О любви, фильм Михаила Богина
Давным-давно искал одну душераздирающе красивую мелодию, знакомую с самого раннего детства, которую редакторы советского телевидения любили ставить в качестве межпрограммных заставок и видеозарисовок в 70-е годы, когда про агрессивно-навязчивую рекламу советские граждане знали лишь по слоганам «Летайте самолетами Аэрофлота» и «Храните деньги в сберегательной кассе».
В поисках авторства мелодии перелопатил всю сеть, скачал массу сборников «хитов инструментальной музыки 70-80-х» и завалил запросами профильные форумы типа «музыкальный нафталин» и «для тех, кому за 700». Но ужас ситуации в том, что для подавляющего большинства текущих пользователей сети замшелый «нафталин» начинается с конца 90-х. А 80-е, и уж тем более, 70-е - это далеко и давно за гранью исторического материализма.
Но мелодия в голове крутилась и не давала покоя ровно до того благословенного мига, когда не услышал ее в анонсе фильма «О любви» на канале Культура. То, что это Евгений Крылатов, было совершеннейшим откровением, потому что внутренне был настроен на поиск какого-нибудь оркестра Пурселя или Поля Мория (хотя на Мориа мало похоже по стилю и аранжировке).
Возьму на себя смелость назвать данную мелодию одной из самых красивых музыкальных тем не только отечественного, но и мирового кинематографа, наряду с «Красной палаткой» Зацепина, вальсом Доги из «Ласкового и нежного зверя», вальсом Петрова из «Берегись автомобиля», заглавной темой Артемьева из «Свой среди чужих», фортепианными зарисовками Таривердиева из «Иронии судьбы»…
Заодно и фильм посмотрел. Фильм, созданный на рубеже 70-х годов, служит неким реквиемом, финальной пронзительной кодой эпохи «шестидесятников», бесславно почившей под обывательским болотом «развитого социализма», под аккомпанемент «песен советских композиторов», погребенных под морем красных стягов ноябрьских и майских праздников.
Картина во многом перекликается с другим программным произведением эпохи Оттепели – фильмом «Июльский дождь» Марлена Хуциева. Очень близки по посылу поступки и переживания героев и героинь в исполнении самых красивых актрис советского кинематографа Виктории Федоровой и Евгении Ураловой. Даже внешность и пластика их в чём-то схожа.
Удивительно, что одни из главных произведений поколения шестидесятников, фильмы Хуциева «Застава Ильича» и «Июльский дождь» созданы с разницей всего два года. Но как сильно отличается в них внутренний настрой: от светлого утреннего солнечного весеннего настроения, времени надежд, поиска себя и своего места в мире у двадцатилетних героев «Заставы» (второе название картины «Мне двадцать лет»), до первых серьезных разочарований и апатии поколения тридцатилетних в «Июльском дожде». Фильм «О любви» продолжает этот ряд социальных и личностных потерь, разочарований, утраты смысла талантливых молодых людей, не востребованных в обществе победившего уравнительного социализма.
Фильм Михаила Богина, как и культовые фильмы Хуциева, очень атмосферный, чувственный, сотканный из тонких сплетений обыденной жизни, где главное – не действие, а впечатление, полунамеки, полутона… Само название «О любви» также служит неким полунамеком, аллюзией, поскольку самой любви, ее явных физических проявлений в фильме нет.
Пронзительная мелодия Евгений Крылатова дополняет это тонкое пастельное кинематографическое полотно, и помогает создать то необходимое настроение для понимания этого светлого человеческого чувства с легкими нотками грусти.
П.С. А всем - слушать-слушать, какие гениальные мелодии в какой филигранной аранжировке рождались в головах настоящих Композиторов «миллион лет до вашей эры»…
14.12.2015, upd 26.08.2016
Ссылка на страницу моих рецензий в Кинопоиске: http://www.kinopoisk.ru/user/595574/comments/list/
Свидетельство о публикации №216082601049