Вокруг Эльбруса с велосипедом
Каждый, кто ходит в горы, задается рано или поздно вопросами о том, ради чего это всё. Зачем умышленно идти на муки, связанные с преодолением гравитации и противодействием силам природы? Ответы на подобные вопросы субъективны, так что каждый пусть отвечает себе сам, если сможет. Будут ли ниже размышления на эту тему, я сейчас не представляю сам, зато ещё свежи воспоминания о том событии, которому и посвящен этот рассказ. Да, именно рассказ, ведь он не лишен творческой составляющей и выдумки, разве кому-то интересно читать сухой отчет?
И так, предлагаю налить себе чашечку чая, взять немного печенья, устроиться удобнее…. Хотя пиво с сухариками тоже подойдет, тут уж кому что больше по вкусу. Лично мне представилось кресло-качалка у камина, плед и кружка какао – никуда не деться от стереотипа уютности, ну да речь не о том. А если хотите знать о чём, милости прошу к прочтению.
Туда, где небо.
Я больше не могу…. Сколько ещё? Когда привал? Откуда силы у этих «лосей»?..
Каждый шаг дается тяжело, велосипед больно давит на плечи и шею, ведь теперь моя очередь нести его, а не наоборот. Ноги ноют от усталости, многочисленные ссадины на голенях, оставленные педалями, горят от пота и солнца, на небе ни облачка. Идет третий час штурма перевала Хотютау. Ребята далеко впереди, подъем, кажется, дается им легче. Может дело в лучшей подготовленности или в воле к победе? Не знаю, не важно, это никак не поможет мне пройти свой путь. Кроссовок срывается с камня, удар, боль, на ноге новая рана. Так наказывает Путь за шум в голове – за мысли, которые мешают концентрации сил и внимания на дороге к цели. Урок усвоен, мысли прочь, идём дальше. Камни сменяются снегом, снег в июле мокроват и скользковат – если нога не проваливается, то скатывается с пробитой впереди идущим товарищем ступени.
В то время я ненавидел снег, солнце, камни, велосипед, особенно велосипед. Чего таить, даже злился на ребят за то, что я сам присоединился к ним в этом приключении, ведь, когда оно начиналось, всё выглядело совсем не так пугающе. Так что же можно считать началом?
Любители поумничать, коим является автор, не упустили бы возможность пофилософствовать на эту тему, но, жалея читателей, я скажу короче. Для ответа на вопрос нужно вернуться на месяц назад, когда я узнал, что два Александра, известные тем, что проводят мультигонки в нашем регионе (регион Кавказских Минеральных Вод), решили осуществить достаточно интересное и авантюрное мероприятие по объезду высшей горы Европы – Эльбруса. Надо сказать, идея зацепила своей масштабностью и потенциалом. Я ожидал пеших подъемов налегке и фановых спусков по живописным местам, но оставалось место и сомнениям. В этих самых сомнениях прошел весь месяц, в течение которого изменился и первоначальный план организаторов в сторону сжатия сроков и соответствующих ему усложнениях всего испытания. Меня предупредили, что будет тяжело, но о том, на сколько, не подозревали даже они. Но всё по порядку.
Когда пришло время выдвигаться, все организационные вопросы были решены, для меня было ясно, что три человека с тремя велосипедами отправляются в путешествие, о котором имеют смутные представления, ведь лично я не читал никаких описаний и отзывов о маршруте. Но час настал, машина готова, приключения ждут.
05.07.2016.
В полдень мы приехали в Джилысу – место старта и финиша нашей поездки. Перекусили, собрались и наполнились решимостью отправится в путь. На небе наблюдалась низкая облачность, но настроение было оптимистично, а как иначе? Начали подъем и сразу отчетливо поняли, что придется очень много ходить пешком с велосипедом, а не ездить верхом. Много фотографировались, пытались снимать видео, так и добрались постепенно до альплагеря, из которого совершают восхождения на Гору. Там зарегистрировались у спасателей и продолжили подъем. Двигались медленно и размеренно, всё-таки в первый день в горах нельзя подвергать себя большой нагрузке. Эльбрус был скрыт облаками, но мы прекрасно знали, где он, чувствовали его незримое присутствие…. Тем временем тропа привела нас к реке, где предполагался брод. После поиска подходящего места, используя для страховки веревку, начали переправу. Туристы, стоявшие на ночевке, с любопытством наблюдали за тройней велосипедистов, переходящих горную реку. А дальше были чаек и теплое общение, ведь в горах все как родные. На этом и закончился первый день. Всё шло по плану и вполне удачно: палатка стоит, ужин готов, снова чай, пора и спать. А за двумя слоями нейлона постепенно разбушевалась стихия – полил очень неслабый дождь. Не знаю, как другие, а я начал переживать за велосипед и дальнейший путь в целом.
06.07.2016.
Солнечное утро развеяло все опасения. Быстро собрались и отправились в путь. В основном шли пешком, но иногда удавалось ехать. Тем временем виды вокруг изменились: появилась масштабность, краски стали сочнее, Эльбрус-великан…. Но вскоре сочный зеленый сменился монотонным серым с вкраплениями грязного белого – такова реальность летнего средьнегорья на высоте около 3000 м н.у.м. Мы равномерно поднимались по тропе, проложенной по осыпи, и первый перевал был уже «не за горами». Тянущаяся по осыпи тропа медленно, но верно вывела на перевал Балкабаши (1А) высотой 3689 м. Наш первый перевал…. Усталость сменилась восторгом от пройденного этапа, виды и шоколад – вот наша награда. Кратковременный отдых, и нужно начинать спуск по тропе, петляющей по осыпному гребню. По плану даунхилл, мы ведь крутые…. Но пара падений на камни остудила наш пыл, и мы немного сбавили темп спуска, чередуя велосипед и шаг. Постепенно склон стал более пологим, а тропа сгладилась – ехать одно удовольствие. Так и докатились до долины, где бьют ключи минеральной воды, и ждал нас вкусный и питательный обед (в сравнении с талой водой).
Обед и отдых закончились заменой камеры на велосипеде Александра Н. Это, фактически, первая неисправность в нашем приключении. Первая, но далеко не последняя…. Тем временем облака сгущались и мы поняли, что нам предстоит гонка с дождем. А трассой для этой гонки выпало стать горной дороге вниз по сказочному ущелью. Яркое море сочной травы и сосновые островки в нём радовали глаза своими мягкими оттенками после серого уныния скального перевала и нос пряной смесью ароматов хвои и горных цветов. Но на любование не было времени, нужно было мчать вниз, и это был великолепный спуск. Скорость, адреналин, виды, азарт…. И снова пробой. Вторая камера на том же велосипеде подлежала замене, но вскоре гонка с дождем продолжилась. Он оказался быстрее. Когда мы спустились к самой реке, а дорога стала петлять меж деревьев, зарядил настоящий ливень, остудивший наши разгоряченные спуском тела, но дождь быстро прошел, а грязь осталась. Это было второе испытания для велосипедов после камней и вибрации. Дорога вывела нас в аул Хурзук, где мы побаловали себя мороженым и начали затяжной подъем в верховья реки Кубань. Надо заметить, что выше Хурзука долина Кубани невероятна. Широкие поля, крутые скалистые склоны, острый пик Узункол и всегда необыкновенная игра солнечных лучей и облаков. Её стоит посетить каждому, кто живет на юге страны, но не забывайте, что исток Кубани находится недалеко от границы, так что придется проходить пограничные заставы, поэтому паспорт необходим, а кое-куда нужен и пропуск. Именно у первой заставы выяснилось, что Александр Р. забыл паспорт дома. В конечном итоге эта ситуация разрешилась в нашу пользу, но было упущено драгоценное время, а настроение подпорчено.
Вечерело. Застава позади. Велосипеды стонут от усталости, мы не стонем, но устали не меньше. Воля прочнее металла. Тем не менее, принято решение заночевать ниже запланированного места, так как мы отстали от графика, а на ущелье постепенно опускался мрак. О том, чтобы восторгаться природой, уже не могло быть и речи. Разбили лагерь, поужинали, легли спать. Как будто-то кто-то выключил – видимо, штурм перевала и гонка с дождем значительно вымотали нас. День был тяжелый, но о грядущих сложностях мы и помыслить не могли.
07.07.2016.
Ночь ушла и унесла с собой непогоду. Впереди ждал подъем по долине по дороге, а потом по тропе к перевалу Хотютау. В самом начале движения мой велосипед решил закапризничать – переключатель зацепился за колесо. По-видимому, накануне я погнул «петуха», что и привело к поломке. Кратковременный ремонт. Далее путь по дороге не занял много времени и привел к поистине райскому уголку. Вы видели когда-нибудь фотографии горных пейзажей, где запечатлены зеленые заливные луга, на которых пасутся почти дикие кони и плюшевые коровы, хребет со снежными вершинами, голубейшее прозрачное небо и деревянные домики с травянистыми крышами? Такие образы присущи облику гор из рекламных роликов. Но действительность оказалась суровее, когда под яркой сочной травой обнаружилась болотистая почва, а многочисленный гнус совсем не облегчал движение по этой «горной сказке». Медленно, но верно мы продвигались к цели. Вот уже начался крутой подъем, на котором мы, как истинные авантюристы, усложнили себе задачу, сбившись с тропы, и двигаясь по ещё более крутому травянистому склону. Наградой за труд стал сравнительно короткий участок тропы, пролегающий на самом верху узкого ущелья, где мы смогли весьма весело прокатиться на наших алюминиевых конях, уже забывших, каково это – ехать под человеком. Но, как и всё хорошее, этот отрезок пути быстро кончился, и начались камни, постепенно превратившиеся в достаточно большую осыпь, крутизна которой росла, а взлет завершался самим перевалом. Так мы и начали свой подъем, самый мучительный подъем в нашем путешествии. Поначалу получалось толкать велосипед в гору, но с каждым шагом это становилось всё более сложной задачей. И вот уже пришлось взвалить велосипед на плечи и нести его, ведь иначе двигаться просто уже стало невозможно.
"Я больше не могу…. Сколько ещё? Когда привал? Откуда силы у этих «лосей»?.."
Каждый шаг дается тяжело, велосипед больно давит на плечи и шею, ведь теперь моя очередь нести его, а не наоборот….
Боль, злость, ненависть, усталость – такой салат из чувств и эмоций бушевал внутри при штурме этого перевала. Последние метры подъема давались очень тяжело, но перевал поддался, и мы оказались сверху!
Ура!
Перевал Хотютау (1Б) высотой 3546 м над уровнем моря взят.
Облегчение, кайф, оттого что эта мука позади. На перевале отдыхала группа туристов, которые предложили нам горячий и вкусный чай. Вот когда познается истинное наслаждение. Это не конец приключения, но очередной этап пройден, одержана ещё одна победа над собой!
Отдохнули, попили чай, перекусили, пообщались, традиционно поменяли камеру на всё том же велосипеде. Но дорога ещё дальняя, так что надо было продолжать движение. Старина Эльбрус бесстрастно наблюдал за нашей суетой и, казалось, ничто не может поколебать это спокойствие. Но это иллюзия, ведь горы непостоянны…
Тем временем мы начали спуск на ледник – плато Хотютау, по которому по плану мы могли быстро скатиться вниз к леднику Большой Азау, после которого по маренам и осыпям вышли бы на станцию Старый Кругозор.
По плану, а план, как говорится, - очень странный предмет…. Реальность же снова «дала по зубам». Ледники оказались закрыты мокрым снегом, передвигаться по которому с велосипедом было очень тяжело. Трещины Большого Азау добавили веселья – пришлось попрыгать через них, где их было видно. Кроме всего прочего, по леднику было ходить страшновато, ведь не совсем понятно, куда идти, сколько идти, проскакивало опасение зайти в тупик между трещин. Благодаря опытному предводителю, Александру Н., мы благополучно выползли на марену, откуда по мокрому снегу, грязи и воде добрались до осыпи и тропы, выводящей к станции Старый Кругозор. Достигнув её, наша группа почувствовала легкое облегчение, хотя предстоял ещё дальнейший спуск. В общем, хождение по ледникам и моренам окончательно нас вымотало, а ноги пришли в ужасное состояние из-за солнца, мокрого снега, воды, грязи и бьющих по ним педалей. Эта мука была достойным продолжением штурма перевала. В тот день после перевала верхом на велосипедах нам удалось проехать лишь короткие участки горнолыжной трассы курорта Азау от Старого Кругозора до поляны, куда мы спустились уже по темноте. Расписывать более подробно многочасовые страдания нет никакого смысла, да и писать то нечего, ведь пейзажи тогда уже не радовали, а ледники, марены и осыпи под ногами вызывали лишь ненависть к велосипеду и желание поскорее спуститься. Наверное, это сказались физическая усталость и моральное утомление.
07.07.2016 – день, когда мы проснулись на берегу Кубани, а заснули под шум Баксана, стал самым тяжелым в нашем путешествии, поэтому закончили его в кафе, где сытный и вкусный ужин был призван поправить наше эмоциональное и физическое состояние. Да, мы потрудились на славу…. Теперь было ясно, что половина пути пройдена и назад дороги нет, а нам не страшны уже никакие сложности. С такими мыслями мы уснули, но и на этот раз недооценили возможности его величества Случая….
08.07.2016.
Проснулись под шум дождя. После тяжелого дня можно и подольше поспать, авось, и погода смилуется. К полудню стало ясно, что ненастье долговременное. Каждый из нас всячески тянул время, не хотелось ехать под дождём. В головах рождались сомнения и искались возможные варианты решения, тем более что у Александра Н. была достаточно серьезная неисправность велосипеда. Он всё-таки как-то справился с ней, и наша отважная группа решила-таки двигаться дальше. Тем временем отставание от графика уже стало достаточно приличным.
Первые 50 метров пути убили остатки решимости, когда поломка повторилась. Нужны были серьезные меры по её устранению, невозможные в полевых условиях. Из имеющихся запасных частей путем ручного их исправления Саша всё-таки собрал переключатель и привел в порядок цепь, которые, по всей видимости, очень пострадали во время штурма перевала и дальнейшего пути по леднику. Сели, поехали, но через некоторое время педалирования всё опять повторилось. Снова ремонт, снова продолжаем ехать. Закупили продукты на оставшиеся дни в Терсколе и покатились вниз к Верхнему Баксану. По асфальту катилось легко и приятно, несмотря на дождь и летящие в лицо и всюду брызги. Вопреки погоде и поломкам мы всё-таки продолжили наш тур. При очередной беде с переключателем Саша решил произвести ремонт радикально – снял переключатель и укоротил цепь, чтобы сделать прямой привод без натяжителя. Идея сработала частично, ехал пострадавший велосипед с переменным успехом. Были моменты, когда Александр Р. тянул на буксире Сашу Н.
Между тем выглянуло солнце, а спуск по асфальту вернул уверенность в том, что мы справимся. В Верхнем Баксане уже казалось смешным, что недавно мы были готовы реально отступить и пытались найти варианты, как вернуться домой. В поселке наш маршрут свернул с трассы в одно из ущелий, а там начался очередной крутой подъем, где мы уже и не пытались вкручивать из-за нецелесообразности данного действа. Так началось движение к третьему нашему перевалу – перевалу Кыртыкауш. После серпантинного подъема дорога стала пологой и вилась вдоль реки Кыртык. Во время этого подъема Саша Н. довел до деструктивного апогея свой велосипед – порвал цепь. К этому моменту нашего вдохновителя и мотиватора уже ничего не страшило, и он просто стал пользоваться велосипедом как самокатом, горным самокатом. Надо сказать, что делал он это весьма успешно, хотя и отставал на пологих участках.
Ощущение, что все беды позади уже не отступало с момента, когда улучшилась погода на подъезде к Верхнему Баксану. У нас снова появились желание и возможность смотреть по сторонам. Природа вокруг своими чарующими видами, монотонным шумом горной реки и щебетанием птиц умиротворяла, а неспешный темп езды в гору и расслабленные спуски ничуть не нарушали эту гармонию. Наша группа растянулась, и каждый получил возможность остаться наедине с собой и окружающим миром, а мир этот, повторюсь, был прекрасен. В таких местах отчетливо понимаешь, зачем многие едут в горы. В горах можно найти покой, там мало людей, нет суеты, но природа наполнена жизнью и движением, которые напоминают тебе, что весь наш мир – это живое существо, а ты сам получаешь возможность почувствовать себя частичкой этого великого организма. Деревья сменились лугами, порой стали попадаться стада овец и лошади, которые глядели на нас с любопытством и недоумением. Да, вот она жизнь… Тем временем стал снова накрапывать дождь, а дорога начала подъем по серпантину вверх по склону хребта. Долина реки Кыртык осталась за спиной, а мы вновь единой группой шли и обсуждали всякую всячину после предшествующего погружения в себя. С набором высоты пред нашим взором предстали сказочные виды Приэльбрусья. Каждое ущелье этого региона прекрасно по-своему. Непременно стоит совершить парочку горных походов по тем краям. За неспешным шагом и разговорами мы незаметно перевалили небольшой отрог и вышли в висячую долину Усенчи. Вот уже и до перевала недалеко, но начало смеркаться, поэтому приняли решение заночевать между рекой и струящимся прямо из-под склона красивейшим ручьем. Удачное завершение дня. Теперь то мы уверены в успехе.
А ночь была морозная…
09.07.2016.
Что может быть тяжелее, чем выползти утром на холод?
Я думаю, каждый с такой сложностью сталкивался и понимает, о чём речь. Надо лишь добавить, что нам пришлось надевать непросохшую (да и не просыхавшую на протяжении почти всего путешествия) обувь, но, как известно, сложности на пути лишь делают слаще победу. Мы не стали ждать, пока солнышко поднимется над хребтом и его спасительные лучи нас обогреют, собрались и отправились в путь, снова…. Это был наш последний в путешествии серьезный перевал, который дался сравнительно легко, ведь там были и нормальная тропа, и мало камней, а вот снега напротив - почти не было. С точки зрения горного туризма перевал Кыртыкауш не имеет категории сложности, и его высота всего лишь 3242 м, поэтому после пер. Хотютау (1Б) на этот мы поднялись почти бегом (шутка, конечно). На первом отрезке пути того дня мы не видели ничего вокруг, кроме призрачного хребта под солнцем у нас за спинами, который вырастал как из-под земли с увеличением высоты подъема, зеленых склонов по сторонам, местами присыпанных осыпями, зубчатых пиков над склонами и бездонного неба над нашими головами. Шаг, ещё шаг, потом снова шаг, и вот мы на перевале. Слева походу от нас снова старина Эльбрус, снова прекрасен и сияет в свете утреннего солнца. Вся седловина усыпана памятными надписями из камней, свидетельствующими о широкой географии туризма в этих местах, и стоит мемориал времен Великой Отечественной войны. Употребили «традиционную» шоколадку и приготовились к спуску. На всех велосипедах проблемы с тормозами, но ничего уже не поделать, надо двигаться, ведь этот день финальный. Теневая сторона склона до сих пор сберегла лед на воде, но было вполне тепло и комфортно, и мы начали спуск. На этот раз всё шло как по маслу, горному каменному маслу. То верхом, то пешком мы быстро теряли высоту. Вновь каменистые ландшафты сменились травянистыми, а крутые склоны постепенно превратились в луга, по которым струились хрустальные горные ручьи. Спустившись в верховье долины, мы встретили уже старых знакомых – туристов, с которыми общались в первый день. Как давно это было…. День? Два? Неделю? Восприятие времени изменилось, как меняется всегда в походах. Обменялись эмоциями, впечатлениями и пожеланиями и отправились дальше, каждые своей дорогой. Где-то в тех местах на моем велосипеде развалилась ручка более исправного переднего тормоза, но применение подручных средств и изоленты спасло ситуацию, и мы продолжили движение вниз по долине.
И опять нас окружили сказочные виды, и снова позабылись все тяготы и лишения, пережитые накануне. Горы творят чудеса, они способны лишить сил, но уже в следующий момент наполняют новыми. Любите горы, цените горы, берегите горы, как и всю природу. А между тем тропа вывела нас на горную дорогу, которую можно было считать финишной прямой, хотя она была совсем не прямая…. Эта дорога очередной раз повела нас вверх, уводя к небу. Поднимались молча. Казалось, все темы уже выговорены. А может всё дело в том, что под конец любого приключения внутри нас образуется смесь из печали, что оно подошло к концу, и радости, что это закончилось, усталости, и прочих оттенков чувств, эмоций и мыслей. Мы двигались, и время шло рядом с нами, то утекая куда-то вниз ручьями, то проносясь птичками мимо. Показался конец подъема, и весь винегрет в голове вытеснился волнением от предвкушения финиша. Вот оно.…
Мы на площадке с шикарным видом на всю округу, на Эльбрус, который как на картинке. На небе ни облака. Внизу виднеется начальная и конечная точка нашего маршрута – урочище Джилысу, от которого нас отделяет всего лишь один спуск…. Почти. Мы долго стоим там и любуемся, трудно сделать шаг навстречу окончанию приключения, на встречу к возвращению домой и погружению в бытовые заботы…. Но всё это потом, а сейчас мы стоим на краю мира и впитываем каждой порой своего тела этот момент. Мы побывали в гостях у Неба на велосипедах, пили там чай, но теперь пора домой.
Всё. Спуск. И снова велосипед Александра Н. вернул нас в реальность, ещё раз пришлось менять камеру. Традиция. А потом почти мгновенно мы уже у машины, мгновенно в масштабе наших подъемов, и не верится, что всё кончилось. Теперь можно поздравить друг друга, расслабиться и выдохнуть все страхи и сомнения, преследовавшие нас проведенные в дороге дни.
Это было примерно в 11 часов до полудня 09.07.2016, а вот что было дальше? Это уже совсем другая история.
Свидетельство о публикации №216082501431