Концепция интегрированного государственного управл

Для разработки и реализации Стратегии устойчивого развития России до 2030 г. необходима современная отлаженная машина исполнительной власти, способная управлять экономикой в масштабах всей страны.

Как писал П.А. Столыпин, «никогда ни одно правительство не совершит ни одной работы, не только репрессивной, но и созидательной, если не будет иметь в своих руках совершенный аппарат исполнительной власти»;.

Одним из базовых условий реализации Стратегии 2030 является формирование эффективной системы исполнительной власти, которая была бы способна решать вопросы модернизации экономики на инновационной основе. 

Состояние системы исполнительной власти и ее отдельных институтов является значимым элементом «организационного капитала» страны, который относится к важным факторам ее конкурентоспособности.

Государственное управление можно считать эффективным, если оно обеспечивает стабильность и поступательное развитие всей общественной системы.

Опыт российских реформ исполнительной власти последних десятилетий показывает, что эти институты самостоятельно не «настраиваются».

Для поддержания и развития «организационного капитала» власти нужны постоянно действующие механизмы управления изменениями. Это особенно важно для России, имеющей сложную, многозвенную систему исполнительной власти, для которой еще не найдено эффективной модели.

Современная структура исполнительной власти должна быть компактной, сугубо функциональной, относительно стабильной и построенной таким образом, чтобы не зависеть от изменения в расстановке политических сил и политических катаклизмов.

Одна из основных долгосрочных задач, которую должно решать Правительство в рамках Стратегии 2030 это формирование институциональной основы модернизации и инновационного развития социально ориентированного рыночного хозяйства.

В основе деятельности всех органов государственного управления должна лежать концепция «интегрированного государственного управления», суть которой — рассмотрение потребностей граждан как отправной точки всех последующих действий всех ветвей исполнительной власти.

Поэтому совершенствование структуры исполнительной власти должно базироваться на принципе «публичного управления», одним из ключевых элементов которого должна стать передача большого объема деятельности по предоставлению определенного рода государственных услуг непосредственно от Правительства к независимым специализированным агентствам следующего звена управления.

Важным элементов системы публичного управления должно стать электронное правительство, которое в современных условиях становится неотъемлемой частью информационного общества и может стать важным инструментом противодействия коррупции.

Применение самых передовых методов сбора, обработки и анализа информации позволит использовать ее при принятии важных государственных решений.

Основной целью создания электронного правительства является предоставление информации и оказания определенного набора государственных услуг гражданам, предпринимателям и государственным чиновникам, при котором их личное взаимодействие с государством минимизировано.

Среди основных направлений функционирования электронного правительства можно выделить следующие основные виды взаимодействия:
• между государством и гражданами (Government-to-Citizen);
• между государством и бизнесом (Government-to-Business);
• между различными ветвями государственной власти (Government-to-Government);
• между государством и государственными служащими (Government -to- Employees).

Следует подчеркнуть, что электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия чиновников с гражданами в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

Создание электронного правительства предполагает построение системы общественного управления, реализующей решение масштабных задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным.

При этом акцент должен делаться не только на технологической стороне вопроса, но и на изменении всей системы государственного управления, ее организационной структуры и принципов взаимоотношения с бизнесом и  с гражданами.

Внедрение современных технологий в сферу государственного управления будет свидетельствовать об изменении позиции власти к новым потребностям общества, что, в свою очередь, позитивно повлияет на отношение общественности к государству.

Выстроив систему обратной связи с основными потребителями государственных услуг и переведя часть функций в сферу виртуальных коммуникаций, правительство сможет сосредоточиться на решении более важных стратегических задач Стратегии 2030.

Для России электронное правительство должно стать необходимым компонентом повышения эффективного управления. Внедрение технологий электронного правительства позволит:
• повысить прозрачность подготовки и принятия правительственных решений, разработки проектов законодательных актов;
• сократить бюрократический аппарат и соответственно затраты на его содержание;
• значительно упростить все необходимые государственные процедуры для граждан и бизнеса при предоставлении государственных услуг, что позволит сократить потенциальные возможности для коррупционных действий;
• повысить рейтинг страны по уровню развития электронного правительства  и соответственно международный имидж государства.

Кроме того, внедрение электронного правительства может внести определенный вклад в увеличение темпов роста экономики. По оценкам специалистов, повышение эффективности государственного управления может дать до 2% темпов прироста ВВП.
Функции государственного аппарата должны быть сконцентрированы для решения стратегических задач.

В структурах государственной власти должна концентрироваться интеллектуальная элита нации, способная разработать и последовательно реализовывать Стратегию 2030 и концепцию развития страны на более длительную перспективу, придать экономике динамичный и устойчивый характер.

В политике подбора и расстановки высокопоставленных кадров на государственном уровне целесообразно придерживаться управленческого принципа меритократии, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди независимо от их социального и экономического происхождения.

Хотелось бы обратить внимание еще на одно из высказываний П.А. Столыпина, которое по прошествии многих десятилетий не утратило своей актуальности: «В тех странах, где еще не выработано определенных правовых норм, центр тяжести, центр власти лежит не в установлениях, а в людях»;.

Следует подчеркнуть, что хотя бюрократизация и означала конец классической эры индивидуализма, одновременно она создавала возможность для исключительных личностей достичь реализации своих идей, находясь во главе организации, если только процесс социального отбора позволял им занять такое положение.

С этой точки зрения никакая модернизация и никакое реформирование, в том числе и исполнительной власти, невозможны без эффективного лидерства, в том числе в высшем и среднем звеньях государственного управления.

Лидеры, находящиеся в центре системы выработки и принятия решений, обязаны обеспечить основу для подготовки четко сформулированных национальных интересов как во внутренней, так и во внешней политике.

Они должны обладать умением мыслить стратегически, четко определять основные проблемы и предлагать оптимальные пути их решения, лично влиять на ход событий, сосредоточив усилия на выполнении заданной функции.

Мудрость чиновника не в том, чтобы командовать экономикой по телефону или через ведомственные инструкции, а в том, чтобы определять приоритетные направления экономического развития, формировать принципы инвестиционной политики, концепцию отраслевых балансов, создавать условия для поддержания конкурентной среды и др.

Необходимо обеспечить возможности для независимого лидерства в экономической и политической сферах, которое, в конечном счете, способно подчинить власть чиновников эффективному контролю.

Решить эту задачу может нацеленная на перспективу программа подготовки лидеров на всех уровнях государственной службы.
Кроме лидерства, важный аспект государственного управления — создание эффективно работающей команды (коллектива). Необходимо обратить особое внимание на методы, обеспечивающие сознательное и активное участие чиновника в реализации поставленных целей.

Опыт показывает, что государственный служащий добивается более высоких результатов при наличии веры в руководство и правильно выстроенной системы приоритетов в работе, признания заслуг и вознаграждения за успехи в работе (не обязательно в денежной форме).

Чиновники высоко ценят доверие руководства, возможность пройти переподготовку, получить новые навыки или повысить квалификацию видеть перспективу карьерного и профессионального роста.

Эффективность государственного управления во многом зависит от профессионализма, гибкости и ответственности государственных служащих и системы их подготовки.

Государственным служащим необходимо обеспечить равенство возможностей и справедливость, чтобы стимулировать их к нестандартным решениям и освоению новых методов работы.

Широкое привлечение талантов, открытость новым идеям — значительный шаг вперед с точки зрения изменения корпоративной культуры государственного управления.
Подобная культура воплощает в себе кодекс поведения, а также определенные мировоззренческие посылки, ограничивающие сферу возможных политических действий.

Наконец, для тех, кто придает наибольшее значение применению специальных знаний к решению государственных проблем, эффективность означает создание такой организационной структуры, в которой специалисты могут наилучшим образом использовать свои профессиональные качества.

При этом необходимо разработать «систему оценки компетентности», при помощи которой можно определять качества, необходимые высшим государственным служащим.

Применение такой системы дает объективные основания для развития человеческих ресурсов, найма, продвижения, поощрения чиновников.

С помощью этой системы отбираются критерии для проведения аттестации всех сотрудников высших ступеней государственной службы. Это вариант гласности, может быть, не всегда приятный, но достаточно эффективный.

В конечном счете, чиновничество должно стать поистине привилегированным аристократическим классом. Профессия чиновника должно стать не только высокооплачиваемой, но и весьма уважаемой.

Необходимость усиления государственного регулирования и управления экономическими процессами практически во всех сферах экономики стала очевидной после мирового финансово-экономического кризиса, который в очередной раз потряс глобальную экономику в 2008-2009 гг.

Любой кризис нужно рассматривать не как аномальное, а как вполне закономерное явление в динамике развития экономической системы.

Объективные противоречия, которые имманентны любой экономической системе, на определенном этапе достигают критической точки, выливаясь в циклический, структурный, финансовый, биржевой или иной кризис.

Кризис выявляет основные элементы энтропии предыдущего этапа развития, высвечивает неэффективность функционирования отдельных звеньев хозяйственного механизма, диспропорции в структуре материального производства, балласт спекулятивного кредита, сбои в функционировании валютно-финансовой системы, изменение потребительского спроса.

Исходя из общих закономерностей функционирования больших систем автаркические тенденции в глобальной экономике, в условиях кризиса, отражают момент фазового перехода системы из одного состояния в другое.
Кризис дает сигнал об опасности для дальнейшего развития системы в определенном направлении, о необходимости принятия конкретных мер для снятия назревших противоречий.

Глубокий экономический и финансовый кризис глобальной экономики и затянувшийся кризис российской экономики — как ни парадоксально, фактор благоприятствующий переходу на иные принципы хозяйственной деятельности.

В этой связи на первый план выходит не поиск универсальных моделей развития, а создание экономической системы, способной к гибкому реагированию на новые вызовы современности.

Следует подчеркнуть, что структурная перестройка в условиях стабильной экономики является весьма длительным и болезненным процессом, в условиях кризиса кардинальные изменения — относительно быстрый и более естественный процесс.

Поэтому для России в Стратегии 2030 необходимо реализовать идею смены экономической парадигмы, смещение акцентов в сторону социально-рыночного хозяйства и создания устойчивой саморегулируюшейся экономики.

Одним из важнейших понятий экономической теории и необходимым инструментом макроэкономического регулирования и управления является экономическая политика государства, которая должна реализовываться через разработанную и официально утвержденную правительством Стратегию  устойчивого развития до 2030 г.

Мировой опыт реализации экономических преобразований подтверждает, что в государстве с переходным типом экономики, к которым относится и современная Россия эффективная и модернизация экономики может быть достигнута лишь при сильной государственной и исполнительной власти.

Решающее значение здесь имеет то обстоятельство, что только сильная государственная власть может ставить стратегические цели и обладает достаточной политической волей и средствами для мобилизации материальных и человеческих ресурсов для их реализации.

Только эффективное государственное управление способно обеспечить повышение конкурентоспособность страны на мировой арене, путем разработки и реализации экономической политики, учитывающей сравнительные преимущества и основные факторы конкурентоспособности страны.

Эта стратегическая цель достигается:
• путем материального и морального стимулирования предпринимательской и трудовой активности населения;
• путем обеспечения законных прав субъектов реального сектора экономики, поддержания и развития честной конкуренции;
• путем поддержки фундаментальной науки, повышения качества человеческого капитала и защиты среды обитания.

Попытки либерального преобразования экономики при слабой государственной власти в лучшем случае имеют лишь краткосрочный позитивный эффект, который сопровождается дальнейшим ослаблением власти или даже ее полным развалом, что может вести либо к полной утрате всякой социальной ориентации рыночных трансформаций, либо, в качестве реакции, к возврату политики жесткого дирижизма в экономике.


Рецензии