравнодушие, за тёплые слова - мне приятно, что Вы прочитали об этом замечательном человеке!
У меня вся подборка стихов поэта Н. Морозова - 30 книг! Некоторые сборники
с моим оформлением. Он живет в Приморском городе Арсеньеве -1, а я в Хабаровске.
Судьба свела нас через альманах "Живое облако", редактором которого он был много лет. Я в альманах постоянно отправляла свои стихи. Получая каждый раз его сборники стихов и очередной альманах, я всегда в ответ писала письма. Так завязалась многолетняя дружба. Николай Николаевич решил выслать мне все свои сборники, как чувствовал, что жизнь его резко изменится (ему 76 лет). В том году перенес сложную операцию - ампутировали ногу. Свои стихи печатал только на
печатной машинке, сейчас уже такой возможности нет, а компьютер так и не освоил.
С искренним уважением и благодарностью, Надежда

Надежда Суркова   21.08.2018 18:07   Заявить о нарушении
И я ещё раз, с большим удовольствием, прочитал стихи Николая Николаевича! Спасибо Вам, Надя, за них! Роберт.

Роман Рассветов   21.12.2019 16:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.