Был такой самолет, Зеленодольский комсомолец!

Во время Великой Отечественной войны в СССР было принято собирать средства на строительство танков, самолетов и другой техники. Сбор средств происходил и у нас в Татарстане.
В августе 1942 г. со стапелей авиационного завода № 387(до войны Казанского завода обозных деталей, ныне – Казанский вертолетный завод) на фронт было отправлено 6 самолетов У-2 (с 1944 г. их стали называть По-2), построенных на средства, собранные пионерами и комсомольцами Татарии: «Комсомолец Татарии», «Пионер Татарии»,  «Кызыл Татарстан», «Казанский комсомолец», «Зеленодольский комсомолец» и др.
Кому передать эти самолеты долго не думали. В начале июля 1942 г. в запасном авиаполку, базировавшемуся в г. Алатырь (Республика Чувашия) член ЦК ВЛКСМ майор Михаил Дмитриевич Еренков сформировал 930  авиационный полк ночных бомбардировщиков. В полк набрали только комсомольцев, и полк сразу получил наименование – Комсомольский. Вскоре комсомол Татарстана взял шефство над новым полком, поэтому 17 августа 1942 г. самолеты были торжественно вручены представителям 930 Комсомольского авиационного полка ночных бомбардировщиков. В полку самолеты распределили самым лучшим экипажам.
Самолет У-2 «Зеленодольский комсомолец» достался лучшему экипажу полка пилоту лейтенанту  Михаилу Герди и штурману лейтенанту Сергею Кудрявцеву.
Война есть война. «Зеленодольскому комсомольцу» на фронте пришлось летать недолго. О судьбе этого самолета рассказал в своей книге «Добровольцы, шаг вперед!» ветеран 930 Комсомольского ночного бомбардировочного авиаполка (нбап) Николаев Михаил Александрович.
В октябре 1942 г. полк воевал на Калинском фронте. Командованию понадобились разведданные. По неизвестной причине армейских разведчиков решено было переправить через линию фронта с помощью У-2, неприхотливого к посадочным площадкам, малошумного, способного планировать с выключенным мотором. Выбор пал на Комсомольский полк и его лучший экипаж, лейтенантов М. Герди и С. Кудрявцева, летавших на «Зеленодольском комсомольце».
В ночь на 12 октября 1942 г. на аэродром Комсомольского полка приехали трое разведчиков с рацией. Командование полка приняло решение отправить на задание два самолета. Кроме экипажа «Зеленодольского комсомольца» решено было отправить на задание пилота Алексея Дорошенко. К нему во вторую штурманскую кабину должны были сесть двое разведчиков с рацией, а третьего разведчика решили разместить на «Зеленодольском комсомольце» вместе со штурманом С. Кудрявцевым. Вылет наметили на утро 12 октября, до восхода солнца.
Из боевого донесения штаба 930 Комсомольского нбап: "Два экипажа в составе командира звена Герди Михаила Николаевича, заместителя командира эскадрильи старшего лейтенанта Дорошенко Алексея Андреевича и стрелка-бомбардира (так официально в полках ночных бомбардировщиков называлась должность штурмана) лейтенанта Кудрявцева Сергея Сергеевича в 6.00 12 октября 1942 года вылетели на выполнение боевого задания и обратно не вернулись. Причины невозвращения неизвестны".
О том, что летчики выполнили задание – успешно высадили разведчиков, стало понятно по продвижению наших войск через несколько дней, а вот о том, что с ними случилось, стало известно через две недели, когда летчики вернулись в полк.
Полет был рассчитан и выверен до последнего штриха на полетной карте. Линию фронта У-2 прошли, когда едва начинало светать на бреющем полете. Самолеты нырнули за кромку леса и все стихло.
Летчики рассказали, что приземлились они удачно на пятачке, который зарос сухой травой, скрывавшей окопы и воронки. Тем не менее, и самолеты, и люди остались целыми. Разведчики выскочили из самолетов, и ушли, наскоро попрощавшись.
Немцы обнаружили самолеты уже во время взлета. Обстреливали из всего, что могло стрелять, даже тяжелая артиллерия подключилась. Михаил Герди взлетал первым. Самолет попал колесом в воронку и скапотировал. Взлетать на таком самолете без серьезного ремонта невозможно. Поэтому Алексей Дорошенко тут же подрулили к товарищам. Втроем они подожгли «Зеленодольский комсомолец» - по законам военного времени оставлять технику, пригодную к ремонту было запрещено. Михаил Герди и Сергей Кудрявцев запрыгнули в кабину штурмана, и Алексей Дорошенко пошел на взлет. Немцы продолжали яростный обстрел площадки, и самолет Дорошенко вскоре тоже перевернулся. Летчики выскочили из-под обломков и скрылись в лесу. С большим трудом им удалось уйти от организованной немцами погони.
Через неделю летчики с боем перешли линию фронта, но в полк попали не сразу. Еще неделю контрразведка разбиралась с перипетиями их миссии, пока не убедилась в том, что они не предатели и не шпионы и отпустила в полк.
К сожалению, М.А. Николаев в своей книге ничего не рассказывает о дальнейшей судьбе летчиков М.Н. Герди и С.С. Кудрявцева. Поиск в интернете тоже не дал результатов…


Рецензии