5. Россия - це Европа!

        5. Россия – це Европа!
    (ХРИСТИАНСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ, КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ, ЧИТАТЕЛЬСКИЙ КЛУБ ЗНАКОМСТВ)
    Россия – це Европа! Как и Испания. Почему именно «как и Испания»? Потому что пути исторического развития России и Испании, как ни странно, очень схожи.

    Об особом месте России, об особом пути России, защищая свои личные, узкокорпоративные, интересы, любят говорить как ее  хулители, так и ее почитатели. Как же они все меня достали! И те и другие!
 
    Россия – типичное Христианское, европейское государство, ход истории которого подчинялся единым общеевропейским законам общественного развития, сходным для всех стран Христианского Мира.

    Процессы общественного развития, в том числе и религиозного развития, развития религиозной мысли, протекавшие в прочих странах Христианской Европы, происходили и в России. Никаких принципиальных,  ментальных отличий между Россией и прочей Христианской Европой никогда не было, и быть не могло. Были отличия «географические». Но эти «отличия», между прочим, коснулись не только России, но, к примеру, и Испании.

    Все государства, формально или искренне делающие своим нравственным ориентиром Евангелие Господа нашего, Иисуса Христа, рано или поздно должны прийти к той или иной форме современной демократии (если, конечно, не свернут со своего пути и не погибнут по дороге!), ибо идеалы современной демократии в нем, в Евангелии, заложены изначально.

    Почему же у одних стран путь к современной форме демократии занял века, а у других – целые тысячелетия? Потому что Христианские народы Христианской Европы, проживающие на Юге, Юго-Востоке и Востоке Европы, проживающие в непосредственной близи от агрессивного мира ислама, проживающие под постоянной угрозой истребления со стороны агрессивного ислама, развивались более медленно.

    Почему народы Юга, Юга-Востока и Востока Европы развивались более медленно? Потому что большую часть своих ресурсов они вынуждены были тратить, преследуя банальную цель выживания по принципу: не до жиру, быть бы живу.
 
    А вот Христианские народы Христианской Европы, проживающие на Северо-Западе и Западе Европы, проживающие в «глубоком тылу» Христианского Мира, развивались более стремительно. Почему? Потому что над ними большую часть истории их развития не висела угроза истребления басмачами, и они большую часть своих ресурсов могли тратить на свое собственное развитие. В том числе, и на общественное, и на религиозное развитие своих стран.

    Вот почему судьба немцев, голландцев, англичан, отчасти французов и скандинавов так разительно отличается в первую очередь от судьбы испанцев и Русских. Вот почему судьбы в первую очередь испанцев и Русских так схожи в смысле их чрезмерно долгого и тернистого пути к современной демократии.

    Кто-то – чуть быстрее, кто-то – чуть медленнее, но все народы Христианской Европы двигались в одном направлении. Одним из ярких доказательств этому служат схожие процессы в религиозной жизни всех народов Христианской Европы.
    Вот цитата:
    «…Нам неизвестно ни точное время явления этой ереси, ни обстоятельства, служившие ближайшим поводом к ее возникновению; знаем только, что около 1374 года из Пскова в Новгород бежали от преследования трое главных проповедников этой ереси: один из них неизвестен по имени, другой был дьякон Никита, третий - мирянин по имени Карп. В сочинении конца XV века, в "Просветителе" Иосифа Волоцкого, Карп назван художеством "стригольник" 2. Что такое "стригольник", мы не знаем, но ересь эта получила кличку стригольников.
    Трое проповедников нашли себе в Новгороде последователей, но вскоре возмутили против себя народ и были сброшены с моста в Волхов в 1375 году. Посеянное ими семя ереси, однако, не пропало бесследно. В продолжение XV века еретики не раз подвергались преследованию во Пскове и Новгороде; их умерщвляли, запирали в тюрьмы; другие из них разбегались и разносили с собою свои еретические мнения.
    Достойно замечания, что православные до того озлобились против них, что митрополит Фотий, в 1427 году, хотя и повелевает не есть и не пить с еретиками, но сдерживает фанатизм псковичей и порицает их за то, что они казнили смертью стригольников. Как всегда бывает, гонимая секта укреплялась и распространялась от гонений. В Новгороде, в последних годах XV века, Геннадий, несмотря на громадное выселение прежних жителей и прилив новых, указывал, что между чернецами есть стригольники.
    ЕРЕСЬ СТРИГОЛЬНИКОВ СВОЕЮ ИСХОДНОЮ ТОЧКОЮ ИМЕЛА ПОРИЦАНИЕ ОБЫЧАЯ ПЛАТИТЬ ПОШЛИНЫ ПРИ ПОСВЯЩЕНИИ, а затем еретики нападали на жадность и корыстолюбие духовенства, употребляя такие выражения, какие до сих пор можно слышать в народе: «попы пьяницы, дерут с живого, с мертвого!» Стригольники начали учить, что таинства, совершенные недостойными священниками, недействительны, а затем дошли до того, что признали все существующее и прежнее духовенство не имевшим дара Духа Святого, отвергали вселенские соборы, дозволяли, вместо священников, учить и проповедовать каждому, вооружались против монастырей, против вкладов по душам, поминок, и вообще против того, что на благочестивом языке называлось «строить душу».
    Они, как видно, как-то по-своему толковали таинство причащения, а вместо исповеди перед священником вводили свой обряд покаяния припаданием к земле. Отвергая церковные постановления, сами стригольники, однако, уважали произвольный пост, отличались суровым воздержанием, молитвою и книжностью.
    Как всегда бывает со всякого рода сектами, и ересь стригольников, распространяясь, разветвилась и разбилась на многие толки, так что в XV веке люди различных мнений назывались общим именем "стригольников".
    Одни, например, не расходились совершенно с церковью, а только вольнодумствовали над ее постановлениями, и таких-то стригольников разумел митрополит Фотий, предписывая духовным не брать от них приношений: конечно, здесь идет речь не об отпадших от церкви совершенно, так как подобные люди не приносили бы уже ничего в церковь.
    Другие, соблазняясь способом поставления духовных лиц, разошлись с существующею в их время церковью, но не отвергали необходимости православной церкви и готовы были присоединиться к существующей, если бы в ней не было того, что им казалось злоупотреблением.
    Третьи отвергали монашество; говорили, что иноки выдумали себе сами житие, отступили тем самым от евангельских и апостольских преданий, и что ангел, который, как гласит монашеское предание, дал Пахомию иноческий образ - схиму, был не ангел, а бес, и потому-то явился не в светлом, а в черном виде.
    Четвертые, оторвавшись от церкви, учреждали свое собственное богослужение.
    Пятые, не признавая ни соборов, ни церковных уставов и преданий, опирались на одном только Св. Писании, КАК ДЕЛАЛИ ВПОСЛЕДСТВИИ ПРОТЕСТАНТЫ…»
    Конец цитаты.
    (Н.И. Костомаров. Господство дома Св. Владимира. Новгородский архиепископ Геннадий.)

    То есть, в России протестанты (свои собственные протестанты, а не завезенные извне!) появились даже раньше, чем на Западе! Между прочим!

    То есть, Россия развивалась точно так же, как и прочие страны Христианской Европы! И православная Россия, и католическая Испания развивались точно так же, как опередившие их сегодня протестантские страны Северо-Западной Европы (в первую очередь Германия и Великобритания). Но, в силу обстоятельств, в силу более сурового климата в России; в силу постоянной угрозы со стороны ислама и в средневековой России, и в средневековой Испании; в силу необходимости изначально тоталитарного государственного устройства опять же из-за постоянной угрозы со стороны ислама и в средневековой России, и в средневековой Испании; в силу крепкого союза между государственной церковью и государством и в России, и в Испании процессы общественного  и религиозного развития были основательно заторможены.
 
    И Россия, и Испания очень дорого заплатили за то, что находились на окраине Христианской, Европейской Цивилизации, находились в непосредственной близи от агрессивного мира ислама. И если правителям России, начиная с раннего  Средневековья и заканчивая серединой XVIII в., приходилось тратить огромные средства на строительство засечных укреплений на границах с миром ислама, то у правителей Великобритании и Швеции такой статьи расходов просто не было, и они могли перенаправить свои ресурсы на строительство… университетов.

    Не живущие под постоянной угрозой тотального истребления со стороны мусульман немцы и англичане уже в XIIV веке (и даже ранее!) задумывались о Свободе и о «правах человека», обозначенных в Евангелии, а в XVI веке активизировали борьбу за свои права, что привело к появлению первых протестантских, Христианских республик в Европе.

    Русские и испанцы, читающие то же самое Евангелие, так же задумывались и о Свободе, и о «правах человека», о чем недвусмысленно свидетельствует приведенная мною выше цитата. Но начать борьбу за свои «права и свободы» Русские и испанцы не могли, поскольку такого рода борьба в условиях постоянной угрозы со стороны ислама, могла бы выглядеть предательством по отношению к Христианству. Это и привело к укреплению прав монарха, к укреплению и даже в некотором смысле к «обожествлению» института монархии, как в царской России, так и в королевской Испании.

    Вот и все объяснение особого пути, как России, так и Испании!


Рецензии