Улыбка из прошлого

В студенческие годы мой друг подрабатывал «подопытным кроликом». Меня звал с сбой, но я ни-ни – как-то страшновато. А другу – ничего, даже нравилось. Работа ж не пыльная.
Вот, к примеру, прошла все мыслимые испытания какая-нибудь вакцина новая, на мышах и собаках её уже опробовали, утвердили и одобрили все инстанции, вплоть до Минздрава, но перед массовым применением на людях требуется опробовать на добровольцах. На всякий случай. Вдруг какие-то побочные действия обнаружатся?
Уколют друга вакциной, а потом впрыснут  бациллу какую-нть «безобидную», типа гриппа. Ну и смотрят, изучают реакцию, лечат  осложнения, если возникнут. Правда, его молодой привитый организм  всегда справлялся со всякой зверюгой без  каких-либо последствий.
А бывало, что психологические тесты над ним проводили. Тут уж и вовсе курорт. От них-то какой вред может быть?
Работа, в общем, – не камни ворочать, в тепле, в уюте, на полном пансионе, да еще и платили не плохо. К тому же, времени свободного навалом, заниматься можно круглыми сутками, а что еще студенту надо? Вот и пропадал мой друг частенько на трудах «кроличьих».

Помню, перед Новым годом он в очередной раз тихо исчез. Сессию пропустил. Долго не было, вплоть до середины марта. И вот, мартовской ночью сплю в общежитии на своей койке. Снится мне пустыня Сахара. Ветер воет, песок шуршит, что шины по асфальту, и бумажные пакеты, почему-то, пролетают над головой, только успевай изворачиваться…
Просыпаюсь – и тут же в сон обратно хочется, потому как в реале еще страшнее: сидит в слабом свете луны кто-то за столом, сверкает глазами и ... рисует! Почирикает-почирикает карандашом, и лист бумаги на пол летит. С шумом, особенно в ночной тишине слышимом. А листы не маленькие, формата А3, не меньше. Друг, оказалось, вернулся.
Вышли мы с ним покурить в коридор. Все равно теперь не уснуть. Стоим, разговариваем, он мне рассказывает что с ним приключилось.

Опыт, который над ним произвели на сей раз, заключался в том, что его посадили в одиночку-люкс на три месяца. Камера без окон, без дверей, обита чем-то мягким. Буйных в такую сажают в психушках. Ни мебели, ни койки. Ни дня, ни ночи.
Выключатель, правда, есть. Зажег свет – вот тебе и день. Спать хочешь – выключай свет,ложись, спи – никто тебе не мешает. Есть захотел – скажи, в окошко маленькое тут же подадут. Туалет – тоже по заявке открывается.
Поначалу классно другу показалось. Спал, ел, посещал сортир.
Через какое-то время отоспался и отъелся, скучно стало.
Потом – вообще невмоготу
Стал заначивать хлеб и лепить из мякиша лица людей, фигурки животных, солдатиков каких-то - детство вспомнил. Лица, когда либо виденные, хорошо получались. Зам декана особенно.
Когда ему дали бумагу и карандаш, полый восторг испытал, как внутренний эмоциональный  фонтан забил! Стал рисовать! Раньше б никогда и не поверил, что на такое способен.
Теперь без этого не может. Если в руках карандаш и есть какая-то поверхность, он начинает рисовать рефлекторно. «Я – говорит, - вижу уже нарисованное, только не ярко. Ничего не могу с собой поделать. Пока не проявлю, не успокоюсь».
Талант в товарище пробудился, а, может, психоз какой-то, тут как посмотреть.
Пока мы курили в коридоре, он на крашенной масленой краской стене цвета детской неожиданности простым карандашом нарисовал Монну Лизу Леонардо да Винчи – да как здорово! Между делом нарисовал, по памяти, не отвлекаясь от беседы.

Так мой товарищ пропущенную сессию и не сдавал, ушел из института с третьего курса. Хотя, мог бы сдать запросто, я думаю. Говорили, что поступил в художественное училище, не знаю.

Несколько лет спустя я снова зашел в свое бывшее общежитие. Оно похорошело после недавнего ремонта. Современная отделка, гипрок, подвесные потолки – не общага, а пятизвездочный отель! Поднялся я на свой этаж, заглянул в бывшую свою комнату, обозрел коридор и… обомлел! Там, у окна, где мы курили в последний раз с моим другом в гипроке была вырезана квадратная дыра. В дыру виднелась деревянная рамка, прибитая прямо к крашенной масляной краской  стене…
Из рамки, как из прошлого, мне загадочно улыбалась Монна Лиза.
 


Рецензии
Добрый день, Альвидас! Спасибо за интересную миниатюру. Вполне может быть, что от одиночества он стал рисовать, и открыл в себе талант к этому. Я в детстве тоже часто оставалась одна и что было делать? Только рисовать. Вот этим я и занималась, и полюбила рисование.
С уважением,


Людмила Каштанова   18.04.2023 09:44     Заявить о нарушении
Это точно. Одиночество - прекрасная вещь, если называть его уединением - раскрывает скрытые таланты.
С ув.,

Альвидас Ачюс   18.04.2023 10:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.