Живут в душе воспоминания
Много лет маршрут проходил через Волгоград. В молодости в отпуск отправлялись из Оренбурга к моим родителям в Балашов. Затем в хутор Остров, к родителям мужа. Володя был геологом. График наших отпусков не всегда совпадал. Тогда мы с дочкой вдвоем продолжали поездки. Вначале в Балашов, затем поездом до станции Мариновка. Автобусом до города Калач на Дону. Следующим автобусом паромной переправой через Дон в хутор. Проще стало после строительства моста через Дон.
В хуторе нас всегда ждали родители Володи, донские казаки. Папа - Иосиф Васильевич. Высокий худощавый казак. Из-за болезни его не призывали в армию. На его лице всегда лучились глаза с застывшей в них смешинкой. На голове густые черные волосы, седые виски. Позднее, точно такие же волосы и виски были у его сына Владимира. Обрамляли лицо седые усы и борода. Всегда был в рубашке с длинным рукавом, аккуратно заправленной в брюки. Он напоминал интеллигента-разночинца середины 19 века. Или крестьянина - интеллигента 20 века. Таким я его считала и обычно так называла.
Рядом с ним постоянно мама Антонина Ивановна. Приземистая, полноватая. С улыбчивым округлым лицом. С густыми волнистыми темно-русыми волосами. Они всегда были собраны у нее на затылке в пучок. В длинной широкой юбке и кофте, одетой сверху. На голове светлый платочек. Приезжали жарким летом. У них большой огород, сад. Рядом река Лиска с рыбой и раками, купанием в ней.
С переездом в Балашов, хутор на время остался в нашем маршруте. Через пару лет и родители перебрались в Калач на Дону в маленький уютный домик недалеко от Дона. Стало комфортнее всем. Родители получили в городе удобства цивилизации. Маше стало легче на выходные добираться из Волгограда. Фене достаточно сесть на городской автобус. А мы ежегодно приезжали летом на своем автомобиле.
За рулем Володя. Рядом я. Сзади до окончания учебы в школе дочка. Муж экономил время в дороге. Снижал скорость во время перекуса. Брал управление машиной в одну руку. В другую получал котлету, картошку, помидор или огурец, холодный чай из термоса.
Родители встречали на пороге нового дома. Вели в сад за яблоками, грушами, абрикосами, ремонтантной клубникой. Затем следовали хозяйственные дела по ремонту дома, консервация. Встречи с многочисленными родственниками. К Фене и ее мужу Саше ехали в другой конец города. Через улицу встречались с дядей Назаром и тетей Аней. Чуть дальше от них с двоюродным братом Артемом и Марией. Ближе к Дону с семейством тети Жени. В центре города с тетей Полей…
Ежедневно по горячему песку улиц и переулков ходили купаться на Дон. У самого берега реки останавливались у памятника - обелиска воинам, погибшим за освобождение города Воинской Славы Калача на Дону.
В двух десятках километров от Калача за Доном хутор Остров. Там в годы войны в немецкой оккупации несколько месяцев находились папа и мама с детьми. Семнадцатилетнюю дочку Феню приходилось прятать по балкам и оврагам от посягательств оккупантов. Защищать малолетнего Володю. Слава Богу, все уцелели. После войны у родителей появилась дочь Мария. Им на радость. Она стала родной сестрой мне навсегда.
Время пролетело как одно мгновение. Живу в Саратове. Нет в живых мужа. А я продолжаю ездить в Волгоград. Встречаюсь и с теми, с кем виделись в Калаче на Дону, и с новыми родственниками. В Волгограде встретят, обменяемся друг с другом добрыми словами или просто помолчим вместе. Поддержим друг друга в трудной жизненной ситуации. И расстояния - не помеха. Сожалею, 3 - 4 дня жаркого лета ограничат поездку Волгоградом. Но есть Маша, Петр, семья Юрия, Оли. Они найдут время навестить многочисленных родственников, ушедших в мир иной в Калаче на Дону. Воздадут всем им дань памяти за себя и за нас.
В Волгограде встречают тепло. Так же гостеприимны, как донские казаки и казачки. Так было многие годы. Традиция, к счастью, сохранилась и в 21 веке. Август 2016 года.
Свидетельство о публикации №216082601213