Мамин борщ

Считается, что мужчины - лучшие повара. Возможно, но я живу в мире, где на кухнях царствуют женщины, и первое самостоятельное приготовление борща по маминому рецепту напоминает обряд инициации. Кто-то проходит посвящение, кому-то не везет. Я из вторых.

Свой первый борщ мне довелось приготовить в студенческом общежитии среди таких же, как я, голодных сверстников, оторванных учебой от родного дома и города. Хотелось чего-то домашнего, так милого сердцу и желудку. А что может быть более домашним, чем борщ?

Казалось, воспроизвести рецепт, впитанный с молоком матери, не составит труда.

Спустя два часа из кастрюли на меня смотрела кипящая жижа. Картофель разварился и упал на дно. Вместе с горячими пузырями на поверхность выбрасывало то крупные полоски капусты, то луковицу, которая тут же тонула в пене. Было в этом вареве что-то психоделическое. Вспомнились кадры с инопланетным океаном из фильма Тарковского «Солярис», и меня охватило пронзительное чувство одиночества, смешанное с желанием немедленно вернуться «на Землю» -- домой, к маме.

«В шестнадцать лет никто не умеет готовить борщ», -- успокаивали старшие подруги, специалисты по подгоревшей яичнице и бутербродам. В их словах был резон. Конечно, я слышала от бабушки удивительные истории о том, что в далеких деревнях девочки семи лет от роду уже вовсю жарили котлеты, крутили голубцы и ловко управлялись с тестом, но мне, человеку, путавшему дуршлаг с ситом, подобные кулинарные навыки казались чем-то запредельным.

Страх перед борщом преследовал до двадцати лет. Нет, я любила борщ, ела его в неограниченных количествах, когда приезжала домой на каникулы, но приготовить не могла. Даже не пыталась. Психолог назвал бы это блоком. А если есть блок, значит, нужно искать ключ.

Ключ нашелся сам собой - я влюбилась и, как это часто бывает, захотела сделать для любимого человека что-то невообразимо приятное. Мы уже полгода жили вместе, и жареная картошка семь дней в неделю порядком надоела.

-- Хочу борща! – твердо заявил он.

Я мысленно собрала чемодан.


-- Что? Борщик? Моя девочка решила сварить борщик! -- радостно щебетала мама с экрана монитора. – Как хорошо, что есть Skype. Сейчас всё расскажу, покажу и у тебя получится! Главное -- не нервничать… Э… Твой дома? Нет, и слава богу. Начнем.

Возьми охлажденные куриные бедра, штуки три хватит, хорошо промой, положи в трехлитровую кастрюлю и залей водой на две трети емкости. К ним добавь целую очищенную от кожуры луковицу и пару зубчиков чеснока. Бульон примерно час должен вариться на минимальном огне, тогда получится прозрачным, насыщенным. Пока варится, очисти три-четыре небольшие картофелины, одну большую луковицу, морковь и свеклу. Белая консервированная фасоль есть? Прекрасно. Лук измельчи, морковь натри на терке. Разогрей сковороду, налей постное масло. Положи в сковороду лук с морковью и пассеруй до нежного золотистого цвета. После влей к пассерованным овощам стакан томатного сока и прокипяти, помешивая, минут пять-шесть. Всё, заправка готова, оставь ее пока. Берись за белокочанную капусту. Нарежь тонкими полосками… Что значит не умеешь? Тогда бери специальную терку. Капуста в борще должна выглядеть красиво. На обычной крупной терке натри свеклу. Да, на той же, что терла морковь… Так, теперь внимание! Бульон готов. Осторожно достань из него куриные бедра, положи в тарелку остывать. Сваренные лук и чеснок вылови и выброси. В бульон добавь картофель, порезанный дольками, и лавровый лист. Как только бульон снова закипит, вводи капусту, овощную заправку и фасоль. Осторожно перемешай. Потом добавь свеклу, она почти мгновенно сварится, но не потеряет цвет, и борщ получится ярким… Попробуй, что получилось на вкус? Добавь соли и чуть молотого черного перца. Нет, лимонную кислоту я не добавляю. Знаю, что многие так делают, а я нет. Вполне хватает кислинки томатного сока… Так, теперь бедрышки, они уже остыли. Разбери их, отдели мясо от костей, поруби его кусочками и отправь в кастрюлю. Сразу за мясом вводи измельченную зелень: укроп, петрушку. Два зубчика чеснока, пропущенных через чеснокодавилку, тоже будут кстати. Накрой кастрюлю крышкой и погаси огонь. Пусть полчаса постоит - овощи дозреют, но не разварятся, сохранится цвет и прозрачность бульона… Всё, можно подавать.

Квартира наполнилась ароматом, который я помнила с детства. Только сейчас поняла, что борщ – нечто большее, чем просто еда – это атмосфера.

Любимый с наслаждением вдохнул запах чеснока, добавил в тарелку с борщом сметану и медленно перемешал.

Ах!

Свежий багет с тонким слоем сливочного масла аппетитно хрустнул. Вслед за ним в рот отправилась порция желанного яства.

-- М-м...

-- Вкусно?

-- Да! А можешь еще пирожков испечь? Из пышного теста, с мясом.

-- Конечно, -- улыбнулась я, непроизвольно поглаживая крышку ноутбука.


Рецензии
Диана, славное, доброе повествование Ваше!
Понравилось! Трогательное!
Да, уж, верно говорят, каков путь к сердцу мужчины...
С уважением и признательностью, С.Т.!

Пожалуйста, послушайте мою песню "Письмо маме"
Ссылка в Ютубе: письмо маме 1 - you tube
Там на фото пожилая женщина в платке.

Тёплый Сергей   03.04.2023 12:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.