Марфа Васильевна Собакина

 Богатая событиями история Ильинско-Телешовского погоста связана с различными страницами российской истории – опричниной Ивана Грозного, польско-литовским разорением, произволом местных помещиков, просветительской деятельностью местного духовенства.
   
   Как территориально-административная единица Телешово связано не только с отдельным населённым пунктом (село, погост), но и с названием крупной территорией, сопоставимой с уровнем современного района. Рядом с Шуей в 16 в выделялись две волости – Борисоглебская (на левом берегу Тезы) и Телешовская (на правом).
   
   Начало Телешовского погоста (либо новый значимый этап его жизни) связано с неудачной женитьбой Ивана Грозного на дочери новгородского купца Василия Степановича Собакина Марфе.
   
   Марфа Васильевна Собакина (ум. 13 ноября 1571) — третья жена Ивана Грозного, дочь коломенского дворянина. Определённая в жёны царю после традиционной процедуры смотрин невест, наречённая царская невеста Собакина вскоре тяжело заболела. Брак состоялся 28 октября 1571 года в Александровской слободе, царица Марфа скончалась через 15 дней. Как и в случае с первыми двумя жёнами Ивана, Анастасией Романовной и Марией Темрюковной, ранняя кончина царицы породила подозрения в отравлении и вызвала гнев Ивана; по некоторым данным, в ходе расследования было казнено 20 человек. Добиваясь права заключить запрещённый церковью четвёртый брак, Иван клялся духовенству, что из-за болезни невесты и её скоропостижной смерти она не успела стать ему женой.
   
   Исследование останков Марфы, проведённое в 1990-е годы, не выявило ядовитых металлов и прочих устойчивых веществ; это, впрочем, не исключает использования растительного яда, не поддающегося химическому анализу.
   
   Существует легенда, что во время вскрытия гробницы царская невеста лежала в гробу бледная, но как бы живая, не тронутая тлением, несмотря на то что пролежала под землёй 360 лет. Однако в течение нескольких минут её лицо почернело и превратилось в прах. По утверждению Т.Д. Пановой, эта легенда ничего общего с действительностью не имеет.
   
   Когда (около 1571 г.) волей царя Телешовская волость стала вотчиной дворян Собакиных, на погосте были построены и оснащены деревянные храмы, погосту были дарованы значительные земельные наделы.
   
   Приход погоста был достаточно крупным – селения вдоль обоих берегов Тезы. После польско-литовского нашествия, по преданию, исчезли целые деревни, ранее относящиеся к Телешовскому погосту – Деревеньки, Белькашево, Ивлево. Вероятно, их сравняли с землей и более не восстанавливали.
   
   В 17-18 вв. церковная жизнь погоста была относительно стабильной - не было состоятельных вкладчиков, потомки Собакиных, владевшие селом, постепенно мельчали, теряли интерес к храму и усадьбе, урезали церковные земли, храмы ветшали.
   
   В 1750-60 гг. в Телешовопризошло зверское убийство помещицы Натальи Порфирьевны Кашинцевой (урожденной Собакиной) – семь крестьян зарезали её ножами в бане, мужа спас дворовый человек (вынес на себе на псарню, воспользовавшись темнотой и неразберихой). Мотивы расправы были связаны с жестоким обращением помещицы с дворовыми при постройке в с. Телешове барского дома с прудом и садом. В. Борисов уже в 1847 г. отмечал: "место, где были сад, дом и пруды Собакиных заглохло и близ него выросла берёзовая роща" (возможно, сейчас на месте пруда Собакиных небольшая заболоченная впадина посредине поля, слева от автомобильной дороги Шуя – Ковров).
   
   В конце 18 века церковными землями владели крестьяне Хрущёвы и Собакины, затем помещики Кругликовы (являлись церковными благотворителями). Значительную роль в строительстве и благоустройстве Ильинского погоста в 19 в. сыграл инициативный и энергичный священник о. Михаил (Михаил Николаевич Соловьёв, пришёл на службу в погосте в 1799 г, прослужил там 36,5 лет), который сумел привлечь к строительству новых благотворителей, организовывал работы по строительству и украшению храмов.
   
   В истории погоста выделяются два этапа активного церковного строительства и благоустройства – середина 16 в и начало 19 в. Первый этап – строительство деревянных церквей и оснащение их необходимой утварью тестем Иоанна Грозного Василием Степановичем Собакиным. Второй этап – перестройка и благоустройство церквей в камне, в первой четверти 19 в. В 1629 г. упоминается только один храм - Воскресения Христова, с приделом Святого пророка Илии (вторая – Сергиевская церковь, на тот момент была либо разрушена поляками, либо находилась в аварийном состоянии и вовсе не упоминалась).
   
   В 19 в. на Телешовском кладбище сохранялись надгробия дворян Пожарских, Кайсаровых, Кругликовых и др. Также описывалась семейная усыпальница дворян Собакиных: "древняя каменная фамильная усыпальница дворян Собакиных, видом похожая на небольшую четырёхугольную (квадратную) палатку... при входе в оную по обеим сторонам были вделаны, как заметно, надписи, о погребённых тут телах, закрытых каменным сводом; а на восточной стороне стены, во внутренности усыпальницы, есть киотец (тябло), где стояли образа... отец царицы Марфы Васильевны, братья и почти весь род их погребены в этой усыпальнице, что видно из хранящегося в церкви синодика". По мнению Шуйского краеведа-фотографа Ф. Никонова, усыпальница Собакиных была разобрана на кирпич в 1963 г., (возможно, сохранившиеся стены склепа принадлежат не Собакиным, а иным лицам, захороненным на погосте в 19 в.).


Рецензии